ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические проблемы изучения психологических особенностей саморегуляции младшего школьника с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
1.1 Суть понятия «синдром дефицита внимания и гиперактивности» в
психолого-педагогической литературе 7
1.2 Понятие саморегуляции в отечественной и зарубежной литературе 14
1.3 Саморегуляция как новообразование младшего школьного возраста и особенности саморегуляции младшего школьника с синдромом дефицита
внимания и гиперактивности 22
1.4 Приёмы развития саморегуляции у младшего школьника в образовательной организации 30
Выводы по главе 1 39
ГЛАВА II. Экспериментальная работа по изучению психологических особенностей саморегуляции младшего школьника с синдромом дефицита
внимания и гиперактивности 41
2.1. Методическая организация исследования 41
2.2. Результаты исследования 44
2.3. Рекомендации учителю по развитию навыков саморегуляции у младших
школьников с СДВГ 52
2.4. Рекомендации для родителей по взаимодействию с младшими
школьниками с СДВГ 60
Выводы по главе II 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
Период начала школьного обучения - это особый этап формирования личности ребёнка в возрасте 6-7 лет, а именно - этап освоения нового вида ведущей деятельности, которая требует совмещения внешних и внутренних условий. Недостаточная сформированность каждого из этих условий находит отражение в формировании личности ребёнка. Анализ
психологопедагогической литературы позволяет раскрыть сущность формирующего влияния учебной деятельности. Учитель закладывает в учебной деятельности фундамент системы знаний, развивает умственные и практические способности, формирует операционные навыки, и тем самым оптимизирует способности ребёнка к регуляции. Таким образом учитель создаёт основы для развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции.
В отечественной системе образования сейчас остро поднимается проблема исследования саморегуляции у детей с особенностями в развитии, ведь их личностное становление зависит в первую очередь от оказания своевременной психолого-педагогической помощи. Важно выявить отличительные черты, присущие детям с особенностями развития, и реализовать их потенциальные возможности в сензитивные сроки. В последние годы растёт число детей с теми или иными проявлениями особенностей развития, в том числе наблюдается рост числа детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). СДВГ встречается у детей часто, о чем свидетельствуют исследования, проведённые в различных странах. Анализ литературы выявил широкую вариабельность данных по распространенности СДВГ: в США эти цифры колеблются от 4 до 13%, в Великобритании - 1-3%, Германии - 9-18%, Италии - 3-10%, Чехословакии - 2-12%, Китае - 1-13%, в России (г. Москва и Московская обл.) - 15-28% [22]. Доказан факт зависимости появления серьезных трудностей в обучении и девиантного поведения в последующих возрастных периодах от того, что не была вовремя оказана компенсация нарушений регуляции поведения и деятельности, свойственных детям с СДВГ (И.П. Брязгунов, Н.Н. Заваденко).
По мнению ряда авторов (И.П. Брязгунов, Н.Н. Заваденко, Е.В.Касатикова, Ю.С. Шевченко), дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью характеризуются чрезмерной подвижностью, неусидчивостью, дефицитом внимания, отличаются низкой
работоспособностью. В большинстве случаев школьные требования превосходят возможности детей с СДВГ, это приводит к тому, что у них возникают проблемы, стрессовые ситуации, состояние эмоциональной сферы изменяется. Итогом становится формирование устойчивого комплекса школьной дезадаптации. Следует учитывать, что дети с СДВГ при поступлении в школу имеют признаки «школьной незрелости», они отстают в развитии некоторых ключевых для школы функций, таких как «внутренняя позиция школьника», «развитие произвольности поведения и внимания», на которые опирается обучение в начальной школе (Н.Н. Заваденко, Ю.С. Шевченко). Детям с СДВГ необходимо своевременное оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи, комплексной психолого-педагогической коррекции, которая будет направлена на формирование действий самоконтроля, саморегуляции и в целом на личностное развитие, при этом обязательно учитывать их индивидуальные возможности.
Анализ исследований, посвященных проблемам развития, воспитания и обучения младших школьников с СДВГ позволяет сделать вывод, что при всём многообразии отмечается недостаточность изучения специфических характеристик саморегуляции как компонента общей способности к обучению. В этом мы видим актуальность изучения саморегуляции как новообразования младшего школьного возраста.
Цель исследования: выявить наиболее характерные особенности саморегуляции у детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в условиях их обучения, разработать рекомендации для учителя по развитию этого навыка и рекомендации для родителей по взаимодействию с младшим школьником с СДВГ.
Объект исследования: процесс саморегуляции в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: особенности саморегуляции в процессе обучения младшего школьника с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
В соответствии с целью ставились и решались следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу,
рассмотреть ключевые понятия: «синдром дефицита внимания и гиперактивности» (СДВГ), «саморегуляция»;
2. Рассмотреть особенности саморегуляции младшего школьника с СДВГ, используя психолого-педагогическую литературу;
3. Ознакомиться с приёмами развития саморегуляции у младшего школьника в образовательной организации;
4. Подобрать диагностический инструментарий для изучения особенностей саморегуляции в процессе обучения младшего школьника с СДВГ;
5. Эмпирически выявить особенности саморегуляции младших
школьников с СДВГ;
6. Разработать рекомендации для учителя по развитию навыков саморегуляции у младших школьников с СДВГ.
