КООРДИНАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ТАНЦЕВАЛЬНЫМ СПОРТОМ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ, НА ОСНОВЕ АКЦЕНТИРОВАННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКОРОСТНОЙ ЛЕСТНИЦЫ И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ С МЯЧОМ
Введение 4
1 Особенности формирования координационных способностей спортсменов в
танцевальном спорте 6
1. 1 Характеристика танцевального спорта 6
1.2 Понятие координационных способностей 13
1.3 Факторы проявления координационных способностей 16
1.4 Возвратные особенности координационных способностей 20
1.5 Методические подходы при воспитании координационных способностей 21
2 Организация и методы исследования 22
2.1 Организация исследований 22
2.2 Методы исследования 23
3 Обоснование комплекса упражнений по формированию координационных
способностей в спортивно-бальных танцах 27
3.1 Разработка комплекса упражнений для развития координационных
способностей юных спортсменок 27
3.2 Результаты исследования и их обсуждение 30
Заключение 36
Практические рекомендации 38
Список использованных источников 39
Актуальность. Наблюдая за танцевальными парами высокого класса во время соревнований, мы можем видеть лёгкий, естественный, яркий и запоминающийся танец. Но если мы попробуем повторить то, что делает танцевальная пара, то вскоре выяснится, что нам не совсем понятно, каким образом этого достичь. Простого созерцания становится явно недостаточно.
Рассуждая о спортивном танце, мы можем определить основную цель парного танца как создание гармонии при исполнении движений вдвоём, под конкретную музыку, испытывая максимум положительных эмоций. При этом у зрителей должна создаваться картина естественности происходящего, увиденное должно быть уместным, понятным, соответствовать характеру музыки. Вершина мастерства исполнителя - кажущаяся простота происходящего. Мастерство в спортивно-бальных танцах основано на высоком уровне сформированности координационных способностей, сенситивным периодом для которых является юный возраст. И от подбора упражнений, используемых для формирования координационных способностей танцоров, в дальнейшем зависит их спортивный результат и уровень технического мастерства при исполнении танцевальных программ. Что и стало причиной выбора данной темы исследования.
Объект исследования - развитие координационных способностей при занятиях спортивно-бальными танцами на этапе начальной подготовки.
Предмет исследования - комплекс упражнений сложно¬координационной направленности для юных спортсменов-танцоров.
Цель исследования - оценить эффективность разработанного комплекса для развития координационных способностей спортсменок, занимающихся спортивно-бальными танцами, на этапе начальной подготовки.
Для реализации цели исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить понятие «координационные способности», рассмотреть факторы проявления координационных способностей и их возвратные особенности.
2. Разработать комплекс упражнений для развития координационных способностей в тренировочном процессе спортсменок, занимающихся бальными танцами.
3. Определить эффективность применения комплекса упражнений для развития координационных способностей в тренировочном процессе спортсменок, занимающихся спортивно-бальными танцами, на этапе начальной подготовки.
Гипотеза исследования: разработанный нами комплекс упражнений с использованием скоростной лестницы, подвижных игр и мяча будет способствовать более эффективному развитию у юных танцоров нестандартных навыков для исполнения сложно-координированных танцевальных элементов.
Методы исследования:
- Анализ литературных источников.
- Контрольные тестирование.
- Педагогический эксперимент.
- Математико-статистическая обработка результатов.
Практическая значимость: данный комплекс упражнений разработан для юных спортсменов по танцевальному спорту, учитывает специфику тренировочного процесса и положительно влияет на развитие координационных способностей. В представленной работе заключается возможность его использования хореографами и тренерами спортивных школ в ходе тренировочного процесса по танцевальному спорту, для
1. Установлено, что проблема координационных способностей в спортивно бальных танцах является актуальной, и, поэтому важно искать и внедрять новые подходы и методы развития координационных способностей спортсменок. Были выявлены основные средства и методы координационных способностей спортсменок 7-9 лет, известные на сегодняшний день, а так же определены средства педагогического контроля, позволяющие эффективно и полно оценить уровень развития координационных способностей спортсменок 7-9 лет.
2. Была внедрен комплекс упражнения, направленный на воспитание координационных способностей у спортсменок 7-9 лет в танцевальном спорте. Отличительной чертой данного комплекса, от тренировочных занятий по общепринятой методике, является добавление к основной тренировочной нагрузке, комплекса упражнений, направленных на воспитания координационных способностей.
