Социальная защита военнослужащих (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
|
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Правовые и организационные основы социальной защиты военнослужащих и членов их семей 7
1.1 Обзор законодательства о социальной защите военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей 7
1.2 Статус военнослужащего, его основные права, свободы и гарантии 13
Глава 2. Организационные основы социальной защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей 25
2.1 Вопросы социальной защиты военнослужащих, задействованных в специальных задачах в условиях вооруженных конфликтов 25
2.2 Организация социальной защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей в Российской Федерации 34
2.3 Анализ работы Военного Комиссариата г. Кирова по социальной защите военнослужащих 41
2.4 Проблемы реализации законодательства о социальной защите военнослужащих 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
Глава 1. Правовые и организационные основы социальной защиты военнослужащих и членов их семей 7
1.1 Обзор законодательства о социальной защите военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей 7
1.2 Статус военнослужащего, его основные права, свободы и гарантии 13
Глава 2. Организационные основы социальной защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей 25
2.1 Вопросы социальной защиты военнослужащих, задействованных в специальных задачах в условиях вооруженных конфликтов 25
2.2 Организация социальной защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей в Российской Федерации 34
2.3 Анализ работы Военного Комиссариата г. Кирова по социальной защите военнослужащих 41
2.4 Проблемы реализации законодательства о социальной защите военнослужащих 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
Актуальность данного исследования вызвана тем, что в официальных документах государства всё больше акцентируется внимание на социальной составляющей его деятельности. При формировании приоритетов развития всё более значимыми становятся человеческие потребности, рассматриваемые как высшие ценности общества. Это приводит к формированию государственной социальной политики, учитывающей интересы граждан. Важным аспектом функционирования развивающегося общества становится создание и улучшение эффективной системы социальной защиты. Основная цель этой системы заключается в предоставлении всесторонней, как разовой, так и постоянной, помощи людям или группам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Это направлено на обеспечение их полной самореализации и улучшение качества жизни.
Изучая федеральные законы, касающиеся социального обеспечения, страхования, профессионального ориентирования и трудоустройства военнослужащих и их семей, можно оценить уровень социально-правовой защиты этой группы населения. Применяя разнообразные исследовательские подходы, можно выявить несоответствия между теоретическими социально-правовыми нормами и фактической помощью и поддержкой, которую получают эти граждане.
Защита Родины представляет собой долг и обязанность каждого гражданина Российской Федерации. Служба в армии является специфической формой государственной службы, подразумевающей исполнение своей воинской обязанности на основании законодательства в составе Вооруженных Сил РФ либо других воинских формирований. Эта форма службы является наиболее активным способом выполнения гражданином своего долга по защите страны.
Порядок прохождения военной службы определяется законодательством и другими нормативными актами. К ключевым документам относятся Конституция Российской Федерации, федеральный закон «Об обороне», федеральный закон «О воинской обязанности и воинской службе», закон «О статусе военнослужащих», основные положения Военной доктрины РФ, а также общевойсковые уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Таким образом, значимость данного исследования заключается в глубоком анализе теоретических основ социального обслуживания как военных служащих, так и их семей.
Объектом исследования является общественные отношения, связанные с социальной защитой военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей.
Предметом исследования являются законодательные нормы, касающиеся правовых аспектов социальной защиты военнослужащих, а также бывших военнослужащих и членов их семей в Российской Федерации. Кроме того, рассматриваются условия и обстоятельства, влияющие на результативность такой защиты.
Научной целью данного исследования является проведение анализа правовых и организационных аспектов системы социальной защиты военных в России и конкретно в Кировской области.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
- осуществить анализ законодательства, регулирующего правовые аспекты социальной защиты военнослужащих, уволенных с военной службы и их семей в Российской Федерации;
- исследовать статус военнослужащих, находящихся на службе;
- изучить вопросы социальной поддержки военнослужащих, выполняющих специальные задачи в условиях вооружённых конфликтов;
- проанализировать систему социальной защиты военнослужащих, уволенных с военной службы и их родственников в Российской Федерации;
- оценить работу Военного комиссариата города Кирова в сфере социальной защиты военнослужащих;
- выявить проблемы, связанные с реализацией законодательства о социальной защите военнослужащих.
