Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Языковые особенности бардовской песни (элективный курс для старшей школы)

Работа №153098

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2022
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. Бардовская песня как объект лингвистического исследования 6
1.1. Бардовская песня. История вопроса 6
1.2. Характеристика творчества Ю. Визбора и А. Городницкого 9
ГЛАВА 2. Языковые особенности бардовской песни 22
2.1. Языковые особенности текстов бардовских песен Ю.
Визбора 22
2.2. Языковые особенности текстов бардовских песен А. Городницкого
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ

Мы живём в такое время, когда СМИ, активно влияющие на подростковое поколение, пропагандируют не самые лучшие образцы современной литературы, которые трудно назвать подлинной. И не только потому, что их отличает низкий уровень художественного содержания, но и потому, что они способны негативно влиять на психику молодого человека, его внутренний мир. В России уже более полувека существует бардовская песня. Мировоззренческий и художественный потенциал бардовской песни может быть использован как развивающее и воспитательное средство подрастающего поколения. Можно предположить, что обучение исполнению бардовской песни способствует выявлению творчески одарённой личности, формированию творческой активности и гражданской позиции у подростков.
Явление бардовской песни стало одним из магистральных в русской поэтической культуре второй половины ХХ столетия и в полноте выразило духовные, социально-исторические грани мироощущения срединных десятилетий века. «При очевидной синтетической природе, обусловленной взаимопроникновением поэтического слова, музыки, исполнительского мастерства, бардовская песня в своих вершинных художественных проявлениях была в первую очередь искусством слова, литературным феноменом, «новым руслом» в отечественной поэтической традиции» [Бакина М.А.: 1995, 106 - 107].
Бардовская песня стала оркестром индивидуальных голосов, обогатила поэтическую культуру и шедеврами утонченной исповедально-психологической, любовной, философской лирики, и оригинальными формами «сюжетной», «персонажной» поэзии; она вместила достойное продолжение лучших традиций отечественной сатиры, гражданско-патриотической поэзии. «Поэтами-бардами были созданы и масштабные лиро-эпические полотна, заключающие художественное постижение судеб русской и мировой истории и культуры» [Ничипоров И.Б.: 2006, 63-64].
Изучению языка авторской песни посвящено большое количество научно - исследовательских работ (В.Б. Альтшуллер, Л.А. Левина, Ю.А. Андреева, Л.А. Аннинского, Г.А. Белой, В.И. Новикова, Н.И. Пименова, В.А. Зайцева, А.В. Борзенко, Н.И. Крымовой, А.В. Кулагина, Б.А. Савченко, О.О. Архипочкиной, С.Б. Рассадина, С.В. Свиридова, А.В. Скобелева, И.А. Соколовой и др.), в том числе — диссертационных исследований (К. Берндт, СБ. Бирюкова, С.С. Бойко, А.И. Жебровска, М.В. Жигачева, Н.П. Зубова, М.В. Каманкина, Д.Н. Курилов, СП. Распутина, И.А. Соколова), в которых характеризуются жанровые особенности авторской песни, анализируется творчество отдельных авторов.
Актуальность работы заключается в исследовании бардовской поэзии как динамично развивавшейся эстетической системы, которая вобрала в себя многообразный спектр творческих установок, индивидуальных художественных миров и была глубоко укоренена в отечественной литературной и фольклорной традиции.
Объектом исследования выступают языковые особенности бардовской песни как феномен русской поэтической культуры.
Предметом исследования стало творчество Ю. Визбора и А.Городницкого.
Методы, использованные в работе: анализ литературного текста, выборка и классификация языкового материала, обобщение.
Цель исследования: выявить и проанализировать языковые особенности текстов бардовской песни; разработать элективный курс для обучающихся старшего звена школы.
Задачи работы:
— дать понятие бардовской песни;
— выявить языковые особенности текстов бардовских песен Ю. Визбора и А.Городницкого;
— разработать рабочую программу элективного курса «Языковые особенности бардовской песни»;
— представить конспект занятия по разработанному элективному курсу.
