ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
И ПОВЕДЕНИЯ СУИЦИДЕНТОВ 10
1.1. Подходы к исследованию суицидального поведения 10
1.2. Проблема исследования социального сознания суицидентов как
целостной структуры социальных представлений 34
1.3. Психологические особенности подросткового возраста в аспекте формирования суицидального сознания и суицидального поведения .... 42
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 48
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ СУИЦИДЕНТОВ 54
2.1. Организация и методы исследования 54
2.2. Разработка типологии суицидентов на основе анализа
категориальной структуры социального сознания 68
2.3. Анализ особенностей социального сознания суицидентов -
современных старших подростков 81
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 106
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 122
Приложение А 122
Приложение Б
Самоубийство, по мнению многих исследователей этой проблемы, является, пожалуй, самой трудноразрешимой проблемой человечества в XX - начале XXI вв. Динамика распространения этого явления такова, что с каждым десятилетием количество суицидов значительно возрастает практически во всех странах. Проблема остро стоит и для России. Большинство специалистов отмечает, что по уровню самоубийств в конце XX века Россия вышла на одно из первых мест в мире. В последнее десятилетие улучшается ситуация в популяции взрослых, при этом нарастает количество детских и подростковых суицидов.
В «Методических рекомендациях по организации региональной суицидологической службы» (Приказ Минздрава России от 6 мая 1998 г. № 148) отмечается: «В последние годы число завершенных самоубийств в России составляет более 40 на 100 тыс. населения. По данным Всемирной организации здравоохранения, уровень самоубийств более 20 на 100 тыс. населения является критическим. В ряде регионов России (Волго-Вятский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Уральский) этот показатель достигает 65-81, в Республиках Коми, Удмуртия 150-180 на 100 тыс. населения» [39, с. 7].
По данным Московского НИИ психиатрии и Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, в течение 1991-1995 гг. число завершенных самоубийств в России увеличилось в 1,6 раза» [там же, с. 6-7].
В 1999 г. в России было зарегистрировано 57 276 завершенных самоубийств (показатель уровня самоубийств 39,3).
В общем числе самоубийств, ежегодно регистрируемых в мире (от 600 тыс. до 1 млн), Российской Федерации принадлежит доля, несоизмеримая с соотношением населения страны и мира. С учетом того, что по данным многочисленных исследований, на одно завершенное самоубийство приходится от 10 до 20 суицидальных попыток (покушений на самоубийство, не закончившихся смертью), то тенденция, связанная с добровольным уходом из жизни, является угрожающей для демографического положения страны.
Наибольшие цифры роста смертности по причине самоубийства, по данным официальных «Демографических ежегодников России» за 2000¬2002 гг., издаваемых Госкомстатом РФ, отмечаются среди населения трудоспособного возраста. Особенно резкий рост уровня самоубийств на протяжении этих лет отмечается у трудоспособных мужчин (количество мужских суицидов примерно в 7 раз больше, чем у женщин). По данным Международного независимого центра информации, число самоубийств и попыток самоубийств в России возросло в 2000-2002 гг. по сравнению с 1985 г. более чем в десять раз [39, с. 7].
С 2002 года количество взрослых суицидов в России постепенно снижается (с 10-го места в мировом рейтинге стран с самым высоким уровнем самоубийств РФ переместилась на 14-е). Второе десятилетие XXI века характеризуется снижением уровня смертности от самоубийств на большей части территории Европы. По данным ВОЗ, за это десятилетие снижение показателя самоубийств в Германии составило 15,3%, во Франции - 12,7%, в Беларуси - 18,9%, в Литве - 34,9%, в Украине - 34,1%, в Российской Федерации - 42,3%,
По подростковому суициду положительных тенденций в последние годы нет. Так, на каждые 100 тысяч детей 10 -14 лет приходится 2,5 суицида, среди подростков 15-19 лет - 16,3. Ю.Р. Вагин пишет: «Суициды вышли на третье место среди причин смерти у подростков после несчастных случаев и убийств. Д. Майерс в руководстве по социальной психологии рассматривает факт утроения самоубийств подростков среди пяти основных негативных тенденций в Соединенных Штатах с 1960-х годов. Резко возросшее число завершённых суицидов в подростковом возрасте, и особенно среди детей до 12 лет, зависит от многочисленных социокультурных условий, которые в деталях на сегодняшний день ещё не выяснены, честно признаются учёные. В то время, как общее количество остаётся относительно стабильным, наблюдается драматический рост самоубийств среди молодёжи: если в 1960 году среди молодых людей в возрасте 15-24 лет на 100 тысяч человек приходилось 5,2 самоубийства, то уже в 1984 году - 12,5. Количество самоубийств среди детей 5-14 лет за последнее десятилетие удвоилось. По анонимным опросам, у 30% лиц в возрасте 14-24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершали суицидальные действия» [8: 8]. С 2011 по 2015 год количество самоубийств в стране стабильно снижалось на 10% в год. Однако в 2016 году наблюдался рост на 57% в группе 14-15 лет. По оценкам Министерства здравоохранения РФ, в показателях суицида в подростковой группе за 2016 год «мы резко откатились назад на пять лет. Одной из основных причин такого положения является лавинообразное распространение «групп смерти» в социальных сетях» [82, с. 5-6].
