Реферат
ВВЕДЕНИЕ
1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ДЗЮДОИСТОВ НАЧАЛЬНОЙ ГРУППЫ ПОДГОТОВКИ
1.1. Выносливость и ее составляющие 7
1.2. Анатомо-физиологические особенности детей подросткового возраста 11
1.3. Специфические особенности специальной выносливости дзюдоистов 19
1.4. Средства и методы развития специальной выносливости в дзюдо 23
1.5. Развитие специальной выносливости школьниц 13-14 лет на секционных
занятиях по дзюдо 31
1.6. Взаимосвязь выносливости с технико-тактическими действиями 35
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Методы исследования 40
2.2 Организация исследования 42
3. РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕВУШЕК-ДЗЮДОИСТОК (1314 ЛЕТ) С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ИХ ОРГАНИЗМА И ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
3.1. Выявление у спортсменов и тренеров знаний о средствах и методах совершенствования выносливости и их применение в тренировочном
процессе 44
3.2. Разработка и обоснование средств и методов развития специальной
выносливости у девушек-дзюдоисток (13-14 лет) 61
3.3. Проверка эффективности разработанных средств и методов развития
специальной выносливости у девушек-дзюдоисток ( 13-14 лет) 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСВК ИСПOЛЬЗOВAННЫХ ИСТВЧНИКВВ 75
ПPИЛOЖEНИE 82
Современный уровень развития спорта предъявляет повышенные требования к качеству подготовки дзюдоистов на различных этапах многолетнего учебно-тренировочного процесса. Поединки характеризуются высокой интенсивностью технико-тактических действий, требующих от спортсменов максимальных мышечных усилий, и умения проявлять их в быстроизменяющейся обстановке.
Для достижения успешного результата в соревновательной деятельности в дзюдо сегодня необходимо проводить поединки в предельно высоком темпе, реально атаковать соперника каждые 15-25 секунд, быстро переходить к контратакующим действиям, использовать все способы перемещения (вытеснения) противника к краю рабочей зоны и другие приемы ведения поединка. Такое содержание поединка определяет способность рационально расходовать энергию и восстанавливать работоспособность во время текущего поединка и соревнований в целом, наряду с технической подготовленностью, в качестве важнейшего компонента структуры специальной подготовленности дзюдоиста. Поэтому подготовка дзюдоистов в значительной мере направлена на развитие специальной выносливости как способности, прямо определяющей эффективность соревновательной деятельности.
Специальная выносливость проявляется в избранных видах спорта и формируется на базе общей выносливости. Однако следует помнить, что основой устойчивости к утомлению в единоборствах является высокая степень обученности технике и тактике.
Специальная выносливость проявляется в конкретной
соревновательной деятельности. Для ее проявления необходимо противостоять утомлению, поддерживая на протяжении всей дистанции запланированную скорость или нужный темп движений и действий, и при этом уметь выполнять на этом фоне скоростные и скоростно-силовые действия без изменения формы (техники) движений, то есть эффективно выполнять специфическую нагрузку в течение времени, обусловленного требованиями специализации.
Проблему развития выносливости, и специальной выносливости, в частности рассматривали исследователи: Агафонов Э.В., Климин В.П., Коблев Я.К., Меленберг Г.В., Набатникова М.Я., Пархомович Г.П., Подливаев Б.А., Шиян В.В., Шепилов А.А. и др. Проблема развития выносливости у детей среднего школьного возраста на тренировках по дзюдо свидетельствует о недостаточном ее исследовании в современной литературе и нуждается в дальнейшей экспериментальной разработке. Противоречие, сложившееся между теорией и практикой борьбы дзюдо, во многом определяется отсутствием специальных исследований по вопросам развития выносливости в этом виде единоборств на данном тренировочном этапе. Исходя из противоречий, определилась проблема магистерской диссертации: поиск эффективных методов развития выносливости у детей среднего школьного возраста на тренировках по дзюдо.
