Введение 3
Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования
1.1. Развитие грамматического строя речи в онтогенезе 8
1.2. Особенности развития словообразования при общем недоразвитии
речи 13
1.3. Анализ существующих подходов к проблеме развития навыка
словообразования у детей с общим недоразвитием речи 22
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ
11.1. Организация и методика исследования словообразования у детей
шестилетнего возраста с общим недоразвитием речи III уровня 35
11.2. Анализ данных констатирующего эксперимента 40
II.3 Методические рекомендации по развитию словообразовании у детей шести лет с общим недоразвитием речи III уровня 58
Заключение 71
Список литературы 75
Приложения 81
Актуальность. Одной из актуальных проблем в современной логопедии является наличие большого количества детей с нарушениями речи. Согласно федеральному образовательному стандарту дошкольного образования (от 17 октября 2013 г.) развитие всех сторон речи у детей дошкольного возраста является одной из приоритетных образовательных областей.
Среди детей с речевой патологией отмечается рост числа дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР), которое характеризуется как системное недоразвитие речи, при котором страдают все компоненты речи, в том числе грамматический строй (Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др.). Неотъемлемой частью грамматического строя речи является словообразование.
Словообразование представляет собой сложный процесс образования новых слов при помощи словообразовательных моделей, присущих родному языку. Развитие словообразования в процессе онтогенеза описано в работах многих авторов (М.А. Виноградова, А.Н. Гвоздев, Т.В. Туманова и др.). Наиболее интенсивное формирование данного навыка при нормальном речевом развитии приходится на средний дошкольный возраст, и к концу дошкольного возраста становится относительно сформированным (А.Н. Гвоздев, Т.Н. Ушакова). Однако усвоение навыка словообразования является проблематичным для детей с общим недоразвитием речи. Данная особенность обусловлена характером речевого дефекта, а также психологическими особенностями детей с обозначенным дефектом речи. Одним из основных препятствий в овладении навыка словообразования детьми с общим недоразвитием речи, является трудности в переносе имеющихся знаний на новый материал.
Развитие навыка словообразования является одной из важнейших задач коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи III уровня. Особую важность носит своевременная диагностика и развитие навыка словообразования у детей старшего дошкольного возраста. Уровень развития словообразования напрямую влияет на развитие лексической системы языка и грамматического строя речи в целом, что крайне важно для дальнейшего обучения в школе. Таким образом, овладение навыком словообразования является одним из важнейших условий полноценного речевого и психического развития ребенка.
Исследованием данной проблемы занимались такие ученые, как Е.М. Мастюкова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.
В связи с тем, что число детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня постоянно увеличивается, проблема исследования особенностей словообразования становится одной из важнейших в современной логопедии. Вследствие чего, вопрос о своевременной диагностике данных нарушений, а также разработке методик логопедической работы, направленных на развитие словообразования у детей с общим недоразвитие речи III уровня становится одним из самых актуальных.
Объект исследования: грамматический строй речи.
Предмет исследования: особенности и уровни сформированности словообразования у детей шести лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования: выявить особенности и уровни сформированности словообразования у детей шести лет с общим недоразвитием речи III уровня, и на основе выявленных особенностей составить методические рекомендации по развитию словообразования у данной категории детей.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую, психолингвистическую и логопедическую литературу по проблеме исследования;
2. Изучить особенности и уровни сформированности умения образовывать слова, обозначающие названия детенышей животных, образовывать относительные и притяжательные прилагательные, существительные с уменьшительноласкательными суффиксами, глаголы с помощью приставок, образовывать с помощью суффиксов слова, обозначающие профессию у группы детей шести лет с общим недоразвитием речи III уровня;
3. Составить методические рекомендации по развитию навыка словообразования у детей шестилетнего возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования: учитывая структуру дефекта при общем недоразвитии речи III уровня, можно предположить, что наибольшие трудности у детей данной категории вызовет образование притяжательных прилагательных. Относительные трудности могут возникнуть при образовании относительных прилагательных и образовании профессий с помощью суффиксов. А наиболее успешно испытуемые продемонстрируют умения образовывать названия детенышей животных, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также умение образовывать глаголы с помощью приставок.
Методологической и теоретической основой исследования явились положения общей и специальной педагогики, психологии и логопедии о:
• единстве закономерностей нормального и аномального развития (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия и др.);
• понимании речи, как структурной системы, компоненты которой тесно взаимосвязаны (В.В. Виноградов, Р.Е. Левина и др.);
• анализе процесса возникновения дефекта (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина и др.);
• учете зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский).
