ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
|
Введение 5
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы личностных факторов эмоционального выгорания у педагогов средней школы 6
1.1 Проблема эмоционального выгорания в психологии 8
1.2 Факторы эмоционального выгорания 11
1.3 Особенности профессиональной деятельности педагогов 15
Выводы по первой главе 16
Глава 2 Эмпирическое исследование личностных факторов эмоционального выгорания у педагогов средней школы 18
2.1 Этапы и методы исследования 18
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 26
2.3 Психологические рекомендации по предотвращению эмоционального
выгорания педагогов средней школы 41
Выводы по второй главе 48
Заключение 54
Список использованных источников 59
Приложение А(Обязательное) Иллюстративная часть 58
Приложение Б (Справочное) Методика диагностики эмоционального
выгорания (В.В. Бойко) 60
ПриложениеВ (Справочное)Методика изучения акцентуаций личности (К. Леонгард - Г. Шмишек) 84
Приложение Г(Справочное)Тест интеллекта Н.Холл 87
Приложение Д (Справочное) Методика определения локус контроля
Дж.роттер
...89
Приложение Е (Справочное) Опросник самоотношения (В.В Столин, С.Р Пантелеев)
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы личностных факторов эмоционального выгорания у педагогов средней школы 6
1.1 Проблема эмоционального выгорания в психологии 8
1.2 Факторы эмоционального выгорания 11
1.3 Особенности профессиональной деятельности педагогов 15
Выводы по первой главе 16
Глава 2 Эмпирическое исследование личностных факторов эмоционального выгорания у педагогов средней школы 18
2.1 Этапы и методы исследования 18
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 26
2.3 Психологические рекомендации по предотвращению эмоционального
выгорания педагогов средней школы 41
Выводы по второй главе 48
Заключение 54
Список использованных источников 59
Приложение А(Обязательное) Иллюстративная часть 58
Приложение Б (Справочное) Методика диагностики эмоционального
выгорания (В.В. Бойко) 60
ПриложениеВ (Справочное)Методика изучения акцентуаций личности (К. Леонгард - Г. Шмишек) 84
Приложение Г(Справочное)Тест интеллекта Н.Холл 87
Приложение Д (Справочное) Методика определения локус контроля
Дж.роттер
...89
Приложение Е (Справочное) Опросник самоотношения (В.В Столин, С.Р Пантелеев)
Актуальность исследования. Социальная значимость выбранной темы обусловлена непростым и уникальным характером синдрома эмоционального выгорания, а также разнородностью интерпретации его причин и проявлений, требующих поиска исследовательских стратегий и создания соответствующего психологического инструментария.
Проблема эмоционального выгорания не раз рассматривалась психологами с целью выяснить факторы, критерии и профилактические меры, которые необходимо применять.
Сейчас на современном этапе, при реформе образования в России, актуальность этой проблемы обусловлена достаточно многими факторами: возрастающими требованиями к компетентности педагога, результативностью, педагогическим умениям и способам деятельности, эффективностью результатов его труда, личностным особенностям, профессиональной конкурентной способностью выпускников на рынке труда, созданием творческой обстановки в педагогическом коллективе и тому подобное.
Таким образом, в исследовании путей повышения эффективности профилактической работы школьного учреждения большое внимание необходимо уделять изучению особенностей профессиональной деятельности педагогического персонала.
Например, М. В. Борисова считает, что возможность возникновения и развития эмоционального выгорания у педагогов вызывается спецификой профессиональной деятельности, а именно, особенностями трех ее структурных компонентов - педагогической деятельности, педагогического общения, личности учителя, каждый из которых характеризуется наличием собственных эмоциогенных факторов, провоцирующих возникновение феномена выгорания.
Понятие «эмоциональное выгорание» впервые было введено в оборот американским психологом Фрейденбергом и обозначало психологическое состояние людей, интенсивно и тесно общающихся с другими. Тогда в группу попали специалисты, работающие в кризисных центрах и психиатрических клиниках. А позже в эту же группу объединили всех, кто по роду своей профессиональной деятельности постоянно общается с людьми, поэтому педагоги как никто другой подходят под эту категорию.