Цель и задачи работы определили ее структуру. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Бардовская, или авторская песня переживала немало взлётов и падений, она то была одним из наиболее признаваемых и любимых жанров, то о ней забывали широкие массы. В действительности авторская песня — не для каждого: она заставляет задуматься, открывает глубинные тайны и чувства, она помогает с иронией, грустью, тоской выразить те мысли, которые трудно передать словами.
Бард — это поэт, который поёт свои стихи народу. Он не ждёт за это вознаграждения, как не ждут вознаграждения собеседники за приятный разговор между собой. «Авторская песня — это всего лишь форма передачи чувств и мыслей поэта» [Стернин И.А.: 2004, 93]. Барды были, есть и будут всегда. Многие полагают, что это явление так и осталось в той жизни вместе с талонами на сахар и походами на овощебазу. Есть несколько бардов, более или менее успешно эксплуатирующих свои старые песни; новых же имён не появляется, а движение авторской песни и вовсе сошло на нет. Между тем , явление это не только не вымерло, но и заметно разнообразило формы своего существования. Фестивалей сейчас чуть ли не больше, чем во времена максимального расцвета бардовской песни. В радио- и телеэфире звучит огромное количество бардовских песен, выходит несколько специальных передач по авторской песне.
В ходе анализа языковых особенностей текстов бардовских песен Юрия Визбора и Александра Городницкого нами был выявлен ряд наиболее часто используемых данными авторами тропов:
- эпитет («И в московском небе золотая луна», «Светлые года будем мы всегда вспоминать» - Ю. Визбор, песня «Гимн МГПИ», 1953; «Пали снежные крылья // на булыжник багровый», «Может снег этот сонный» - А. Городницкий, песня «Ах, зачем вы убили Александра Второго», 1978 и др.);
- метафора («самолёт - искатель разлук» - Ю. Визбор, песня «Милая моя», 1973; «Когда луна взойдёт, свеча ночей» - Ю. Визбор, песня «Передо мною горы и леса», 1978 и др.)
- олицетворение («А в заполярье зацветает камень // И птицы перелётные орут» - А. Городницкий песня «Полночное солнце», 1963; «И разносит песню ветер», «Автомат приник к стене» - Ю. Визбор, песня «Парень из Кентукки», 1953 и др.).
- сравнение («Море, Каспий, будто крашено синею краской» - Ю. Визбор, песня «Остров сокровищ», 1972; «А в Заполярье - снежные метели, //Как лебеди, летят над головой» - А. Городницкий песня «Полночное солнце», 1963 и др.)
- ирония («И парту бросил он с шестого этажа, // Но, к сожалению для школы, не попал» - Ю. Визбор, песня «Волейбол на Сретёнке», 1983; «В двадцатом веке, где иные нравы, // Где битвы посерьёзнее Полтавы» - А. Городницкий песня «Шестидесятники», 1995 и др.).
Среди наиболее часто употребляемых синтаксических средств выразительности:
- обращения («Православный, глянь-ка», «Ты, мортира, грянь-ка» - А. Городницкий «Песня строителей петровского флота», 1972; «Александра, Александра»; «Он пробьется, Александра» - Ю. Визбор, песня «Александра», 1979 и др.);
- вопросительные предложения («Кто может нам сказать, какой // Век на дворе?» - А. Городницкий, «Песня декабристов», 1963; «Где ж станция с названьем «Правдивые миры»?», 1979 - Ю. Визбор, «Песенка о наивных тайнах» и др.);
- восклицательные предложения («Эта песня, понимаешь, // Посвящается тебе»! - Ю. Визбор, «Вечерняя песня», 1958; «Ах, усопший век баллад, // Век гусарской чести! - А. Городницкий, песня «Донской монастырь», 1970 и др.).