Красноярский край относится к регионам с высокой суицидальной активностью подростков, входит в число субъектов Российской Федерации с наибольшим числом оконченных суицидов подростков. По данным ГУ МВД России по краю в 2015 году подростками совершено 26 суицидов (в 2014 году - 23), 75 несовершеннолетних совершили 76 суицидальных попыток (в 2014 году - 82). Из общего количества подростков 35 мужского пола, 66 женского. Среди суицидентов 66 чел. в возрасте 16-17 лет, 27 чел. 14-15¬летних, 8 чел. до 14 лет. Причинами совершения ими суицида или суицидальной попытки считаются: депрессивное состояние, конфликты с родителями, родственниками, привлечение внимания окружающих (2 чел), высок процент неустановленной мотивации (26 чел).
Таким образом, проблема суицида не только остается актуальной в современном обществе, но и приобретает остроту в связи с «омоложением» суицидентов и изменением пропорции суицидентов в различных возрастных группах, в группе подростков - в сторону увеличения. Этим определяется актуальность нашего исследования.
В социальных науках интерес к проблеме суицида появился совсем недавно. По мнению Г. Чхартишвили, «настоящий», т.е. востребованный обществом интерес к проблеме суицида возник лишь в конце прошлого века, когда в урбанизированной Европе самоубийство стало превращаться в серьезную социальную проблему [119, с. 10]. Именно тогда появилось классическое исследование Э. Дюркгейма «Самоубийство» (1897), вслед за которым начали появляться и другие работы о суициде. В дореволюционной России темы самоубийства (вернее, лишь ее религиозно-нравственного среза) успела коснуться только художественная литература. После 1917 года в течение семидесяти лет существование проблемы в СССР отрицалось. Официальная статистика скрывала реальные данные, проводился подсчет только тех случаев, которые относились к категории «потерпевшие от доведения до самоубийства».
Проблема суицида - мультидисциплинарная проблема. Для понимания феномена суицида становится недостаточно апеллировать к экономическим, социальным факторам формирования суицидального поведения, характеру внутрисемейных отношений, другим подобного рода факторам. С точки зрения трансформации сознания у суицидентов разных возрастов и социальных слоев нарастает значимость исследований не столько внешних факторов развития суицидального поведения, сколько структурно-семантических особенностей социального сознания человека. Витальные ресурсы современного человека, полагаем, лежат не только в области реальных социальных или социально-экономических отношений. Вероятно, в современного типа коммуникациях, позволяющих организовать и поддерживать большое число контактов, даже в ситуации психологической поддержки, именно особенности социальных представлений определяют суицидальное поведение человека. При этом важно отметить, что в современной суицидологии практически не существует семантических исследований, которые позволили бы понять, какова организация семантических структур социального сознания суицидентов, что значимо для выявления внутренних ресурсов личности в задачах ранней коррекции и преодоления суицидального поведения.
Выделим существующие в суицидологии, психолого-психиатрической помощи и психолого-педагогической практике противоречия:
1) между признанием существования сложных, многоуровневых психических структур - факторов развития суицидального поведения и с другой стороны, поиском причин суицидального поведения во внешних факторах;
2) между пониманием уникальности семантических структур личности и недостаточным количеством исследований по проблеме семантических особенностей социального сознания суицидентов;
3) между научными данными о высоком риске развития суицидального поведения в подростковых возрастах и недостаточным качеством психолого-педагогической профилактики в образовательных организациях.