В работах ряда отечественных и зарубежных авторов Б.Д. Карвасарского, Г.С. Абрамовой, Л.Ф. Тихомировой, Г.И. Куценко, Е.И. Сошникова, Б.Н. Минчина, В.П. Рубана, И. Харди, Р. Калимо уделяется повышенное внимание социально-психологическим особенностям профессиональной адаптации работников к условиям деятельности.
Многие отечественные и зарубежные исследователи подчеркивали актуальность эмоционального выгорания, среди этих ученых: В.А. Бодров, К.М. Гуревич, И.Д. Карцев, Л.Ф. Халдеева, К.Э. Павлович, М.И. Горбунова, Д.В. Смирнов, Д.Е. Стюрина, Г.Г. Шиханцев, В.В. Романов, Г.С. Никифоров, Е.А. Москалева, Л.Н. Собчик и многие другие.
Цель исследования: выявить и охарактеризовать личностные факторы эмоционального выгорания у педагогов средней школы.
Объектом исследования является: факторы эмоционального выгорания.
Предмет исследования: личностные факторы эмоционального выгорания у педагогов средней школы.
Гипотеза: мы предполагаем, что существуют взаимосвязи между личностными особенностями и симптомами эмоционального выгорания у педагогов средней школы.
Достижение поставленной цели и проверки гипотезы предполагает решение следующих задач:
1) провести теоретический анализ проблемы эмоционального выгорания у педагогов средней школы;
2) организовать и провести эмпирическое исследование по проблеме эмоционального выгорания у педагогов средней школы;
3) проанализировать результаты эмпирического исследования;
4) разработать рекомендации.
Теоретико-методологические основы исследования:
1) теории субъектного подхода (Г.С. Никифоров, О.А. Конопкин,
Л.Г. Дикая и другие);
2) теории личностного подхода (С.Л. Рубинштейн);
3) психологические концепции личности и ее становления в процессе профессиональной деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготскийи другие);
4) структурный подход (Е.В. Шорохов);
5) концепция способностей (В.Д. Шадриков);
6) концепции комплексного изучения структуры и проявлений феномена эмоционального выгорания (В.В. Бойко, К. Маслач, С. Джексон, А.Пинес, Е.Аронзон, В. Шауфелли, Д. Дирендонк, Б. Перлман,Е.А. Хартман,М. Буриш и другие);
7) теория личностно-ориентированного, гуманистического образования (Д.А. Белухин, И.Д. Демакова, В.И. Додонов, М.Н. Кларин, А.И. Савостьянов и другие).
Методы исследования:
1) теоретические (анализ научной литературы по проблеме исследования);
2) эмпирические методы (метод тестирования);
3) метод математической статистики (Сравнительный анализ по коэффициенту ранговой корреляции Спирмена)
Был подобран пакет диагностических методик: методика диагностики эмоционального выгорания В.В. Бойко, методика изучения акцентуаций личности К. Леонгард - Г. Шмишек, тест эмоционального интеллекта Н. Холла, методика определения локуса контроля Дж. Роттера, опросник самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантелеева.
База исследования: МБОУ СОШ № 46. Общее число респондентов: 50.МБОУ СОШ №46 расположена на адресу: Россия, Красноярский край, город Красноярск, Кировский район, ул. Щорса 64.
Проблема эмоционального выгорания не раз рассматривалась психологами с целью выяснить факторы, критерии и профилактические меры, которые необходимо применять.
Сейчас на современном этапе, при реформе образования в России, актуальность этой проблемы обусловлена достаточно многими факторами: возрастающими требованиями к компетентности педагога, результативностью, педагогическим умениям и способам деятельности, эффективностью результатов его труда, личностным особенностям, профессиональной конкурентной способностью выпускников на рынке труда, созданием творческой обстановки в педагогическом коллективе и тому подобное.