В данной работе применялись методы, включающие анализ и синтез. При выполнении исследовательских задач мы использовали возможности системной методологии, а также прибегали к комплексной методологии и методам прогнозирования.
Теоретико-методологической основой исследования являются критерии и показатели социального обслуживания контрактников, описанные в трудах таких авторов, как В.Д. Альперович, Т.А. Александрова, Д.С. Макарычева, Т.В. Черпухина и Т.В. Чуянов. Методологическую основу исследования составляют работы Беленькой И.Г., О.В. Красновой, Е.И. Холостовой, Сорвиной А.С., Курбатовой В.И. и других специалистов, включая В.Д. Альперовича.
Нормативно-правовую базу исследования составляют следующие документы: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон № 61-ФЗ от 31.05.1996 «Об обороне», Федеральный закон № 53-ФЗ от 28.03.1998 «О воинской обязанности и воинской службе», Федеральный закон № 76-ФЗ от 27.05.1998 «О статусе военнослужащих», Основы Военной доктрины Российской Федерации, утвержденные Президентом РФ 25.12.2014 № Пр-2976, и Общевойсковые уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и библиографического списка.
Изучая федеральные законы, касающиеся социального обеспечения, страхования, профессионального ориентирования и трудоустройства военнослужащих и их семей, можно оценить уровень социально-правовой защиты этой группы населения. Применяя разнообразные исследовательские подходы, можно выявить несоответствия между теоретическими социально-правовыми нормами и фактической помощью и поддержкой, которую получают эти граждане.
Защита Родины представляет собой долг и обязанность каждого гражданина Российской Федерации. Служба в армии является специфической формой государственной службы, подразумевающей исполнение своей воинской обязанности на основании законодательства в составе Вооруженных Сил РФ либо других воинских формирований. Эта форма службы является наиболее активным способом выполнения гражданином своего долга по защите страны.
Порядок прохождения военной службы определяется законодательством и другими нормативными актами. К ключевым документам относятся Конституция Российской Федерации, федеральный закон «Об обороне», федеральный закон «О воинской обязанности и воинской службе», закон «О статусе военнослужащих», основные положения Военной доктрины РФ, а также общевойсковые уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Таким образом, значимость данного исследования заключается в глубоком анализе теоретических основ социального обслуживания как военных служащих, так и их семей.
Объектом исследования является общественные отношения, связанные с социальной защитой военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей.
Предметом исследования являются законодательные нормы, касающиеся правовых аспектов социальной защиты военнослужащих, а также бывших военнослужащих и членов их семей в Российской Федерации. Кроме того, рассматриваются условия и обстоятельства, влияющие на результативность такой защиты.
Научной целью данного исследования является проведение анализа правовых и организационных аспектов системы социальной защиты военных в России и конкретно в Кировской области.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
- осуществить анализ законодательства, регулирующего правовые аспекты социальной защиты военнослужащих, уволенных с военной службы и их семей в Российской Федерации;
- исследовать статус военнослужащих, находящихся на службе;
- изучить вопросы социальной поддержки военнослужащих, выполняющих специальные задачи в условиях вооружённых конфликтов;
- проанализировать систему социальной защиты военнослужащих, уволенных с военной службы и их родственников в Российской Федерации;
- оценить работу Военного комиссариата города Кирова в сфере социальной защиты военнослужащих;
- выявить проблемы, связанные с реализацией законодательства о социальной защите военнослужащих.
В данной работе применялись методы, включающие анализ и синтез. При выполнении исследовательских задач мы использовали возможности системной методологии, а также прибегали к комплексной методологии и методам прогнозирования.
Теоретико-методологической основой исследования являются критерии и показатели социального обслуживания контрактников, описанные в трудах таких авторов, как В.Д. Альперович, Т.А. Александрова, Д.С. Макарычева, Т.В. Черпухина и Т.В. Чуянов. Методологическую основу исследования составляют работы Беленькой И.Г., О.В. Красновой, Е.И. Холостовой, Сорвиной А.С., Курбатовой В.И. и других специалистов, включая В.Д. Альперовича.