Методы исследования: были определены в соответствии с целью,
задачами и гипотезой работы. В ходе данного исследования, нами были использованы теоретические и эмпирические методы исследования. К теоретическим методам относится анализ психолого-педагогической, психолингвистической и логопедической литературы по проблеме исследования. К эмпирическим методам исследования относятся: изучение психолого-педагогической документации, беседа, наблюдение,
констатирующий эксперимент.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе МБДОУ №59, г.Красноярска. С целью проведения констатирующего эксперимента были сформированы две группы испытуемых: экспериментальная группа и контрольная группа. Каждая группа включала в себя 10 испытуемых.
При формировании групп учитывались следующие показатели:
1. Характер дефекта:
• экспериментальная группа - ОНР III уровня;
• контрольная группа - норма речевого развития;
2. Возраст испытуемых (6 лет).
Исследование проводилось в три этапа:
1. июль 2015 года - сентябрь 2015 года: изучение психологопедагогической, психолингвистической и логопедической литературы по проблеме исследования;
2. сентябрь 2015 года - октябрь 2015 года: проведение
констатирующего эксперимента;
3. октябрь 2015 года - май 2016 года: анализ результатов,
полученных в ходе констатирующего эксперимента, составление методических рекомендаций по развитию навыка
словообразования у детей шести лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования. Подтверждены имеющиеся теоретические знания об особенностях и уровнях сформированности у детей шести лет с ОНР III уровня умения образовывать слова, обозначающие названия детенышей животных, образовывать относительные и притяжательные прилагательные, существительные с уменьшительноласкательными суффиксами, глаголы с помощью приставок, слова, обозначающие профессию, с помощью суффиксов.
Практическая значимость. Практическая значимость данного исследования заключается в том, что предложенные нами методические рекомендации по развитию словообразовательного навыка могут быть использованы в работе логопеда, в работе воспитателей речевых групп. Также указанные в рекомендациях игры и упражнения могут быть предложены родителям детей с общим недоразвитием речи в качестве домашнего задания.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего 51 источник, в том числе журнальные статьи, монографии. Работа проиллюстрирована гистограммами, семью Приложениями, в которых содержится 14 таблиц. Общий объем работы составляет 87 страниц.
С раннего возраста ребенок начинает осваивать речь. В процессе развития психических процессов, а также в процессе речевого общения ребенка с окружающими его взрослыми, происходит усвоение ребенком грамматического строя речи, включающего в себя процесс словообразования.
Таким образом, к школьному возрасту, у детей с нормой речевого развития уровень овладения грамматикой становится достаточно высоким, что позволяет им в школьном возрасте перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка. Дети владеют развернутой фразовой речью, умеют правильно строить простые и сложные предложения, умеют распространять предложения второстепенными и однородными членами, составлять предложения по опорным словам и картинкам. Также дети умеют согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, согласовывать существительные с числительными, изменять слова по числам, родам, лицам, правильно использовать предлоги в речи.
Дети самостоятельно образовывают существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, названия детенышей животных глаголы с помощью приставок, относительные и притяжательные прилагательные, слова, обозначающие профессию (с помощью суффиксов) и др.
В ходе изучения литературы по проблеме исследования было выявлено, что грамматические формы словообразования появляются у детей с общим недоразвитием речи, как правило, в той же последовательности, что и у детей с нормальным речевым развитием. Своеобразие овладения словообразованием детьми с ОНР проявляется в более медленном темпе усвоения, трудностях переноса словообразовательных моделей на новый речевой материал, а также наличии стойких специфических ошибок словообразования (замена операции словообразования словоизменением;
замена операции словообразования ситуативным высказыванием; ошибки в выборе производящей основы, и др.).
Данные логопедического обследования детей с ОНР позволяют логопеду определить для каждого ребенка наиболее подходящие индивидуальные методы и приемы коррекции. В настоящее время существует множество методик для диагностики нарушений грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР (О.Е.Грибовой, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др.). Коррекционная работа с детьми данной категории представляет собой длительный и сложный процесс, включающий в работу различных специалистов (логопед, воспитатель, психолог, и др.). Методики коррекционной логопедической работы, направленной на формирование грамматического строя речи, представлены в работах многих авторов (Р.И. Лалаева, Н.В. Нищева, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.)
С целью изучения особенностей словообразования у детей шестилетнего возраста с ОРН III уровня, нами был проведен констатирующий эксперимент. В исследовании приняли участие 20 воспитанников МБДОУ №59 г.Красноярска шести лет, которые были распределены в две группы с одинаковым числом участников: экспериментальную (ОНР III уровня) и контрольную (норма речевого развития). При проведении констатирующего эксперимента нами были использованы общепринятые в логопедии методы и приемы обследования словообразования (О.Е.Грибовой, Р.Е. Левиной, А.В. Мамаева и др.). Также условно было выделено четыре уровня успешности.
