Только Word
Глава 1. Психолого-педагогические особенности развития эмпатии
7
1.1. Сущность понятия «эмпатия». Виды и уровни эмпатии.
7
1.2. Особенности развития эмпатии в младшем школьном возрасте
20
1.3. Средства, приемы, методы развития эмпатии младших школьников
25
Выводы по I главе
28
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование
30
2.1. Выявление актуального уровня развития эмпатии в младшем школьном возрасте
30
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
35
2.3. Комплекс заданий, направленных на развитие эмпатии
40
Выводы по II главе
49
Заключение
50
Список литературы
52
Приложения
Каждый родитель желает видеть своего ребенка отзывчивым и гармонично развитым человеком. Поэтому развитие эмпатии, то есть способности к сочувствованию, сопереживанию, необходимо начинать с раннего школьного возраста.
Актуализация новых ценностей в образовании, кардинальные изменения в социально-экономической и культурной жизни в обществе порождают устойчивый запрос на человека нового типа. Согласно содержанию Государственного образовательного стандарта Российской Федерации и требованиям времени одним из ведущих приоритетов образования является создание условий для эмоциональнонравственного воспитания детей. Это является значимым, так как личностное развитие, способность к сочувствию, сопереживанию, восприятию эмоциональных проявлений других людей обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве. Одна из наиболее трудных и сложных задач воспитания
- научить ребенка «видеть и чувствовать людей».
Основная цель современного педагогического процесса - воспитать гармонично развитого ребенка, заложив в нем основные человеческие качества. Ребенок, ощущая искреннюю любовь вокруг себя, растет счастливым. А это залог будущих личных успехов.
Проблема исследования считается актуальной, так как эмпатийность и ее проявление в жизни ребенка являются значимой и неотъемлемой частью личности. Эта проблема приобретает особый смысл в свете усвоения ребенком духовных и нравственных ценностей, которые по законам интериоризации(присвоение жизненного опыта, становление психических функций) - экстериоризации трансформируются в свойства личности и проявляются в отношениях с другими людьми (Б. Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.Н. Мясищев С.Л. Рубинштейн и другие). В этой связи эмпатия выступает в качестве механизма установления взаимоотношений, являющихся, по определению В.Н. Мясищева, субъективной стороной взаимодействия.
Ребёнку не даны в готовом виде от рождения чувства, эмоциональная зрелость, способность к альтруизму и гуманизму, к эмпатии. Процесс их интериоризации всегда обусловлен индивидуальным опытом личности. [Научная библиотека диссертаций]
Современная школа ставит перед учителем комплексные задачи:
• развитие качеств личности;
• развитие творческого воображения;
• развитие мышления;
• развитие логики;
• развитие памяти;
• развитие познавательного интереса;
• развитие чувства эмпатии.
Под эмпатией, как ведущей социальной эмоцией, мы понимаем способность индивида воспринимать внутренний мир другого человека, уметь ему сочувствовать, уметь вставать на его позицию.
Уже с рождения в человеке начинает закладываться нравственная основа. Элементы нравственности у детей формируются в дошкольном возрасте. В младшем школьном возрасте отмечается повышенная восприимчивость внешних влияний, повышенная вера в то, чему учат, безусловность нравственных норм. Параллельно развивается чувство эмпатии, которому нужно уделять внимание с ранних лет. Благодаря этому чувству ребенок переживает за окружающих его людей, становится добрым. Именно этому нас учат герои сказок. Развитию подобных качеств поспособствует театрализация, музыкальный, сказочно-литературный фактор и другие. Развитие личности, которая способна к сочувствию, сопереживанию, к восприятию различных эмоциональных проявлений окружающих его людей, обеспечивает целостное духовно-нравственное развитие и способствует успешной адаптации в современном социокультурном и поликультурном пространстве. Все вышесказанное определяет актуальность работы.
В процессе работы были изучены исследования, посвященные феномену эмпатии в структуре личности человека (Н.Н. Обозов, Т.А. Барышева, А.А. Бодалев, В.В. Бойко, Т.П. Гаврилова, Ю.А. Менжерицкая и др.). В современных педагогических исследованиях эмпатия изучается в контексте социально-нравственного развития ребенка, воспитания у детей чувства гуманности и коллективизма, и принимает формы: сотрудничества и взаимопомощи (Ф.С. Левин- Ширина, И.А. Рудовская), дружбы (А.А. Аржанова), доброжелательности (Т.И. Бабаева), положительных взаимоотношений (В.П. Залогина, И.М. Поспехов), отзывчивости (Л.А.Пеньевская).
Цель работы: выявление актуального уровня развития эмпатии младших школьников.
Объект исследования: процесс развития эмпатии младших школьников
Предмет исследования: актуальный уровень развития эмпатии младших школьников.
