Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ 7
1.1 Развитие слоговой структуры слова в
онтогенезе 7
1.2 Особенности слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного
возраста с дизартрией 10
1.3 Обзор методик, логопедической работы по диагностике и коррекции
слоговой структуры у детей с дизартрией 12
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
ДИЗАРТРИЕЙ 16
2.1 Организация и методика проведения констатирующего
эксперимента 16
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 27
2.3 Методические рекомендации по преодолению нарушения слоговой структуры
слова у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
Актуальность исследования. С каждым годом увеличивается количество детей с нарушением речи. Речевая функция является основной из важнейших психических функций человека. Ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка. Распространённым речевым нарушением среди детей дошкольного возраста является дизартрия.
По мнению Л.В. Лопатина дизартрия выражается в расстройствах звукопроизношения, дыхания, расстройствами голоса в результате поражения центральной нервной системы. При дизартрии нарушается звукопроизношение, просодика и речевое дыхание, вследствие чего нарушается и слоговая структура слова.
Нарушение слоговой структуры слова выражаются, как от незначительных трудностей произнесения слов до грубых нарушений при повторении двусложных слов, трехсложных слов без стечения согласных звуков.
Изучением слоговой структурой слова занимались Г.В. Гуровец, Л.Б. Есеченко, Р.Е. Левина, А.К.Маркова, Р.И. Лалаева, В.А. Ковшиков.
Практические аспекты логопедической работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова разработали З.Е. Агранович, Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина, Н.В. Курдвановская, Л.С. Ванюкова и Н.С. Четверушкина.
Для развития слоговой структуры слова по мнению многих авторов немаловажными являются такие неречевые процессы, как оптикопространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации.
Изучив подробно литературу по данной теме, мы пришли к выводу что проблемы слоговой структуры слова мало изучены и освещены в учебнометодической литературе. Есть трудности при организации логопедической работы учителя-логопеда в подборе речевого дидактического материала, обеспечении занятий лексической насыщенностью.
Проблема исследования заключается в изучении особенностей слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и индивидуализация логопедической работы для каждого воспитанника.
Объект исследования: слоговая структура слова у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Цель исследования: составить методические рекомендации по преодолению нарушения слоговой структуры слов у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования;
2. Выявить особенности слоговой структуры слова у детей с дизартрией путем проведения констатирующего эксперимента;
3. Определить содержание дифференцированных методических рекомендаций, направленных на формирование слоговой структуры у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у старших дошкольников с дизартрией могут быть выявлены следующие особенности слоговой структуры слова:
• Нарушении количества слогов (элизии, интерации);
• Нарушении последовательности слогов;
• Искажение структуры отдельного слога (сокращение стечения согласных);
• Антиципации;
• Персеверации;
• Контаминации.
Методологической и теоретической базой исследования:
Положение общей и специальной психологии о единстве общих закономерностей нормальных и аномальных детей (Выготский Л.С., Лурия А.Р.), о системном подходе к анализу речевых нарушений (Лурия А.Р., Левина Р. И.).
Методы исследования: для решения поставленных задач использовались следующие методы:
-Теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
-Диагностические методы (констатирующий эксперимент с использование методик Архиповой Е.Ф.);
-Количественный и качественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость работы заключается в том, что составленные нами рекомендации могут использоваться в практической работе.
База исследования: «Детский сад № 265 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей» г. Красноярск.
Этапы работы:
Первый этап (октябрь 2018.) - анализ психолого-педагогической и логопедической литературы по проблеме исследования.
Второй этап (ноябрь 2018г.) - проведение констатирующего эксперимента
Третий этап (декабрь 2018г. - апрель 2019г.) - Составление методических рекомендаций по коррекции слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Структура и объём. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, методических рекомендаций, списка литературы, приложения.
Проанализировав теоретическую литературу, нами было отмечено, что проблема своевременного выявления и устранения особенностей слоговой структуры слов у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией является актуальной. В ходе решения первой задачи мы проанализировали психологопедагогическую, логопедическую, лингвистическую литературу и определили степень изученности таких направлений, как клинико-психолого- педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, развитие слоговой структуры слова в онтогенезе. Также мы проанализировали имеющиеся в литературе методики по формированию слоговой структуры слов у детей старшего дошкольного возраста (Бабиной Г. В., Сафонкиной Н. Ю., Агранович З. Е., Марковой А. К.).
Для дизартрии характерно наличие неврологической симптоматики поражения центральной нервной системы. Отмечаются разнообразные стойкие нарушения фонетической и просодической сторон речи.
Процесс развития слоговой структуры слов у детей с дизартрией значительно отличается от нормы. Особенности развития слоговой структуры слова у таких детей препятствуют нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, а также, очевидно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте.
Для решения второй задачи нами был проведен констатирующий эксперимент на базе МБДОУ «Детский сад № 265 общеразвивающего вида» г. Красноярска с целью выявить особенностей слоговой структуры слов детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Экспериментальная группа составляла 10 детей дошкольного возраста.
