ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСЛЕДОВАНИЯ
ДИСКУРСА-ЛАЙФСТАЙЛ В ЛИНГВИСТИКЕ 6
1.1. Дискурс в системе понятийно-терминологического аппарата теории
языка 6
1.2. Лайфстайл в современном обществе 12
1.3. Понятие и характеристики лайфстайл-дискурса 15
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 22
ГЛАВА 2. ДИСКУРСИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ «ЛАЙФСТАЙЛ» (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛОЯЗЫЧНОГО ОНЛАЙН-ЖУРНАЛА WOMEN’S HEALTH) 23
2.1. Структура «перевёрнутая пирамида» в лайфстайл-дискурсе 24
2.2. Лингвистические особенности лайфстайл-дискурса 29
2.2.1. Неформальность и упрощенность языковых средств лайфстайл-
дискурса 29
2.2.2. Экспрессивность лингвистических средств лайфстайл-
дискурса 35
2.2.3. Диалогичность лайфстайл-дискурса 42
2.3. Мультимодальность лайфстайл-дискурса 47
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Мультимодальность. Варьирование шрифта 65
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Мультимодальность. Иллюстрирование 66
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Мультимодальность. Розовый цвет меню 67
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Мультимодальность. Оранжевый цвет раздела «beauty» 68
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Мультимодальность. Белый цвет сайта 69
Исследование особенностей языка средств массовой информации (СМИ) считается в настоящее время одной из важных проблем, так как с развитием технических средств, в частности компьютерных технологий, с невиданным увеличением объема информации, потребляемой человеком различные виды массовой коммуникации обретают всё большее значение в жизни общества. Системное изучение языка СМИ считается многообещающим курсом современных языковедческих исследований, предметом которых является изучение функционирования языка в сфере массовой коммуникации. Одним из ключевых трендов формирования медиаиндустрии последних нескольких лет следует рассматривать невероятный рост лайфстайл-сегмента. Глянцевые издания для мужчин и женщин в настоящие дни предполагают собой особый вид изданий и занимают свою нишу в концепции современных лайфстайл-медиа.
К тому же пришедший в конце XX столетия Интернет колоссальные перемены в функционирование сферы массовой коммуникации и существенно обновил её. Направление «лайфстайл» в СМИ приобрело бесспорную популярность и в наши дни представляет собой востребованный информационный продукт, подтверждением чему является его неотъемлемое присутствие на различных интернет-ресурсах. Известность данного дискурса обуславливает проявление заинтересованности ученых лингвистов к исследованию особенностей языка онлайн - изданий.
В том числе лайфстайл-дискурс считается одной из движущих сил формирования идентичностей. Как известно, нынешние концепции идентичности акцентируют агентивность индивида в ее выборе, конструировании и выражении.
Актуальность, выбранной нами темы заключается в том, что с глобальным распространением интернета развитие лайфстайл-медиа перешло на уровень выше: интуитивно число лайфстайл ресурсов в
3
минувшие несколько лет увеличивается лавинообразно. Считается, что лайфстайл-дискурс - один из основных видов дискурса, реализующих функцию информирования субъектов о современных стилях жизни и регламентации правил реализации разнообразных стилей жизни. Именно по этой причине важность изучения языка дискурса-лайфстайл складыветрся из того, что он является кодом, универсальной знаковой системой, с помощью к оторой в индивидуальном и массовом сознании формируется картина о стилях жизни.
Объектом исследования является лайфстайл-дискурс.
Предметом дискурсивные характеристики лайфстайл.
Материалом исследования послужили 50 статей из женского узконаправленного онлайн-журнала Women’s Health, всецело посвященные здоровому образу жизни.
Цель работы - выявление дискурсивных характеристик лайфстайл на материале англоязычного онлайн-журнала Women’s Health.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
1) найти и выделить подходящее определние понятию «дискурс»
2) дать определение лайфстайл-медиа;
3) выявить структурно-композиционные особенности лайфстайл- дискурса;
4) определить лингвистические особенности лайфстайл-дискурса;
5) рассмотреть лайфстайл медиа, как мультимодальный дискурс.
Теоретическую основу составляют труды известных ученых в сфере дискурсивных исследований, таких, как Арутюнова Н.Д., Николаева Т.М., Караулов Ю.Н и Карасик В.В. В сфере исследований лайфстайл-дискурса использовались работы Молодыченко Е. Н. и Ивановой С.В.
Методы исследования, используемые в работе: метод анализа и синтеза, прагматический анализ, дискурсивный анализ, описательноаналитический .
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Во введении обосновывается актуальность работы и степень разработанности проблемы, определяются объект и предмет исследования, формулируются цель и основные задачи, описываются материал и методы исследования.
В первой главе определяются базовые теоретические понятия исследования, описывается понятие «дискурс» и приводятся различные точки зрения для его определения, рассматривается «лайфстайл», как феномен современной лингвистики.
Во второй главе определяются основные дискурсивные характеристики лайфстайл-медиа: построение текста в соответствии с композицией «перевёрнутая пирамида», лингвостилистические средства и
мультимодальность.
