ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические исследования психологических факторов и особенностей психофизических показателей для соревнований по пулевой стрельбе 10
1.1 Особенности психофизических показателей как критериев отбора
спортсменов для участия в соревнованиях 10
1.2 Негативные факторы и психологические проблемы, мешающие
выступлению спортсменов на соревнованиях 20
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования 27
2.1 Организация исследования 27
2.2 Методы исследования 30
ГЛАВА 3. Результаты исследования психологической подготовленности, спортсменов занимающихся пулевой стрельбой 34
3.1 Выявление методов и средств, психологической подготовки
спортсменов в период предсоревновательной подготовки 34
3.2 Исследования степени психологической подготовленности
спортсменов занимающихся пулевой стрельбой методом наблюдения 48
3.3 Проверка устойчивости спортсменов на воздействия внешних факторов 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
БИБЛИОГРАФИЯ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
Актуальность исследования. На современном этапе развитие спорта характеризуется активной динамикой спортивно-технических показателей. Этот процесс прослеживается и на примере спортивно пулевой стрельбы. Так, за последние четыре года по всем многоборьям олимпийской программы произошло обновление всех мировых рекордов. На фоне этих процессов отмечается заметный спад результативности российских спортсменов в соревнованиях по пулевой стрельбе, так на Олимпийских соревнованиях, начиная с 2008 года (в олимпиады 2012 г., 2016 г.)
отечественные спортсмены-стрелки по пулевой стрельбе не завоевали ни одной золотой медали. Все отмеченное требует от специалистов стрелкового спорта обратить внимание на вопросы совершенствования содержания не столько физической подготовки спортсменов, но больше психологической подготовки спортсменов занимающихся пулевой стрельбой в соревновательном периоде, чтобы они могли проявить свое мастерство в условиях сложнейшей спортивной борьбы на самых высоких соревнованиях.
Как показывает анализ спортивной практики, в настоящее время невозможно прогнозировать успешность выступлений на соревнованиях, поскольку многие спортсмены психологически не готовы к этим соревнованиям. По мнению ведущих специалистов, в пулевой стрельбе прогноз результативности спортсменов оправдывается не более чем наполовину, и во многом результативность могла быть выше, если бы больше внимания обращалось на психологическую подготовку спортсменов в соревновательном периоде [2: 20]. Во многом это вызвано тем, что в содержании отбора к соревнованиям для занятий спортивной стрельбой практически не используются факторы, связанные с особенностями психики человека и некоторые другие, которые могут влиять на повышение результатов выступления через психологические факторы.
В спортивной практике ранее используемые методики отбора к соревнованиям утратили свою эффективность, так как в пулевой стрельбе за последние 25 лет были изобретены различные средства тестирования спортсменов в повышении спортивной квалификации спортсменов-стрелков.
Проблема заключается в том, чтобы обосновать средства и способы психологической подготовки у спортсменов, занимающихся пулевой стрельбой для повышения спортивного результата в соревновательный период. Объектом исследования является тренировочный процесс спортсменов, занимающихся пулевой стрельбой.
Предметом исследования является повышение спортивного результата спортсменов, занимающихся пулевой стрельбой посредством аутотренинга. Исходя из представленной проблемы, цель исследования - теоретическое и экспериментальное обоснование содержания методики психологической подготовки спортсменов, занимающихся пулевой стрельбой для повышения спортивного результата в соревновательный период посредством техники аутотренинга.
Задачи исследования:
1. Изучить по данным анализа специальной литературы состояние проблемы психологической подготовки у спортсменов, занимающихся пулевой стрельбой в соревновательный период.
2. Выявить спортивно важные психологические качества, и психологические факторы, способствующие высоким достижениям в пулевой стрельбе.
3. Определить взаимосвязь психологических особенностей и уровня подготовки у спортсменов-стрелков в период тренировочного процесса.
4. Определить взаимосвязь психологической подготовки спортсмена и ее влияния на повышение спортивного результата в соревновательный период у спортсменов, занимающихся пулевой стрельбой.
5. Разработать доступную комплексную методику психологической подготовки на основе техники аутотренинга для повышения спортивного результата в соревновательный период у спортсменов, занимающихся пулевой стрельбой.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что выявление психологических факторов, не подверженных изменению в результате проведения спортивной тренировки, а также имеющих устойчивую взаимосвязь с результатами соревновательной деятельности спортсменов- стрелков, позволит определить важнейшие составляющие спортивной подготовки и разработать методику психологической подготовки для повышения спортивных результатов в соревновательный период у спортсменов, занимающихся пулевой стрельбой.
