Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 7
1.1. Родительские отношения в психологии и педагогике 7
1.2. Особенности родительских отношений в семье учеников младшего
школьного возраста 12
1.3. Оптимизация родительских отношений 16
Выводы по главе I 25
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 27
2.1. Методическая организация исследования 27
2.2 Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 32
2.3 Программа оптимизации РО 38
Выводы по Главе II 51
Заключение 53
Список используемых источников 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
Семья — это важнейшая среда формирования личности в обществе, в которой человек развивается, учиться, взаимодействует с другими.
Рождаясь, человек попадает в социум. Он растет, развивается как личность и умирает в этом обществе. Когда человек развивается формируется, как личность на него влияют различные факторы. Сам проявляющие факторы, это биологические и социальные факторы. Главный социальный фактор-это его семья, особенно в детском возрасте. Семья представляет собой огромное значение в жизни человека. Взгляд на жизнь, образ ее проживания закладываются в семье. Именно семья поддерживает и передает ребенку религиозную, национальную и отечественную традицию. Главное для развития ребенка в таком возрасте это отношения с близким взрослым.
На сегодняшний день проблема родительского отношения обретает особую актуальность. Как правильно воспитывать детей? Это вопрос всегда привлекал к себе внимание педагогов и психологов нашей страны. Рассматривались различные сферы родительского отношения к детям:
особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные отличия личности ребенка как результат семейных воздействий на него, особенности личности родителей, влияющие на воспитание и формирование личности ребенка [41].
Роль семьи в формировании разносторонней личности ребенка и отчетливо обозначена в законодательных документах международного и отечественного уровнях: в Конвенции о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, Законе «Об образовании», Семейном кодексе, Стандарте. В этих документах отмечается первоочередное право родителей на воспитание детей, обозначена роль других социальных институтов, которые призваны помочь, поддержать, направить, воспитательную деятельность семьи. Перечисленные проблемы свидетельствуют о том, что по некоторым причинам семья не всегда может справится со своими функциями и первым учреждением, с которым начинает контактировать и которое поможет увеличить ее воспитательно-социализирующую функцию, оказать нужную педагогическую помощь, являются школьные учреждения.
По ФГОС НОО Образовательное учреждение создаёт условия для реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, обеспечивая их приобщение к ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Специалистам хорошо известен неоднократно доказанный факт, что семья и школа, как первичные социально-воспитательные институты способны обеспечивать полноту и целостность социально-педагогической и культурнообразовательной среды для жизни, развития и самореализации
ребенка. Главный эффект их успешного влияния не в том, что они совпадают и не в замене социальных функций одного института воспитания другим, а в том, что они гармонично дополняют друг друга. Учителям важно, чтобы родители не только владели педагогической информацией, но умели правильно использовать ее при воспитании ребенка, учитывая его индивидуальные особенности.
Сложность нынешних взаимоотношений родителей и детей связана с тем, что в каждой семье объективно формируется определенная, не всегда осознанная ею система воспитания. Тут имеется в виду и осмысление целей воспитания, а также формулировка его задач, целенаправленное использование приемов и методов воспитания, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.
Исследованием данной работы, особенности родительско-детскихх отношений занимались Л.И. Божович, А.Я. Варга, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс, Л.Ф. Обухова, И.В. Шаповаленко, В.И. Габузов, Д. Боумбрин, А.И. Баркан, А. Адлер, И.С. Шафер, А.И. Заров, А.С.Спиваковская и др.
Цель исследования - выявить особенности родительских отношений в семье учеников младшего школьного возраста и разработать программу, способствующую оптимизировать особенности родительских отношений.
Объектом нашего исследования является родительских отношения.
Предметом исследования является программа оптимизации родительских отношений о включении в совместную игровую деятельность.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую, научную периодическую литературу по теме исследования.
2. Охарактеризовать приемы работы, применяемые для нормализации родительских отношений в семье младшего школьника (в том числе и групповые занятия).
3. Раскрыть особенности нарушений родительских отношений в семьях, имеющих детей младшего школьного возраста.
4. Разработать программу групповых занятий с детьми и родителями, направленную на укрепление родительских отношений и понимания родителя младшего школьника.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что совместная игровая деятельность, может стать эффективной формой работы для оптимизации родительских отношений при условии:
-если будет учтена специфика родительских отношений;
-если программа будет построена в соответствии с принципами системности, культуросообразности и технологичности;
-если будут представлены такие виды совместной деятельности, которые способствуют эмоциональному принятию школьников и их родителей.
Для решения поставленных задач используются следующие методы:
1. Теоретические - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические - наблюдение; диагностика; опрос; анкетирование.
3. Статистические - ранжирование; методы математической обработки.
Структура работы состоит из: введения, двух глав, включающие в себя три параграфа, выводы, заключения, список источников и приложений.
Практическая значимость данного исследования, заключается в возможности использовать его результаты и разработанную программу, в социально-педагогической работе с младшими школьниками и их родителями для оптимизации родительских отношений.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе МБОУ «СШ № 1 им. К.И. Безруких» с. Богучаны. В нем принимали участие 32 семьи (1 родитель(мать), 1 обучающийся 1 классов).
