Только PDF
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие «внимание» в психолого–педагогической литературе 6
1.2. Особенности развития произвольного внимания детей дошкольного
возраста 9
1.3. Условия и приемы развития особенностей произвольного внимания
детей старшего дошкольного возраста 12
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 14
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ
ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 15
2.1. Описание методик исследования и групп испытуемых 15
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 22
2.3. Методические рекомендации, способствующие развитию
произвольного внимания детей старшего дошкольного
возраста 37
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 53
Внимание – это индивидуальное свойство человеческой психики. Оно
не существует автономно – вне мышления, восприятия, работы памяти,
движения. Невозможно быть попросту внимательным – можно быть
внимательным, только исполняя какое–либо дело. Поэтому развитием
внимания охарактеризовывают избирательную направленность сознания на
осуществление конкретного дела. Формы выражения внимания различны.
Оно может быть сосредоточено на работе органов чувств (зрительное,
слуховое и т.п. внимание), на процессы запоминания, мышления, на
двигательную энергичность.
Внимание у детей дошкольного возраста имеет ряд качественных
особенностей. Оно отличается незначительным объемом, малой
устойчивостью. В деятельности у детей данного возраста развивается
произвольное внимание. Ребенок со временем овладевает умением совершать
поручения единолично – сам ставит цель и осуществляет контроль над
своими действиями.
Особенности развития произвольного внимания влияют на
констатирование степени готовности ребенка к обучению в школе. Что нужно
сделать, чтобы помочь детям осилить предстоящие их в школе тяжелые
вопросы, чтобы качественная успеваемость выпускников стала выше?
Изучение литературы, педагогический опыт и практика подсказали: нужно
заботиться о своевременном и полноценном развитии у детей высших
психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления,
воображения. Нам надлежит научить будущего школьника прекрасно и
проворно запоминать, размышлять, и тогда ребёнок сам может разгадать, что
такое внимание, проанализировать, внимателен он или нет, осознать, как
надлежит в определенных случаях пользоваться вниманием. Следует
неустанно беспокоиться о личных знаниях и мастерстве и, чтобы, пользуясь
4
методическими рекомендациями, достигать поставленной цели в воспитании
и обучении детей.
Проблема исследования: каковы условия изучения и определения
индивидуальных и возрастных особенностей внимания у детей старшего
дошкольного возраста? Проблемами исследования внимания работали такие
великие ученые как Ухтомский А.А., Бродбент Д.Е., Павлов И.П., Ланге Н.Н.,
Узнадзе Д.Н. Они выдвигали разнообразные теорий внимания, но, вопреки
значительному обилию исследований, проблема внимания не стала менее
значимой. По–прежнему длятся прения о природе внимания. Одни учения
аргументируют, что как особого, суверенного процесса внимания не
существует, что оно очерчивается лишь как сторона или мгновение всякого
прочего патологического процесса или деятельности ребенка. Другие
доказывают, что внимание демонстрирует собой целиком и полностью
автономное психическое состояние ребенка, индивидуальный внутренний
процесс, содержащий свои особенности, несводимые к характеристикам
иных познавательных процессов.
Данную область исследовали Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Д.Б.
Эльконин, А.В. Петровский и другие. Колоссален вклад А.Н. Леонтьева,
укавшего на огромную роль речи для развития внимания: с помощью слова
свершается распознание объекта, на котором нужно сфокусироваться,
побуждение к самоличной регуляции произвольного внимания.
Целью данной работы является изучение особенностей развития
произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.
Данная цель позволила сформулировать следующие задачи:
1. Проанализировать понятие «внимание» в психолого-педагогической
литературе.
2. Охарактеризовать особенности развития произвольного внимания в
дошкольном возрасте.
3. Выявить условия и приемы развития произвольного внимания у
старших дошкольников...
Результаты исследования по особенностям развития произвольного
внимания у старших дошкольников показали, что проблема является
актуальной. Внимание в жизни и деятельности старших дошкольников
выполняет много разных функций, оно активизирует нужные и тормозит не
нужные в данный момент психологические и физиологические процессы,
способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в
организм информации в соответствии с его актуальными потребностями,
обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном
объекте или деятельности. Слабость произвольного внимания – одна из
основных причин трудностей старшего дошкольного возраста:
неуспеваемости и плохой дисциплины. Показано, что в отличии от
непроизвольного внимания произвольное внимание не продукт созревания
организма, а результат общения ребенка со взрослыми и развивается в
социальном контакте.