Проведя констатирующий эксперимент и проанализировав полученные в ходе эксперимента данные, мы сделали следующие выводы: что наиболее сформированными у испытуемых экспериментальной и контрольной групп оказались умения образовывать названия детенышей животных, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также умение образовывать глаголы с помощью приставок. Наибольшие затруднения вызвало образование относительных прилагательных и образование профессий с помощью суффиксов. Самым затруднительным для испытуемых контрольной и экспериментальной групп оказалось образование притяжательных прилагательных.
В свою очередь, количество и качество ошибок у испытуемых контрольной и экспериментальной групп значительно отличается. Испытуемые контрольной группы совершали единичные ошибки по типу сверхгенерализации, либо давали правильный ответ после стимулирующей помощи или же исправлялись самостоятельно. В свою очередь, испытуемые экспериментальной группы допускали большое количество ошибок, как правило, отказываясь от ответа, повторяя исходное слово, допуская ошибки в выборе производящей основы и др.
Однако, 30% (3 человека) испытуемых экспериментальной группы продемонстрировали высокий уровень сформированности навыка словообразования, а 10% (1 человек) средний уровень. Высокий и средний уровни сформированности у детей данной группы обусловлены тем, что дети занимаются с логопедом второй год по программе «коррекционного воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, и по ряду сторон речи достигли достаточно высокого уровня сформированности.
Результаты экспериментального исследования, а также анализ психолого-педагогической литературы позволили определить направления и дифференцированный подход для развития навыка словообразования у детей экспериментальной группы. Нам были составлены дифференциальные методические рекомендации по развитию навыка словообразования у детей шести лет с общим недоразвитием речи III уровня по следующим направлениям:
• формирование навыка образования названий детенышей животных;
• формирование навыка образования относительных прилагательных;
• образование притяжательных прилагательных;
• образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
• образование глаголов с помощью приставок;
• образование слов, обозначающих профессию, с помощью
суффиксов.
Результаты исследования доведены до сведения логопеда, работающего с детьми. Результаты исследования могут быть дополнены, если провести повторное исследование на этой же группе обследуемых дошкольников после проведения с ними коррекционной работы, направленной на развитие навыка словообразования.
Таким образом, цель и задачи исследования реализованы, гипотеза доказана.
В качестве дальнейшей перспективы предполагается апробация предложенных игр и упражнений для развития навыка словообразования у детей с общим недоразвитием речи.
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений - 3-е изд. / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
2. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи. / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика-синтез, 2005. - 294 с.
3. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. Вузов. / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 224с.
4. Ахутина, Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: метод. пособие / Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Айрис - Пресс: Айрис-дидактика, 2007. - 172 с.
5. Буглакова, О.Н. Планирование работы по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи у детей 5-6 лет с ОНР / О.Н. Буглакова // Логопед. - 2012. - №5. - С. 39-64.
6. Вершинина, О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня / О.М. Вершинина // Логопед. - 2004. - №1. - С. 34-40.
7. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка: стенограмма лекции, прочит. В 1933г. в ЛГПИ им. А.И. Герцина / Л.С. Выготский //Дошкольное образование. - 2005. - №5. - С. 23-35.
8. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев - СПб.: Детство-Пресс, 2007. - 470 с.
9. Глухов, В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. / В.П. Глухов. - М.: Астрель, 2005. - 351с.
10. Гомзяк, О.С. Комплексный подход к преодолению общего недоразвития речи у дошкольников/ О.С. Гомзяк // Логопед. - 2005. - №1. - С. 73-82.
11. Егорова, И.В. Соотношение речевых и неречевых симптомов структуре общего недоразвития речи у старших дошкольников / И.В. Егорова // Актуальные проблемы механизмов и структуры нарушений устной и письменной речи: под общ. ред. В.Н. Скворцова. - СПб.: ЛГУ им. Пушкина, 2010. - С. 74-77.
12. Ершова, Т.А. Планета «Детство». Обобщающее занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи / Т.А. Ершова // Логопед. - 2005. - № 2. - С. 83-88.
13. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефименкова. - М.: Национальный книжный центр, 2015. - 176 с.
14. Запорожец, А.В. Речевое развитие ребенка / А. В. Запорожец // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. - 2012. - № 2. - С. 7479.
15. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 297 с....51