Таким образом, в исследовании путей повышения эффективности профилактической работы школьного учреждения большое внимание необходимо уделять изучению особенностей профессиональной деятельности педагогического персонала.
Например, М. В. Борисова считает, что возможность возникновения и развития эмоционального выгорания у педагогов вызывается спецификой профессиональной деятельности, а именно, особенностями трех ее структурных компонентов - педагогической деятельности, педагогического общения, личности учителя, каждый из которых характеризуется наличием собственных эмоциогенных факторов, провоцирующих возникновение феномена выгорания.
Понятие «эмоциональное выгорание» впервые было введено в оборот американским психологом Фрейденбергом и обозначало психологическое состояние людей, интенсивно и тесно общающихся с другими. Тогда в группу попали специалисты, работающие в кризисных центрах и психиатрических клиниках. А позже в эту же группу объединили всех, кто по роду своей профессиональной деятельности постоянно общается с людьми, поэтому педагоги как никто другой подходят под эту категорию.
В работах ряда отечественных и зарубежных авторов Б.Д. Карвасарского, Г.С. Абрамовой, Л.Ф. Тихомировой, Г.И. Куценко, Е.И. Сошникова, Б.Н. Минчина, В.П. Рубана, И. Харди, Р. Калимо уделяется повышенное внимание социально-психологическим особенностям профессиональной адаптации работников к условиям деятельности.
Многие отечественные и зарубежные исследователи подчеркивали актуальность эмоционального выгорания, среди этих ученых: В.А. Бодров, К.М. Гуревич, И.Д. Карцев, Л.Ф. Халдеева, К.Э. Павлович, М.И. Горбунова, Д.В. Смирнов, Д.Е. Стюрина, Г.Г. Шиханцев, В.В. Романов, Г.С. Никифоров, Е.А. Москалева, Л.Н. Собчик и многие другие.
Цель исследования: выявить и охарактеризовать личностные факторы эмоционального выгорания у педагогов средней школы.
Объектом исследования является: факторы эмоционального выгорания.
Предмет исследования: личностные факторы эмоционального выгорания у педагогов средней школы.
Гипотеза: мы предполагаем, что существуют взаимосвязи между личностными особенностями и симптомами эмоционального выгорания у педагогов средней школы.
Достижение поставленной цели и проверки гипотезы предполагает решение следующих задач:
1) провести теоретический анализ проблемы эмоционального выгорания у педагогов средней школы;
2) организовать и провести эмпирическое исследование по проблеме эмоционального выгорания у педагогов средней школы;
3) проанализировать результаты эмпирического исследования;
4) разработать рекомендации.
Теоретико-методологические основы исследования:
1) теории субъектного подхода (Г.С. Никифоров, О.А. Конопкин,
Л.Г. Дикая и другие);
2) теории личностного подхода (С.Л. Рубинштейн);
3) психологические концепции личности и ее становления в процессе профессиональной деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготскийи другие);
4) структурный подход (Е.В. Шорохов);
5) концепция способностей (В.Д. Шадриков);
6) концепции комплексного изучения структуры и проявлений феномена эмоционального выгорания (В.В. Бойко, К. Маслач, С. Джексон, А.Пинес, Е.Аронзон, В. Шауфелли, Д. Дирендонк, Б. Перлман,Е.А. Хартман,М. Буриш и другие);
7) теория личностно-ориентированного, гуманистического образования (Д.А. Белухин, И.Д. Демакова, В.И. Додонов, М.Н. Кларин, А.И. Савостьянов и другие).
Методы исследования:
1) теоретические (анализ научной литературы по проблеме исследования);
2) эмпирические методы (метод тестирования);
3) метод математической статистики (Сравнительный анализ по коэффициенту ранговой корреляции Спирмена)
Был подобран пакет диагностических методик: методика диагностики эмоционального выгорания В.В. Бойко, методика изучения акцентуаций личности К. Леонгард - Г. Шмишек, тест эмоционального интеллекта Н. Холла, методика определения локуса контроля Дж. Роттера, опросник самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантелеева.