Научная новизна состоит в том, что впервые:
- обобщен опыт применения методов психологической подготовки у спортсменов, занимающихся пулевой стрельбой в соревновательный период, выявлены его характерные особенности в применении техники аутотренинга для повышения спортивного результата;
- обоснованы критерии и психологические факторы, имеющие большое значение для повышения спортивного результата и определения эффективности психологической подготовки у спортсменов занимающихся пулевой стрельбой в соревновательный период с помощью техники аутотренинга;
- разработана современная, доступная методика психологической подготовки на основе аутотренинга для повышения спортивного результата с помощью техники аутотренинга у спортсменов, занимающихся пулевой стрельбой в соревновательный период.
Теоретическая значимость состоит в том, что результаты исследования расширяют представление о средствах и методах психологической подготовки, используемых для повышения спортивного результата в соревновательный период и повышения эффективности тренировочного процесса в соревновательном периоде посредством аутотренинга, у спортсменов, занимающихся пулевой стрельбой.
Практическая значимость исследования заключается в разработке эффективной методики психологической подготовки на основе техники аутотренинга для повышения спортивного результата у спортсменов, занимающихся пулевой стрельбой в соревновательный период. Экспериментальным путем определена зависимость повышения спортивного результата у спортсменов, занимающихся пулевой стрельбой посредством введения в тренировочный процесс методики психологической подготовки посредством аутотренинга, что позволяет усовершенствовать эффективность использования психологической подготовки спортсменов, занимающихся пулевой стрельбой в соревновательном периоде.
Результаты исследования внедрены в практику отбора для повышения спортивного результата у спортсменов, занимающихся пулевой стрельбой с помощью техники аутотренинга многофункционального спортивного комплекса «Академия биатлона» КГАУ «РЦСС» г. Красноярска.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась объективностью методов, применяемых в рамках исследования, при сборе эмпирических данных, соответствующих цели и задачам исследования, репрезентативной выборкой испытуемых, применением методов математико-статистической обработки для проверки полученных данных.
Методы исследования: анализ и обобщение данных литературных источников и документальных материалов по проблеме исследования, опрос спортсменов в виде беседы, педагогическое наблюдение, определение через самоанализ, тестирование, оценка психологической устойчивости, диагностика психологических способностей стрелка для повышения спортивного результата у спортсменов занимающихся пулевой стрельбой с помощью техники аутотренинга, анализ результатов спортивной деятельности, педагогический эксперимент, методы математической статистики, оценка показателей выступлений на соревнованиях.
В соответствии с поставленными задачами, исследование проводилось в четыре этапа. На первом этапе проведен сбор источников и анализ литературы по проблеме исследования, изучены и систематизированы известные методы проведения психологической подготовки у спортсменов, занимающихся пулевой стрельбой в соревновательный период. Проводились мероприятия по подготовке педагогического эксперимента. Выбирались тестовые задания. На основании научно-методической литературы определялись критерии отбора в соревновательном периоде с учетом психологических факторов, влияющих на повышение спортивного результата у спортсменов, занимающихся пулевой стрельбой с помощью техники аутотренинга. Проводился поиск участников исследования, определялся состав контрольных и экспериментальных групп из числа испытуемых, проводилась методическая подготовка, необходимая для обеспечения тренировочного процесса.
На втором этапе проводилось исследование в форме наблюдения , опрос тренеров в виде беседы, изучалось содержание существующей методики психологической подготовки у спортсменов, занимающихся пулевой стрельбой в соревновательный период, велась подготовка к основному эксперименту.
На третьем этапе была организована работа по проведению эксперимента: отобраны испытуемые, разработано содержание эксперимента, проведен основной педагогический эксперимент.
На четвертом этапе производилась обработка и анализ полученных результатов исследования, делались выводы и обобщения по теме.
Все полученные на всех этапах исследования данные были оформлены в виде диссертационной работы.
В первой главе обосновывается проблема психологической подготовки у спортсменов, занимающихся пулевой стрельбой в соревновательный период. Рассматриваются понятия «психологическая подготовка», особенности психологической подготовки у спортсменов, занимающихся пулевой стрельбой в соревновательный период.
Под «видом» средств отбора для повышения спортивных результатов понимают специфику применяемых средств и методов для оценки каких- либо показателей человека, необходимых для достижения наивысших результатов в избранном виде спорта и пригодных к многолетним физическим нагрузкам [12: 12].
Исследований по проблеме подготовки спортсменов пулевой стрельбе проведено немного. Большинство исследований, как например, Цицишвили И.З., Чугунова Ю.И., Шеламова Б.Н., посвящены исследованиям физической выносливости спортсменов-стрелков. При этом значение психологической подготовки спортсменов к соревнованиям изучали немногие специалисты (Параносич В. Сопов В.Ф. Шарипова Д.С., Шилин Ю.Н.) в области стрелковой подготовки, в основном в отдельных небольших публикациях.
