ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЕ 7
1.1. Понятие мотивационной готовности к школе в современной
науке 7
1.2. Особенности мотивационной готовности детей старшего дошкольного
возраста к школе 13
1.3. Условия развития мотивационной готовности детей старшего
дошкольного возраста к школе 19
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА 2. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЕ 28
2.1. Методы и методики изучения уровня мотивационной готовности детей
старшего дошкольного возраста к школе 28
2.2. Исследование мотивационной готовности детей старшего дошкольного
возраста к школе 33
2.3. Реализация психолого-педагогических условий развития мотивационной
готовности 42
2.4. Анализ и интерпретация результатов исследования 51
Выводы по главе 2 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЕ 7
1.1. Понятие мотивационной готовности к школе в современной
науке 7
1.2. Особенности мотивационной готовности детей старшего дошкольного
возраста к школе 13
1.3. Условия развития мотивационной готовности детей старшего
дошкольного возраста к школе 19
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА 2. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЕ 28
2.1. Методы и методики изучения уровня мотивационной готовности детей
старшего дошкольного возраста к школе 28
2.2. Исследование мотивационной готовности детей старшего дошкольного
возраста к школе 33
2.3. Реализация психолого-педагогических условий развития мотивационной
готовности 42
2.4. Анализ и интерпретация результатов исследования 51
Выводы по главе 2 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ
Проблема готовности детей к обучению в школе не теряет своей остроты на всех этапах развития общества, школы, психолого¬педагогической науки и практики, особую актуальность это проблема приобретает в связи с обновлением содержания дошкольного и начального образования в условиях вариативности программ и технологий. Целевые ориентиры, описанные в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, позволяют создать модель выпускника детского сада, обладающего достаточным объемом знаний, активно применяющим их на практике, умеющим и желающим учиться, общаться с новыми людьми, строить отношения, овладевать новыми видами деятельности [1, с. 107-109].
При этом современные педагоги и родители все чаще поднимают вопрос неготовности детей к школьному обучению, а ученые спорят о возрасте начала школьного обучения и психологических качествах необходимых ребенку для поступления в школу. Однако, в одном ученые и практик сходятся однозначно - развитие готовности ребенка к школе должно происходить постепенно на протяжении всего периода дошкольного детства.
Вопросы готовности детей к школьному обучению изучались многими отечественными и зарубежными учеными: Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.Е. Журова, С.Я. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, R.Pry, A.Guillain, Ch.Hook, G.Depaul и др. В своих работах они раскрывают представления о сущности и структуре готовности детей к школе, описывают виды и компоненты готовности, раскрывают этапность их становления на всем периоде дошкольного детства, ученые разрабатывают методики, позволяющие определить уровень готовности детей к школе, предлагают рекомендации развития готовности детей к школьному обучению.
Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного этапа жизни ребенка, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность. Важным условием успешности овладения новым видом деятельности является мотивация к ее выполнению. В связи с этим проблема мотивационной готовности приобретает особое значение в структуре общей готовности ребенка к школе.
При этом именно мотивационной готовности ребенка к школе уделяется меньше всего внимания. Параметры, по которым в настоящее время оценивают степень готовности ребенка к школе остаются неизменными, несмотря на различные подходы к обучению. Анализируя научные исследования и психолого-педагогические разработки по проблеме готовности детей к школе подавляющее их большинство ориентировано на развитие интеллектуальной и эмоционально-волевой стороны готовности.
Все это позволяет сформулировать ряд противоречий между требованиями современной школы к уровню мотивационной готовности ребенка и отсутствием интереса и желанием учиться у современных дошкольников; между значимостью мотивационного компонента в общей структуре готовности к школьному обучению детей и приоритетностью развития интеллектуального и эмоционально-волевого компонентов готовности; между разнообразными подходами к обучению и неизменными параметрами готовности ребенка к школе.
Перечисленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия развития мотивационной готовности ребенка к школьному обучению в дошкольной образовательной организации.
Таким образом, актуальным становится вопрос о разработке и реализации педагогических условий, способствующих развитию мотивационной готовности детей к школьному обучению, что определило тему исследования: «Педагогические условия развития мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе».
Объект исследования - мотивационная готовность детей старшего дошкольного возраста к школе.
педагогические условия развития
мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе.