База исследования: МБОУ СОШ № 46. Общее число респондентов: 50.МБОУ СОШ №46 расположена на адресу: Россия, Красноярский край, город Красноярск, Кировский район, ул. Щорса 64.
Проведенный нами теоретический анализ литературы по исследованию эмоционального выгорания показал, что эмоциональное выгорание это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических физических и личностных ресурсов работающего человека.
Также мы выяснили, что эмоциональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без «разрядки» или «освобождения» от них. Профессиональное выгорание обычно ведет к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов человека.
Еще один важный аспект этой проблемы который хотелось бы упомянуть: «эмоциональное выгорание», как правило, является следствием неконструктивного общения с коллегами и руководством. Хороший климат внутри коллектива, чувство достаточной эмоциональной поддержки коллег и администрации - это очень сильный и мощный ресурс устранения и предупреждения профессионального стресса и эмоционального выгорания.
Ведь чувство защищенности в коллективе, наличие надежной опоры среди коллег, возможность доверительно обсуждать вопросы, связанные со стрессом в работе, позволяют снизить напряженность, тревогу, а также нередкие агрессивные проявления.
Последствиями эмоционального выгорания могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными и, в первую очередь, с детьми. Под воздействием эмоционального выгорания усиливаются тревожность, раздражительность, появляется агрессивность, изменяется стиль общения педагога с детьми. Чаще стиль общения становится авторитарным или либерально-попустительским, а это приводит к нарушению благоприятной психологической обстановки в группе.
Мы также выделили факторы эмоционального выгорания педагогов:
Внешние факторы:
1) специфика профессиональной педагогической деятельности (необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, стаж работы);
2) организационный фактор: перегруженность рабочей недели;
напряженный и ответственный характер работы; служебные неприятности; неудовлетворенность работой: отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам; демократические преобразования в области образования, приведшие к изменению взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса; неблагополучная атмосфера в педагогическом коллективе: однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.
И внутренние:
1) коммуникативный фактор: отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией; неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации;
2) ролевой и личностный фактор (индивидуальный): тяжелые заболевания
близких, материальные затруднения, личностная неустроенность, плохие взаимоотношения между супругами, отсутствие нормальных жилищных условий, недостаток внимания, уделяемого домочадцами. Неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 46. Общее число респондентов: 60. МБОУ СОШ №46 расположена на адресу: Россия, Красноярский край, город Красноярск, Кировский район, ул. Щорса 64.
Поскольку тема нашего исследования была личностные факторы эмоционального выгорания у педагогов средней школы , нами были использованы следующие методики Л
Методика диагностики эмоционального выгорания В.В. Бойко, методика изучения акцентуаций личности К. Леонгард - Г. Шмишек, тест эмоционального интеллекта Н. Холла, методика определения локуса контроля Дж. Роттера, опросник самоотношения В.В. Столина.
По результатам корреляционного анализа нами было выявлены факторы препятствующие выгоранию (отрицательные корреляции):
1) фактор самомотивации в эмоциональном интеллекте (Н, Холл);
2) фактор самоуважения в самоотношении (В.В. Столин).
Также были выявлены факторы способствующие выгоранию (положительные корреляции):
1) область семейных отношений (Дж. Роттер);
2) циклотимный тип акцентуации по К. Леонгарду;
3) гипертимный тип акцентуации по К. Леонгарду;
4) эмотивный тип акцентуации по К. Леонгарду.
По результатам исследования эмоционального выгорания В.В Бойко мы разделили педагогов на 2 группы:
1 группа - высокий уровень эмоционального выгорания (все симптомы сложились) - 6 человек.
