Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты учебной мотивации младших школьников.
1.1. Проблема мотивации в психологической литературе 7
1.2. Сущность мотивации учебной деятельности 14
1.3. Особенности учебной мотивации младших школьников 21
1.4. Факторы, влияющие на формирование и поддержание положительной
мотивации 28
Глава 2. Изучение влияния мотивации на успешность учебной деятельности младших школьников.
2.1 Характеристика базы и методов исследования 42
2.2 Результаты констатирующего эксперимента по исследованию учебной
мотивации младших школьников 47
2.3. Рекомендации учителю для повышения учебной мотивации младших
школьников 55
Заключение 60
Список литературы 62
Приложения 66
Актуальность исследования. В современном, меняющемся мире, знания и их практическое применение - тот фундамент, на котором в дальнейшем будет строиться жизнь нашего общества. Отсюда одна из главных задач школы - научить человека учиться, сделать потребность в знаниях - основой жизни, стремление к познанию - смыслом жизни.
Сегодня традиционные механизмы функционирования школьной системы уже не удовлетворяют основных участников образовательного процесса - детей. Значительная их часть посещает школу по внешней необходимости, а не внутренней потребности. Естественная же тяга к познанию, присущая людям вообще, а детям в особенности, сегодня удовлетворяется обилием литературы, телевидением, средствами Internet. Неслучайно подчас и учителям, и родителям приходиться с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Если говорить языком психологии, то можно сказать о том, что у учащихся отсутствует мотивация к учению.
Большой вклад в теорию мотивации внесли зарубежные ученые (Б. Вайнер, Д. Брунер, Т. Новацкий, К. Томашевский, Х. Хекхаузен).
Ведущие отечественные специалисты в области педагогической психологии отмечают исключительную важность обращения к ресурсу учебной мотивации учащегося при построении эффективного учебного процесса (Ананьев Б.Г., Божович Л.И., Карпова А.В., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Шадриков В.Д., Якобсон П.М. и др.)
Мотивы учебной деятельности рассматривали Ильин В.С., Шаров Ю.В. (познавательные потребности), Матюхина М.В., Маркова А.К., Орлов А.В. (социальные и познавательные мотивы), Щукина Г.И., Савина Ф.К., Морозова М.Г., Ромадин Л.П. (предметно-познавательный интерес 3
учащихся), Божович Л.И., Лусканова Л.П. (мотивы поведения), Бордовская Н.В., Реан А.А. (мотивы достижения успеха и избегания неудач).
Ряд учёных (Бакшаева Н.А., Данилов М.А., Ильин В.С.) исследовали различные средства воздействия учителя на развитие мотивационнопознавательной сферы обучаемых.
Однако, следует отметить, что большинство теоретических положений не стало руководством к действию у учителей в их повседневной педагогической деятельности. Исследования специалистов, а также опыт работы в школе показывают, что уровень развития мотивации учебной деятельности школьников в большинстве своём достаточно низок.
Актуальность исследования учебной мотивации учащихся начальной школы определяется усилением общего внимания к личности младшего школьника как к субъекту учебной деятельности, учету его психологических и физиологических возрастных особенностей. Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) устанавливает требования к личностным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, включающие в том числе и сформированность мотивации к обучению и познанию [1].
В период, когда ребенок обучается в начальной школе, ведущей деятельностью у него является - учебная, следовательно, именно в этот период необходимо знать и формировать механизмы учебной мотивации, развивать её, чтобы к концу обучения в начальной школе сделать мотивацию устойчивым личностным образованием ребенка. Но, к сожалению, анализ практики начального образования, показывает, что в процессе обучения младших школьников наблюдается нарушение соотношения собственной учебно-познавательной активности ученика и энергичного воздействия учителя на его учебную деятельность. Такой подход ведет к снижению субъектной активности ребенка и отрицательно влияет не на развитие учебной мотивации младшего школьника.
Следует признать, что формированию и развитию учебной мотивации младших школьников препятствует отсутствие надежного методического инструментария, основанного на теоретических концепциях мотивации и современных исследованиях учебной мотивации, технологий обучения, основанных на понимании механизмов функционирования мотивационных составляющих учебного процесса, что сможет существенно повысить эффективность учебного процесса.
Все это свидетельствует о теоретической и практической актуальности изучения структуры, составляющих и условий эффективного функционирования мотивации учебной деятельности младших школьников в целях практического использования этих данных в отечественной образовательной среде.
Актуальность проблемы, выявленные недостатки позволили сформулировать тему исследования «Особенности развития учебной мотивации младших школьников».
Цель исследования: выявить особенности развития учебной
мотивации младших школьников и разработать рекомендации для педагога.
Объект исследования: учебная мотивация младших школьников.
Предмет: особенности учебной мотивации младших школьников.
Гипотеза: в начале обучения в школе у обучающихся преобладают внешние мотивы, а к концу четвёртого класса преобладающими становятся внутренние мотивы.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Охарактеризовать сущность мотивации учебной деятельности.
3. Выявить особенности учебной мотивации младших школьников.
4. Определить факторы, влияющие на положительную учебную мотивацию младших школьников.
5. Рассмотреть основные методы и средства развития учебной мотивации у младших школьников.
