Введение 3-4
1 глава. Теоретические основы формирования словарного запаса младших школьников
1.1. Словарный состав русского языка как предмет лексикологии 5-8
1.2. Формирование словарного запаса младших школьников 9-11
1.3. Пути формирования словарного запаса в начальной школе 12-14
Выводы по 1 главе 15
2 глава Актуальное состояние словарного запаса младших школьников
2.1. Диагностическая программа определения состояния словарного запаса младших
школьников 16-18
2.2. Анализ результатов диагностического исследования состояния словарного запаса
младших школьников 19-21
2.3. Комплекс заданий для совершенствования словарного запаса младших школьников с
использованием словарей иностранных слов 22-25
Выводы по 2 главе 26
Заключение 27-28
Список литературы 29-30
Приложение А Методика "Определение активного словарного запаса" 31
Приложение Б Методика «Формирование способов словообразования» 32
Приложение В Методика «Определение понятий» 33
Приложение Г Таблица сравнения словарей иностранных слов 34
Приложение Д Задания и упражнения для совершенствования словарного запаса в области иноязычной лексики 35-36
Приложение Е «Протокол исследования по методике определения активного словарного запаса» 37-38
Приложение Ж «Протокол исследования по методике формирования способов
словообразования» 39-40
Приложение З «Протокол исследования по методике определение понятий» 41-42
Актуальность. Одним из показателей высокого уровня развития речи является владение широким диапазоном лексики русского языка. Чем богаче и шире словарный запас человека, тем сильнее осознает и воспроизводит человеческое мышление явления объективной реальности, так как словарь обозначает предметы и явления окружающего мира и выражает связи и отношения между ними. В образовательном процессе школьника скудность словарного запаса, как правило, осложняет овладение им не только лексикой, орфографией, и прочими разделами языкознания, но и тормозит познавательные процессы во всех областях наук. Объём словарного запаса, напротив, способствует эффективному формированию метапредметных навыков, способствует развитию коммуникативной компетенции. Поскольку доминирующей потребностью младшего школьника выступает потребность в обучении, успех в этом процессе во многом влияет на внутренний мир ребенка. Хорошо развитая речь младших школьников оказывает
непосредственное влияние на обучение детей не только языку, но и всем учебным дисциплинам, являясь показателем их интеллектуального развития. Не владея речью, человеку трудно стать активным участником общественной жизни, интересным собеседником.
Методической проблеме формирования и совершенствования словарного запаса именно в начальной школе посвящены работы ученых: Л. П. Федоренко, М. Р. Львов, М. Т. Баранов, В.П. Канакина, Л.А. Ефросинина, С.В. Иванов. Не следует оставлять без внимания заслуги Л. А. Гдалевича, Н. И. Жинкина, О. И. Зимней, Т. А. 4 Ладыженской, А. Д. Дейкиной, Т. К. Донской, И. Б. Игнатовой, Т. В. Самосенковой и др. Этими учеными в разное время были созданы целые направления и научные школы в области формирования и развития речевых навыков устной и письменной речи у младших школьников, но единым в их исследованиях является мнение, что развитие словарного запаса должно носить систематический и многоплановый характер.
Одним из важных направлений в развитии навыков устной и письменной речи учащихся начальных классов является работа со словарями. При условии систематического использования на уроках словарей разных типов можно добиться значительного обогащения словарного запаса школьников, таким образом, повысить уровень их речевого развития.
В качестве расширения словарного запаса на уроках русского языка необходимо применять различные словари. Особое внимание стоит уделить словарям иностранных слов. Иностранные слова прочно входят в обиход, и ориентация словарного запаса на современные тенденции способствует реализации современных образовательных стандартов. Появление большого количества иноязычных слов, их быстрое освоение и закрепление в языке объясняется стремительными переменами в жизни общества. Объект исследования - процесс совершенствования словарного запаса младших школьников.
Предмет исследования - актуальное состояние словарного запаса младших школьников.
Цель исследования состоит в выявлении особенностей совершенствования словарного запаса младших школьников и создании комплекса заданий по обогащению словарного запаса для младшего школьника с использованием современных словарей иностранных слов.
Задачи:
1. Проанализировать лингвистическую, психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
2. Провести диагностику и анализ актуального состояния словарного запаса младших школьников;
3. Составить комплекс заданий по обогащению словарного запаса младшего школьника актуальной иноязычной лексикой с использованием современных словарей иностранных слов;
Гипотеза. Мы полагаем, что словарный запас младших школьников характеризуется особенностями в частоте употребления различных частей речи, разнообразии словообразования, понимании лексического значения слова и сформирован преимущественно на среднем уровне.
Методологическая база исследования. В основе теоретической и практической частей исследования были использованы следующие методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, педагогический эксперимент.