2 группа - низкий уровень эмоционального выгорания (симптомы либо не сложились, либо находились в состоянии складывающегося симптома) - 44 человека. Эмоциональное выгорание исследовалось с помощью методики Бойко. Уровень эмоционального выгорания при сопоставлении фаз развития синдрома развит у двух групп только в фазе «резистенция», в фазах «истощение», где различие у первой группы на 26 баллов выше, а фаза «резистенция» на целых 20 баллов выше чем во второй группе испытуемых. Фаза "напряжение" различается на 10,5 баллов, она сопровождается ощущением тревожности и снижением настроения. Большинство испытуемых со сформировавшимся синдромом в данной группе находятся в фазе "резистенция".
В ходе исследования мы выяснили, что различия у двух групп весьма существенные, у 1 группы (с высоким уровнем эмоционального выгорания) все симптомы сложились, а у группы 2 (с низким уровнем симптомы либо находились в состоянии складывающегося, либо не складывались).
Далее мы провели методику изучения акцентуаций личности К. Леонгарда (модификация С. Шмишека). Самые высокие показатели у педагогов данной выборки с высоким уровнем эмоционального выгорания получены по переменным: застревающий, экзальтированный, гипертимный, демонстративный тип акцентуаций характера. Самые низкие показатели по переменным: дистимический тип акцентуаций.
Мы выяснили, что для педагогов данной выборки с низким уровнем эмоционального выгорания данной выборки наиболее характерен эмотивный и застревающий тип акцентуаций характера.
Исследование социального интеллекта проводилось с помощью методики Холла. Мы выявлены различия по показателям исследования эмоционального интеллекта у испытуемых с высоким и низким уровнем эмоционального выгорания (1 и 2 группа). У 2 группы испытуемых высокий интеллект на 5% больше, чем у 1 группы, а низкий показатель на 5% меньше, чем у 1 группы.
Уровень субъективного контроля изучался с помощью методики Роттера. Мы выяснили, что педагоги средней школы с низким уровнем эмоционального выгорания (2 группа), более склонны брать на себя ответственность за происходящее в их жизни в области достижений, область неудач, семейные отношения, производств отношения, область здоровья, а не перекладывать ответственность на других людей или обстоятельства.
Исследование самоотношения было произведено с помощью методики Столина. Показатели педагогов средней школы с низким уровнем эмоционального выгорания выше показателей педагогов средней школы с высоким уровнем эмоционального выгорания. Наиболее важным для педагогов данной выборки с низким уровнем эмоционального выгорания, как нам кажется, является самопонимание, самопринятие, самоуверенность и саморуководство.
Нами были разработаны тренинги в количестве 12 занятий, направленных на психологическую коррекцию эмоционального состояния посредством арт- терапии как способа гармонизации личности.
Были даны следующие рекомендации по профилактики эмоционального выгорания:
Занятие антистрессовым дыханием. В любой стрессовой ситуации, в первую очередь, сконцентрируйтесь на дыхании:
Медленно выполните глубокий вдох, на пике вдоха, на миг задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее.
Постарайтесь представить себе, что с каждым вдохом, вы наполняетесь энергией, свежестью и легкостью, а с каждым выдохом, избавляетесь от неприятностей и напряжения.
Аутогенная тренировка. В основе этого метода лежит применение специальных формул самовнушения, позволяющих оказывать воздействие на происходящие в организме процессы, в том числе не поддающиеся контролю в обычных условиях.
Составьте фразы - внушения, направленные на достижение определенных лично значимых целей, повторяйте эти фразы по несколько раз находясь в состоянии глубокого расслабления.
Обязательная медитация. Процесс медитирования предполагает достаточно длительное размышление о каком-то предмете или явлении в состоянии углубленной сосредоточенности психики и ума. Этот метод отличается простотой и разнообразием техник. Медитация позволяет эффективно защитить себя от стресса: снять мышечное напряжение, нормализовать пульс, дыхание, избавиться от чувства страха и тревоги.
И йога ведь это система укрепления и сохранения здоровья человека. Дает рекомендации по здоровому образу жизни. Условия здоровой жизни: стрессоустойчивость, психическое равновесие.
Цель йога - развить такие качества организма, которые позволяют понять действительность и утвердить самосознание, поддерживая здоровое функционирование мозга и психики.