Тема магистерской диссертации является актуальной, так как выносливость является одним из важнейших качеств дзюдоиста; и её высокое развитие, дает возможность бороться в высоком темпе в течение длительного времени. Развитие выносливости у детей среднего школьного возраста нуждается в разработке необходимых рекомендаций для того, чтобы совершенствовать знания в данной области и использовать их в тренировочном процессе дзюдоистов. В федеральном стандарте подготовки по виду спорта «дзюдо» затрагивается тема развития основных физических качеств, в особенности выносливости, скоростно-силовых качеств.
Движение высокого спортивного мастерства при занятиях борьбой в дзюдо связана с уровнем развития двигательных способностей (силы, быстроты, выносливости) и эффективностью их взаимодействия. Высокий же уровень работоспособности, спортивного мастерства дзюдоиста достигается на базе развития специальной выносливости. При недостаточном развитии выносливости очень сложно добиться высокого уровня общей и специальной подготовленности юных борцов. Специальная физическая подготовка единоборца направлена на развитие двигательных качеств, реализуемых в выполнении специфических действий для борьбы. Она используется как элемент целостного тренировочного процесса на всех этапах, в том числе соревновательной деятельности.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс школьниц 1314 лет в группах начальной подготовки на учебно-тренировочных секционных занятиях по дзюдо.
Предмет исследования - средства и методы повышения уровня специальной выносливости школьниц 13-14 лет в группах начальной подготовки на учебно-тренировочных секционных занятиях по дзюдо.
Цель исследования - разработать и обосновать план эксперимента для развития специальной выносливости у девушек подросткового возраста на учебно-тренировочных секционных занятиях по дзюдо и на этой основе повысить уровень их подготовки к соревнованиям.
Задачи исследования:
1. Провести обзор литературных источников по вопросам развития выносливости детей среднего школьного возраста.
2. Выявить особенности развития специальной выносливости и их применения в учебно-тренировочном занятии по дзюдо.
3. Разработать и экспериментальным путем проверить эффективность использования подобранных нами педагогических средств и методов для развития специальной выносливости детей среднего школьного возраста на учебно-тренировочных занятиях по дзюдо.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что целенаправленное и систематическое использование в учебно-тренировочном процессе по дзюдо с девушками подросткового возраста методики специальных упражнений позволит эффективно повысить уровень развития их специальной выносливости.
Научная новизна: разработаны и обоснованы средства и методы для повышения уровня развития выносливости детей среднего школьного возраста, занимающихся дзюдо.
Практическая значимость: полученные результаты могут быть использованы в работе, направленной на повышение компетентности тренера, работающего с юными спортсменами.
Проанализировав литературные источники, изложенные в первой главе работы, можно утверждать, что ведется большая работа в изучении развития выносливости в разных видах спорта, в том числе дзюдо. Выносливость была рассмотрена, как физическое качество, так же были рассмотрены виды выносливости, связь выносливости с техникотактическими действиями, сенситивные периоды для развития выносливости.
Проведенное исследование по проблеме развития специальной выносливости девушек-дзюдоисток подросткового возраста на начальном этапе подготовки позволяет сделать следующие выводы:
1. Анализ литературных источников показал, что выносливость
является одним из важных физических качеств, необходимых юным борцам. Уровень развития специальной выносливости определяется характером тренирующих воздействий, особенно в период сенситивного развития с учетом гендерного аспекта. Интерпретация понятия специальной выносливости основана на признании необходимости учета качественной стороны специфической работы спортсмена в течение ограниченного времени.
Анализ средств и методов развития специальной выносливости, применяемых в учебно-тренировочном процессе дзюдоистов, показал, что наиболее часто используемыми средствами развития специальной выносливости являются специальные упражнения с партнером, манекеном, близкие по структуре к приемам борьбы, а также тренировочные и соревновательные схватки.
В соответствии с различиями в характере энергетического
обеспечения мышечной деятельности принято выделять аэробные (с участием функции внешнего дыхания) и анаэробные (с участием химических реакций без участия кислорода) компоненты выносливости.
2. Разработанная методика развития специальной выносливости девушек-дзюдоисток подросткового возраста для повышения уровня специальной выносливости включала комплексы специальных упражнений, воздействовавших преимущественно на анаэробно-аэробные и аэробные возможности организма в основную часть учебно-тренировочных занятий недельного микроцикла подготовки девушек-дзюдоисток:
-развитие специальной выносливости через задания, направленные на отработку комбинирования бросков из различных положений и стоек;
-развитие специальной выносливости, через специальные физические упражнения, объединенные в круговой тренировке, использование игрового метода;
-развитие алактатно-анаэробного механизма энергообеспечения через средства общей физической подготовки.