6. Выделить критерии и подобрать методики для выявления учебной мотивации.
7. Разработать рекомендации учителю для повышения учебной мотивации младших школьников.
В ходе работы использовались следующие методы исследования: методы теоретического анализа литературных источников, обобщения и интерпретации научных данных.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Мотивация - это психологическая внутренняя характеристика человека, который находит выражение во внешних проявлениях о человеке в мире вокруг различных видов деятельности. Деятельность без мотивов или с низким мотивом либо вообще не выполняется, либо крайне неустойчива.
Учебная мотивация - состояние личности, определяющее степень активности и направленности действий человека в конкретной ситуации. Мотив выступает как повод, причина, объективная необходимость что-то сделать, побуждение к какому-либо действию.
Особенности учебной мотивации младших школьников заключаются в том, что в этом возрасте доминируют в основном личностные мотивы (стремление к благополучию и достижению), которые, если не реализуются, то проявляются в виде негативной их тенденции - мотив избегания неприятностей и неудач, что отражается на успешности их обучения.
В развитии мотивов учения значительную роль играют словесные подкрепления, оценки, характеризующие учебную деятельность ученика. Тщательный психологический анализ влияния оценки на его личность и отношение к учению мы находим в работе Б.Г. Ананьева Психология педагогической оценки. Автор рассматривает оценку знаний во время опроса. Эту оценку он называет парциальной. Ананьев считает, что она информирует школьника о состоянии его знаний, об успехе или неуспехе в данной ситуации, выражает мнение учителя о нем. Каждая из этих сторон оценки на уроке в той или иной форме является побуждением к действию или к знанию и в этом смысле обладает своеобразной стимуляционной силой.
Отметка выражает и оценку знаний учащегося, и общественное мнение о нем, поэтому дети стремятся к ней не собственно ради знаний, а ради сохранения и повышения своего престижа. В связи с этим младший школьник может использовать и неприемлемые пути для получения желаемых отметок, склонен к переоценке своих результатов. По данным Ш.А. Амонашвили, 78% детей начальных классов, получивших разные 60
отметки (кроме «5»), уходят домой из школы недовольные, считая, что они заслужили более высокие отметки, а учителя занизили их. Другие привыкают к своим неудачам, постепенно теряют веру в свои силы и становятся совершенно безразличными к получаемым отметкам.
Ведущими мотивами ученической деятельности могут быть и внешние, и внутренние мотивы. Естественно, все мы хотим, чтобы деятельность наших учеников направлялась внутренними мотивами, но и внешняя мотивация может привести к постановке цели деятельности, если это только не отрицательный (боязнь плохой отметки), а положительный мотив (желание получить хорошую отметку).
Крайне важно знать динамику развития мотивов, и следить за тем, чтобы внешние положительные мотивы не перешли во внешние отрицательные. При правильно поставленном обучении происходит наоборот, интерес к учителю перерастает в интерес к предмету и позже - к науке, которую он представляет.
Из общей выборки преобладает высокий уровень 42 % учебной
мотивации, средний уровень 37% учебной мотивации и низкий уровень 21%. Проанализировав все результаты, мы составили целостный портрет младших школьников по уровням проявления учебной мотивации.
Делая общий вывод, можем сказать, что у данных детей доминирует высокий уровень учебной мотивации.
Причинами снижения учебной мотивации являются:
несформированность позиции ученика, заниженная самооценка, внутреннее стрессовое состояние, трудности в усвоении материала, трудности в семье, особенности развития «Я-концепции», низкий уровень самоконтроля, адаптационный стресс.
Опираясь на выше сказанное, можно сказать, что поставленная цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] (утвержден приказом Минобрнауки РФ 6.10.2009 г. № 373).
2. Асеев В. Г. Проблема мотивации и личности / В. Г. Асеев // Теоретические проблемы психологии личности / под ред. Е. В. Шороховой. - М. : Наука, 1974. - 320 с.
3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М.: Мысль, 1976. - 158 с.
4. Асмолов А. Г. Основные принципы психологического анализа в теории деятельности / А. Г. Асмолов // Вопросы психологии. - 1982.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Педагогика, 1968.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 352 с.
7. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - 4-е изд., расширенное. - М. : АСТ, 2009. - 811 с.
8. Боровский В. М. Введение в сравнительную психологию: учеб. пособие / В. М. Боровский. - М. : Работник просвещения, 1927. - 264 с.
9. Виды мотивов и мотивации учебной деятельности. Режим
доступа: http://svetlana.pro/reader/40.html.
10. Волкова М. А. Мотивационное поведение как фактор проявления и развития творческих способностей детей младшего школьного возраста / М.
A. Волкова Н. А. Корягина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2011. - № 7. - С. 200-207.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред.
B. В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
12. Гальперин, П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. 150 с.
13. Джидарьян И.А. Эстетическая потребность / И.А. Джидарьян. — М.: Наука. - 1976. -191 с.
14. Ерошина Н.Р. Социологический аспект теории мотивации: Молодежь, образование, воспитание. - Спб: Питер, 2006.- 208 с.
15. Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней. М: Академический проект, 2004. - 576 с....47