Констатирующий эксперимент состоял из пяти блоков.
Первый блок - выявление особенностей слогового структуры слов разной степени сложности.
Второй блок -выявление состояния сложных параметров двигательных актов - динамического и ритмического (методика Бабиной Г. В., Сафонкиной Н. Ю.). За основу были взяты критерии оценивания, предложенные Бабиной Г. В., Сафонкиной Н. Ю., но доработанные нами с учетом количественной и качественной оценки результатов исследования
Третий блок- выявление особенностей восприятия лексических единиц.
Четвертый блок - выявление нарушений звукопроизношения (методика Архиповой Е.Ф.). За основу были взяты критерии оценивания, предложенные Архиповой Е.Ф., но доработанные нами с учетом количественной и качественной оценки результатов исследования.
Пятый блок - выявление особенностей речевого дыхания (методика Архиповой Е.Ф).
По результатам констатирующего эксперимента нами были выделены следующие особенности:
• Трудности в произнесении трехсложных слов со стечением согласных, многосложных слов без стечения согласных, многосложных слов со стечением согласных, слов разной слоговой сложности в предложениях, которые в большей степени выражались в перестановках слогов, в сокращениях количества слогов в слове (элизиях);
• Значительные трудности восприятия лексических единиц, вызванные недостаточной сформированностью фонематических процессов у детей с дизартрией;
• Наиболее выраженные трудности сложных параметров двигательных актов (динамических), обусловленные синдромом двигательных расстройств.
Мы можем предположить, что сформированность слоговой структуры слов зависит от сформированности звукопроизношения, чем больше групп звуков в произношении нарушено, тем более выражены недостатки слоговой структуры слов.
Соответственно, в группе испытуемых возникали трудности только в слоговом оформлении трехсложных слов со стечениями согласных, в произнесении многосложных слов со стечением согласных и без стечения, также, испытуемые затруднялись при произнесении слов различной слоговой структуры в предложениях. С остальными заданиями данной серии все испытуемые справились успешно.
По результатам констатирующего эксперимента нами были определены две типологические группы испытуемых. В первую группу вошли испытуемые с нарушениями преимущественно двигательного акта (70%), во вторую группу - преимущественно с фонетико-фонематическими нарушениями (30%).
Для решения третьей задачи, на основе проведенного анализа данных экспериментального исследования нами были разработаны дифференцированные методические рекомендации по устранению нарушений слоговой структуры у детей с дизартрией.
Таким образом, цель исследования достигнута, а гипотеза о том, что у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией в ходе обследования будут выявлены особенности слоговой структуры, которые будут проявляться в нарушениях количества и искажениях структуры слогов, обусловленные недостатками фонетико-фонематической стороны речи и нарушениями динамической организации движений, получила свое частичное подтверждение.
1. Агаева И.Б., Проглядова Г.А. Курсовая и выпускная квалификационная работа как формы организации самостоятельной работы студента: учебное пособие. Красноярский Государственный Педагогический Университет им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2015. - 188 с.
2. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей М.: АСТ: Астрель, 2007.
3. Агранович 3. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. — 48 с.
4. Алексеева О. И., Морозова В. В. Особенности навыка воспроизведения звукослоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией //Специальное образование. - 2014. - Т. 1. - №. X.
5. Ансимова Т. В., Потанина Н. А., Маслова Е. В. Об эффективности коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова // Молодой ученый. — 2019. — №14. — С. 219-221. — URL https://moluch.ru/archive/252/57793/
6. Большакова СЕ. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 56 с
7. Большакова С.Е. Формируем слоговую структуру слова. - М.: ТЦ сфера, 2006. - 32 с.
8. Бадалян Л.О. Невропатология: учебник для студентов высших учебных заведений.М., Академия, 2008. 400с.
9. Бабина, Галина Васильевна. Слоговая структура слова: Обследование и формирование у детей с недоразвитием речи: логопед. технологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 031800 — 031800 — логопедия / Г.В.
10. Бабина Г., Шарипова Н. Структурно-слоговая организация речи дошкольников. Онтогенез и дизонтогенез. - Litres, 2017.
11. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Б 12 Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебнометодическое пособие. - М.: Книголюб, 2005. Серия «Логопедические технологии». - 96 с.
12. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Б44 Логопедия. Дизартрия. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009.— 287 с.
13. Борозинец Н.М., Шеховцова Т.С. Логопедические технологии: Учебнометодическое пособие - Ставрополь, 2008. - 224 с
14. Брюховских Л.А. Б89 Дизартрия : учебно-методическое пособие по логопедии. Изд-е 2, перераб. и доп./ Кроснояр.гос.пед.ун-т им. В.П. Астафьева.- Красноярск, 2015.- 180с.
15. Винарская.Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. -- М.: Просвещение, 1987...44