Целью исследования является обосновать и проверить результативность педагогических условий, способствующих развитию мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть сущность понятия «готовность детей к школе», определить место мотивационной готовности в общей структуре готовности детей к школе, уточнить содержательное наполнение понятия «мотивационная готовность детей к школе»;
2. характеризовать особенности и специфику мотивационной готовности ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе;
3. на основании теоретического анализа научно-методической литературы выделить о обосновать педагогические условия, способствующие развитию мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе;
4. подобрать диагностический инструментарий для определения актуального уровня развития мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению;
5. реализовать педагогические условия развития мотивационной готовности детей к школе в практике работы дошкольной образовательной организации;
6. описать результатов опытно-экспериментальной работы, раскрыть результативность педагогических условий развития мотивационной готовности детей к школе.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что развитию мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе будут способствовать совокупность следующих педагогических условий:
1. стимулирование сюжетно-ролевых игр детей на школьную тематику;
2. обогащение содержания детских игр через знакомство с произведениями художественной литературы на школьную тематику;
3. вовлечение детей в продуктивные виды детской деятельности по созданию игровых атрибутов для сюжетно-ролевых игр на школьную тематику.
В процессе исследования были использованы теоретические методы: анализ, синтез, обобщение психолого-педагогической литературы, сравнение, классификация; эмпирические методы: опрос, формирующий эксперимент, количественная и качественная обработка полученных данных.
Экспериментальной базой исследования выступило Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Красноярска. В исследовании участвовало 40 детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что материалы исследования и полученные результаты могут быть использованы педагогами и родителями в развитии мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
При этом современные педагоги и родители все чаще поднимают вопрос неготовности детей к школьному обучению, а ученые спорят о возрасте начала школьного обучения и психологических качествах необходимых ребенку для поступления в школу. Однако, в одном ученые и практик сходятся однозначно - развитие готовности ребенка к школе должно происходить постепенно на протяжении всего периода дошкольного детства.
Вопросы готовности детей к школьному обучению изучались многими отечественными и зарубежными учеными: Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.Е. Журова, С.Я. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, R.Pry, A.Guillain, Ch.Hook, G.Depaul и др. В своих работах они раскрывают представления о сущности и структуре готовности детей к школе, описывают виды и компоненты готовности, раскрывают этапность их становления на всем периоде дошкольного детства, ученые разрабатывают методики, позволяющие определить уровень готовности детей к школе, предлагают рекомендации развития готовности детей к школьному обучению.
Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного этапа жизни ребенка, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность. Важным условием успешности овладения новым видом деятельности является мотивация к ее выполнению. В связи с этим проблема мотивационной готовности приобретает особое значение в структуре общей готовности ребенка к школе.
При этом именно мотивационной готовности ребенка к школе уделяется меньше всего внимания. Параметры, по которым в настоящее время оценивают степень готовности ребенка к школе остаются неизменными, несмотря на различные подходы к обучению. Анализируя научные исследования и психолого-педагогические разработки по проблеме готовности детей к школе подавляющее их большинство ориентировано на развитие интеллектуальной и эмоционально-волевой стороны готовности.
Все это позволяет сформулировать ряд противоречий между требованиями современной школы к уровню мотивационной готовности ребенка и отсутствием интереса и желанием учиться у современных дошкольников; между значимостью мотивационного компонента в общей структуре готовности к школьному обучению детей и приоритетностью развития интеллектуального и эмоционально-волевого компонентов готовности; между разнообразными подходами к обучению и неизменными параметрами готовности ребенка к школе.
Перечисленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия развития мотивационной готовности ребенка к школьному обучению в дошкольной образовательной организации.
Таким образом, актуальным становится вопрос о разработке и реализации педагогических условий, способствующих развитию мотивационной готовности детей к школьному обучению, что определило тему исследования: «Педагогические условия развития мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе».
Объект исследования - мотивационная готовность детей старшего дошкольного возраста к школе.
педагогические условия развития
мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе.
Целью исследования является обосновать и проверить результативность педагогических условий, способствующих развитию мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть сущность понятия «готовность детей к школе», определить место мотивационной готовности в общей структуре готовности детей к школе, уточнить содержательное наполнение понятия «мотивационная готовность детей к школе»;
2. характеризовать особенности и специфику мотивационной готовности ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе;
3. на основании теоретического анализа научно-методической литературы выделить о обосновать педагогические условия, способствующие развитию мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе;
4. подобрать диагностический инструментарий для определения актуального уровня развития мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению;
5. реализовать педагогические условия развития мотивационной готовности детей к школе в практике работы дошкольной образовательной организации;
6. описать результатов опытно-экспериментальной работы, раскрыть результативность педагогических условий развития мотивационной готовности детей к школе.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что развитию мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе будут способствовать совокупность следующих педагогических условий:
1. стимулирование сюжетно-ролевых игр детей на школьную тематику;
2. обогащение содержания детских игр через знакомство с произведениями художественной литературы на школьную тематику;
3. вовлечение детей в продуктивные виды детской деятельности по созданию игровых атрибутов для сюжетно-ролевых игр на школьную тематику.