Нормативно-правовую базу исследования составляют следующие документы: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон № 61-ФЗ от 31.05.1996 «Об обороне», Федеральный закон № 53-ФЗ от 28.03.1998 «О воинской обязанности и воинской службе», Федеральный закон № 76-ФЗ от 27.05.1998 «О статусе военнослужащих», Основы Военной доктрины Российской Федерации, утвержденные Президентом РФ 25.12.2014 № Пр-2976, и Общевойсковые уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и библиографического списка.
Законодательство Российской Федерации предоставляет военнослужащим по контракту и их семьям разнообразные социальные и правовые гарантии. Эти гарантии охватывают период службы, а также после завершения службы. Основные аспекты в этом контексте включают:
1. Жилищные гарантии:
- Военнослужащие имеют право на жилье, которое предоставляется в форме служебного жилого помещения.
- После 10 лет службы (или в установленный другой срок) военнослужащие могут претендовать на получение постоянного жилья или жилищной субсидии.
2. Медицинское обеспечение:
- Военнослужащие и члены их семей обеспечиваются бесплатной медицинской помощью в ведомственных медицинских учреждениях.
- После увольнения военнослужащие могут продолжать пользоваться бесплатной медицинской помощью на определенных условиях.
3. Социальные выплаты и пособия:
- Военнослужащие имеют право на социальные выплаты, включающие боевые выплаты, надбавки за выслугу лет и прочие льготы.
- Семьям военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, также полагаются пособия и компенсации.
4. Пенсионное обеспечение:
- Военнослужащие имеют право на военную пенсию по выслуге лет при достижении определенного срока службы (обычно 20 лет или больше).
- Порядок исчисления пенсии и дополнительные льготы для ветеранов военной службы регламентируются отдельными законодательными актами.
5. Образование и профессиональная подготовка:
- Военнослужащие могут получить дополнительное профессиональное образование по линии Министерства обороны.
- Их дети имеют преимущества при поступлении в военные вузы и вузы с военной кафедрой.
6. Правовая защита:
- Военнослужащие защищены от незаконных увольнений и имеют право на обжалование неправомерных решений командования.
- Им предоставляются адвокатские услуги и правовая помощь на льготных условиях.
Эти нормы регламентируются Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и другими правовыми актами, которые в совокупности обеспечивают широкую социальную защиту и правовые гарантии для данной категории граждан.
Принятие закона — это только первый шаг на длинном пути к реальным изменениям. Закон может быть прекрасно написан и продуман, однако без эффективного и четкого механизма правоприменения его возможности ограничены.
Чтобы закон заработал, необходимо следующее:
- Разработка подзаконных актов: Для реализации положений закона часто требуется разработка конкретных норм и инструкций, которые будут регулировать детали его применения на практике.
- Обучение и информирование: Военнослужащие и лица, ответственные за применение закона, должны быть подробно проинформированы и обучены новым правилам и процедурам.
- Мониторинг и контроль: Необходимо создать механизмы независимого мониторинга и контроля за соблюдением закона. Это может включать внутренние и внешние аудиты, общественный надзор и другие формы контроля.
- Юридическая поддержка: Важно обеспечить доступ военнослужащих к качественной юридической помощи для защиты их прав и интересов в случае конфликтных ситуаций.
- Обратная связь и корректировка: На основе практического опыта применения закона необходимо регулярно собирать информацию и вносить корректировки, если выявляются недостатки или проблемы.
- Ответственность и санкции: Для эффективного правоприменения должны быть предусмотрены меры ответственности за нарушение закона, включая как административные, так и уголовные санкции.
Только при наличии всех этих компонентов можно ожидать, что новый закон действительно начнет работать на благо военнослужащих и будет способствовать решению поставленных задач .
