Только Word
Введение 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У
ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 6
1.1. Содержание, сущность понятия самостоятельности у подростков с
ОВЗ 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика подростков с ОВЗ 9
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 14
2.1. Характеристика методов исследованияя самостоятельности у
подростков с ОВЗ 15
2.2. Разработка методических рекомендаций по развитию
самостоятельности у подростков с
ОВЗ 28
Заключение 37
Библиографический список 40
Приложение 1 45
Приложение 2 46
Приложение 3 47
Самостоятельность - одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами.
Самостоятельность предполагает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в незнакомой обстановке, но и в любых условиях, требующих принятия нестандартных решений. Самостоятельность как стремление и умение ребенка решать задачи независимо от взрослого, мобилизуя имеющиеся знания и опыт, используя поисковые действия, является важным фактором социально-личностного созревания. Самостоятельность не является врожденной чертой характера личности, она формируется по мере взросления ребенка.
Взрослый может способствовать формированию самостоятельности, а может ее задерживать. По результатам многочисленных исследований педагогов и психологов, а именно: Акулова Е. «Формируем у детей самостоятельность и ответственность», Божович Л.И. «Изучение мотивации поведения детей и подростков», Дмитриева Ю.Н. «Психологические основы самостоятельности как свойства личности», Выготский Л.С. «Педагогическая психология», проблемы с воспитанием самостоятельности возможны в подростковом возрасте. Обостренная потребность в самоутверждении у подростков нередко основывается на искаженном представлении о самостоятельности, которая воспринимается ими как полная независимость от чужих мнений, советов и оценок.
Цель исследования - выявить и теоретически обосновать особенности самостоятельности у подростков с ограниченными возможностями здоровья
Объект исследования - содержание и структура самостоятельности у подростков с ограниченными возможностями здоровья
Предмет исследования - особенности самостоятельности у подростков с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
• провести теоретический анализ литературы по теме исследования;
охарактеризовать содержание и сущность понятия "самостоятельность" у подростков с ограниченными возможностями здоровья;
охарактеризовать психолого-педагогические особенности подростков с ограниченными возможностями здоровья;
• выявить и экспериментально проверить уровень сформированных компонентов самостоятельности у подростков с ограниченными возможностями здоровья;
• разработать методические рекомендации по развитию навыков самостоятельности подростков с ограниченными возможностями здоровья
Методологической основой исследования выступили труды ученых по проблеме развития навыков самостоятельности у подростков с ОВЗ, публикации в научных периодических изданиях, материалы конференций и семинаров по проблеме исследования.
Методы исследования: теоретические - анализ научной литературы по проблеме исследования, проектирование; эмпирические - анкетный (для родителей подростков с ОВЗ) опрос, наблюдение (за подростками на группе дневного пребывания). Методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей «КОС» (В.В. Синявского, Б.А. Федоришина), «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН) опросник А.А. Реана, Методика "Определение понятия самостоятельности учащимися" (Иванова М.Н.).
Практическая значимость работы определена тем, что полученные выводы и разработанные методические рекомендации могут быть использованы для развития навыков самостоятельности у подростков с ОВЗ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Многие ученые связывают формирование самостоятельности с подростковым и юношеским возрастом, так как именно в подростковом возрасте самостоятельность выражена в стремлении оградить определенные сферы своей жизни от вмешательства посторонних, в отказе от помощи взрослых. В подростковом возрасте происходят качественные сдвиги в развитии осознания, у детей возникает потребность в осознании собственных особенностей.
Самостоятельность у детей подросткового возраста достаточно и выражена неявно. Неправильное отношение к подростковой самостоятельности может привести к беспомощности и инфантильности.
Особенности воспитания детей с ОВЗ приводят к тому, что у подростков проявляются такие качества, как иждивенческие настроения, слабо развитое понятие собственности, коммуникативные трудности, неуверенность в собственных силах, инфантилизм, неспособность прогнозирования собственной жизни, немотивированная агрессивность по отношению к окружающим и т.д.
Стремление к поведенческой самостоятельности имеет относительный характер. В действительности подростки не стремятся к полной свободе, потому что не знают, как ей воспользоваться.
Подростки нуждаются в том, чтобы свобода давалась им постепенно, по мере того как они научаются ею пользоваться. В свою очередь, дети с ОВЗ лишены самостоятельности, что негативно влияет на качество их дальнейшей жизни.
Проведенное исследование выявило следующие причины недостаточного уровня сформированное™ навыков самостоятельности у подростков с ОВЗ:
• тотальное преобладание заданий по образцу, по правилам, мало творческих самостоятельных заданий;
• реабилитационные программы, направленные на развитие способностей, развивают только инструментальные навыки, а не способность к самостоятельному целеполаганию и творческую мотивацию, т.е. формируют хороших исполнителей, но не творцов;
• субъективные представления социальных-педагогов о творчестве приводят к угасанию или блокированию творческого потенциала подростков;
• директивный стиль взаимодействия социального-педагога и подростка не оставляет возможности для самостоятельного мышления, собственной инициативы.