7. Разработать рекомендации для родителей по взаимодействию с младшими школьниками с СДВГ.
Гипотеза исследования:
Уровень сформированности саморегуляции как важнейшего компонента общей способности к учению у младших школьников с синдромом дефицита внимания н гиперактивности зависит от уровня сформированности у них действий целеполагания, самоконтроля и самооценки на всех основных этапах учебной деятельности; саморегуляция у младших школьников с СДВГ развита на низком уровне, а у детей нормы - на среднем уровне.
Методы исследования:
Теоретические: анализ, сравнение, обобщение психолого
педагогической литературы по проблеме исследования; анализ медицинских карт.
Эмпирические: беседа, тестирование.
Экспериментальная база: Исследование проводилось на базе параллели вторых классов МАОУ «Средняя школа «Комплекс Покровский» г. Красноярск. Участие в эксперименте приняли учащиеся 2-х классов.
В соответствии с поставленной целью нами были изучены литературные источники различного характера, исследования в области педагогической, возрастной и специальной психологии, благодаря чему нам удалось решить обозначенные задачи. Мы рассмотрели понятия «синдром дефицита внимания и гиперактивности» (СДВГ) и «саморегуляция», опираясь на труды И.П. Брязгунова, Н.Н. Заваденко, Е.В.Касатикова, Ю.С. Шевченко и других учёных.
Были выявлены основные черты и отличительные характеристики СДВГ, вариативность их проявлений, а также критерии определения уровня развития саморегуляции (целеполагание, самоконтроль, самооценка). Также мы рассмотрели все возможные этиологические гипотезы и выявили наиболее значимую из них - генетическую. Изучив различные варианты лечения СДВГ, мы заключили, что оно не должно ограничиваться одним направлением, а должно включать в себя медикаментозную, психологическую и педагогическую коррекцию, а также коррекцию поведения. Также мы узнали, что прогноз для детей, соблюдающих все рекомендации, относительно благоприятен - с СДВГ можно справиться.
Был проведён анализ истории развития научных представлений о появлении понятия психической саморегуляции. В результате выявлен наиболее важный период для развития саморегуляции - младший школьный возраст, т.к. именно в этот период формирование саморегуляции является важнейшим психическим новообразованием ребёнка. Мы выяснили, что оптимизацию регулятивных способностей младшего школьника осуществляет главным образом учитель, создавая тем самым основы для развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции. Также важно понимание родителями особенностей ребёнка с СДВГ и умение общаться с ним.
Далее мы рассмотрели особенности саморегуляции в процессе учебной деятельности младших школьников с СДВГ и выяснили, что у них в
настоящее время остро встаёт проблема развития саморегуляции. Значительная часть этих детей имеет недостаточный уровень
сформированности отдельных звеньев системы саморегуляции: целеполагания, самоконтроля, самооценки. Становление этих навыков зависит в значительной степени от оказания своевременной психологопедагогической помощи.
Поэтому мы определили путь достижения эффективных результатов и подобрали подходящие рекомендации, цель которых - развить навык саморегуляции у детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в условиях их обучения путём развития трёх главных компонентов этого навыка: целеполагание, самоконтроль,
самооценка. Также мы привели перечень рекомендаций для родителей, чтобы они смогли понять своего ребёнка и правильно осуществлять взаимодействие с ним, помогая достижению хороших результатов.
Подводя итоги, можем сказать, что прогноз для детей, соблюдающих все рекомендации, относительно благоприятен - с СДВГ можно справиться.
1. Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. СПб.: Речь, 2013. 288 с.
2. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. М.: 1968.
3. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Наука, 1975. 448 с.
4. Басов М.Я. Общие основы педологии. М.: 1928.
5. Бернар К. Введение к изучению опытной медицины. СПб.: 1866.
6. Боркина Н.П. Основы развития саморегуляции. URL: http://festival.1september.ru
7. Бояринцев В.П. Проблемы психологии и психофизиологии активности и саморегуляции личности. М.: 1988.
8. Брязгунов И.П. Непоседливый ребёнок или все о гиперактивных детях / И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова. М.: Институт Психотерапии, 2002.
9. Виноградова Н.А. Дошкольное образование: Словарь терминов. М.: Айрис -пресс, 2005. 400с.
10. Волков Б.С. Психология младшего школьника: учебное пособие. М.: Академический Проект, 2005. 208 c.
11. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М.: Изд-во Рассказов А. И., 2009. 303 с.
12. Выготский Л.В. Собрание сочинений. Т. 6. Научное наследство. М.: 1984.
13. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 2004. 1136 с.
14. Гагай В.В. Психологические основы развития и формирования творческого мышления младшего школьника. Сургут: Изд-во Рио СурГПИ, 2010. 201 с.
15. Глозман Ж.М., Шевченко И.А. Проблема синдрома дефицита внимания и гиперактивности и подходы к его коррекции. М.: Вестник КемГУ - 2013/ - № 3 (55) Т. 1. 129-137 с....57