В процессе исследования были использованы теоретические методы: анализ, синтез, обобщение психолого-педагогической литературы, сравнение, классификация; эмпирические методы: опрос, формирующий эксперимент, количественная и качественная обработка полученных данных.
Экспериментальной базой исследования выступило Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Красноярска. В исследовании участвовало 40 детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что материалы исследования и полученные результаты могут быть использованы педагогами и родителями в развитии мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Теоретический анализ работ по психологии и педагогике показал, что мотивационная готовность к школе — это один из компонентов готовности ребенка к обучению в школе, который предполагает наличие не только желания ходить в школу, но и интерес к содержанию образования и учебной деятельности, желание занять новую позицию в системе общественных отношений - позицию школьника и ориентацию на достижение успеха (т.е. желание правильно выполнить задание и получить результат). В связи с этим мотивационная готовность к школе определяется, как один из основополагающих аспектов, влияющих на успешное начало обучения и адаптацию ребенка в школе. В науке выделяют два вида мотивационной готовности к школе: внешнюю и внутреннюю. Мотивационная готовность ребенка к школе включает три основных группы мотивов: познавательный, социальный и мотивах достижения.
Особенностью мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе является разнонаправленность и многогранность доминирующих групп мотивов: познавательного, социального, мотива достижений, внешнего мотива и позиционного мотивов. У детей старшего дошкольного возраста встречаются различные сочетания доминирующих групп мотивов, которые характеризуют разную степень мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе: высокая, средняя и низкая.
Высокая степень мотивационной готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе характеризуется преобладанием познавательного и социального мотивов, что свидетельствует о внутренней готовности к принятию позиции школьника. Для таких детей характерны обширные, четкие и системные представлений о школе, социальных ролях учитель-ученик, социальном положении школьника, об учении как интересном и трудоемком процессе, требующем временных, 68
интеллектуальных и эмоциональных затрат. Эти дети руководствуются социальными нормами в своем поведении и деятельности, понимают и выполняют требования, предъявляемые им взрослыми; способны к самостоятельным действиям и поступкам; адекватно организую свою деятельность, руководствуясь достижением цели, при встрече с трудностями способны к их преодолению.
Средняя степень мотивационной готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе характеризуется преобладанием позиционных мотивов и мотивов достижения. Для таких детей характерны ограниченные, размытые, нечеткие представление о школе и социальном положении школьника; учение воспринимается такими детьми в качестве игры, в которой привлекательным является внешние признаки, а именно новые роли учитель-ученик и школьная атрибутика; они проявляют стремление к обучению в школе, мотивируя интересом к смене социального положения и социальных ролей. Все вышесказанное говорит о том, что мотивационная готовность детей к школе находится в процессе становления, внутренняя позиция школьника сформирована не до конца.
Низкая степень мотивационной готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе характеризуется преобладанием внешнего игрового мотива, не связанного со школьной жизнью. Для таких детей характерны фрагментарные, обрывочные представление о школе и социальном положении школьника. Таким детям не понятны социальные нормы и правила, а значит и регулировать свое поведение и деятельность этими правилами они не способны. Все это свидетельствует о не сформированности внутренней позиции школьника [21, с. 23-27].
Сюжетно-ролевая игра является одним из ведущих средств развития мотивационной готовности ребенка старшего дошкольного возраста. Для обогащения детских игр и их содержания целесообразно использовать продуктивную деятельность детей и чтение художественной литературы. Т.е. в качестве педагогических условий, способствующих развитию мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, могут выступать: стимулирование сюжетно-ролевых игр детей на школьную тематику; обогащение содержания детских игр через знакомство с произведениями художественной литературы на школьную тематику; вовлечение детей в продуктивные виды детской деятельности по созданию игровых атрибутов для сюжетно-ролевых игр на школьную тематику.
