Введение 3
1 Секулярные теории религии рубежа XX-XIX вв 6
2 Феномен религиозной веры в современных секулярных теориях
религии 17
2.1 Этологические теории религии 17
2.1.1 Этологическая концепция религии Десмонда Морриса 17
2.1.2 Этологическая теория религии Роберта Сапольски 22
2.2 Меметическая теория религии 28
2.3 Когнитивные теории религии 36
2.3.1 Нейротеологические идеи Мэтью Альпера 36
2.3.2 Эволюционная психология Паскаля Буайе 39
2.3.3 Концепция верообусловленного реализма Майкла Шермера ... 45
Заключение 55
Список использованных источников 58
Несмотря на последовательное развитие атеистических идеи в европейской мысли нового времени и прогнозирование окончательной «смерти» религии в современном мире, рубеж XX-XXI веков знаменуется актуализацией противоположных явлений. Наблюдается как всплеск интереса к мировым религиям (динамика прироста в христианстве и исламе), так и формирование новых религиозных движений на стыке мистики и науки. А также возрастающее внимание к оккультным учениям, магии, астрологии и прочему. Наметившаяся динамика еще раз подчеркивает значимость изучения феномена религиозной веры. Актуализирует вопрос, почему во времена научно-технического прогресса и активного развития рационального мышления религиозное сознание не ослабило своих позиций в общемировом масштабе.
Согласно исследованиям этнографов и антропологов, религиозная вера представляет собой универсальный феномен, встречающийся в любых человеческих сообществах, на различных стадиях их исторического развития. Анализируя данные явления можно предположить, что религиозная вера является неотъемлемым элементом человеческого бытия.
Философия религии второй половины XX века подходит к проблеме религиозной веры с новых методологических позиций. Ракурс внимания смещается на самого человека, как «homo religiosus». Применяется комплексный междисциплинарный поход, на стыке философии, нейропсихологии, биологии и когнитивистики.
Проблема исследования заключается в непрояснённости причин сохранения влияния религии в современном мире. Проблему можно обозначить следующими вопросами: как меняются представления о сущности феномена религиозной веры в современной западной философии? в чем состоит сущность феномена религиозной веры с точки зернения современных секулярных концепции? Почему, несмотря на развитие научной рациональности, религиозная вера продолжает сохранять свою актуальность в общемировом масштабе? Насколько глубоки и непоколебимы убеждения тех, кто называет себя атеистами?
Объект: современные секулярные философско-антропологические концепции.
Предмет: осмысление феномена религиозной веры в современных секулярных философско-антропологических концепциях.
Цель: Выявить специфику трактовки феномена религиозной веры представителями современных секулярных философско-антропологических концепций.
Задачи:
1. Выявить факторы, обусловившие формирование современных секулярных философско-антропологических концепций;
2. Изучить особенности этологической парадигмы в современной философии религии;
3. Проанализировать ключевые идеи меметической теории религиозной веры;
4. Рассмотреть ключевые философские теории религии в свете когнитивистской методологии.
Степень разработанности темы.
Определенной предтечей современных исследований феномена религиозной веры становится исследования в области психологического подхода, в лице 3. Фрейда, К. Г. Юнга, Э. Фромма.
С точки зрения молодой науки о поведении - этологии, феномен религиозной веры рассматривался в трудах: К. Лоренца, Д. Морриса, Р. Сапольски, И. Эйбл-Эйбесфельдта, В. Шифенхоевеля, К. Грамера, Ф. Салтера, Н. Тинбергена. Среди отечественных исследователей: А. Марков, М.А. Попова, М.Л. Бутовская, В. В. Барашков.
Меметическую теорию происхождения религиозной веры, разработанную Р. Докизном, развивали в своих трудах: И. Носырев, С. Блэкмор, П. Буайе.