В основе успешной подготовки спортсменов-стрелков качественно проведенный отбор по психофизиологическим особенностям спортсмена и возможность использования методов психологической подготовки на тренировках для повышения спортивного результата с помощью техники аутотренинга у спортсменов, занимающихся пулевой стрельбой.
Структура работы состоит из введения, трех основных глав и входящих в них параграфов, заключения и списка литературы.
В первой главе внимание уделяется рассмотрению психофизических показателей как критериев отбора спортсменов для участия в соревнованиях и детально рассматриваются особенности психофизических показателей для соревнований по пулевой стрельбе. Рассматриваются психологические факторы и особенности психофизических показателей для соревнований по пулевой стрельбе: особенности психофизических показателей как критериев отбора спортсменов для участия в соревнованиях; негативные факторы и психологические проблемы, мешающие выступлению спортсменов на соревнованиях.
Во второй главе рассматриваются организация и раскрываются методы проводимого в диссертации исследования по каждому его этапу.
В третьей главе дан анализ результатов исследования психологической подготовленности, спортсменов занимающихся пулевой стрельбой: 1) выявлены методы и средства психологической подготовки спортсменов в период предсоревновательной подготовки путем проведения исследования в форме анкетирования спортсменов; 2) проведено исследование степени психологической подготовленности спортсменов занимающихся пулевой стрельбой методом наблюдения; 3) в процессе проведения педагогического эксперимента проведена проверка устойчивости спортсменов на воздействия внешних факторов, на основе чего проведено обоснование внедрения в тренировочный процесс методов аутотренинга.
Заключение содержит выводы по проведенному исследованию и содержит рекомендации для повышения спортивного результата с помощью техники аутотренинга у спортсменов, занимающихся пулевой стрельбой.
В списке используемой литературы включены все источники, научные публикации, специальные исследования, научно-методическая литература, раскрывающая отдельные вопросы исследуемой темы диссертационной работы.
В процессе исследования рассмотрели особенности психологических факторов, влияющих на успешность выступления стрелков в соревновательном периоде. Также выяснили, что перспективы дальнейших исследований по данному направлению должны строиться с учетом связи психологических возможностей и развития у спортсмена фиксированных форм и эмоциональных проявлений адекватного спортивного поведения, требуемых для решения спортивных задач, выборе методик для снижения негативных психологических факторов, влияющих на индивидуальное поведение спортсмена в ситуации соревновательной деятельности
Изучение теоретических исследований психологических факторов и особенностей психофизических показателей для соревнований по пулевой стрельбе показало, что перед ответственными стартами спортсмены испытывают проблемы, связанные с эмоциональными волнениями, уровень проявления которых зависит как от индивидуальных особенностей спортсмена к их восприятию, так и от профессионального стажа и уровня психологической подготовки.
При анализе научной литературы выяснилось, что предмет изучения специалистов составляет совершенствование направлений психологической подготовки спортсменов. Между тем нет фундаментальных научных исследований по проблемам использования конкретных методов психологической подготовки. Также недостаточно научных работ, которых указывается на возможности преодоления психологических факторов в соревновательном периоде стрелков методами психологической подготовки.
В работе было проведено собственное исследование по выявлению особенностей психологических факторов, влияющих на успешность выступления стрелков в соревновательном периоде.
Исследовательская работа проводилась в двухлетний период 2016-2018 гг. в несколько этапов.
На первом этапе (октябрь 2016 - декабрь 2016 гг.) проводился анализ специальной научно-методической и учебной литературы по выбранной теме исследования, составлялся план и программа исследования, уточнялись проблемные вопросы исследования, концепция работы со спортсменами, участвующими в практических исследованиях. Основное внимание было направлено на изучение теоретико-методических основ и проблем психологической подготовки спортсменов, занимающихся пулевой стрельбой в соревновательный период, а также на внедрение новых учебных методик по совершенствованию психологической подготовки спортсменов- стрелков в соревновательном периоде. На основании данного анализа были теоретически обоснованы и сформулированы проблема, гипотеза, цель и задачи исследования, определены соответствующие методы исследования.
Во втором этапе (февраль-апрель 2017 г.) для решения поставленных задач было проведено анкетирование и педагогическое наблюдение). После проведенного анкетирования проводилось специальное наблюдение в г. Красноярск на базе многофункционального спортивного комплекса «Академия биатлона» КГАУ «РЦСС», изучались дневники самоконтроля тренирующихся спортсменов, занимающихся пулевой стрельбой.
На третьем этапе (это май-июнь 2017 гг.) было проведено отслеживание результатов спортсменов на соревнованиях в СФО и готовился предварительный анализ по результатам стартов СФО в 2016 и 2017 гг.
