КООРДИНАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ТАНЦЕВАЛЬНЫМ СПОРТОМ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ, НА ОСНОВЕ АКЦЕНТИРОВАННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКОРОСТНОЙ ЛЕСТНИЦЫ И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ С МЯЧОМ
Введение 4
1 Особенности формирования координационных способностей спортсменов в
танцевальном спорте 6
1. 1 Характеристика танцевального спорта 6
1.2 Понятие координационных способностей 13
1.3 Факторы проявления координационных способностей 16
1.4 Возвратные особенности координационных способностей 20
1.5 Методические подходы при воспитании координационных способностей 21
2 Организация и методы исследования 22
2.1 Организация исследований 22
2.2 Методы исследования 23
3 Обоснование комплекса упражнений по формированию координационных
способностей в спортивно-бальных танцах 27
3.1 Разработка комплекса упражнений для развития координационных
способностей юных спортсменок 27
3.2 Результаты исследования и их обсуждение 30
Заключение 36
Практические рекомендации 38
Список использованных источников 39
Актуальность. Наблюдая за танцевальными парами высокого класса во время соревнований, мы можем видеть лёгкий, естественный, яркий и запоминающийся танец. Но если мы попробуем повторить то, что делает танцевальная пара, то вскоре выяснится, что нам не совсем понятно, каким образом этого достичь. Простого созерцания становится явно недостаточно.
Рассуждая о спортивном танце, мы можем определить основную цель парного танца как создание гармонии при исполнении движений вдвоём, под конкретную музыку, испытывая максимум положительных эмоций. При этом у зрителей должна создаваться картина естественности происходящего, увиденное должно быть уместным, понятным, соответствовать характеру музыки. Вершина мастерства исполнителя - кажущаяся простота происходящего. Мастерство в спортивно-бальных танцах основано на высоком уровне сформированности координационных способностей, сенситивным периодом для которых является юный возраст. И от подбора упражнений, используемых для формирования координационных способностей танцоров, в дальнейшем зависит их спортивный результат и уровень технического мастерства при исполнении танцевальных программ. Что и стало причиной выбора данной темы исследования.
Объект исследования - развитие координационных способностей при занятиях спортивно-бальными танцами на этапе начальной подготовки.
Предмет исследования - комплекс упражнений сложно¬координационной направленности для юных спортсменов-танцоров.
Цель исследования - оценить эффективность разработанного комплекса для развития координационных способностей спортсменок, занимающихся спортивно-бальными танцами, на этапе начальной подготовки.
Для реализации цели исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить понятие «координационные способности», рассмотреть факторы проявления координационных способностей и их возвратные особенности.
2. Разработать комплекс упражнений для развития координационных способностей в тренировочном процессе спортсменок, занимающихся бальными танцами.
3. Определить эффективность применения комплекса упражнений для развития координационных способностей в тренировочном процессе спортсменок, занимающихся спортивно-бальными танцами, на этапе начальной подготовки.
Гипотеза исследования: разработанный нами комплекс упражнений с использованием скоростной лестницы, подвижных игр и мяча будет способствовать более эффективному развитию у юных танцоров нестандартных навыков для исполнения сложно-координированных танцевальных элементов.
Методы исследования:
- Анализ литературных источников.
- Контрольные тестирование.
- Педагогический эксперимент.
- Математико-статистическая обработка результатов.
Практическая значимость: данный комплекс упражнений разработан для юных спортсменов по танцевальному спорту, учитывает специфику тренировочного процесса и положительно влияет на развитие координационных способностей. В представленной работе заключается возможность его использования хореографами и тренерами спортивных школ в ходе тренировочного процесса по танцевальному спорту, для
1. Установлено, что проблема координационных способностей в спортивно бальных танцах является актуальной, и, поэтому важно искать и внедрять новые подходы и методы развития координационных способностей спортсменок. Были выявлены основные средства и методы координационных способностей спортсменок 7-9 лет, известные на сегодняшний день, а так же определены средства педагогического контроля, позволяющие эффективно и полно оценить уровень развития координационных способностей спортсменок 7-9 лет.
2. Была внедрен комплекс упражнения, направленный на воспитание координационных способностей у спортсменок 7-9 лет в танцевальном спорте. Отличительной чертой данного комплекса, от тренировочных занятий по общепринятой методике, является добавление к основной тренировочной нагрузке, комплекса упражнений, направленных на воспитания координационных способностей.
3. Получены результаты до применения упражнений и результаты после применения упражнений. В обеих группах наблюдается прирост результатов по координационным способностям, однако в экспериментальной группе процент прироста, по каждому из тестов, больше, чем в контрольной. В пробе Ромберга 1 прирост в экспериментальной группе составил 98,2%, а в контрольной произошло ухудшение результата -7,5%. В пробе Ромберга 2 процент прироста в экспериментальной группе составил 92,7%, а в контрольной 11,2%. В пробе Ромберга 3 процент прироста в экспериментальной группе составил 26,4%, а в контрольной группе 25,6%. В пробе Яроцкого процент прироста в экспериментальной группе составил 89,7%, а в контрольной группе 19,5%. В тесте вращения процент прироста в экспериментальной группе составил 151,6%, а в контрольной 110,1%. Достоверность различий по Стьюденту между результатами контрольной и экспериментальной группы в конце эксперимента свидетельствуют о том, что предложенный нами комплекс упражнений, направленный на развитие координационных способностей является эффективным и можно его использовать в ходе дальнейшего тренировочного процесса. Была подтверждена гипотеза, что разработанный нами комплекс упражнений способствует более эффективному развитию координационных способностей в тренировочном процессе спортсменок, занимающихся бальными танцами, на этапе начальной подготовки.