В области социальной поддержки военнослужащих можно рассмотреть следующие меры для усовершенствования системы: введение новых стандартов профессиональной ориентации для вооруженных сил; передача основной ответственности за социальную защиту военнослужащих на командиров и местное руководство; создание специализированных отделов или должностей в военных гарнизонах; установление законных оснований для самостоятельной защиты прав военнослужащих.
В целом, следует стремиться к совершенствованию нормативно-правовой базы по различным аспектам социальной защиты военнослужащих, включая сферу жилья, здравоохранения, образования и пенсионного обеспечения. Необходимо также усилить информирование военнослужащих о правовых нормах и мониторинг соблюдения этих норм. Для повышения эффективности следует предложить более действенные правовые стимулы и ограничения, направленные на обеспечение законности в социальной защите военнослужащих.
Например, если обратить внимание на жилищный вопрос, который остается одной из наиболее острых проблем для военнослужащих и их семей, видно, что экономические кризисы негативно влияют на строительство жилья для вооруженных сил Российской Федерации. В результате недостатка служебных квартир, многие семьи военнослужащих оказываются без жилья.
Таким образом, необходимо принять конкретные меры для решения этих проблем и повышения эффективности социальной поддержки военных. Принудительная аренда жилья у частных владельцев значительно уменьшает бюджеты граждан. Строительство служебного жилья для военных ведется, но в недостаточных количествах . Важно также обратить внимание на еще одну значимую проблему — социальное обеспечение военнослужащих и их семей в быту. В военных гарнизонах остро не хватает детских садов и школ. Аналогичная ситуация наблюдается с медицинскими и культурными учреждениями.
Исходя из вышесказанного, следует посоветовать законодателям усилить меры контроля и надзора в данной области, а также разработать новые или расширить существующие программы социальной поддержки для военных и их семей. Это крайне необходимые меры, несмотря на значительные бюджетные расходы. Именно эти негативные факторы часто препятствуют выполнению служебных обязанностей военными, что крайне нежелательно. Конфликтов между потребностями общества и государства не должно быть, особенно в таких специфических силовых структурах, как Вооруженные Силы Российской Федерации. Создание эффективной социальной системы поддержки военнослужащих и их семей тесно связано с национальной обороной.
1. Жилищные гарантии:
- Военнослужащие имеют право на жилье, которое предоставляется в форме служебного жилого помещения.
- После 10 лет службы (или в установленный другой срок) военнослужащие могут претендовать на получение постоянного жилья или жилищной субсидии.
2. Медицинское обеспечение:
- Военнослужащие и члены их семей обеспечиваются бесплатной медицинской помощью в ведомственных медицинских учреждениях.
- После увольнения военнослужащие могут продолжать пользоваться бесплатной медицинской помощью на определенных условиях.
3. Социальные выплаты и пособия:
- Военнослужащие имеют право на социальные выплаты, включающие боевые выплаты, надбавки за выслугу лет и прочие льготы.
- Семьям военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, также полагаются пособия и компенсации.
4. Пенсионное обеспечение:
- Военнослужащие имеют право на военную пенсию по выслуге лет при достижении определенного срока службы (обычно 20 лет или больше).
- Порядок исчисления пенсии и дополнительные льготы для ветеранов военной службы регламентируются отдельными законодательными актами.
5. Образование и профессиональная подготовка:
- Военнослужащие могут получить дополнительное профессиональное образование по линии Министерства обороны.
- Их дети имеют преимущества при поступлении в военные вузы и вузы с военной кафедрой.
6. Правовая защита:
- Военнослужащие защищены от незаконных увольнений и имеют право на обжалование неправомерных решений командования.
- Им предоставляются адвокатские услуги и правовая помощь на льготных условиях.
Эти нормы регламентируются Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и другими правовыми актами, которые в совокупности обеспечивают широкую социальную защиту и правовые гарантии для данной категории граждан.
Принятие закона — это только первый шаг на длинном пути к реальным изменениям. Закон может быть прекрасно написан и продуман, однако без эффективного и четкого механизма правоприменения его возможности ограничены.
Чтобы закон заработал, необходимо следующее:
- Разработка подзаконных актов: Для реализации положений закона часто требуется разработка конкретных норм и инструкций, которые будут регулировать детали его применения на практике.