3. Получены результаты до применения упражнений и результаты после применения упражнений. В обеих группах наблюдается прирост результатов по координационным способностям, однако в экспериментальной группе процент прироста, по каждому из тестов, больше, чем в контрольной. В пробе Ромберга 1 прирост в экспериментальной группе составил 98,2%, а в контрольной произошло ухудшение результата -7,5%. В пробе Ромберга 2 процент прироста в экспериментальной группе составил 92,7%, а в контрольной 11,2%. В пробе Ромберга 3 процент прироста в экспериментальной группе составил 26,4%, а в контрольной группе 25,6%. В пробе Яроцкого процент прироста в экспериментальной группе составил 89,7%, а в контрольной группе 19,5%. В тесте вращения процент прироста в экспериментальной группе составил 151,6%, а в контрольной 110,1%. Достоверность различий по Стьюденту между результатами контрольной и экспериментальной группы в конце эксперимента свидетельствуют о том, что предложенный нами комплекс упражнений, направленный на развитие координационных способностей является эффективным и можно его использовать в ходе дальнейшего тренировочного процесса. Была подтверждена гипотеза, что разработанный нами комплекс упражнений способствует более эффективному развитию координационных способностей в тренировочном процессе спортсменок, занимающихся бальными танцами, на этапе начальной подготовки.
1. Бочарникова, Ю. Ю. Влияние спортивных бальных танцев на формирование личности детей младшего школьного возраста / Ю. Ю. Бочарникова // Наука. Образование. - 2017. - 42-47. - URL: https://ami.im/sbornik/MNPK-PP-21-1.pdf#page=42 (дата обращения: 01.08.2021).
2. Бредихина, Ю. П. Физиологические основы координации парных двигательных действий у спортсменов (на примере спортивных бальных танцев): специальность 03.03.01: диссертация на соискание учёной степени кандидата медицинских наук / Ю.П. Бредихина - Томск, 2013. - 132 с.
3. Вдовина, Л. Н. Влияние спортивных бальных танцев на физическое и психическое здоровье / Л.Н. Вдовина, И.А. Бондарева // Научный альманах. - 2015. - № 6. - С. 109-112.
4. Вълканова, Я. Х. Влияние занятий спортом на развитие личностных предпосылок устойчивости к стрессу в подростковом возрасте: автореферат диссертация на соискание учёной степени кандидата психологических наук: 13.00.04 / Вълканова Яна Христовна. - Краснодар, 2005. - 24 с.
5. Головко, А. В. Развитие спортивных способностей на занятиях бальными танцами / А. В. Головко // Среднее профессиональное образование. - 2011. - № 4. - С. 24-25.
6. Горбанева, Е. П. Физиологические основы сложно¬
координационных видов спорта: Учеб. пособие / Е.П. Горбанева, М.В. Лагутина. - Волгоград: ВГБОУ ВПО «ВГАФК», 2012. - 68 с.
7. Гусейнов, А. Г. Педагогические условия развития физических и нравственно-волевых качеств у юных спортсменов: автореферат диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук / Гусейнов Абдула Гусейнович. - Махачкала, 2008. - 21 с.
8. Дубровский, В. А. Спортивная медицина / В.А. Дубровский. - Москва: Владос, 2005. - 456 с.
9. Журова, И. А. Влияние спорта на формирование личности / И.А. Журова; Интерэкспо Гео-Сибирь, 2014. - 150 с.
10. Карпенко, Л. А. Базовая подготовка в спортивных танцах на паркете / Л. А. Карпенко, Сивицкий В.А. // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. СПб. - 2009. - №5. - С. 38-42.
11. Кобзева, Т. В. Физиология физического воспитания и спорта: Учеб. - метод. пособие / Т.В. Кобзева, С.С. Зеликова. - Саратов: ИЦ «Наука». 2009 - 70 с. - ISBN 978-5-91879-856-0.
12. Ланда, Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности / Б.Х. Ланда. - Москва: Советский спорт, 2008. - 244 с.
13. Лях, В. И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. / В. И. Лях - Москва: Терра-Спорт, 2000. - 312 с. - ISBN 978-5-9718-0329-4.
14. Мазов, Н.Ю. Спорт как социокультурное явление: автореферат диссертации доктора философских наук / Мазов Николай Юрьевич. - Уфа, 2009. - 38 с.
15. Меньшикова, Н. О. Влияние бальных танцев на развитие детей раннего возраста / Н.О. Меньшикова// Научные исследования-2016. - №9. - С.68 - 71.
16. Минаев, Б. Н. Основы методики физического воспитания школьников: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей высших учебных заведений / Б. Н. Минаев, Б. М. Шиян - Москва: Просвещение, 2012. - 222 с. - ISBN 5-09-000947-3.
17. Некрасов, А.С. Методика развития координационных способностей дошкольников с применением элементов спортивных бальных танцев: автореферат кандидата педагогических наук / Некрасов Андрей Сергеевич. - Белгород, 2006. - 24 с.
18. Особенности методики физического воспитания детей в дошкольном возрасте // Вестник Красноярского государственный
педагогический университет им. В.П. Астафьева. -2015.- URL:
https://studfiles.net/preview/1721282/page:64/(дата обращения: 01.08.2021).