Эмпирическое исследования проводилось на базе муниципального бюджетного детского образовательного учреждения города Красноярск, в исследовании приняли участие воспитанники экспериментальной группы «Ручеек» и контрольной группы «Бабочки» в количестве сорока детей (по 20 детей в каждой группе) возраста 6-7 лет.
На начало опытно-экспериментальной работы был проведен диагностический срез, позволяющий определить актуальный уровень мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. С этой целью была использована методика «Определение мотивов учения» М.Р. Гинзбург. Данная методика позволяет выявить относительную выраженность различных мотивов, побуждающих к посещению школы и учению детей старшего дошкольного возраста. В основу этой методики автор положил принцип персонификации мотивов, то есть рождаемых в сознании ребенка образов при взаимодействии с окружающим миром.
Полученные результаты позволили нам сформулировать следующие выводы о мотивационной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп на начало опытно-экспериментальной работы. Во-первых, в начале учебного года у воспитанников подготовительной группы преобладает средний уровень мотивационной готовности к школе, т.е. дети не имеют четкие представления о школе, социальных ролях учитель-ученик, а также об учении как процессе и новом для них виде деятельности. Во-вторых, преобладающей группой
мотивов в старшем дошкольном возрасте является неадекватная группа мотивов. В эту группу входят игровой мотив, внешний и мотив достижения. В-третьих, рейтинг мотивов контрольной группы выглядит следующим образом: игровой мотив, познавательный, внешний мотив, мотив
достижения, позиционный и социальный мотивы. Рейтинг мотивов экспериментальной группы выглядит следующим образом: игровой мотив, мотив достижения, познавательный мотив, позиционный мотив, социальный и внешний мотив.
Сравнение результатов двух групп детей, принявших участие в исследовании, позволяет сделать вывод о том, что уровень развития мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе примерно одинаков в обеих группах, имеющиеся отличия являются незначительными.
Дальнейшая опытно-экспериментальная работа была направлена на реализацию педагогических условий развития мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе выделенных и обоснованных в теоретической главе данной работы: стимулирование сюжетно-ролевых игр детей на школьную тематику; обогащение содержания детских игр через знакомство с произведениями художественной литературы на школьную тематику; вовлечение детей в продуктивные виды детской деятельности по созданию игровых атрибутов для сюжетно-ролевых игр на школьную тематику.
Следует отметить, что опытно-экспериментальная работа на этом этапе проводилась в экспериментальной группе. Первое условие развития мотивационной готовности реализуется на протяжении всего формирующего эксперимента, в то время как второе и третьи условия вводятся последовательно и ориентированы на обогащение сюжета и разнообразия игровых действий детей в сюжетно-ролевой игре.
В реализации первого педагогического условия - стимулирование сюжетно-ролевых игр детей на школьную тематику - мы использовали две основных стратегии: внесение в предметно-пространственную среду группы детского сада игрушек и игровой атрибутики на школьную тематику и инициирование педагогом совместных сюжетно-ролевых игр с детьми на школьную тематику. В ходе реализации второй стратегии мы использовали две основные тактики: присоединение педагога к игре детей через дополнительные роли с последующим разыгрыванием сюжета на школьную тематику и организация самостоятельной игры педагога в школу с постепенным вовлечением детей в эту игру.
Первым шагом в реализации второго педагогического условия - обогащение содержания детских игр через знакомство с произведениями художественной литературы на школьную тематику - стал отбор произведений художественной литературы для чтения детям. При выборе произведений мы руководствовались возрастными особенностями детей и сюжетной составляющей произведений. Мы отбирали произведения, сюжет которых содержал описание школьной жизни: раскрывал школьные социальные роли; назначение школьной атрибутики; сущность режимных моментов и особенностей поведения учеников; описание основных помещений школы. Знакомство детей с художественными произведениями происходило перед свободной деятельностью детей, чтобы у детей была возможность использовать сюжеты произведений в игре. В реализации этого условия мы обратились к той же стратегии, которую использовали ранее - инициирование совместных сюжетно-ролевых игр детей и педагогов на школьную тематику. По началу педагог инициировал игру на школьную тематику, разворачивая сюжеты, описанные в художественных произведениях. Далее в реализации этого условия осуществлялось комбинирование педагогом сюжетов на школьную тематику в рамках одной игры. Постепенно, демонстрируя детям различные способы сочетания сюжетов на школьную тему, педагог стремился к снижению собственной активности в игре с детьми. Так, он перестал брать на себя главные роли, вступал в ролевые диалоги с целью дальнейшего развития сюжета, старался логично закончить свое участие в игре, перейдя в наблюдателя за детской игрой.