Гипотеза: мы предполагаем, что эмпатия младших школьников характеризуется выраженной способностью к эмоциональному отклику на переживания другого, степенью соответствия знака переживаний и субъекта эмпатии, доминированием эмоционального реагирования на переживания другого и находится на среднем уровне с тенденцией к низкому.
Для достижения поставленной цели и гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) Определить особенности эмпатии младших школьников;
3) Подобрать методики для диагностики уровня эмпатии у младших школьников, выявить актуальный уровень развития эмпатии в младшем школьном возрасте;
4) Составить комплекс заданий, направленный на развитие эмпатии младших школьников;
5) Разработать методические рекомендации с целью повышения уровня эмпатии младших школьников;
Методы исследования:
• анализ психологической и педагогической литературы;
• опросник;
• анкета - опросник.
База исследования: МОБУ НОШ №23 п. Северный, Чунского района. В эксперименте приняли участие 19 обучающихся 2А класса.
Развитие эмпатии является неотъемлемой частью воспитания детей, которая в последующем поможет детям избавиться от подозрительности, мнительности, агрессивности, проявлять сочувствие к тем, кто попал в беду. Использование сказочно-литературного, музыкального материала, способа театрализации как средств формирования эмпатии помогает детям легче усваивать жизненную информацию, решать моральные проблемы.
Развивать чувство эмпатии необходимо с ранних лет жизни ребёнка, так как оно помогает ему понимать, сочувствовать, переживать за тех, кто находится рядом с ним, быть добрым по отношению к окружающему миру. Наиболее удачным для развития эмпатийного отношения считается младший школьный возраст, когда происходит функциональное совершенствование мозга - развивается аналитикосистематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится все более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.
В младшем школьном возрасте развивать эмпатию можно в урочное время либо во внеурочное. Во внеурочное время учитель может выделить больше времени на развитие эмпатии у младших школьников.
Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования, приобрели теоретический опыт по организации целенаправленной систематической работы во внеурочное время, направленной на развитие эмпатии у младших школьников. Рассмотрели виды, уровни эмпатии и особенности развития эмпатии в младшем школьном возрасте. Также изучили средства, приемы, методы развития эмпатии младших школьников.
На основании вышеизложенного можем сделать вывод о том, что эмпатия - это глубокое и безошибочное восприятие внутреннего мира другого человека, его скрытых эмоций и смысловых оттенков, эмоциональное созвучие с его переживаниями, использование всей глубины понимания этого человека не в своих, а в его интересах.
В качестве констатирующего эксперимента были подобраны авторские методики: анкета-опросник «Шкала эмоционального отклика», опросник «Моральная дилемма», опросник «Диагностика уровня моральной децентрации». На основании которых, была проведена диагностика уровня развития эмпатии обучающихся 2 «а» класса МОБУ НОШ №23 Чунского района в составе 19 человек.
Анализируя результаты методик, которые были проведены в группе младших школьников, стало ясно, что развитие эмпатии связано непосредственно с возрастными изменениями темперамента, силой эмоциональной возбудимости. Уровень проявления эмпатии зависит еще и от тех социальных групп, в которых общается ребенок, от близости школьников друг с другом.
В заключение можем сказать, что после проведенных нами исследований, среди обучающихся во 2 «А» классе, были определены преимущественно «средний» уровень эмпатии с тенденцией к низкому.
Хотелось отметить, что не все эмоциональные дети способны проявить сочувствие. Девочки гораздо глубже способны проявлять эмоции в ходе исследований, чем мальчики - одногодки, важную роль играли интенсивность импульса и близость (возможность) соотнесения представленной ситуации с личным опытом школьника.
1. Басова, А. Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 254256.
2. Бойко, В.В. Психоэнергетика. - СПб, 2008. - 416 с.
3. Большой психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г Мещерякова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2009. - 520 с.
4. Василюк, Ф.Е. Семиотика и техника эмпатии // Вопросы психологии. - 2007. - №2. - С. 117-120.
5. • Вачков И. В. - «Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом...» [ Сказкотерапия: теория и практика]
6. Выговская, Л.П. Эмпатийные отношения младших школьников // Вопросы психологии. - 2002. - № 4. - С. 78-88.
7. Гаврилова, Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. Исторический обзор и современное состояние проблемы // Вопросы психологии. - 1975. - № 2. - С. 147 - 156.
8. Гаврилова, Т.П. О воспитании нравственных чувств. - М., 2009. - 125 с. Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю. Головин. - М., 2007. - 267 с.
9. Горбатова, Е.А. Эмпатия: психологическая структура и механизмы реализации // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. - 2014. - № 1. - С. 23-29.
10. Запорожец, А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников // Эмоциональное развитие дошкольников. - М., 2001. - 128 с.
11. Изотова, Е.И, Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика. - М., 2010. - 288 с.
12. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства. - СПб., 2001. - 752 с.
13. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский — Ростов-на-Дону, 2009. - 640 с.