Проблема исследования: каковы особенности суицидального сознания старших подростков и возможности улучшения качества психолого-педагогической и психиатрической помощи в ее семантическом аспекте, находящем выражение в текстах психиатров, психологов образования, педагогов подростковой школы.
Цель исследования: выявить особенности социальных представлений суицидентов - старших подростков.
Объект исследования: социальные представления подростков.
Предмет: особенности социальных представлений суицидентов - старших подростков.
Гипотеза исследования: социальные представления суицидентов - современных старших подростков имеют следующие особенности: тенденцию к мифологизации смерти и посмертной реальности; недифференцированную систему представлений о возможных вариантах будущего; амбивалентность представлений о себе и ближайшем социальном окружении (члены семьи, друзья).
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- выявить содержание научных источников по проблеме суицида, социального сознания, методологии психологического исследования данных проблем;
- выделить социальные представления суицидентов как семантические категории их социального сознания и провести на этой основе концептуальный анализ (анализ концептов/понятий);
- разработать типологию социального сознания как систем социальных представлений (семантическую типологию суицидентов);
- определить особенности социальных представлений суицидентов - старших подростков.
Методологическую основу исследования составили: системный подход (Б.Ф. Ломов, В.А. Ганзен и др.), деятельностный подход (А.Н. Леонтьев), коммуникативный подход, положения о связи языка и сознания (А.Р. Лурия, О.С. Виноградова), теория речевой деятельности, положение о психологическом содержании вербального высказывания (А.А. Леонтьев), концепция репрезентации социальных представлений, содержания социальных отношений в формах речи и языка (И.Г. Маланчук), концепции интенционального содержания вербальных текстов (Н.Д. Павлова, Н.А. Зачесова, И.Г. Маланчук, Т.Н. Ушакова, в отношении суицидального поведения - концепция Э. Шнейдмана).
В ходе исследования использованы методы и методики: теоретический анализ и синтез; метод экспертных оценок, контент-анализ, интент-анализ, концептуальный анализ; математико-статистические методы: кластерный анализ; методика «Тест смысложизненных ориентаций» (Д.А. Леонтьев).
Материалом исследования являются: предсмертные записки суицидентов (N=70); тексты терапевтических бесед с суицидентами - старшими подростками (N=10).
Научная новизна работы в теоретическом плане состоит в разработке системной концепции суицидального поведения с акцентом на осознание и представление в языке суицидальной мотивации, социальных представлений, особенностей коммуникации и особенностей переживания социальных эмоций. Предложена авторская методика анализа суицидальных текстов в целях разработки семантической типологии суицидентов и в целях повышения наукоемкости психотерапии суицидального поведения.
Практическая значимость работы: работа способствует повышению обоснованности семантического и коммуникативного компонентов психотерапевтической практики суицидального поведения и коррекции суицидального сознания; материалы будут использованы в программах курсов повышения квалификации психологов образования и психотерапевтов.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 127 наименований (28 - на англ. языке), приложения.
Настоящее диссертационное исследование было посвящено актуальной, в том числе, региональной проблеме подросткового суицида.
Теоретическое исследование показало, что наиболее эффективной исследовательской технологией является контент-анализ суицидальных текстов, которые отражают системы социальных представлений суицидента, факты осознания им своих психических, эмоциональных состояний, строя мыслей, логики рассуждений, поведения. Метод экспертной оценки психологического содержания суицидальных текстов позволяет возвращаться к анализу столько, сколько требуется, тем самым формировать более высокий уровень научной основы психотерапевтических практик с суицидентами.
Были выявлены особенности структур социальных представлений в связи с комплексами фрустрированных потребностей в выборке суицидальных текстов, первоначально вне возрастной проблематики суицидальных идеаций и поведения. Выявлено 7 типов структур социального сознания суицидентов.
В теоретическом плане продолжением исследований по проблеме суицида могут стать кросс-культурные (межрегиональные, страновые, цивилизационные) исследования.
Выборка суицидальных текстов старших подростков, полученных нами в ходе психотерапевтической практики, позволила сделать выводы об особенностях социальных представлений и комплексе фрустрированных потребностей старших подростков.
Исследование значимо в отношении определения внутренних психических ресурсов (ментальных, эмоциональных, представлений о социальных отношениях) старших подростков в задачах преодоления суицидальных идеаций и поведения. При этом исследование показало значимость, прежде всего, качества педагогических и внутрисемейных коммуникаций как психосоциального ресурса суицидентов - старших подростков. Это также является определяющим для профилактики развития суицидального поведения у подростков, чье суицидальное поведение не является следствием психического заболевания.