Упражнения ориентированы на развитие здоровья человека, в то числе, укрепление памяти, раскрытие умственных способностей, воспитание терпения и воли, обретения навыков управления своими настроениями и эмоциями.
А также релаксация. Если мышцы расслаблены человек находится в состоянии полного душевного покоя. Мышечное расслабление - релаксацию используют для борьбы с состояниями тревоги и эмоциональной напряженности, а также для предупреждения их возникновения. Полное расслабление достигается путем сильного напряжения и последующего расслабления определенных групп мышц.
Упражнение: «Пять точек». Первоначально упражнение выполняется в положении лежа, после предварительной релаксации (по мере тренированности - в произвольной позе). Внимание и вместе с ним дыхание направляются на область тела, соответствующую одной из перечисленных «границ». Внимание удерживается в заданной области в течение нескольких минут. Наблюдайте, как с каждым выдохом дыхание «передается» в выбранные участки тела, постепенно создавая в них ощущение тепла, «энергии». Через 3 - 5 минут переключайте внимание и дыхание на следующую «граничную» область. После того как будут пройдены все три «границы» по отдельности, объедините их, распределяя внимание одновременно на пять точек, соответствующих фигуре пятиконечной звезды (модификацией упражнения является направленность внимания на шесть точек, или два треугольника, соответствующих шестиконечной звезде). Важно представить, что тело как бы растягивается, вы словно становитесь выше ростом. При этом вдоль позвоночника возникает ощущение "натянутой струны". Затем представьте, что ваше тело заключено со всех сторон в непроницаемую сферическую оболочку. Мысленно постарайтесь раздвинуть этот «кокон», упираясь в него в 5 точках: кистями, стопами, макушкой головы.
Таким образом, гипотезу нашего исследования, что существуют взаимосвязи между личностными особенностями и симптомами эмоционального выгорания у педагогов средней школы, можно считать доказанной.
Также мы выяснили, что эмоциональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без «разрядки» или «освобождения» от них. Профессиональное выгорание обычно ведет к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов человека.
Еще один важный аспект этой проблемы который хотелось бы упомянуть: «эмоциональное выгорание», как правило, является следствием неконструктивного общения с коллегами и руководством. Хороший климат внутри коллектива, чувство достаточной эмоциональной поддержки коллег и администрации - это очень сильный и мощный ресурс устранения и предупреждения профессионального стресса и эмоционального выгорания.
Ведь чувство защищенности в коллективе, наличие надежной опоры среди коллег, возможность доверительно обсуждать вопросы, связанные со стрессом в работе, позволяют снизить напряженность, тревогу, а также нередкие агрессивные проявления.
Последствиями эмоционального выгорания могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными и, в первую очередь, с детьми. Под воздействием эмоционального выгорания усиливаются тревожность, раздражительность, появляется агрессивность, изменяется стиль общения педагога с детьми. Чаще стиль общения становится авторитарным или либерально-попустительским, а это приводит к нарушению благоприятной психологической обстановки в группе.
Мы также выделили факторы эмоционального выгорания педагогов:
Внешние факторы:
1) специфика профессиональной педагогической деятельности (необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, стаж работы);
2) организационный фактор: перегруженность рабочей недели;
напряженный и ответственный характер работы; служебные неприятности; неудовлетворенность работой: отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам; демократические преобразования в области образования, приведшие к изменению взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса; неблагополучная атмосфера в педагогическом коллективе: однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.
И внутренние:
1) коммуникативный фактор: отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией; неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации;
2) ролевой и личностный фактор (индивидуальный): тяжелые заболевания
близких, материальные затруднения, личностная неустроенность, плохие взаимоотношения между супругами, отсутствие нормальных жилищных условий, недостаток внимания, уделяемого домочадцами. Неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 46. Общее число респондентов: 60. МБОУ СОШ №46 расположена на адресу: Россия, Красноярский край, город Красноярск, Кировский район, ул. Щорса 64.