Реализация третьего условия - вовлечение детей в продуктивные виды деятельности по созданию игровых атрибутов для сюжетно-ролевых игр на школьную тематику - осуществлялось с использованием трех педагогических тактик: изготовление игровой школьной атрибутики осуществлялось в рамках реализации непосредственной образовательной деятельности детей по основной образовательной программы детского сада; в свободной совместной деятельности дошкольников с педагогом; с вовлечением родителей в процесс создания игровых атрибутов. В рамках реализации данного условия детьми была создана следующая школьная атрибутика: школьный портфель, пенал, закладки для книг, подставка под карандаши и ручки, учебники, тетради, школьный журнал с оценками. Проведенная работа позволила расширить представления детей о школе, ее атрибутах и принадлежностях, что привело к разнообразию сюжетно-ролевых игр, увеличению продолжительности игры, количества ролей.
По окончании опытно-экспериментальной работы был проведен повторный диагностический срез, позволяющий определить актуальный уровень мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. С этой целью была использована таже методика, что и в начале исследования.
Полученные результаты позволили нам сформулировать следующие выводы о мотивационной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп на окончание опытно-экспериментальной работы:
- в конце учебного года у воспитанников контрольной группы преобладает средний уровень мотивационной готовности к школе, а у воспитанников экспериментальной группы преобладает высокий уровень мотивационной готовности к школе;
- у воспитанников контрольной группы преобладающей группой мотивов является неадекватная группа мотивов, в эту группу входят игровой мотив, внешний и мотив достижения; у воспитанников экспериментальной группы преобладающей группой мотивов является адекватная группа мотивов, в эту группу входят познавательный мотив, социальный и позиционный.
- рейтинг мотивов выглядит следующим образом в контрольной группе: игровой мотив, познавательный, внешний мотив, мотив достижения, позиционный и социальный мотивы; в экспериментальной группе: социальный мотив, игровой, позиционный мотив, познавательный, внешний мотив и мотив достижения.
Сравнение результатов двух групп детей, принявших участие в исследовании, позволяет говорить о значительных изменениях в развитии мотивационной готовности к обучению в школе в экспериментальной группе и незначительных изменениях в развитии мотивационной готовности к обучению в школе в контрольной группе.
Таким образом, значимый прирост в развитии мотивационной готовности в экспериментальной группе позволяет заключить о результативности созданной совокупности педагогических условий, способствующих развитию мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе будут, а именно: стимулирование сюжетно-ролевых игр детей на школьную тематику; обогащение содержания детских игр через знакомство с произведениями художественной литературы на школьную тематику; вовлечение детей в продуктивные виды детской деятельности по созданию игровых атрибутов для сюжетно-ролевых игр на школьную тематику.
Таким образом, гипотеза настоящего исследования нашла свое подтверждение, цель работы достигнута, задачи решены.
Особенностью мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе является разнонаправленность и многогранность доминирующих групп мотивов: познавательного, социального, мотива достижений, внешнего мотива и позиционного мотивов. У детей старшего дошкольного возраста встречаются различные сочетания доминирующих групп мотивов, которые характеризуют разную степень мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе: высокая, средняя и низкая.
Высокая степень мотивационной готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе характеризуется преобладанием познавательного и социального мотивов, что свидетельствует о внутренней готовности к принятию позиции школьника. Для таких детей характерны обширные, четкие и системные представлений о школе, социальных ролях учитель-ученик, социальном положении школьника, об учении как интересном и трудоемком процессе, требующем временных, 68
интеллектуальных и эмоциональных затрат. Эти дети руководствуются социальными нормами в своем поведении и деятельности, понимают и выполняют требования, предъявляемые им взрослыми; способны к самостоятельным действиям и поступкам; адекватно организую свою деятельность, руководствуясь достижением цели, при встрече с трудностями способны к их преодолению.
Средняя степень мотивационной готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе характеризуется преобладанием позиционных мотивов и мотивов достижения. Для таких детей характерны ограниченные, размытые, нечеткие представление о школе и социальном положении школьника; учение воспринимается такими детьми в качестве игры, в которой привлекательным является внешние признаки, а именно новые роли учитель-ученик и школьная атрибутика; они проявляют стремление к обучению в школе, мотивируя интересом к смене социального положения и социальных ролей. Все вышесказанное говорит о том, что мотивационная готовность детей к школе находится в процессе становления, внутренняя позиция школьника сформирована не до конца.