Продолжением работы с необходимостью должна стать разработка проекта психологического сопровождения образовательного процесса подростковой школы с целью создания качества психологической среды, действительно обладающей профилактическими свойствами. Требуется повышение психологической компетентности педагогов подростковой школы. Школьным психологам рекомендуется организация и реализация проектов развития родительской компетентности. Школьные практики получения множества различных текстов подростков позволяют осуществлять раннюю диагностику факторов развития аутодеструктивных мыслей и поведения, включая суицидальные.
1. Абульханова К.А. Социальное мышление личности // Современная психология: состояние и перспективы исследований. Часть 3. Социальные представления и мышление личности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002. С. 88-103.
2. Амбрумова А.Г. Индивидуально-психологические аспекты
суицидального поведения // Актуальные проблемы суицидологии / Отв.ред. А.А. Портнов. М.: 1978. С. 44-59.
3. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. М.: Наука, 2014. 324 с.
4. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Суицид как феномен социально-психологической дезадаптации личности // Актуальные проблемы суицидологии / Отв.ред. А.А. Портнов. М.: 1978. С. 6-28.
5. Аскольдов-Алексеев С.А. Концепт и слово // Русская словесность: Антология / Под ред. В.Н. Нерознака. М.: 1997. С. 267-280.
6. Березин С.В., Лисецкий К.С. Особенности старшего подросткового возраста. М.: 2006. 140 с.
7. Бердяев Н.А. О самоубийстве. Психологический этюд. М.: МГУ, 1992. 23 с. URL: http://bookz.ru/authors/sbornik/suicidol_381/page-9-suicidol_381.html(дата обращения 13.05.2017).
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400 с.
9. Белинская Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности // Мир психологии. 1999. № 3. С. 40-46.
10. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М.: 2001. С. 34-42.
11. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.:
1995. С. 54-75.
12. Библер В.С. Сознание и мышление (Философские предпосылки) // Философско-психологические предположения Школы диалога культур. М.: РОССПЭН, 1998. С. 13-88.
13. Брунер Дж. Психология познания. М.: Издательство Эксмо, 1977. 180 с.
14. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М., Издательство «Институт психологии РАН», 1994. 80 с.
15. Бюлер К. Теория языка: Репрезентативная функция языка. М.; 1993. 89 с.
16. Вагин Ю.Р. Авитальная активность (злоупотребление
психоактивными веществами и суицидальное поведение у подростков). Пермь: Издательство ПРИПИТ, 2001. 292 с.
17. Ведрин Ж., Вебер Д. Можно ли оценить риск суицида? // Социальная и клиническая психиатрия, 1997, № 3. С. 69-73.
18. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание / Пер. с англ. Отв. ред. М.А. Кронгауз, вступ. ст.Е.В. Падучевой. М.: Русские словари, 1997. 411 с.
19. Войцех В.Ф. Факторы риска повторных суицидальных попыток // Социальная и клиническая психиатрия, 2002, № 3. С. 14-21.
20. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. М.: 1999. С. 43-67.
21. Вежбицкая А. Язык, культура, познание. М.: Смысл, 1996. 123 с.
22. Веккер Л.М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов. М.: Смысл, 2000. 232 с.
23. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1934. 240 с.
24. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. М.: Лабиринт, 1999. 256 с.
25. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. М.: Лабиринт, 1984. 129 с.
26. Герасимова А.С., Сергиенко Е.А. Понимание детьми обмана как показатель становления модели психического («Theory of mind») // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования. М.: ИП РАН, 2004. С. 63-85.
27. Гудзь М.О. Исследование вербализации актуальных страхов // Проблемы психологии дискурса. М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2005. 217 с.
28. Джерджен К.Дж. Движение социального конструкционизма в
современной психологии // Социальная психология: саморефлексия
маргинальности: Хрестоматия / Отв. ред. М.П. Гапочка; Ред.-сост.
Е.В. Якимова. М.: ИНИОН, 1995. 345 с.
29. Джерджен К.Дж. Социальное конструирование и педагогическая практика // Образовательные практики: амплификация маргинальности / под ред. А.А. Забирко. Мн.: Технопринт, 2000. 258 с.