Поскольку тема нашего исследования была личностные факторы эмоционального выгорания у педагогов средней школы , нами были использованы следующие методики Л
Методика диагностики эмоционального выгорания В.В. Бойко, методика изучения акцентуаций личности К. Леонгард - Г. Шмишек, тест эмоционального интеллекта Н. Холла, методика определения локуса контроля Дж. Роттера, опросник самоотношения В.В. Столина.
По результатам корреляционного анализа нами было выявлены факторы препятствующие выгоранию (отрицательные корреляции):
1) фактор самомотивации в эмоциональном интеллекте (Н, Холл);
2) фактор самоуважения в самоотношении (В.В. Столин).
Также были выявлены факторы способствующие выгоранию (положительные корреляции):
1) область семейных отношений (Дж. Роттер);
2) циклотимный тип акцентуации по К. Леонгарду;
3) гипертимный тип акцентуации по К. Леонгарду;
4) эмотивный тип акцентуации по К. Леонгарду.
По результатам исследования эмоционального выгорания В.В Бойко мы разделили педагогов на 2 группы:
1 группа - высокий уровень эмоционального выгорания (все симптомы сложились) - 6 человек.
2 группа - низкий уровень эмоционального выгорания (симптомы либо не сложились, либо находились в состоянии складывающегося симптома) - 44 человека. Эмоциональное выгорание исследовалось с помощью методики Бойко. Уровень эмоционального выгорания при сопоставлении фаз развития синдрома развит у двух групп только в фазе «резистенция», в фазах «истощение», где различие у первой группы на 26 баллов выше, а фаза «резистенция» на целых 20 баллов выше чем во второй группе испытуемых. Фаза "напряжение" различается на 10,5 баллов, она сопровождается ощущением тревожности и снижением настроения. Большинство испытуемых со сформировавшимся синдромом в данной группе находятся в фазе "резистенция".
В ходе исследования мы выяснили, что различия у двух групп весьма существенные, у 1 группы (с высоким уровнем эмоционального выгорания) все симптомы сложились, а у группы 2 (с низким уровнем симптомы либо находились в состоянии складывающегося, либо не складывались).
Далее мы провели методику изучения акцентуаций личности К. Леонгарда (модификация С. Шмишека). Самые высокие показатели у педагогов данной выборки с высоким уровнем эмоционального выгорания получены по переменным: застревающий, экзальтированный, гипертимный, демонстративный тип акцентуаций характера. Самые низкие показатели по переменным: дистимический тип акцентуаций.
Мы выяснили, что для педагогов данной выборки с низким уровнем эмоционального выгорания данной выборки наиболее характерен эмотивный и застревающий тип акцентуаций характера.
Исследование социального интеллекта проводилось с помощью методики Холла. Мы выявлены различия по показателям исследования эмоционального интеллекта у испытуемых с высоким и низким уровнем эмоционального выгорания (1 и 2 группа). У 2 группы испытуемых высокий интеллект на 5% больше, чем у 1 группы, а низкий показатель на 5% меньше, чем у 1 группы.
Уровень субъективного контроля изучался с помощью методики Роттера. Мы выяснили, что педагоги средней школы с низким уровнем эмоционального выгорания (2 группа), более склонны брать на себя ответственность за происходящее в их жизни в области достижений, область неудач, семейные отношения, производств отношения, область здоровья, а не перекладывать ответственность на других людей или обстоятельства.
Исследование самоотношения было произведено с помощью методики Столина. Показатели педагогов средней школы с низким уровнем эмоционального выгорания выше показателей педагогов средней школы с высоким уровнем эмоционального выгорания. Наиболее важным для педагогов данной выборки с низким уровнем эмоционального выгорания, как нам кажется, является самопонимание, самопринятие, самоуверенность и саморуководство.
Нами были разработаны тренинги в количестве 12 занятий, направленных на психологическую коррекцию эмоционального состояния посредством арт- терапии как способа гармонизации личности.