- Обучение и информирование: Военнослужащие и лица, ответственные за применение закона, должны быть подробно проинформированы и обучены новым правилам и процедурам.
- Мониторинг и контроль: Необходимо создать механизмы независимого мониторинга и контроля за соблюдением закона. Это может включать внутренние и внешние аудиты, общественный надзор и другие формы контроля.
- Юридическая поддержка: Важно обеспечить доступ военнослужащих к качественной юридической помощи для защиты их прав и интересов в случае конфликтных ситуаций.
- Обратная связь и корректировка: На основе практического опыта применения закона необходимо регулярно собирать информацию и вносить корректировки, если выявляются недостатки или проблемы.
- Ответственность и санкции: Для эффективного правоприменения должны быть предусмотрены меры ответственности за нарушение закона, включая как административные, так и уголовные санкции.
Только при наличии всех этих компонентов можно ожидать, что новый закон действительно начнет работать на благо военнослужащих и будет способствовать решению поставленных задач .
В области социальной поддержки военнослужащих можно рассмотреть следующие меры для усовершенствования системы: введение новых стандартов профессиональной ориентации для вооруженных сил; передача основной ответственности за социальную защиту военнослужащих на командиров и местное руководство; создание специализированных отделов или должностей в военных гарнизонах; установление законных оснований для самостоятельной защиты прав военнослужащих.
В целом, следует стремиться к совершенствованию нормативно-правовой базы по различным аспектам социальной защиты военнослужащих, включая сферу жилья, здравоохранения, образования и пенсионного обеспечения. Необходимо также усилить информирование военнослужащих о правовых нормах и мониторинг соблюдения этих норм. Для повышения эффективности следует предложить более действенные правовые стимулы и ограничения, направленные на обеспечение законности в социальной защите военнослужащих.
Например, если обратить внимание на жилищный вопрос, который остается одной из наиболее острых проблем для военнослужащих и их семей, видно, что экономические кризисы негативно влияют на строительство жилья для вооруженных сил Российской Федерации. В результате недостатка служебных квартир, многие семьи военнослужащих оказываются без жилья.
Таким образом, необходимо принять конкретные меры для решения этих проблем и повышения эффективности социальной поддержки военных. Принудительная аренда жилья у частных владельцев значительно уменьшает бюджеты граждан. Строительство служебного жилья для военных ведется, но в недостаточных количествах . Важно также обратить внимание на еще одну значимую проблему — социальное обеспечение военнослужащих и их семей в быту. В военных гарнизонах остро не хватает детских садов и школ. Аналогичная ситуация наблюдается с медицинскими и культурными учреждениями.
Исходя из вышесказанного, следует посоветовать законодателям усилить меры контроля и надзора в данной области, а также разработать новые или расширить существующие программы социальной поддержки для военных и их семей. Это крайне необходимые меры, несмотря на значительные бюджетные расходы. Именно эти негативные факторы часто препятствуют выполнению служебных обязанностей военными, что крайне нежелательно. Конфликтов между потребностями общества и государства не должно быть, особенно в таких специфических силовых структурах, как Вооруженные Силы Российской Федерации. Создание эффективной социальной системы поддержки военнослужащих и их семей тесно связано с национальной обороной.
Подобные работы
- Социальное обеспечение сотрудников МВД России: вопросы правового регулирования (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - Система льгот для сотрудников органов внутренних дел и членов их семей: состояние и практика обеспечения реализации (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - Социальные гарантии женщинам, проходящим службу в правоохранительных органах: вопросы оптимизации (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - Социальное обеспечение сотрудников правоохранительных органов в Российской Федерации (Московский Финансово-Промышленный Университет «СИНЕРГИЯ»)
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2022 - Социальные гарантии женщин, проходящим службу в правоохранительных органах (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2022 - Социальное обеспечение сотрудников правоохранительных органов в Российской Федерации: вопросы теории и практики (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
Магистерская диссертация, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - Социальное обеспечение сотрудников правоохранительных органов в Российской Федерации: вопросы теории и практики (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025