Возрастными особенностями развития механизмов произвольного
внимания старших дошкольников являются умеренное несовершенство
произвольного внимания и его ограниченная устойчивость. Дети еще не
способны долговременно сосредоточиваться на поручении, при условии
монотонности и тяжкости, их внимание быстро отключается. Потенциал
волевой координации внимания, его контроль исключительно скромны,
собственно в этом и кроется проблема. Перед педагогами ДОО и родителями
старших дошкольников стоит затруднительная миссия – усовершенствовать
педагогическую работу по развитию произвольного внимания детей, иначе
оно будет под господством окружающих вещей и случайного стечения
обстоятельств.
Индивидуальные особенности произвольного внимания детей старшего
дошкольного возраста зависят от многих факторов: возможны колебания
внимания в зависимости от утомления и общего состояния организма,
48
отношения дошкольника к тому или иному виду деятельности, его
эмоционального состояния. С другой стороны, внимание всегда «включено» в
самые разнообразные психические явления, при его исследовании
существует необходимость вычленения, «извлечения» его из этих процессов.
Произвольное внимание – носитель конкретных свойств: объем,
устойчивость, концентрация, избирательность, распределение, переключение,
сопряженных с составом деятельности старшего дошкольника. Расстройство
или отсталость любого из этих умений, безусловно, воздействует на
остальные. Но, низкий уровень одного свойства не свидетельствует о
подобном уровне развития других показателей произвольного внимания, что
подтверждает гипотезу исследования, что произвольное внимание детей
старшего дошкольного возраста, имеют свои возрастные и индивидуальные
особенности.
Цель данной работы: изучение особенностей развития произвольного
внимания детей старшего дошкольного возраста, достигнута.
Анализ психолого-педагогических источников позволяет рассматривать
особенности развития произвольного внимания детей старшего дошкольного
возраста имея в виду, что уровни развития показателей произвольного
внимания, у одного и того же ребенка, подчиняются многочисленным
обстоятельствам: реальна неустойчивость внимания, обусловленная
изнурением общего состояния организма, расположения ребенка к тому или
иному виду деятельности, его эмоционального самочувствия. С другого
видения, внимание неизменно «влито» во всеобразные явления, при его
рассматривании обязательно отделять, «экстрагировать» его из этих
процессов. Большая часть созданных психолого–педагогических
диагностических процедур, на изучение внимания имеют альтернативы,
допускаемые не только устанавливать, но и количественно формулировать:
объем, переключаемость, устойчивость, концентрацию, избирательность и
другие.
Батенева Е.В. Дидактическая игра как метод развития
произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста // Сборник
материалов ежегодной международной научно-практической конференции
"Воспитание и обучение детей младшего возраста". 2016. № 5. С. 402-404.
2. Беленок И.Л., Мишина Ю.Д. Развитие общих способностей
личности: учебное пособие / Новосиб. Гос. Ун-т. Новосиборск, 2005. 112 с.
3. Викентьев И.Л. Место первой публикации // Журнал ТРИЗ.1991.
№ 2. С. 18-23.
4. Выготский Л.С. История развития высших психических функций.
М., 1999. 338 с.
5. Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском
возрасте: хрестоматия по вниманию. М., 1976. с. 184-219.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 2005. 714 с.
7. Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Докл. АПН РСФСР. 1985.
№ 3. С. 33-38.
8. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. М., 1999. с. 125-132.
9. Гуторова М.Ф. Коррекционные занятия с детьми старшего
дошкольного возраста. Текст научной статьи по специальности «Психология»
// Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2009. № 3.
С. 54-62.
10. Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания. М.: ЧеРо,
2001. с. 253-259
11. Дроздова В.А. Основные свойства внимания и возможности их
эффективного использования в современных условиях // Психология,
социология и педагогика. 2015. № 2 С. 38-52.
12. Каратаева Н.А., Крежевских О.В.Развивающая предметно–
пространственная среда: мифы и реальность. Текст научной статьи по
специальности «Народное образование. Педагогика» // Сборник материалов
50
ежегодной международной практической конференции "Воспитание и
обучение детей младшего возраста". 2016. № 5. С. 647-651.
13. Ковалева В.Р., Мамедова Л.В. Особенности использования метода
игротерапии для развития свойств внимания детей старшего дошкольного
возраста // Международный журнал экспериментального образования. 2015.
№ 12-3. С. 384-387.
14. Козлов В.В. Семь принципов интегративной методологии //
Вестник интегративной психологии. 2006. № 4. С. 1-31.
15. Ланге Н.Н. Психологические исследования. Закон перцепции.
Теория волевого внимания. М.: Наука, 1967. 256 с....37