Практическая значимость. Результаты исследования могут найти применение в курсах по педагогике младших школьников, а также в реализации производственной практики.
Структура работы. Работа состоит из введения, теоретической и практической главы, заключения, списка литературы и источников, приложений.
Анализ теоретических источников показал, что лексика (словарный запас, словарь, лексикон) - совокупность слов того или иного языка. Лексика является центральной частью языка, именующей, формирующей и передающей знания о чем-либо. Под словарным запасом подразумевается также набор слов, которым владеет отдельный человек.
Изучив теоретическое описание лингвистических и психологопедагогических основ формирования словарного запаса, мы пришли к выводу, что состояние словарного запаса учащихся принято оценивать с позиций анализа пассивного и активного словарного запаса. В активный словарь входит лексика, которая используется в речевом общении. Пассивный словарь включает в себя речевые единицы, которые известны носителю языка, но не используются им в речевой практике. К особенностям активного словарного запаса можно отнести тот факт, что язык ребенка не соответствует нормативному языку, а является обобщенным и упрощенным вариантом.
Одним из активных лексических процессов в современном русском языке является заимствование современной, преимущественно англоязычной лексики в различных сферах жизни. В речи младших школьников такая лексика тоже начинает занимать значительное место.
Освоение любого иноязычного слова в русском языке проходит и на уровне лексического, на уровне грамматического, графического и фонетического усвоения.
Таким образом, опираясь, с одной стороны, на важность совершенствования словарного запаса младших школьников в области актуальной иноязычной лексики, а с другой стороны, на полученные в ходе анализа словарного запаса младших школьников результаты, можно сделать вывод о том, что использование словарей иностранных слов является актуальным направлением для работы в начальной школе.
В процессе исследования нами была проведена диагностика активного словарного запаса младшего школьника и составлен комплекс упражнений, направленных на обогащение и уточнение словаря младшего школьника иностранными словами. По результатам диагностических методов, а также наблюдения в процессе работы, было выявлено, что большая часть класса имеет средний уровень владения активным словарным запасом.
Наблюдение в ходе практического эксперимента подтвердило данные, полученные с диагностических методик. В ходе выполнения заданий, 20% класса демонстрировали стремление и высокий уровень сформированности активного словарного запаса. Более половины класса демонстрировали средние показатели, когда как оставшаяся часть показывала неуспехи работы.
В рамках исследования мы рассматривали два современных словаря иностранных слов: « Современный словарь моих первых иностранных слов русского языка» Н.Д Анашина, 2015 года выпуска; «Словарь иностранных слов» Т.В. Шклярова, 2019 года выпуска. Мы выбрали данные словари, ориентируясь на годы выпуска. Оба словаря легко интегрируются в любой УМК.
В нашем исследовании мы использовали традиционную методику обогащения, уточнения и активизации словарного запаса, которая включает в себя словарно-орфографические, словарно-семантические и словарнограмматические задания.
1. Анашина Н.Д. Современный словарь моих первых иностранных слов русского языка. 1-4 классы//АСТ, 2015.
2. Баранов М. Т. Обогащение словарного запаса учащихся / М. Т. Баранов // Методика преподавания русского языка. - М. : Просвещение, 1990.
3. Вахнина Т.П. Современный русский язык / Т.П. Вахнина, О.В. Иванова. - М.: Юнити , 2014.
4. Выготский С., Психология развития человека. — М.: Изд-во Эксмо, 2005.
5. Габай, Т. В. Учебная деятельность и ее средства [Текст] / Т. В. Габай. - М. : Академия, 2010.
6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург:Детство-Пресс; Москва : Творческий центр Сфера, 2007.
7. Головин, Б. П. О качествах хорошей речи [Текст] / Б. П. Головин // Рус. яз. в школе, 1964.
8. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М., 2009.
9. Ладыженская, Т. А. Методика развития речи [Текст] / Т. А. Ладыженская. - М. : Просвещение, 1986.
10. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М. : Академия, 2001.
11. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская. - М.: Просвещение, 2012.
12. Львов, М. Р. Методика развития речи младших школьников [Текст] / М. Р. Львов. - Тула : Родничок , М. : Астрель : АСТ, 2003.
13. Маркова, А. К. Психология усвоения языка как средства общения [Текст] / А. К. Маркова. - М. : Просвещение, 1974.
14. Микерова, Г. Ж. К вопросу о развитии речи и мышления
младших школьников по технологии укрупненных дидактических единиц (УДЕ) [Текст] / Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты // Сочи: Сочинский
государственный университет, 2008.
15. Мухина В.С., Возрастная психология.- 4-е изд., - М.: Academia, 1999....27