19. Положение СТСР «По присвоению класса мастерства спортсменам по результатам Всероссийских соревнований, чемпионатов ФО, Кубков СТСР, Универсиады среди студентов. - Москва, 2015. - URL:
https://rdsu.info/doc/lnd/rulesdancesport/classfordancers/klassstudent.pdf (дата
обращения: 01.08.2021).
20. Пуни, А.Ц. Очерки психологии спорта. ФиС / А.Ц. Пуни. - Москва: Психология спорта, 2000. - 96 с.
21. Ратов, И.П. Двигательные возможности человека (нетрадиционные методы их развития и восстановления): учеб. / И.П. Ратов - Минск, 2004. - 116 с.
22. Рубин, В. А. Разделы теории и методики физического воспитания и спорта / В. А. Рубин - Москва: Физическая культура. 2006. - 112 с.
23. Сологуб, Е.Б. Физиология человека / Е.Б. Сологуб, А.С. Солодков. - Москва: Советский спорт, 2008. - 620 с. - ISBN: 978-5-8114-4976-7.
24. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник для высших учебных заведений физической культуры / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - Москва: Спорт, 2017. - 620 c. - ISBN 978-5-9718¬0568-7.
25. Спортивные бальные танцы: сайт. - URL: http: // mou43 - samara.ru/ userfiles / file / platnye / bal.pdf (дата обращения: 15.09.2021).
26. Сулейманов, И. И. Основы воспитания координационных способностей: Лекция / И. И. Сулейманов. - Омск: ОГИФК,2001. - 46 с.
27. Теоретическая подготовка юных спортсменов: Пособие для тренеров ДЮСШ / - Москва: Физкультура и спорт, 2000. - С. 104-109.
28. Толмачева, Е.В. Специфика координационных способностей в танцевальном спорте на этапе начального обучения / Е.В. Толмачева // Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма. - 2016. - № 9. - С. 6-8.
29. Туров, Б.Д. Разработка средств и методов развития вестибулярной устойчивости у высоквалифицированных спортсменов в видах спорта со сложно-координационной структурой движений: диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук / Туров Борис Дмитриевич - Киев, 2001. -154 с.
30. Угаров, О. В. Программно-методическое обеспечение физического воспитания детей дошкольного возраста в отечественной педагогике / О. В. Угаров, И. Л. Беккер // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2011. - №24. - С. 831-835.
31. Уокер, Р. Анатомия человека. Иллюстрированный атлас для детей / Р. Уокер. - Москва: ОНИКС, 2011. -807 с.
32. Управление физкультурным движением / Учебник для институтов физической культуры / В. В. Ивонина и К. А. Кулинковича; под об. ред. - Москва: Физкультура и спорт, 2002. - 287 с.
33. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта танцевальный спорт: сайт - URL: https://fdsarr.ru/dance/documents/dokumenty- minsporta-rossii/federalnyy-standart-sportivnoy-podgotovki-po-vidu-sporta(дата обращения: 20.08.2021).
34. Физическая культура: Практическое пособие / С.И. Бочкарева,
Кокоулина О.П., Копылова Н.Е. - Москва: Высшая школа, 2011. - 383 с. -
ISBN 978-5-374-00521-9.
34. Филонов, А.В. Физическая культура в школе / А.В. Филонов. - Москва: Школьная книга, 2002. - 233 с.
35. Филяков, А. И. Развитие физических качеств у детей 12 -13 лет / А. И. Филяков // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия. -2009. -№ 15. -С. 250 -253.
36. Фомин, Н. А. Возрастные особенности физического воспитания: Учебное пособие / Н. А. Фомин - Москва: Академия, 2007. - 275 с.
37. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ж. К. Холодов, B.C. Кузнецов - Москва: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с. - ISBN 5-7695-0853-1.
38. Чертихина, Н.А. Комплексное развитие вестибулярной устойчивости в художественной гимнастике на этапе начальной подготовки: диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук / Чертихина Наталья Александровна -Волгоград, 2013. -125 с.
39. Чертихина, Н.А. Методика комплексного развития вестибулярной устойчивости в художественной гимнастике на этапе начальной подготовки / Н.А. Чертихина, Н.А. Шевчук // Физическое воспитание и спортивная тренировка. -2013. -№ 1. -С. 56-67.
40. Шорин, Г.А. Оценка вестибулярных функций спортсменов / Г.А. Шорин. - Санкт-Петербург, 2005. -327 с.
41. Шулик, Ю.А. Базовая технико-тактическая подготовка для начинающих / Ю. А. Шулик, Я. К. Коблев, Ю. М. Схаляхо, Ю. В. Подоруев. - Москва: Феникс, 2006. - 543 c. - ISBN 5-222-09103-1.