Так же мы выдели большое количество лексических средств выразительности речи. Чаще всего в текстах Ю. Визбора и А. Городницкого можно встретить следующие:
- разговорная лексика («Любого бить врага» - Ю. Визбор, песня «Учения», 1956; «Бродит за ангарами северная вьюга» - А. Городницкий, «Песня полярных лётчиков», 1959 и др.);
- просторечная лексика («А в том, что без тебя мне не житьё» - Ю. Визбор, песня «Передо мною горы и леса», 1978; («Пусть болтают зазря о весеннем расстреле» - А. Городницкий, песня «Колымская весна», 1995 и др.);
- эмоционально-экспрессивная лексика («Сторонушка лесистая, Сторонушка моя...» - Ю. Визбор, песня «Учения», 1956; («Снег за окошком кружится» - А. Городницкий, песня «Снег», 1958 и др.);
- жаргонизмы («Мне корешей своих видать» - Ю. Визбор, песня «Окраина земная», 1965; «И туда, где не знают ни шмона, ни драк» - А. Городницкий, песня «Колымская весна», 1995 и др.).
Проведённый анализ лингвистических аспектов текстов авторской песни показал, что доминантными лексико-тематическими полями текстов авторской песни являются:
- туризм и путешествия (дорога, путь, горы, костёр, лес, рюкзак, поезд, вокзал, вагон, песня, гитара, штормовка, комары, привал, перевал, котелок, топор, палатка, дождь, роса, туман, искры, ночь, мошка, вершины, электричка, дым, весло, байдарка, кеды, ветер, бродяги, гроза, материк, попутчик и др.);
- общение (говорите, разговор, пообщаемся, тихо говорили, скажите мне, слушаю, балагурь, я её спросил, все уши прожужжал, давай поговорим, пожалуйся, поддакивал, в шутку ругал, оплакивал, губы шептали, развели разговоры, слова не нужны, найду лучшие слова, добрые слова, много ласковых слов, заведу беседу, для души разговор, разговор по душам, и течёт разговор, пойдёт разговор, расскажи мне всю жизнь, поведаешь о том, о чём потом не скажешь, недосказаны слова и др);
- дружеский круг (друг, друзья, дружба, дружеский, разговор, руки (рука), плечо, глаза, песня, мы, вы, люблю, ждать, жду, стол, застолье, посидим, костёр, верность, тепло, сердце, старые друзья, заслушалось, товарищ, братство, союз, пленить, вспомним, собрались, пламя, искры, выпьем, чаша, не унывай, улыбнись и др);
- трудности и препятствия в жизни (тайга, дожди, непроходимая дорога, солнца не видно, до «чёртиков» усталый, рубахи к телу липнут, качка, штормы и метели, белый ад, с трудом даётся каждый шаг, нетопленная землянка, пурга, груз под силу лишь циклопам, комарьё, гребни диких гор, друзей ушедших голоса, житейские метели, болит душа, душа плачет, друзей косили, грехи, скитанья и ошибки, залил водкой больную душу, нет добра меж людей, поплачем, совестью терзаться, участь нестерпима, дожди, похожие на слёзы, цепи поредели, нас осталось мало, души незаживающий ожог, стонал, теряем мы лучших товарищей, спасите наши души, и режут в кровь свои босые души и др.).
Ярким стилистическим признаком авторской песни является высокая частотность в текстах сниженной, преимущественно разговорной лексики (бродяжил, поднатаскался, ночь напролёт, судьба разметала, сгинули, денёк нагрянет, стоят над душой, скоротаем вечерок, чертям назло, хаживать по Риму, целковый, глаза таращит, лупит пулемёт, на всякий пожарный, коняга, у чёрта на рогах, блажь налетела, старый драндулет, кутерьма, сигаю, дребедень, вертихвостки, гонять чаи, ёлки-палки, намылить холку, скупердяй и др), а также наличие просторечной лексики (заместо, вона где, пособи, всех делов -то, цельный день, в евопном деле, супротив, ейный дядя, чтой-то замечаю, глянь-ка, харчи, небось он ходит по кинам, у ей диплом, с ейным мужем, с устатку и др).
В текстах авторской песни высоко употребительна эмоционально¬оценочная лексика, причём в её составе заметно доминируют единицы с положительной оценкой и эмоцией (как системной, так и контекстуальной) - это более 65% всей зафиксированной оценочной лексики (милый, добрый, хороший, любимый, дорогой, любовь, нежность, друг, прекрасный, близкий, лучший (самый лучший, лучше нас), сладкий (миг), светлый (помыслы, мгновения) родной, прекрасно, весело (весёлые, веселье), искренно (говорим, поём), божественная (рука, гитара, звук), славный (славно), дивные люди благодать и др.