Широкое распространение получил современный когнитивный подход, в лице прежде всего: М. Шермера, П. Буайе, М. Альпера, С. Гатли, Д. Спербера, Дж. Барретта. Среди отечественных мыслителей: М. М. Шахнович, П. Н. Костылев, Р. А. Сергиенко, Т.В. Малевич, С. С. Богдан, И. С. Анофриев.
Гипотеза.
Распространению представления о религиозной вере как универсальном социальном феномене, независимом от условий среды и от характера культурного устройства общества, способствовали данные компаративистских, антропологических, лингвистических,
культурологических исследований, подтверждающих обусловленность религиозной веры биологической природой человека.
Методологическое основание исследования.
Основой методологии данного исследования стал комплексный междисциплинарный подход, с привлечением современных философских, философско-антропологических, социологических, психологических,
биологических и когнитивных теорий, базирующихся на принципах объективизма, эволюционизма, функционализма. Были применены сравнительно-аналитический, генетический и структурно-логические методы.
Проблема поиска оснований феномена религиозной веры оформляется в связи с обширными кросс-культурными исследованиями XIX в., и появлением специальной научной дисциплины религиоведения. Тогда же формируется представление о религиозной вере как едином, универсальном феномене человека. На протяжении нескольких столетий западная философия религии предлагала множество разнообразных теоретических подходов к рассмотрению данного вопроса: социологический, феноменологический, экзистенциальный, антропологический, психоаналитический и др. На рубеже XX-XXI веков секулярная философии религии делает поворот в сторону объяснительных концепций, базирующихся на достижениях современных естественных наук с применением базовых принципов эволюционизма; обращаясь к результатам передовых средств и способов функционального исследования мозга. Другой особенностью современных концепций религии является их междисциплинарный характер. Они объединяют в себе достижения многих наук биолого-антропологического направления, таких как:
компаративистская антропология, этология, психология, нейрофизиология, биохимия, лингвистика и др., а также исследования в области искусственного интеллекта.
Этологические концепции в своем изучении религиозной веры исходят из наработок этологии человека: изучения остаточных инстинктивных форм деятельности и невербальных способов внутривидовой коммуникации. Согласно данным теориям, религиозные представления возникают в результате трансформации базовых форм «животного» поведения (агрессия, доминация и подчинение) и перенесения, в результате трансформации социального устройства группы, роли лидера на силы природы и трансцендентальные сущности. Формой реализации и закрепления религиозных представлений являются ритуалы - характерный способ воспроизводства биологических поведенческих программ в животном мире. Религиозная вера также способствует психологической стабилизации индивида и группы перед лицом экзистенциальных переживаний и страхов. Что в итоге обеспечивает эволюционное преимущество человеческому виду. Основным недостатком данного подхода является экстраполяция инстинктивных форм деятельности животных на более сложную культурно обусловленную модель поведения человека. Наработки этологических подходов становятся антропологической базой для более углубленного изучение психических и когнитивных сторон данного феномена в последующих исследованиях.
Довольно оригинальную трактовку феномена религиозной веры предлагает меметическая теория религии, разработанная британским биологом Р. Докинзом. Докинз экстраполирует принципы биологической эволюции на эволюции человеческой культуры, выделяя структурную единицу культурных изменений - мем. Религиозные представления, по мнению британского ученого, одни из многих культурных форм, отличающиеся, однако, большей психологической привлекательностью, и в следствие этого оставляющие в культуре более значительный след. Религиозные мемы преследуют свои «эгоистические» цели культурного воспроизводства, паразитируя на сознании человека. Идеи меметической теории не получили научного оформления и вызвали большую волну критического отношения за ряд существенных недостатков, однако отчасти были заимствованы и переработаны в дальнейших исследованиях, к том числе в работах авторов когнитивного направления.