30. Джерджен К.Дж. Социальный конструкционизм: знание и практика. Минск: БГУ, 2003. С. 214.
31. Джидарьян И.А. Представление о счастье в российском менталитете. СПб.: Алетейя, 2001. 131 с.
32. Донцов А.И. Концепция «социальных представлений» в современной французской психологии. М.: 1987. 142 с.
33. Дюркгейм Э. Социология: ее предмет, метод, предназначение. М.: 1995. 212 с.
34. Джерджен К.Дж. Социальный конструкционизм: знание и практика / Пер. с англ. А.М. Корбута; под общ. ред. А.А. Полонникова. Минск: БГУ,
2003. 232 с.
35. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция «социальных
представлений» в современной французской психологии: уч. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1987. 128 с.
36. Дарк О. Феноменология суицида. URL: www.ihtik.lib.ru(дата
обращения 12.03.2017).
37. Дарк О. Право на смерть: феноменология суицида // Независимая газета. 2003. № 25 от 3 сентября. С. 16.
38. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд / Пер. с фр. с сокр.; Под ред. В.А. Базарова. М.: Мысль, 1994. 399 с.
39. Ефремов В.С. Основы суицидологии. СПб.: Издательство «Диалект»,
2004. 480 с.
40. Емяшева Ж.В., Розанов В.А., Бирон Б.В. Оценка степени выраженности жизненного стресса в половозрастном аспекте и его связи с суицидальными тенденциями // Медицинская психология. 2009. Том 4, № 1. С. 39-44.
41. Знаков В.И. Неправда, ложь и обман как проблемы психологии понимания // Вопросы Психологии. 1993. № 2. С. 23-26.
42. Знаков В.И. Категории правды и лжи в русской духовной традиции и современной психологии понимания // Вопросы психологии. 1994. № 2. С. 19-22.
43. Зализняк А.А., Левонтина И.Б., Шмелев А.Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира / Антология. М.: Языки славянской культуры, 2005. 544 с.
44. Зализняк А.Н, Левонтина И.Б., Шмелев А.А, Ключевые идеи русской
языковой картины мира // Отечественные записки, 2002, № 3. URL:
http://www.strana-oz.ru/?numid=4&article=219. (дата обращения 12.12.2016).
45. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Омск: ОГУ, 1999; М.: 2008. 220 с.
46. Карасик В.И. Язык социального статуса. М.: Издательство Прогресс, 1992. 123 с.
47. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: 1987. 215 с.
48. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 2012. 140 с.
49. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Едиториал УРСС, 2002. 264 с.
50. Комер Р.Дж. Патопсихология поведения. Нарушения и патологии психики. М.: Прайм-Еврознак, 2005. 258 с.
51. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1975. 720 с.
52. Кони А.Ф. Самоубийство в законе и жизни // Собрание сочинений в 8-ми томах. Т.4. М.: Издательство «Юридическая литература», 1967. С. 454¬481.
53. Красненкова И.П. Судьба и свобода в сфере самонасилия (или
искушение суицидом). URL: http://www.psyinst.ru/library.php?
part=article&id=1681. (дата обращения 13.09.2016).
54. Красненкова И.П. Философский анализ суицида // Идея смерти в
российском менталитете. СПб.: Изд-во «Русский гуманитарный
христианский институт», 1999. URL: http://www.booksite.ru
/fulltext/dos/toj/evs/kii/dostojevskii_f/sbor_stat/90.htm (дата обращения
15.04.2017).
55. Кубрякова Е.С., Шахнарович А.М., Сахарный Л.В. Человеческий фактор в языке: язык и порождение речи. М.: Издательство Наука, 1991. 240 с.
56. Леонтьев А.А. Психологическая структура значения // Семантическая структура слова. Психолингвистические исследования. М.: 1971. С. 7-19.
57. Леонтьев А.Н. Генез человеческой речи и мышления; Психология речи; Психологическое исследование речи // Становление психологии деятельности: Ранние работы / под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. М.: Смысл, 2003. С. 278-308.
58. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Издательство Смысл, 2001. 278 с.
59. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Издательство Смысл, 1999. 341 с.
60. Ломов Б.Ф. Системность в психологии. Воронеж. Издательство Знамя,
1996. 217 с.
61. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Издательство МГУ, 1979. 249 с.
62. Леенарс А.А., Лестер Д., Лопатин А.А., Шустов Д.И., Венкштерн С. Анализ предсмертных записок из России и Соединенных Штатов // Социальная и клиническая психиатрия. 2002, № 3. С. 22-28.