Специфика авторской песни — интеллектуальные и духовные мотивы в общении, что находит отражение прежде всего в широком использовании в текстах песен прецедентных имён, которые отражают высокий образовательный и культурный статус исполнителей и слушателей авторской песни (Феллини, Азнавур, Чюрленис, Левитан, Волошин, Окуджава, Пушкин, Моцарт, Бетховен, Гоголь, Пётр Третий, Грин, Дебюсси, Модильяни, Маленький принц, Григ, братья Гримм, Чайковский, Чехов, Ассоль, Золушка, Галатея, Киплинг, Шопен, Дульсинея Дездемона, Мольер, Жюль-Вери, Дюма, Гендель, Верди, Дали и мн. Др.).
Доминантным признаком организации текста авторской песни является диалогизм, который представлен в двух формах — диалогизм внутренний и внешний. Внутренняя диалогичность текста авторской песни проявляется в широкой представленности в текстах коммуникативной лексики (говорить, сказать, общение, общаться, спросить, ответить, слушать, молчать, поддакивать, разговор, беседа и т д), широком использовании диалога как формы построения текста песни, а также в широком и разнообразном изображении процесса общения в содержании авторской песни — в самом тексте песни часто пересказывается некий коммуникативный сюжет, разговор на определенную тему.
Внешняя диалогичность текста проявляется в таких языковых формах как многочисленные обращения автора-исполнителя к своему партнёру по общению, вопросы к слушателю, многочисленность призывов и просьб, адресованных слушателю.
Выявленные языковые особенности бардовской песни (диалогичность, наличие большого количества разнообразных тропов, использование эмоционально-экспрессивной, разговорной, просторечной лексики, широкое использование в текстах песен прецедентных имён, неформальность тематики) будут способствовать целям литературного образования в старшей школе. И, как мы и предполагали в начале исследования, можно говорить о том, что изучение бардовской песни способствует выявлению творчески одарённой личности, формированию творческой активности и гражданской позиции у подростков.
Также, мы с уверенностью говорим о том, что заявленные задачи работы были реализованы в полном объёме, цель исследования достигнута.



1. Андреев Ю.А. Наша авторская: история, теория и современное состояние самодеятельной песни. -М., 2001.
2. Аннинский Л. А. Первопропевец // Визбор Ю. И. Сочинения. В 3 т. М., Локид-Пресс, 2001.
3. Абросимова Е.А. Семиотика бардовской песни. Дис. .канд. филол. наук / Абросимова Е.А. Омск, 2006.
4. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. - М.: Языки русской культуры, 1999.
5. Аскольдов С. А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология. М., 1997.
6. Бабенко Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: Учебник; Практикум / Л.Г. Бабенко, Ю.В. Казарин. - М.: «Флинта», 2003.
7. Бакина М.А. Устойчивые языковые формулы в поэзии XX в. (на материале поэзии Д. Бедного и Б. Слуцкого) // Очерки истории языка русской поэзии XX века. - М.: «Наука», 1995.
8. Беленский Л.П. «Возьмемся за руки, друзья!» Рассказы об авторской песне / авт. - сост. Л.П.. -М., 1990.
9. Беленский Л.П. - «Среди нехоженых дорог одна - моя»: Сб.
туристских песен - М.:Проф-издат, 1989.
10. Варламова В.В. Способы выражения временных значений в
современном русском языке. // Русский язык в школе. - 2005. - №4.
11. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. М.: Языки славянской культуры, 2001.
12. Визбор Ю.И. Монологи со сцены: О себе. О кино. О песне / Лит. запись Терентьева О.Л. - М.: «Гудьял-Пресс», 2000.
13. Визбор Ю.И. «Не верь разлукам, старина» - М.: Изд-во Эксмо, 2006.
14. Визбор Ю. И. Указ. соч. Т. 3. 1999
15. Всеволодова М.В. Способы выражения временных отношений в
современном русском языке. - М., 1975.