На четвертом этапе (январь-апрель 2018 гг.) проводился эксперимент в течение трех месяцев по внедрению новых методических приемов в процесс совершенствования направлений психологической подготовки спортсменов- стрелков, для того чтобы повысить уровень психологической подготовленности спортсменов в соревновательном периоде и достойно выступать на главных стартах Сибири и РФ.
В процессе проведенного анкетирования спортсменов «Академии биатлона» КГАУ «РЦСС» г. Красноярска были выявлены психологические факторы, влияющие на успешность выступлений спортсменов-стрелков в период выступлений на соревнованиях.
По результатам проведенного исследования следует, что, несмотря на то, что влияние волнения так или иначе испытывают все спортсмены, в большинстве своем спортсмены могут с ним справляться. При этом, из факторов наиболее сбивающих стрельбу перед стартом, и которые оказывают влияние на успешность стрельбы, наибольшее число опрошенных указало на наибольшее влияние проблем, связанных с психологическим субъективным восприятием, на втором месте указывают на проблемы, связанные с техническими факторами, на третьем месте факторы здоровья, на последней позиции указали негативный предыдущий опыт.
Все это доказывает наибольшее влияние психологических факторов и необходимость психологической подготовки и настроя спортсменов в соревновательный период.
В работе в процессе проведенного наблюдения было рассмотрено, как организован тренировочный процесс спортсменов, занимающихся пулевой стрельбой и того, какое место в нем занимают методы и средства психологической подготовки. В процессе наблюдения было рассмотрено несколько компонентов психологической подготовки стрелка-практика, используемых в практике наблюдаемого тренировочного процесса. Эти компоненты можно ранжировать по значимости в произвольной последовательности, учитывая индивидуальные особенности спортсмена, его ошибки и слабые места, требующие развития или коррекции в тренировочном процессе.
Работая в соревновательный период спортсмену-стрелку, следует сосредоточиться на нескольких компонентах саморегуляции. Испытывая недостаток времени на восстановление, последнее становится причиной сбоев и неудач в выступлениях, влияя на психологическое состояние спортсмена перед ответственными выступлениями. Столкнувшись с этой проблемой, многие тренеры придумывают упражнения психологической подготовки для спортсменов в период соревнований. Конкретные рекомендации или упражнения, выполняемые в тренировочном процессе - 1) идеомоторная тренировка, 2) чувство времени (внутренний контроль времени); 3) алгоритм движения (техника).
В психологической подготовке стрелка важна идеомоторная тренировка, в основе которой развитие техники мысленного восприятия реально невыполняемых движений. В подготовке к этому большое значение имеет овладение техниками аутогенной тренировки.
В работе в процессе проведенного наблюдения было определена необходимость введения и использования в процессе тренировок методов и средств психологической подготовки. По результатам наблюдения было предложено внести коррективы в тренировочный процесс по стрельбе.
Так, предлагаем для спортсменов в тренировочный процесс на стадии подготовки к стрельбам ввести приемы аутотренинга (аутогенной тренировки) и идеомоторной тренировки, а для спортсменов с минимальным опытом стартов также использовать в подготовке стрелковые игры.
Поскольку аутогенные формы вообще не применяются, считаем, что было бы важно провести внедрение в тренировочный процесс комплекса аутогенной тренировки. Для выяснения эффективности предложенных приемов психологической подготовки в течение трех месяцев проведен педагогический эксперимент, который проводился в период прохождения спланированных тренировочных занятий в период соревнований.
Для проведения эксперимента из общего числа занимающихся на базе многофункционального спортивного комплекса «Академия биатлона» КГАУ «РЦСС» были отобраны 24 испытуемых, из которых сформировали две группы. Одна группа была контрольной, вторая - экспериментальной, по 12 человек каждая. Участники эксперимента - стрелки I разряда и КМС. До проведения эксперимента было проведено контрольное тестирование, стрелковое упражнение ПП-2, по результатам которого был выявлен исходный результат стрелковой подготовки каждого спортсмена к началу проведения эксперимента. За 10-15 мин. до старта проводились тесты на определение предстартового состояния: 1) метод измерения коротких интервалов времени; 2) измерение частоты сердечных сокращений - для необходимости использования комплекса аутогенной тренировки
Подводя итог всего исследования можно сделать следующие выводы.
1. Молодые спортсмены, не имеющие должного опыта выступлений часто испытывают тремор и не могут самостоятельно его преодолеть на соревнованиях. В итоге такие спортсмены в период соревнований демонстрируют нестабильные результаты. Это накладывает отпечаток на эмоциональное восприятие спортсменом своего выступления и часто создает психологический барьер к следующему старту. Навыками психологической подготовки большинство стрелков не владеют. Для повышения эффективности тренировок требуется научить спортсменов снижать эмоциональное возбуждение перед стартами за счет внедрения в тренировочный процесс методов аутогенной тренировки.
