Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ НЕУСПЕВАЮЩИХ ПОДРОСТКОВ

Работа №153072

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы58
Год сдачи2021
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
САМООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ.. 6
1.1. Понятие самоотношения в психологии 6
1.2. Развитие личности и особенности самоотношения в подростковом
возрасте 13
1.3. Психологические особенности неуспевающих подростков 21
Выводы по Главе 1 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООТНОШЕНИЯ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 30
2.3. Психолого-педагогические рекомендации развития позитивного
самоотношения старших подростков 45
Выводы по главе 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54

Актуальность исследования заключается в недостаточной изученности самоотношения личности в подростковом возрасте. В современном мире было проведено большое количество психологических, социологических и педагогических исследований, в которых показано, что рост самосознания, стремление к взрослости, выбор дальнейшего пути, открытость, особое отношение к оценке окружающими характеризует самоотношение подростков.
Самоотношение - это целостная личностная характеристика, которая обеспечивает мотивацию поведения и деятельности, способствует полноценному развитию индивида, изменению его позиции в обществе.
Проблема самоотношения личности рассматривалась в работах таких авторов, как: Р. Бернс, И.С. Кон, С.Р. Пантилеев, В.В. Столин, Н.И. Сарджевладзе и т.д. Исследованием самооотношения в подростковом возрасте изучались В.Н. Мясищевым, Б.Г. Ананьевым, И.И. Чесноковой, К. Роджерсом, К. Хорни, Р. Берне, В. Стефансоном, Т. Дембо, С.Я. Рубинштейном, О.А. Карабановой, П.В. Трояновской и др.
Именно в подростковом возрасте происходит становление его самосознания, что непосредственно влияет на самоотношение. Помимо того, актуальность данной проблемы также заключается в том, что, ранее выработанная система оценочных суждений в свой адрес, сложившееся отношение к собственному «Я», стало подвергаться влиянию оценочных суждений сверстников.
Противоречия, создающиеся в оценивании себя и «других», интересах, ценностях имеют свое проявление в поведение, которое отражает наличие той или иной личностно значимой проблемы. Все авторы, которые занимались феноменом формирования самоотношения, отмечали, что критическим является именно подростковый возраст. Это обуславливается тем, что в подростковом возрасте происходит противоречие в развитии.
Именно в подростковом возрасте все психические сферы ребенка наиболее ярко выступают в развитии, они определяют дальнейший жизненный путь личности, также на этом этапе проявляется основы родительского воспитания.
Подросток находится в поиске наиболее благоприятных форм поведения, успешных образов собственной личности. Подросток в поисках личной идентичности решает, какие действия являются для него важными, и вырабатывает определенные нормы для оценки своего поведения и поведения других людей. Включаясь в систему взаимоотношений с окружающими людьми, подросток получает оценку самого себя, своего поведения.
Таким образом, происходит формирование определенного уровня адекватности самоотношения, что включает в себя и нормализацию самооценки, и расширение представлений об образе Я, и умение адекватно применять рефлексию к окружающим событиям и к самому себе.
Цель исследования - изучить проблему самоотношения личности в подростковом возрасте.
Объект исследования - самоотношение личности.
Предмет исследования - самоотношение личности в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что самоотношение неуспевающих в обучении подростков будет отличным в его структурных составляющих в сравнении с успевающими подростками.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие самоотношения в психологии.
2. Рассмотреть развитие личности в подростковом возрасте.
3. Изучить самоотношение подростков.
4. Рассмотреть методы и методики исследования самоотношения личности.
5. Организовать и провести экспериментальное исследование,
направленное на изучение самоотношения личности подростков;
6. Проанализировать самоотношение неуспевающих в обучении
подростков отличным в его структурных составляющих в сравнении с успевающими подростками.
Методы исследования - теоретические (анализ психолого­педагогической литературы, обобщение, синтез); эмпирические (эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), тестирование).
Методологическая и теоретическая основа исследования - фундаментальные работы в области психологии, методологии психолого­педагогической науки, которые разработана и конкретизированы в различных аспектах дошкольного образования выдающимися отечественными психологами.
База и выборка исследования - исследование проводилось на базе МБОУ «СШ №ХХ» г. Красноярска, в исследовании принимали участие 28 обучающихся 9 классов в возрасте 15-16 лет.
Практическая значимость исследования состоит в том, что представленный теоретический и практический материал может быть использован в системе школьного образования.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованных источников, который состоит из 61 источника.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основе проведенного анализа психологической литературы по проблеме самоотношения личности в подростковом возрасте можно сформулировать следующие выводы.
Следует отметить, что самоотношение занимает особое место в структуре личности, выступает условием ее социальной активности, продуктивности деятельности, мотивом саморегуляции поведения, влияет на успешность развития межличностных отношений, постановку и достижение целей.
Под самоотношением понимается эмоциональный компонент самосознания, в котором выражается общий интегрированный смысл «Я» субъекта.
Самоотношение представляет собой многомерное динамическое образование, в структуру которого входят оценочный и эмоционально­ценностный компоненты.
Самоотношение начинает формироваться еще в раннем детском возрасте, однако наиболее сложные изменения оно претерпевает именно в подростковом возрасте. Развитие самосознания и самоотношения в подростковом возрасте носит характер кризиса, преодолеваемого детьми с большими трудностями.
Подростки испытывают трудности с реальным видением себя, что способствует формированию отрицательной самооценки и негативного самоотношения. Для многих подростков характерны низкая самоценность и самопринятие, неуверенность в себе, склонность к самообвинению, самокритичность, нетерпимость к своим недостаткам, наблюдается феномен самоотвержения, самонепринятия. Избежать подобных негативных тенденций в самоотношении подростков возможно при осуществлении психологом специально организованной деятельности по его оптимизации.
Нами был сделан вывод, что наибольшее предпочтение обучающиеся подростки вне зависимости от успеваемости отдают предпочтение категории интересов, способностей, умений и интеллекта.
По предпочитаемости вторых категорий значительную близость между собой обнаруживают данные подростков вне зависимости от успеваемости по категории отношений с окружающими людьми (взрослыми и сверстниками), что обуславливается ведущей деятельностью в данном возрасте.
Что же касается категории чувств, переживаний и мотивов, то у успевающих подростков не попадает в число наиболее предпочитаемых. В большей степени данная категория представлена в группе неуспевающих подростков.
Неуспевающие подростки наибольшее предпочтение отдают категории ролевых и формально-биографических сведений, а успевающие подростки предпочитают категорию жизненных планов и целей. У подростков вне зависимости от успеваемости в число наиболее значимых категорий входит категория интересов, способностей, умений и интеллекта.
Встречаемость категории ценностей, убеждений, прав, обязанностей, идеалов в двух группах не представлена.
В группе неуспевающих подростков в большей степени в самоописаниях присутствует также категория внешности и отношений с противоположным полом. Частота ее встречаемости значительно выше, чем в группе успевающих подростков.
Гипотеза нашего исследования подтвердилась.