В последующих главах изложены результаты нашей работы по реализации поставленной цели и задач исследования.
Изучая литературу разных авторов по теме нашего исследования, мы пришли к выводу, что вопрос о том, существует ли взаимосвязь между отношением родителя с ребенком и его самоощущение и способностям к успешному усвоению учебного материала и жизненного опыты, является актуальном мире. Сначала педагоги и психологи рассматривали не целиком взаимоотношения родителей с детьми, а только лишь привязанность. Пришли к выводу, что взаимосвязь существует. После начали изучать эту тему глубже.
В ходе нашего исследования мы вывели критерии и уровни содержания структурных компонентов родительских отношений. Для проведения экспериментального исследования был подобран диагностический комплекс, позволяющий выявить особенности родительских отношений в семьях имеющих младшего школьника. Экспериментальной базой исследования была МБОУ «СШ № 1 им. К.И. Безруких» с. Богучаны. Участие приняли 32 семьи (1 родитель, 1 обучающийся 1 классов). В рамках нашего исследования мы использовали следующие методики: опросник «Стратегии семейного воспитания» С. Степанова, «Опросник родительских отношений» А.Я.Варга, В.В.Столина, тест-опросник «Мера родительской заботы».
Проанализировав все полученные нами результаты методик, мы пришли к выводу, что некоторым семьям необходима помощь.
Поэтому нами была поставлена цель: разработать программу,
способствующую оптимизировать особенности родительских отношений.
Разработана программа групповых занятий с детьми и родителями, направленная на укрепление родительских отношений и понимания родителя младшего школьника.
Результативность программы. Ребенок начинает воспринимать родителей по-новому, как союзников, потому что играющий родитель старается все время понять ребенка, его чувства, поступки, точку зрения. Такое поведение облегчает и принятие ребенком своего собственного «Я», усиливает его веру в вырабатывающиеся (устанавливающиеся) отношения. Ребенок получает у родителя поддержку, учится правильно оценивать свои возможности, это, в свою очередь, способствует к вырабатыванию адекватной самооценки. Участвуя в совместных играх, наблюдая за ребенком, родители видят те особенности, которые в повседневной жизни часто уходят от их внимания. Они начинают по-другому воспринимать удачи и неудачи, учатся сотрудничать с ребенком и вместе что-то создавать (сначала в игре, а затем и в повседневной жизни). Все это способствует развитию положительного взаимодействия, снижается число детско-родительских конфликтов, у родителей отмечается укрепление уверенности в собственных воспитательных возможностях.
Нами были использованы методы: эмпирические, теоретические и статистические. К эмпирическим относятся: наблюдение, диагностика, опрос. К теоретическим- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. А к статистическим- методы математической обработки.
Выдвигаемые задачи были достигнуты.
Данную серию занятий мы рекомендуем, как методический материал для учителей начальных классов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, а также как информационный материал для студентов педагогических университетов.
1. Алексанрова Е. Подружитесь с собственным ребенком// Воспитательная работа в школе. — М., 2005. №3. — С. 73 - 84.
2. Амонашвили Ш. А. Основы гуманной педагогики. Педагогическая симфония. — М.: Школа жизни, 2013.
3. Арушанова А. Г. Диалогическое общение детей: обучение и
самонаучение. / А. Г. Арушанова // Журнал «Дошкольное воспитание». — 2016. — № 5. — С. 35-40.
4. Архиреева Т.В. Влияние родительского воспитания на самоотношение младшего школьника // Вопросы психологии. - 2006. № 3. — С. 67 - 77.
5. Баринова И.Г. Экология взаимодействия взрослого и ребенка// Мир психологии. - М., 1997. №1. — С. 174 - 182.
6. Барсукова О.В. Психологическая защита ребенка дошкольного возраста от дестуктивного влияния родителей: Автореф. канд. психол. наук. Ростов н/Д, 2000. — 22с.
7. Белова А. В. Динамика коммуникативной компетентности
преподавателей колледжа в ходе социально-психологического тренинга // Молодой ученый. — 2019. — №15. — С. 245-247. — URL
https://moluch.ru/archive/253/58016/ (дата обращения: 15.05.2019).
8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные
психологические труды. М.; Воронеж, 1995. — 352 с.
9. В. А. Кан-Калик. Учителю о педагогическом. Общении. Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
10. Варга А.Я. Типы неправильного родительского отношения: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 1987. — 12 с.
11. Вергелес В.И., Матвеева Н.А., Раев А.И. Младший школьник: помоги ему учиться. - СПб., 2000. — 159 с.
12. Волков Б.С. Младший школьник: как помочь ему учиться. - М.:
Академический проект, 2004г. - 142с.
13. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? - М.: Просвещение, 1992. — 234 с.
14. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Л. С. Выготский // Психология. — 1995. — Вып. 1. — С. 55-76.
15. Газизова Ф. С., Гильмутдинова Э. Р. Роль театрализованных игр в социально-коммуникативном развитии // Молодой ученый. — 2019. — №16. — С. 257-259. — URL https://moluch.ru/archive/254/58328/ (дата обращения: 15.05.2019)....54