2. Для выяснения эффективности предложенных приемов психологической подготовки в течение 3-х месяцев проведен педагогический эксперимент, который проводился в период прохождения спланированных тренировочных занятий в период соревнований на базе многофункционального спортивного комплекса «Академия биатлона» КГАУ «РЦСС». Оценка психологического состояния до начала проведения эксперимента показала, что только у четырех из 24 спортсменов было предстартовое состояние соответствующее боевой готовности, а у остальных 20 спортсменов было состояние предстартовой лихорадки, которая влияет на показатели стрельбы, поскольку более высокие и стабильные показатели стрельбы демонстрируют спортсмены, находящиеся перед стартом в состоянии боевой готовности.
2. Предложенные методы аутогенной тренировки для психологической подготовки стрелков, занимающихся на базе многофункционального спортивного комплекса «Академия биатлона» КГАУ «РЦСС» включают в себя комплекс аутогенных упражнений на снижение повышенного эмоционального состояния перед стартом, на специально-подготовительном этапе в соревновательном периоде спортсменов-стрелков по пулевой стрельбе.
3. Разработанные методы аутогенной тренировки для психологической подготовки спортсменов-стрелков оказывают положительное влияние на стабильность результатов спортсменов и результативность тренировочного процесса и могут быть рекомендованы для внедрения в процесс совершенствования психологической подготовки спортсменов-стрелков, для того чтобы повысить уровень психологической подготовленности спортсменов в соревновательном периоде.
Таким образом, при проведении педагогического эксперимента экспериментальным путем определена зависимость повышения спортивного результата у спортсменов, занимающихся пулевой стрельбой посредством введения в тренировочный процесс методики психологической подготовки посредством аутотренинга, что позволяет значительно повысить эффективность тренировочного процесса в соревновательном периоде.
1. Алабин, В.Г. Основы подготовки спортсменов в соревновательном периоде / В.Г. Алабин, А.В. Алабин, В.П. Бизин: учеб. пособие. - Харьков: Основа, 1993.- 243 с.
2. Афанасьев, В.В. Основы отбора, прогноза и контроля в спорте / В.В. Афанасьев: монография. - Ярославль: Ярославский гос.пед. ун-т им. К.Д. Ушинского, 2008. - 278 с.
3. Бордунова, М.В. Основы спортивной стрельбы / М.В. Бордунова. - М.: Вече, 2002. - 255 с.
4. Брегман, М.А. Результаты стрельбы в зависимости от нагрузки различной интенсивности / М.А. Брегман, М.И. Савицкий // Теория и практика физической культуры. — 1999 - № 7. - С. 36-39.
5. Бриль, М.С. Перспективы совершенствования системы подготовки к соревнованиям / М.С. Бриль, В.П. Филин // Теория и практика физ. культуры. 1982. - № 10. - С. 32-37.
6. Булгакова Н.Ж. Проблема отбора в процессе многолетней тренировки (на примере спортивной стрельбы: дис.. д-ра пед. наук; М., ГЦОЛИФК. 1978. - 259 с.
7. Вайнштейн, Л.М. Взаимосвязь общей и специальной физической подготовки на начальном периоде обучения стрелков / Л.М. Вайнштейн, В.П. Жур // Теория и практика физической культуры - 1974. - № 6. - С. 44-47.
8. Вайнштейн, Л.М. Основы стрелкового спорта // Л.М. Вайнштейн. - М.: ДОСААФ. - 1999. - 230 с.
9. Волков, В.М., Филин, В.П. Спортивный отбор / В.М. Волков, В.П. Филин. - М.: ФиС, 1988. - с. 76.
10. Володина, И.С. Анализ результативности стрельбы из пневматического пистолета / И.С. Володина, Полякова // Тезисы докладов научно¬практической конференции ВГИФК, МГАФК. — Воронеж, 2000. С. 12.
11. Володина, И.С. Комплексный контроль за уровнем специальной подготовленности стрелков-спортсменов, специализирующихся в стрельбе из пистолета: методическая разработка для студентов ГЦОЛИФКа / И.С. Володина, Е.В. Комова. - М., 1992. - 35 с.
12. Воронов, Ю.С. Психофизические показатели как критерии отбора к соревнованиям / Ю.С. Воронов: Автореф. дис. .канд. пед. наук. / ВНИИФК. - М., 1997. - 25 с.
13. Воропаева, Е.В. Динамика работоспособности в пулевой стрельбе и способы ее оптимизации / Е.В. Воропаева: Дис. .канд. пед. наук. - М., 2002. - 191 с.