16. Голосова Т.М. Отношения одновременности и последовательности в структуре художественного времени текста // Русский язык в школе. - 2001. - №5.
17. Голуб И.Б. Стилистика русского языка / И.Б. Голуб. - 8-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2007.
18. Голубкова А.А. Вглубь авторской песни / А.А. Голубкова / Вестник Московского университета. Сер.9. Филология. 2003. - № 4.1
19. Городницкий А. М. Сочинения. 2002
20. Грачев А. П. Наследие авторской пени и песенная поэзия восхождения. Челябинск, 2004.
21. Доманский Ю. В. Вариативность и интерпретация текста: (Парадигма неклассической художественности). Автореф. докт. дисс. М., РГГУ, 2006.
22. Жигачева М.В. Эволюция жанра баллады в русской поэзии 60-80-х годов XX века: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. - М.: МГУ, 1994.
23. Зайцев, В.А. Русская поэзия ХХ века: 1940-1990-е годы: учеб. пособие / В.А.Зайцев. - М., 2001.
24. Казарин Ю.В. Поэтический текст как система. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1999.
25. Климович В. Гитара в авторской песне: От трех «блатных» аккордов до джазового аккомпанемента. Школа игры на примерах. - Г омель-Минск, 2003.
26. Кубрякова Е.С. Категоризация мира: пространство и время Вст. слово. // Категоризация мира: пространство и время. - М.: «МГУ», 2007.
27. Кулагин, А.В. Высоцкий и другие: сб. статей / А.В.Кулагин. - М.,2002.
28. Лейдерман, Н.Л., Липовецкий, М.Н. Современная русская литература: В 3-х кн.: учеб. пособие / Н.Л.Лейдерман, М.Н.Липовецкий. - М., 2001. Москвин В.П. Стилистика русского языка. Теоретический курс / В.П. Москвин. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2006
29. Ничипоров И.Б. Авторская песня в русской поэзии 1950 - 1970-х гг.: творческие индивидуальности, жанрово-стилевые поиски, литературные связи: монография / И.Б.Ничипоров. - М.: МАКС Пресс, 2006.
30. Ничипоров И.Б. Песенно-поэтическая антропология. Люди трудных профессий в изображении Ю.Визбора и В.Высоцкого/ И.Б.Ничипоров // Развитие личности. - 2003. - №2.
31. Ничипоров И.Б. Пособие по русской литературе ХХ века для поступающих на филологический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова: Для заочных подготовительных курсов: учеб. -метод. пособие / И.Б.Ничипоров, А.В.Леденев. - М.: МГУ, 2004.
32. Ничипоров, И.Б. Фольклорная традиция в песенной поэзии Ю.Визбора / И.Б.Ничипоров // Вторые Лазаревские чтения: материалы всерос. науч. конф., Челябинск / Челяб. гос. академия культуры и иск-ва. - Челябинск,
2003.
33. Новиков Вл.И. Авторская песня как литературный факт / Вл.И.Новиков // Авторская песня. - М., 2002.
34. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: «Русский Язык», 1990.
35. Окуджава Б. Ш. Стихотворения. СПб., Академический проект, 2001.
36. Пухова Т.Ф. «Городской романс и авторская песня»: Сб. статей /. Воронеж, 2002.
37. Резник И.В. Функционально-семантическое поле темпоральности: логико-семантическая категория и языковые средства ее выражения: АКД. - М., 1998.
38. Соколова И.А. Формирование авторской песни в русской поэзии (1950-1960-е гг.): Канд. дис. - М.: МГУ, 2000.
39. Стернин И.А. Песня и русское общение / И.А. Стернин // Коммуникативные исследования. Вып. 18. - Песня как коммуникативный жанр / Под ред. И.А. Стернина. - Воронеж: Истоки,2004.
40. Франк С. Л. Светлая печаль // Пушкин в русской философской критике. М.,1990.
41. Хализев В. Е. Теория литературы. М.,1999.
42. Яковлева Е.С. Время и пора как сигнал приступить к действию // Русский язык в школе. - 1993. - №1.
43. Якушева A.A. Песня - любовь моя. - М.: «Локид-Пресс», 2001.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