Таким образом, уровень сформированное™ критериев социальной активности старших подростков с ОВЗ находится на низком уровне. Родители мало уделяют внимания вопросам воспитания своего ребенка.
Беседа с педагогами показала достаточно эффективное владение методами и приёмами формирования социальной активности старших подростков. Однако им требуется помощь в организации работы с родителями по воспитанию детей старшего подросткового возраста, а также помощь в работе с подростками с девиантным поведением.
Для решения данной проблемы необходимо выявить, разработать и реализовать реабилитациооные условия для эффективного формирования социальной активности подростков.
Основная идея разработанных рекомендаций: самостоятельность старшего подростка с ОВЗ выражается, прежде всего, в потребности и умении самостоятельно мыслить, в способности ориентироваться в новой ситуации, самому видеть вопрос, задачу и найти подход к их решению.
При разработке программы и подборе мероприятий учитывались формы, методы и средства формирования самостоятельности старших подростков с ОВЗ.
По итогам разработки методических рекомендаций по воспитанию самостоятельности у старших подростков с ОВЗ планируется достижение следующих результатов:
1. Подростки с ОВЗ успешно применяют знания в новой, нестандартной ситуации.
2. Проявляется мотивация, часто связанная с планами на будущее.
3. Подростки с ОВЗ умеют планировать деятельность, действуют самостоятельно без непосредственного и постоянного контроля в соответствии с планом, доводят начатое дело до конца.
4. Подростки с ОВЗ способны сами проконтролировать и оценить свои действия и поступки.
5. Подростки с ОВЗ проявляют инициативу, активность в процессе деятельности, общения и в отношениях.
Разработанные методические рекомендации создают условия, необходимые для воспитания основных умений и потребностей подростков, которые становятся основой для формирования самостоятельности, самостоятельности.
1. Конвенция о правах инвалидов (Заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006)
2. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
3. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
4. Актуальные вопросы проектирования психологопедагогических технологий с детьми и подростками с особыми образовательными потребностями : сборник статей по итогам научнопрактической конференции с международным участием (27 февраля 2019 г., г. Мытищи) / [главный редактор: Дмитриев А. А.]. - Москва : Прометей, 2019.-219 с.
5. Асильдерова М.М., Маматханов Ш.К. Социальная работа с детьми-инвалидами на современном этапе развития общества // Актуальные вопросы педагогики, психологии, социологии материалы IV Международной научно-практической конференции. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации; ФГБОУ ВО Дагестанский государственный педагогический университет. - 2019. - С. 21-28.
6. Баниэль А. Дети с неограниченными возможностями [Текст] : метод пробуждения мозга для улучшения жизни особых детей / Анат Баниэль ; перевод с английского М. Денисьева. - Москва : Альпина Паблишер, 2019.- 331 с.
7. Баранов Е.Г. Психология и педагогика : учеб, пособие / Науч, ред. Деркач А.А.]. - 3-е изд., доп. и перераб. - Москва : Институт психотерапии, 2017. - 584 с.
8. Большой психологический словарь / [Авдеева Н. Н. и др.] ; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - Изд. 4-е, расш. - Москва : ACT ; Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2019. - 811 с.
9. Воробьева К.А. Факторы, влияющие на самостоятельность подростка // Категория "социального" в современной педагогике и психологии материалы 6-й всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием. - 2018. - С. 89-91.
10. Дети с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы здоровьесберегающей деятельности в образовательной организации : материалы I всероссийской конференции, Нижний Новгород / редакционная коллегия О. С. Гладышева [и др.]. - Нижний Новгород : НИРО, 2019.- 148 с.
11. Иванов А.В. Технологии психолого-педагогической работы с родителями детей с ОВЗ : учебное пособие / Иванов А. В. - Москва : Перо, 2019.-111 с.
12. Инновационные методы профилактики и коррекции нарушений развития у детей и подростков : межпрофессиональное взаимодействие [сборник материалов I международной междисциплинарной научной конференции, 17-18 апреля 2019 г. / редакционная коллегия: Кулешов Э. В. и др.]. - Москва : Когито-Центр, 2019. - 520 с.
13. Исмаилова У.М.Г. Развитие самостоятельности подростков в процессе обучения и во время внеклассных мероприятий // European research: innovation in science, education and technology Collection of scientific articles LVIII International correspondence scientific and practical conference. - 2019. - C. 58-60.
14. Керре H.O. Особенные дети : как подарить счастливую жизнь ребенку с отклонениями в развитии : [16+] / Наталья Керре ; иллюстрации А. Ильиной. - Москва : Альпина Паблишер, 2018. - 332 с.
15. Ковалева А.С. Координация работы специального психолога и специалистов образовательных организаций : учебное пособие / А. С. Ковалева ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Алтайский государственный педагогический университет. - Барнаул : АлтГПУ, 2018.-239 с....32