14. Гачечеладзе, Я.В. Методика формирования психологической готовности к соревнованиям спортсменов, специализирующихся в стрельбе из малокалиберной винтовки / Я.В. Гачечеладзе: Дис. канд. пед. наук. - М., 1979. - 188 с.
15. Гачечиладзе, Э.Я. Устойчивость стрелка к психологическим нагрузкам /
Э.Я. Гачечеладзе, А.Н. Романин, В.Н. Саблин // Теория и практика физической культуры. 1978. - № 10. - С. 15-18.
16. Гицаенко, М.В. Психологические особенности соревновательной деятельности стрелков / М.В. Гицаенко, Е.В. Романина //Тезисы докладов научно-практической конференции ВГИФК МГАФК. - Воронеж, 2006. - С. 14-16.
17. Грицаенко М.В. Оптимизация соревновательной эмоциональной устойчивости спортсменов: на примере стрелкового спорта: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2002. - 18 с.
18. Дмитриева, Ю.В. Формирование готовности спортсменов к скоростной стрельбе / Ю.В. Дмитриева: Дис.. канд. пед. наук. - М., 2006.- 193 с.
19. Ефремов, В.А. Связь психомоторных характеристик с надежностью соревновательной деятельности спортсменов-стрелков / В.А. Ефремов: Дис.. канд. псих. наук. - М., 1987. - 239 с.
20. Жилина, М.Я. Исследование техники спортивной стрельбы из пистолетов и методика ее совершенствования с помощью психологии / М.Я. Жилина: Дис. .канд. пед. наук. — М., 1976. - 183 с.
21. Жилина М.Я. Оценка техники стрельбы из винтовки с помощью технических средств / М.Я. Жилина, А.А. Шалманов, А.В. Актов // Теория и практика физической культуры. 1981. - № 11. - с. 12-14.
22. Захарова, Н.А. Технология совершенствования двигательных действий стрелков-инвалидов на начальном этапе спортивной подготовки / Н.А. Захарова: Дис. . канд. пед. наук. - Хабаровск, 2002. - 138 с.
23. Зозулина, И.А. Силовая подготовка юных стрелков-пистолетчиков на этапах спортивного совершенствования / И.А. Зозулина: Дис. канд. пед. наук.
- М., 2001.- 167 с.
24. Зоркин, И.Ф. Метод отбора спортсменов / И.Ф. Зоркин, А.Д. Ганюшкин // Теория и практика физ. культуры. — 1966. № 1. - С. 51-53.
25. Завирохин Д.С. Психологические аспекты пулевой стрельбы // Проблемы подготовки научных и научно-педагогических кадров: опыт и перспективы. - Челябинск: УралГУФК, 2009. - Вып. 9. - С. 90-92.
26. Загайнов Р.М. Кризисные ситуации в спорте и психология их преодоления: монография. - М.: Сов. спорт, 2010. - 238 с.
27. Имнаишвили, Т.З. Функциональные изменения в состоянии спортсмена в условиях подготовки и соревнований по стендовой стрельбе / Т.З. Имнаишвили: Дис. . канд. биол. наук. — Тбилиси, 1989.- 128 с.
28. Иткис, М.А. Основы техники производства выстрела при стрельбе из винтовки / М.А. Иткис // Теория и практика физической культуры. 1974. - № 7. - С. 73-75.
29. Иткис, М.А. Оценка степени устойчивости системы человек-оружие как один из факторов для отбора стрелков / М.А. Иткис // Теория и практика физ. культуры. 1979.- № 6.- С. 34-39.
30. Иткис, М.А. Совершенствование методики обучения стрельбы из винтовки / М.А. Иткис: Дис. . канд. пед. наук. - Л, 1969. - 224 с.
31. Калиниченко, Н.А. Значение готовности в точности прицеливания при стрельбе из винтовки / Н.А. Калиниченко: Дис. . канд. пед. наук. - М., 1999. - 199 с.
32. Качурин, С.Н. Методы формирования точностных действий с использованием подготовки / С.Н. Качурин: Дис.. канд. пед. наук. - М., 1994.
- 140 с.
33. Коваленко, B.C. Подготовка выхода к мишени / B.C. Коваленко - Минск: Полымя, 1989. - 290 с.
34. Ковшов, Н.В., Шестопалова, Е.В. Методика обучения стрельбе. / Н.В. Ковшов, Е.В. - М., 2003. - 149 с.
35. Шестопалова Е.В. пособие для преподавателей огневой подготовки Московского ун-та МВД России. - М., 2003. - 149 с.