63. Лихачёв Д.С. Концептосфера русского языка // Известия РАН. Серия литературы языка, 1993. Т. 52. № 1. С. 3-10.
64. Макаров М.Л. Основы теории дискурса. М.: Гнозис, 2003. 148 с.
65. Маланчук И.Г. Речь как информационный объект и новые задачи психодиагностики речи // ИКТ в образовании в течение всей жизни: Материалы междунар. конф., 16-17.09.2014. Красноярск: СФУ, 2014. С. 100-104.
66. Маланчук И.Г. Речь как психический процесс: монография.
Красноярск, 2009. 282 с.
67. Методологические и методические проблемы контент-анализа. Вып. 1-2. М.: 1973. С. 24-45.
68. Методы анализа документов в социологических исследованиях. М.: 1985. С. 52-75.
69. Маланчук И.Г., Новикова А.П., Осетрова Е.В. Речевой портрет суицидента. // Научно-методический вестник. Ч. I. Вып.4. Красноярск: РИО КГПУ, 2003. С. 149-178.
70. Маланчук И.Г., Новикова А.П., Осетрова Е.В. Речевой портрет суицидента. // Научно-методический вестник. 4.II. Вып. 5. Красноярск: РИО КГПУ, 2004. С. 189-214.
71. Маланчук И.Г. Психология речи и психолингвистика в психотерапии // Психотерапия в системе медицинских наук в период становления доказательной медицины: Материалы науч-практ. конфер. с междунар. участием, СПб., 15-17 февраля 2006. СПб.: НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2006. С. 40-41.
72. Марина И.Е. Личность, склонная к суицидальным формам поведения: учебное пособие. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2008. 101 с.
73. Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд / Психол. журнал. 1995. № 1. С. 3-18, № 2. С. 3-14.
74. Макаров М.Л. Основы теории дискурса. М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. 280 с.
75. Маланчук И.Г. Речь как психический процесс: монография. изд. 2-е., доп. Красноярск, 2013. 358 с.
76. Маланчук И.Г. Социальное сознание и речевое поведение в дошкольном возрасте: Учебное пособие. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2014. 234 с.
77. Маркова И. Представления как субъект-объектные отношения /
Маркова И. Философско-психологическое наследие С.Л. Рубинштейна / Рос. акад. наук. ин-т психологии; ред. К.А. Абульханова-Славская. М.: 2011.
С. 24-40.
78. Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд // Психологический журнал. 1995. № 1. С. 3-18.
79. Никулина Т.А., Харламенкова Н.Е. Половозрастные различия в стремлении личности к утверждению и защите своего «я» // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 1997. С. 224-240.
80. Неизвестный Юнг. Собрание переводов. Перевод с немецкого В.П. Терина. М.: Колос. 2010. 188 с.
81. Новикова А.П. Русскоязычные интернет-тексты суицидальной тематики: система речевых жанров и параметры языкового воздействия. дисс. ... канд.филол.наук. Красноярск: СФУ, 2009. 103 с.
82. О профилактике суицидов среди несовершеннолетних. Материал селекторного совещания. Кондрашенко и др., 2017.
83. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. 150 с.
84. Практическая психология образования: учебное пособие. / Под. ред. И.В. Дубровиной 4-е изд., СПб.: Питер, 2004. 592 с.
85. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. М.: Издат. центр, 2010. 184 с.
86. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 2013. 288 с.
87. Павлова Н.Д., Алмаев Н.А., Зачесова И.А., Латынов В.В.,
Шустова Л.А. Интент-анализ вербальной коммуникации // Проблемы психологии дискурса / отв. ред. Н.Д. Павлова, И.А. Зачесова. М.: Изд-во «Ин¬т психологии РАН», 2005. С. 28-43.
88. Поттер Дж. Дискурс-анализ как метод изучения естественно протекающей речи // Иностранная психология. 1998. № 10. С. 36-45.
89. Психологические исследования дискурса / отв. ред. Н.Д. Павлова. М.: ПЕРСЭ, 2002. 120 с.
90. Павилёнис Р.И. Проблема смысла: Современный логико-философский анализ языка. М.: Издательство Искра, 1983. 286 с.
91. Паперно И. Самоубийство как культурный институт. М.: Новое литературное обозрение, 1999. С. 256