В заключении подводятся итоги исследования, определяются перспективы дальнейшего изучения направления «лайфстайл» в СМИ.
Список использованной литературы состоит из 54 источников, из них 18 на иностранном языке.
Направление «лайфстайл» в СМИ на сегодняшний день привлекает большой интерес исследователей, поскольку оно отражает самые актуальные темы жизненных практик, имиджа и идентичности в онлайн-изданиях.
В ходе исследования были обозначены такие понятия, как «дискурс» и разные подходы ученых к его пониманию, «лайфстайл-дискурс» и его особенности, а также феномен «лайфстайл» в современном обществе.
B системе дискурсов данный феномен занимает уникальное положение, благодаря жанрово-дискурсивному характеру, техническим условиям порождения, а также благодаря тематической области.
Ведущим в контексте данного исследования является подробное рассмотрение дискурсивных характеристик лайфстайл-медиа. Для выявления дискурсивных особенностей лайфстайл-медиа были проанализированы статьи англоязычного онлайн-журнала Women’s Health. Основными характеристиками лайфстайл-дискурса являются: мультимодальность, построение текста в соответствии с особой композицией - «перевёрнутая пирамида», а также некоторые лингвистические особенности такие, как компенсация экспрессивности языковыми средствами, реализация диалогичности и неформальность и упрощенность речи.
Дискурсивный анализ структурных черт лайфстайл-дискурса показал, что привлекательность текста онлайн-журнала Women’s Health для адресата заключается в определенном композиционном строении «перевёрнутой пирамиды», а также в наличии прагматических черт в каждой структурной единице. Заголовок отличается особой аттрактивностью и ассертивностью. Подзаголовок подогревает интерес читателя. Лид вводит в курс дела и содержит экспертное мнение на темы здоровья и красоты. В корпусе содержатся советы и основные способы решения, обозначенной в лиде проблемы, сопровождаемые навязчивой рекламой. В заключении
резюмируется информация корпуса, при этом снимается ответственность с адресанта за советы и лайфхаки.
Лингвистические особенности в лайфстайл-статьях также выполняют определенные прагматические установки. Принципы неформальности и упрощенности речи служат для экономии времени, облегчения восприятия информации, создания атмосферы доверия, непринужденности, неформальности между адресантом и адресатом. Данные принципы реализуются в лайфстайл-статьях за счёт употребления неформальных сокращений, сленгизмов и грамматических сокращений, использование которых обусловлено интенцией адресанта создать тесное коммуникативное пространство с адресатом, а также с целью указания на непринужденность разговора.
Важное свойство лайфстайл-статьи - экспрессивность высказываний предполагает максимальное использование языковых средств, которые направлены на выражение эмоций, что делает текст интересным для адресата, придает сообщению эстетическую значимость. Были выявлены такие средства языковой экспрессивности, как междометие, синтаксический повтор, модальные слова. Также такие графоны, как передача особенностей звучащей речи на письме, которая осуществляется с целью создания эмоционального канала между адресатом и адресантом; написание отдельных слов в тексте прописными буквами вместо строчных для отражения более живой речи на письме; многоточие использование которого обусловлено передачей различных эмоций (иронии, возмущения, восторга) и созданием интриги.
...
1. Анисимова Е.Е. Лингвистика и межкультурная коммуникация. М.: Академия, 2003. 122 с.
2. Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1990. С. 136-37.
3. Бахтин M.M. Литературнокритические статьи. Москва // Художественная литература. 1986. С. 428-472.
4. Бенвенист Э. Общая лингвистика / Под ред. Ю.С. Степанова М.: Прогресс, 1974. С. 47-89.
5. Березин В.М. Массовая коммуникация: природа, каналы, действия. М.: РИП-холдинг, 2003. 162 с.
6. Богуславская В.В. Моделирование текста: лингвосоциокультурная концепция. Анализ журналистских текстов. М.: ЛКИ, 2008. 280 с.
7. Васильева Н.В., Виноградов В.А., Шахнарович А.М. Краткий словарь лингвистических терминов. М.: Рус. яз., 1995. 285 с.
8. Гололобов И.В. Теория политического дискурса Эрнесто Лаклау: Введение // Бюллетень антропология, меньшинства, мультикультурализм. Краснодар, 2003. Выл. 3. С. 129-136.
9. Дедова О.В. Лингвосемиотический анализ электронного гипертекста (на материале русскоязычного Интернета): дне. докт. филол. наук. М. 2006. 52 с.
10. Дейк Т.А. ван. Язык, познание, коммуникация [Текст] / Т.А. ван Дейк. М.: Прогресс. 1989. 312 с.
11. Дмитровский А. Л. Виды композиции в журналистском тексте // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки, 2009. С. 189-197.
12. Иванова С.В. Стилистика и риторика лайфстайл-дискурса // Дискурс профессиональной коммуникации. 2019. № 1 (2). С. 8-21.
13. Карасик В.В. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: ГНОЗИС, 2004. 389 с.
14. Карасик В.И. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2009. Т. 44. № 10. С. 4-11.
15. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. 363 с.
... всего 55 источников