Были даны следующие рекомендации по профилактики эмоционального выгорания:
Занятие антистрессовым дыханием. В любой стрессовой ситуации, в первую очередь, сконцентрируйтесь на дыхании:
Медленно выполните глубокий вдох, на пике вдоха, на миг задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее.
Постарайтесь представить себе, что с каждым вдохом, вы наполняетесь энергией, свежестью и легкостью, а с каждым выдохом, избавляетесь от неприятностей и напряжения.
Аутогенная тренировка. В основе этого метода лежит применение специальных формул самовнушения, позволяющих оказывать воздействие на происходящие в организме процессы, в том числе не поддающиеся контролю в обычных условиях.
Составьте фразы - внушения, направленные на достижение определенных лично значимых целей, повторяйте эти фразы по несколько раз находясь в состоянии глубокого расслабления.
Обязательная медитация. Процесс медитирования предполагает достаточно длительное размышление о каком-то предмете или явлении в состоянии углубленной сосредоточенности психики и ума. Этот метод отличается простотой и разнообразием техник. Медитация позволяет эффективно защитить себя от стресса: снять мышечное напряжение, нормализовать пульс, дыхание, избавиться от чувства страха и тревоги.
И йога ведь это система укрепления и сохранения здоровья человека. Дает рекомендации по здоровому образу жизни. Условия здоровой жизни: стрессоустойчивость, психическое равновесие.
Цель йога - развить такие качества организма, которые позволяют понять действительность и утвердить самосознание, поддерживая здоровое функционирование мозга и психики.
Упражнения ориентированы на развитие здоровья человека, в то числе, укрепление памяти, раскрытие умственных способностей, воспитание терпения и воли, обретения навыков управления своими настроениями и эмоциями.
А также релаксация. Если мышцы расслаблены человек находится в состоянии полного душевного покоя. Мышечное расслабление - релаксацию используют для борьбы с состояниями тревоги и эмоциональной напряженности, а также для предупреждения их возникновения. Полное расслабление достигается путем сильного напряжения и последующего расслабления определенных групп мышц.
Упражнение: «Пять точек». Первоначально упражнение выполняется в положении лежа, после предварительной релаксации (по мере тренированности - в произвольной позе). Внимание и вместе с ним дыхание направляются на область тела, соответствующую одной из перечисленных «границ». Внимание удерживается в заданной области в течение нескольких минут. Наблюдайте, как с каждым выдохом дыхание «передается» в выбранные участки тела, постепенно создавая в них ощущение тепла, «энергии». Через 3 - 5 минут переключайте внимание и дыхание на следующую «граничную» область. После того как будут пройдены все три «границы» по отдельности, объедините их, распределяя внимание одновременно на пять точек, соответствующих фигуре пятиконечной звезды (модификацией упражнения является направленность внимания на шесть точек, или два треугольника, соответствующих шестиконечной звезде). Важно представить, что тело как бы растягивается, вы словно становитесь выше ростом. При этом вдоль позвоночника возникает ощущение "натянутой струны". Затем представьте, что ваше тело заключено со всех сторон в непроницаемую сферическую оболочку. Мысленно постарайтесь раздвинуть этот «кокон», упираясь в него в 5 точках: кистями, стопами, макушкой головы.
Таким образом, гипотезу нашего исследования, что существуют взаимосвязи между личностными особенностями и симптомами эмоционального выгорания у педагогов средней школы, можно считать доказанной.
Подобные работы
- КОММУНИКАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ
ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Психология эмоционального выгорания педагогов в связи с
профилем преподаваемых дисциплин
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2017 - Исследование факторов выгорания педагогов высшей школы
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2021 - НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТАЖА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - Психология эмоционального выгорания педагогов в связи с
продолжительностью профессиональной деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2017 - Взаимосвязь готовности личности к изменениям и эмоционального выгорания у педагогов высшей школы
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2017 - Психологическая программа профилактики эмоционального выгорания педагогов
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2021 - ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ В ЗАВИСИМОСТИ
ОТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ЗВЕНА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2019