36. Комова, Е.В. Методика педагогического контроля за уровнем технической подготовленности стрелков на этапе спортивного совершенствования / Е.В. Комова: Дис.. канд. пед. наук. - М., 1989. - 159 с.
37. Коренберг, В.Б. Спортивная подготовка: учебник / В.Б. Коренберг. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 358 с.
38. Королев, Г.И. Критерии отбора в спортивной стрельбе на этапах многолетнего тренировочного процесса / Г.И. Королев: Автореф. дис. .канд. пед. наук - М., 2006. - 21 с.
39. Корх, А.Я. Устойчивость стрелка при стрельбе из пистолета и некоторые возможности ее совершенствования (экспериментальное исследование) / А.Я. Корх: Дис. . канд. пед. наук. - М., 1965. - 134 с.
40. Кочеткова, С.В. Повышение соревновательной надежности спортсменов- стрелков / С.В. Кочеткова: Дис. . канд. пед. наук. - Краснодар, 2000. - 185 с.
41. Кривцов, С.М. Методика набора и отбора спортсменов в группы начальной подготовки на отделение пулевой стрельбы / С.М. Кривцов, А.С. Кривцов // Метод, рекомендации для тренеров, часть 1. Белгород. - 2004. - 36 с.
42. Кривцов, А.С. Комплексная форма отбора в пулевой стрельбе / А.С. Кривцов, Е.С. Палехова // Физическая культура: воспитание,образование, тренировка № 4.- 2008. - С. 64-67.
43. Кривцов, А.С. Готовность спортсменов-стрелков. /А.С. Кривцов, М.И. Чурносов, Ф.И. Собянин, В.В. Сокорев, И.Н. Лепендина, Н.А. Рудых // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. Научно-теоретический журнал. - 2007. - № 4 (26). С. 100-106.
44. Кубланов, М.М. Некоторые аспекты специальной физической подготовки стрелков из винтовки / М.М. Кубланов // Тезисы докладов научно¬практической конференции ВГИФК МГАФК. — 2009. - С. 16-18.
45. Кубланов, М.М. Силовая подготовка стрелков из винтовки / М.М. Кубланов: учебное пособие. - Воронеж, 2003. — 163 с.
46. Куделин, А.И. Мышечная модель выстрела / А.И. Куделин // Спортивное оружие. 2004. - № 12. - С. 66-69.
47. Кудряшов, Ю.Г. Исследование факторов, определяющих надежность выполнения выстрела в спортивной стрельбе из винтовки / Ю.Г. Кудряшов: Дис.. канд. пед. наук. - М., 1976. - 155 с.
48. Курамшин, Ю.Ф. Метод последовательного планирования экспериментов при изучении прогностичности наиболее важных для спортивного отбора показателей /Ю.Ф. Курамшин // Теория и практика физ. культуры. 1975. - № 9. - С. 43-45.
49. Лапкин, О.А. Целевая комплексная программа подготовки сборной команды России по пулевой стрельбе к Олимпийским Играм / О.А. Лапкин. - М., - 1997. - С. 3-8.
50. Меркулов, В.Е. Экспериментальное исследование возможностей управления устойчивостью системы «стрелок-оружие» / В.Е. Меркулов: Дис. канд. пед. наук. - М., 1974. - 150 с.
51. Мишуков, М.С. Методика управления предстартовым состоянием стрелков-пулевиков высокой квалификации / М.С. Мишуков: Дис.. канд. пед. наук. - М., 1989. - 210 с.
52. Мотылянская, Р.Е. Значение характеристик спортсменов высокого класса для спортивного отбора и управления тренировочным процессом / Р.Е. Мотылянская // Теория и практика физ. культуры. 1979.- № 4. - С. 21-23.
53. Неверкович, С.Д. Спортивная деятельность: психические состояния, диагностика, отбор / С.Д. Неверкович, У.Ш. Сундетова // Теория и практика физ. культуры. 2003. - № 5. - С. 43-46.
54. Никитушкин, В.Г. Организационно-методические основы подготовки спортивного резерва: монография / В.Г. Никитушкин, П.В. Квашук - М, - ВНИИФК, 1998. - 159 с.
55. Новоселов М.А. Специализированное обеспечение психодиагностики и
коррекции функционального состояния спортсменов: Методики
исследования и психодиагностика / Новоселов М.А., Филатов С. // Спортивный психолог. - 2004. — № 1. - С. 87-90.
56. Ожуг, Н.Н. Развитие осознанной саморегуляции деятельности у спортсменов-стрелков высокой квалификации / Н.Н. Ожуг: Дис. . канд. пед. наук. — Краснодар, 2002. - 171 с.
57. Организационные и программно-методические аспекты системы отбора перспективных спортсменов / Под общ. ред. Т.С. Тимаковой и др.: Сб. науч. тр. - М.: ВНИИФК, 1988. - 197 с.