1. Авдулова Т.П. Психология подросткового возраста. М.: Академия,
2012. 237 с.
2. Агафонов А.Ю. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста как средства качественной оценки образовательных систем: Автореф. дис. .. канд. психол. наук. Казань, 2010. 18 с.
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 2014. 422 с.
4. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Психология личности. Под ред. Д.Я. Райгородского Самара, 2010. С. 128­144.
5. Буякас Т.М. Личностное развитие в условиях работы самопонимания, опосредствованной символами // Вопросы психологии. 2010. № 1. С. 96-108.
6. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: монография: пер.с англ. // Общая ред. и вступит. сл. В.Я. Пилиповского. М.: Прогресс, 2012. 420 с.
7. Бодалев A.A. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 2011. 188 с.
8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности; под ред. Фельдштейна. М.: Ин-т практической психол.; Воронеж: МОДЭК, 2011. 352 с.
9. Выготский Л.С. Педология подростка. М.: Наука, 2011. 300 с.
10. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Эксмо, 2013. 417 с.
11. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Юрайт, 2016. 199 с.
12. Гозман Л.Я., Алешина Ю.А. Взаимосвязь отношения к себе и другим // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология, 2012. №4. С. 21­29.
13. Джеме У. Принципы психологии: монография / пер с англ. /под ред. Л. А. Петровской. М.: Педагогика, 2011. 368 с.
14. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 2014. 336 с.
15. Кон И.С., Фельдштейн, Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста // Хрестоматия по возрастной психологии/ Сост. Л.М. Семенюк. М.: Сфера,
2012. 509с. С. 130-133....61


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