Низкая степень мотивационной готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе характеризуется преобладанием внешнего игрового мотива, не связанного со школьной жизнью. Для таких детей характерны фрагментарные, обрывочные представление о школе и социальном положении школьника. Таким детям не понятны социальные нормы и правила, а значит и регулировать свое поведение и деятельность этими правилами они не способны. Все это свидетельствует о не сформированности внутренней позиции школьника [21, с. 23-27].
Сюжетно-ролевая игра является одним из ведущих средств развития мотивационной готовности ребенка старшего дошкольного возраста. Для обогащения детских игр и их содержания целесообразно использовать продуктивную деятельность детей и чтение художественной литературы. Т.е. в качестве педагогических условий, способствующих развитию мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, могут выступать: стимулирование сюжетно-ролевых игр детей на школьную тематику; обогащение содержания детских игр через знакомство с произведениями художественной литературы на школьную тематику; вовлечение детей в продуктивные виды детской деятельности по созданию игровых атрибутов для сюжетно-ролевых игр на школьную тематику.
Эмпирическое исследования проводилось на базе муниципального бюджетного детского образовательного учреждения города Красноярск, в исследовании приняли участие воспитанники экспериментальной группы «Ручеек» и контрольной группы «Бабочки» в количестве сорока детей (по 20 детей в каждой группе) возраста 6-7 лет.
На начало опытно-экспериментальной работы был проведен диагностический срез, позволяющий определить актуальный уровень мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. С этой целью была использована методика «Определение мотивов учения» М.Р. Гинзбург. Данная методика позволяет выявить относительную выраженность различных мотивов, побуждающих к посещению школы и учению детей старшего дошкольного возраста. В основу этой методики автор положил принцип персонификации мотивов, то есть рождаемых в сознании ребенка образов при взаимодействии с окружающим миром.
Полученные результаты позволили нам сформулировать следующие выводы о мотивационной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп на начало опытно-экспериментальной работы. Во-первых, в начале учебного года у воспитанников подготовительной группы преобладает средний уровень мотивационной готовности к школе, т.е. дети не имеют четкие представления о школе, социальных ролях учитель-ученик, а также об учении как процессе и новом для них виде деятельности. Во-вторых, преобладающей группой
мотивов в старшем дошкольном возрасте является неадекватная группа мотивов. В эту группу входят игровой мотив, внешний и мотив достижения. В-третьих, рейтинг мотивов контрольной группы выглядит следующим образом: игровой мотив, познавательный, внешний мотив, мотив
достижения, позиционный и социальный мотивы. Рейтинг мотивов экспериментальной группы выглядит следующим образом: игровой мотив, мотив достижения, познавательный мотив, позиционный мотив, социальный и внешний мотив.
Сравнение результатов двух групп детей, принявших участие в исследовании, позволяет сделать вывод о том, что уровень развития мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе примерно одинаков в обеих группах, имеющиеся отличия являются незначительными.
Дальнейшая опытно-экспериментальная работа была направлена на реализацию педагогических условий развития мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе выделенных и обоснованных в теоретической главе данной работы: стимулирование сюжетно-ролевых игр детей на школьную тематику; обогащение содержания детских игр через знакомство с произведениями художественной литературы на школьную тематику; вовлечение детей в продуктивные виды детской деятельности по созданию игровых атрибутов для сюжетно-ролевых игр на школьную тематику.
Следует отметить, что опытно-экспериментальная работа на этом этапе проводилась в экспериментальной группе. Первое условие развития мотивационной готовности реализуется на протяжении всего формирующего эксперимента, в то время как второе и третьи условия вводятся последовательно и ориентированы на обогащение сюжета и разнообразия игровых действий детей в сюжетно-ролевой игре.
В реализации первого педагогического условия - стимулирование сюжетно-ролевых игр детей на школьную тематику - мы использовали две основных стратегии: внесение в предметно-пространственную среду группы детского сада игрушек и игровой атрибутики на школьную тематику и инициирование педагогом совместных сюжетно-ролевых игр с детьми на школьную тематику. В ходе реализации второй стратегии мы использовали две основные тактики: присоединение педагога к игре детей через дополнительные роли с последующим разыгрыванием сюжета на школьную тематику и организация самостоятельной игры педагога в школу с постепенным вовлечением детей в эту игру.