3. Анализ результатов после проведения педагогического
эксперимента по развитию специальной выносливости у девушек- дзюдоисток подросткового возраста свидетельствует о положительной динамике в развитии специальной выносливости. Результаты прироста в экспериментальной группе девушек-дзюдоисток подросткового
возраста являются статистически значимыми по t-критерию Стьюдента на уровнях p<0,005 и p<0,001. Итоги формирующего педагогического эксперимента позволяют выявить эффективность предложенной нами методики развития специальной выносливости девушек-дзюдоисток 13-14 лет, включающей комплексы специальных упражнений, воздействовавших преимущественно на анаэробно-аэробные и аэробные возможности организма девушек-дзюдоисток подросткового возраста.
Таким образом, по итогам проведения педагогического эксперимента показатели экспериментальной группы показали эффективность разработанного нами плана эксперимента для развития специальной выносливости с помощью педагогических средств.
Исходя из вышеперечисленных выводов, в результате написания магистерской диссертации, была достигнута цель и решены все поставленные задачи.
1. Агафонов Э.В. Борьба дзюдо: учебно-методическое пособие.-
Красноярск: Красноярская высшая школа МВД России, 1997. - 308 с.
2. Акопян А.О. Анализ-синтез спортивной деятельности как основа фактор
совершенствования методики тренировки.- Научные труды. - М.:
ВНИИФК, 1996. - 21-31 с.
3. Акопян А.О. Скоростно-силовая подготовка в видах спортивных единоборств. -М.: Сов.спорт, 2003. -48 с.
4. Акопян А.О. Управление тренировочным процессом в спортивных единоборствах.- М.: Медицина и спорт. - 2005. №9.-14-15 с.
5. Амодт С., Вонг С. Как развивать мозг ребенка, чтобы он стал умным и успешным. - М.: Эксмо. 2014. - 40 с.
6. Ахмерова К.Ш., Мирошникова Ю.В., Выходец И.Т., Курашвили В.А. Подготовка юных спортсменов за рубежом: организационно-правовые основы, медицинское и научно-методическое обеспечение: монография. - М.: РАСМИРБИ, 2015. - 218 с.
7. Ашкинази С.М. Универсальный бой (UNIFIGHT): учебная программа для ДЮСШ, СДЮСШОР, ЦСП (изд. 2-е, испр. и доп.).- М.: Изд-во «Олимп-СПб», 2012.- 140 с.
8. Бабушкин Г.У. Факторы, определяющие состояния поведения и результативность соревновательной деятельности юных дзюдоистов: Научные труды: ежегодник.- Омск: СибГУФК, 2008. -С. 84-89.
9. Баймеев Г.Б. Индивидуализация подготовки квалифицированных борцов с учетом самоконтроля: автореф. дисс. канд. мед. - М.: ВНИИФК, 1997.-24 с.
10. Бегидов В.С. Эффективность построения тренировочных и соревновательных нагрузок в подготовке дзюдоистов 15-17 летнего возраста: Автореферат канд. пед. наук.- М.: ГЦОЛИФК, 1989. - 23 с.
11. Блах В. Концепция биологически целесообразной физической подготовки борцов (самбо, дзюдо).- М.: «ЛИКА», 2005.- 120 с.
12. Бойко В.Ф., Данько Г.В. Физическая подготовка борцов.- М.: «Олимпийская литература», 2014. - 224 с.
13. Бойко В.Ф. Физическая подготовка борцов: Учебное пособие. - М: «Олимпийская литература», 2004. - 204 с.
14. Брюмо Ш. Кросс-тренинг. Выйди за рамки! Сила, выносливость, кардио / [Пер. с англ. Самсонов П.] - М.: Попурри, 2018. - 96 с.
15. Васильев Олег. Сколько и как тренироваться? Гимнастика. 2015.№2(24). С.38-39....84