Наиболее современными и актуальными на сегодняшний день являются когнитивные теории религиозной веры. Согласно представлениям данного направления, религиозная вера обусловлена работой врожденных механизмов познавательной деятельности, и появляется в результате совокупной работы множества когнитивных процессов, будучи естественным продуктом функционирования нормального мозга человека. Таким образом, вновь и вновь воспроизводясь в любых человеческих обществах и культурах. Религиозные представления формируются, закрепляются и активируются в периоды сильных эмоциональных переживаний, служат способом уменьшения страхов и тревог, тем самым способствуя выживанию при групповом отборе. Когнитивные теории делают упор на биологической предрасположенности к религиозной вере, однако не подразумевают абсолютизации данных свойств. Перспективами развития данного направления может быть сближение когнитивных подходов с исследованиями социально-культурного влияния на формирование религиозных представлений, а также исследование опыта субъективного сознания.
Современные секулярные философско-антропологические концепции имеют ряд схожих черт, взаимопроникают и взаиморазвивают друг в друга. Когнитивные теории религии продолжают традиции этологических школ, используя их наработки, а также ряд наработок меметической теории для подкрепления и обоснования своих идей. Однако, если этологические концепции делают упор на инстинктивно обусловленном поведении, то когнитивные теории смещают фокус внимания на поиск основания религиозной веры в особенностях функционирования психики и познавательных способностей человека, применяя новейшие исследования для аргументации своей позиции. Современные философско- антропологические концепции являются перспективными для изучения биологического базиса формирования феномена религиозной веры. Перспективами развития данных концепций может быть их сближение с гуманитарными науками.
1. Альпер М. Бог и мозг : Научное объяснение Бога, религиозности и духовности / М. Альпер - Москва : Эксмо, 2014. - 448 с.
2. Богдан, С. С. Биологический взгляд Майкла Шермера на природу веры в Бога [Электронный ресурс] / С. С. Богдан // Universum: Общественные науки : электрон. научн. журн.. - 2016. - №5. - Режим доступа: http ://7universum.com/ru/social/archive/item/3233
3. Борисов, О. С. Культурные коды и виртуальная реальность / О. С. Борисов, С. Г. Еремеев // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - 2020. - № 1. - С. 77-87.
4. Буайе П. Объясняя религию : Природа религиозного мышления / П. Буайе - Москва : Альпина нон-фикшн, 2017. - 496 c.
5. Гороховская, Е. А. Споры вокруг этологии человека: конфликт и взаимовлияние биологического и гуманитарного подходов / Е. А. Гороховская // Этология человека на пороге 21 века: новые данные и старые проблемы / Под ред. М.Л. Бутовской - Старый Сад, 1999. - С. 72-96.
6. Грицков, Ю. В. Феномен страдания и способы его освоения в культуре : дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.13 / Грицков Юрий Викторович. - Омск, 2006. - 322 с.
7. Докинз Р. Эгоистичный ген / Р. Докинз - Москва : Издательство ACT : CORPUS, 2019. - 512 c.
8. Докинз Р. Бог как иллюзия / Р. Докинз - Москва : КоЛибри, Азбука- Аттикус, 2013. - 560 c.
9. Дольник В. Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей / В. Р. Дольник - Москва : LINKA PRESS, 1996. - 328 c.
10. Дэннет Д. Опасная идея Дарвина / Д. Дэннет - Москва : Новое литературное обозрение, 2020. - 784 c.
11. Малевич, Т. Дискуссии о «врожденной» религиозности в когнитивном религиоведении / Т. Малевич, Д. Кожевников // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2016. - № 2. - С. 373-398.
12. Марков, А. В. Эволюция человека. Книга 2. Обезьяны, нейроны и душа : в 3 т. / А. В. Марков - Москва : ACT, 2011. - Т.2. - 512 с.
13. Моррис Д. Голая обезьяна / Д. Моррис - Санкт-Петербург : Амфора, 2001. - 269 с.
14. Носырев И. Н. Мастера иллюзий. Как идеи превращают нас в рабов / И. Н. Носырев - Москва : ФОРУМ; Неолит, 2013. - 544 с.
15. Сапольски, Р. Биологические основы религиозности [Электронный ресурс] / Р. Сапольски // - Режим доступа: https://telegra.ph/teststory-01-23-2....35