Первым шагом в реализации второго педагогического условия - обогащение содержания детских игр через знакомство с произведениями художественной литературы на школьную тематику - стал отбор произведений художественной литературы для чтения детям. При выборе произведений мы руководствовались возрастными особенностями детей и сюжетной составляющей произведений. Мы отбирали произведения, сюжет которых содержал описание школьной жизни: раскрывал школьные социальные роли; назначение школьной атрибутики; сущность режимных моментов и особенностей поведения учеников; описание основных помещений школы. Знакомство детей с художественными произведениями происходило перед свободной деятельностью детей, чтобы у детей была возможность использовать сюжеты произведений в игре. В реализации этого условия мы обратились к той же стратегии, которую использовали ранее - инициирование совместных сюжетно-ролевых игр детей и педагогов на школьную тематику. По началу педагог инициировал игру на школьную тематику, разворачивая сюжеты, описанные в художественных произведениях. Далее в реализации этого условия осуществлялось комбинирование педагогом сюжетов на школьную тематику в рамках одной игры. Постепенно, демонстрируя детям различные способы сочетания сюжетов на школьную тему, педагог стремился к снижению собственной активности в игре с детьми. Так, он перестал брать на себя главные роли, вступал в ролевые диалоги с целью дальнейшего развития сюжета, старался логично закончить свое участие в игре, перейдя в наблюдателя за детской игрой.
Реализация третьего условия - вовлечение детей в продуктивные виды деятельности по созданию игровых атрибутов для сюжетно-ролевых игр на школьную тематику - осуществлялось с использованием трех педагогических тактик: изготовление игровой школьной атрибутики осуществлялось в рамках реализации непосредственной образовательной деятельности детей по основной образовательной программы детского сада; в свободной совместной деятельности дошкольников с педагогом; с вовлечением родителей в процесс создания игровых атрибутов. В рамках реализации данного условия детьми была создана следующая школьная атрибутика: школьный портфель, пенал, закладки для книг, подставка под карандаши и ручки, учебники, тетради, школьный журнал с оценками. Проведенная работа позволила расширить представления детей о школе, ее атрибутах и принадлежностях, что привело к разнообразию сюжетно-ролевых игр, увеличению продолжительности игры, количества ролей.
По окончании опытно-экспериментальной работы был проведен повторный диагностический срез, позволяющий определить актуальный уровень мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. С этой целью была использована таже методика, что и в начале исследования.
Полученные результаты позволили нам сформулировать следующие выводы о мотивационной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп на окончание опытно-экспериментальной работы:
- в конце учебного года у воспитанников контрольной группы преобладает средний уровень мотивационной готовности к школе, а у воспитанников экспериментальной группы преобладает высокий уровень мотивационной готовности к школе;
- у воспитанников контрольной группы преобладающей группой мотивов является неадекватная группа мотивов, в эту группу входят игровой мотив, внешний и мотив достижения; у воспитанников экспериментальной группы преобладающей группой мотивов является адекватная группа мотивов, в эту группу входят познавательный мотив, социальный и позиционный.
- рейтинг мотивов выглядит следующим образом в контрольной группе: игровой мотив, познавательный, внешний мотив, мотив достижения, позиционный и социальный мотивы; в экспериментальной группе: социальный мотив, игровой, позиционный мотив, познавательный, внешний мотив и мотив достижения.
Сравнение результатов двух групп детей, принявших участие в исследовании, позволяет говорить о значительных изменениях в развитии мотивационной готовности к обучению в школе в экспериментальной группе и незначительных изменениях в развитии мотивационной готовности к обучению в школе в контрольной группе.
Таким образом, значимый прирост в развитии мотивационной готовности в экспериментальной группе позволяет заключить о результативности созданной совокупности педагогических условий, способствующих развитию мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе будут, а именно: стимулирование сюжетно-ролевых игр детей на школьную тематику; обогащение содержания детских игр через знакомство с произведениями художественной литературы на школьную тематику; вовлечение детей в продуктивные виды детской деятельности по созданию игровых атрибутов для сюжетно-ролевых игр на школьную тематику.
Таким образом, гипотеза настоящего исследования нашла свое подтверждение, цель работы достигнута, задачи решены.
Подобные работы
- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
МОТИВОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2024 - Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в учреждении санаторного типа
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ дошкольников к
ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Формирование коммуникативной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2024 - Развитие инициативности детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности в условиях детского сада
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2019