58. Палехова, Е.С. Современный стрелковой спорт / Е.С. Палехова, О.В. Железнов: научный альманах МГАФК. - Малаховка, 2007. - Т. 8. - С. 153-164.
59. Палехова, Е.С. Подготовка высококвалифицированных стрелков: дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / Е.С. Палехова. - Малаховка, М.: - 2006. - 189 с.
60. Палехова, Е.С. Основы тренинга в подготовке стрелков / Е.С. Палехова // На рубеже XXI века. Год 2004-ой: научный альманах МГАФК. - Малаховка, 2004. - Т. 6. - С. 171-178.
61. Параносич, В. Психологические аспекты отбора в спорт / В. Параносич // Теория и практика физ. культуры. - 1978. - № 2. - С. 10.
62. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте.
Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов. - К.:
Олимпийская литература, 2004. - 808 с.
63. Полякова, Т.Д. Психолого-педагогические основы управления состоянием в стрелковом спорте / Т.Д. Полякова: Дис.. д-ра. пед. наук. - Минск, 1993. - 357 с.
64. Психология спорта: монография / А.Н. Веракса, С.А. Исачев, C.B. Леонов и др.; под. ред. Ю.П. Зинченко, А.Г. Тоневицкого. - М.: МГУ, 2011. - 424 с.
65. Приступа, Н.И. О формировании стрелковых качеств у спортсменов в
процессе физического воспитания / Н.И. Приступа // Разноцветные мишени. - М.: 1983. - С. 47-49.
66. Пугачев, А.В. Совершенствование техники стрельбы из пневматической винтовки на основе психологической готовности / А.В. Пугачев: Дис. . канд. пед. наук - М., 2002. — 167 с.
67. Пятков, В.Т. Отбор в группах пулевой стрельбы детско-юношеских спортивных школ и стрелково-спортивных клубов / В.Т. Пятков: Дис. . канд. пед. наук. - Семипалатинск, 1981. - 162 с.
68. Солдатов, О.А. Метод повышения результативности стрельбы у квалифицированных биатлонистов / О.А. Солдатов: Дис. . канд. пед. наук. — М., 1988.- 179 с.
69. Сопов В.Ф., Колпаков Е.В. Теория и методика психологической подготовки в современном спорте. - М.: Трикста, 2010. - 116 с.
70. Спортивная стрельба / под общ. ред. А.Я. Корха. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 255 с.
71. Тамбовский, А.Н. Подготовка стрелка-пулевика с применением методик оптимизации функций процесса прицеливания / А.Н. Тамбовский: Дис. . канд. пед. наук. -Малаховка, 2009. - 266 с.
72. Тамбовский, А.Н. Теоретические и прикладные основы спортивной стрельбы / А.Н. Тамбовский: Дис. . д-ра пед. наук. - М., 2002.- 480 с.
73. Тихомиров, А.К. Медико-педагогический контроль состояния и отбор спортсменов / А.К. Тихомиров, Т.В. Скуратова, Л.Б. Сударикова // Теория и практика физ. культуры. - 1985.- №7. - С. 23-26.
74. Фролова, И.В. Управление тренировочным процессом спортсменов- стрелков с использованием современных технических средств обучения / И.В. Фролова: Дис.. канд. пед. наук. - Хабаровск, 2004. - 152 с.
75. Цицишвили И.З. Специальная физическая подготовка
высококвалифицированных стрелков-пулевиков : автореф. дис. . канд. пед. наук / Цицишвили И.З.; ГГИФК. - Тбилиси, 1990. - 28 с.
76. Чугунов, Ю.И. Отбор стрелков-спортсменов и методика тренировки с учетом индивидуальной направленности нагрузок / Ю.И. Чугунов: Дис. канд. пед. наук. - JI., 1976. - 182 с.
77. Шарипова Д.С. Влияние эмоциональных переживаний на индивидуальное поведение спортсменов по пулевой стрельбе в ситуации соревновательной деятельности // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2014. Вып. 4(20). С. 71-77.
78. Шеламов, Б.Н. Средства и методы физической подготовки стрелка высокой квалификации в подготовительном периоде / Б.Н. Шеламов: Дис. . канд. пед. наук. М., 1986. - 146 с.
79. Шилин Ю.Н. Приемы психорегуляции для повышения стрессоустойчивости стрелков / Шилин Ю.Н., Худадов Н.А., Женин СЛ. // Теория и практика физ. культуры. - 1989. - № 9. - С. 18-20.
80. Юрьев, А.А. Пулевая спортивная стрельба / А.А. Юрьев // 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ФиС. - 1993. - с. 459.