Правовые механизмы работы кризисных центров помощи женщинам в Российской Федерации (Академия управления городской средой, градостроительства и печати (г. Санкт-Петербург))
Работа сделана на примере Нижегородского женского кризисного центра.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМОВ РАБОТЫ КРИЗИСНЫХ ЦЕНТРОВ ПОМОЩИ ЖЕНЩИНАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1 Кризисные центры для женщин в системе права социального обеспечения 6
1.2 История и эволюция кризисных центров для женщин 15
1.3 Нормативно-правовое регулирование деятельности центров 20
2 ПРАКТИЧЕКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМОВ РАБОТЫ КРИЗИСНЫХ ЦЕНТРОВ ПОМОЩИ ЖЕНЩИНАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28
2.1 Организационно-правовые формы и источники финансирования кризисных центров для женщин 28
2.2 Взаимодействие с государственными органами и другими организациями 31
2.3 Применение правовых механизмов на практике. Актуальные проблемы и перспективы развития правового регулирования деятельности кризисных центров 34
2.4 Исследование деятельности кризисных центров для женщин на примере Нижегородского женского кризисного центра 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТУРАТУРЫ 53
Проблема насилия в отношении женщин является одной из наиболее острых социальных проблем современного общества. Она затрагивает миллионы женщин по всему миру. Российская Федерация, к сожалению, не является исключением. Насилие в семье, дискриминация, торговля людьми и другие формы принуждения оказывают разрушительное воздействие на жизнь женщин, серьезно нарушая их права и свободы, а также подрывая их благополучие, физическое и психологическое здоровье.
В свете данной проблемы, особую роль играет деятельность кризисных центров помощи женщинам, которые предоставляют комплексную поддержку жертвам и способствуют их социальной реабилитации. Они предлагают различные виды помощи, включая психологическую, юридическую, социальную и медицинскую поддержку, а также помогают информировать женщин об их правах и возможностях получения помощи.
Эффективность работы кризисных центров напрямую зависит от совершенства правовых механизмов, которые регулируют их деятельность и обеспечивающих защиту прав женщин. Наличие соответствующих законов и нормативных актов, которые определяют роли и обязанности, гарантируют безопасность и конфиденциальность жертв, которые являются необходимыми условиями для достижения положительных результатов в работе.
Например, в Российской Федерации существует Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» , который обеспечивает право женщин, пострадавших от насилия, на бесплатную социальную помощь, включая услуги кризисных центров. Это гарантирует доступность к помощи для всех женщин, независимо от социального статуса, дохода или места проживания.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью комплексного анализа правовых аспектов работы кризисных центров помощи женщинам в Российской Федерации. Это позволит выявить существующие проблемы и противоречия в законодательстве, а также разработать предложения по совершенствованию правовых механизмов, направленных на повышение эффективности деятельности кризисных центров и обеспечение надежной защиты прав женщин.
Объектом исследования в данной работе выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере правового регулирования деятельности кризисных центров помощи женщинам.
Предметом исследования выступают правовые механизмы, регулирующие деятельность кризисных центров и обеспечивающие защиту прав женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Цель выпускной квалификационной работы - комплексный анализ правовых механизмов работы кризисных центров помощи женщинам в Российской Федерации и разработка предложений по их совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие и виды кризисных центров для женщин, их функции и задачи в системе права социального обеспечения.
2. Проанализировать историю и эволюцию кризисных центров для женщин в России и за рубежом, исследовать международно-правовые основы деятельности кризисных центров и их влияние на российское законодательство.
3. Рассмотреть действующее законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность кризисных центров и защиту прав женщин от насилия.
4. Изучить практику взаимодействия кризисных центров с государственными органами и другими организациями.
5. Выявить актуальные проблемы и перспективы развития правового регулирования деятельности кризисных центров, а также разработать предложения по совершенствованию правовых механизмов работы кризисных центров помощи женщинам в Российской Федерации.
Нормативно – правовую базу исследования составили: конституция Российской Федерации; федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"; федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; федеральный закон "О государственной социальной помощи" и другие нормативные акты.
Теоретическую основу исследования составили научные издания по исследуемой проблеме, комментарии к законодательству, статьи в периодических изданиях по исследуемой теме.
Методологическую основу работы составили такие методы, как аналитический, сравнительно-правовой и эмпирический метод.
Структура работы включает введение, две главы, в первой главе три пункта, а во второй четыре, заключение и список использованной литературы.
В заключение данной работы на тему "Правовые механизмы работы кризисных центров для женщин в Российской Федерации" можно подчеркнуть следующие выводы.
В ходе исследования была рассмотрена роль и задачи кризисных центров для женщин в Российской Федерации. Определено, что основная цель таких центров – предоставление помощи и поддержки женщинам, страдающим от насилия. Кризисные центры для женщин являются фундаментом их спокойствия, оказывая не только юридическую и психологическую помощь, но и предоставляя временное жилье и материальную поддержку.
Также было проанализировано правовое обеспечение защиты женщин от насилия в Российской Федерации. Установлено, что существует нормативная база, регулирующая деятельность кризисных центров и обеспечивающая защиту женщин от насилия. Однако, несмотря на наличие законодательства, Россия сильно отстает на законодательном уровне о защите прав женщин от других стран, остаются проблемы в его реализации и эффективности. Не всегда женщины получают необходимую помощь и поддержку, более того, до сих пор большинство даже не в курсе о существовании мест, в которых им могут помочь, а процесс наказания насильников зачастую оказывается недостаточно эффективным.
Были рассмотрены права и услуги, предоставляемые кризисными центрами для женщин. Установлено, что кризисные центры предлагают широкий спектр услуг, включая консультации, юридическую помощь, психологическую поддержку, временное проживание и материальную помощь. Однако, несмотря на это, существуют проблемы с доступностью этих услуг для всех женщин, особенно для тех, кто проживает в отдаленных регионах.
Проведено исследование финансирования и организации работы кризисных центров для женщин. Определено, что финансирование кризисных центров осуществляется как за счет государственных средств, так и за счет благотворительных организаций и частных лиц. Однако, суммы финансирования не всегда достаточны для полноценной работы центров, их организация требует дальнейшего совершенствования.
В заключение можно отметить, что кризисные центры для женщин в Российской Федерации выполняют важную роль в обществе, предоставляя необходимую помощь и поддержку женщинам, страдающим от насилия. Высокий уровень насилия и агрессии в обществе прямо пропорционален незначительному количеству доступных для женщин программ бесплатной квалифицированной юридической помощи, что фактически свидетельствует об их полном отсутствии в целом ряде регионов России. Несмотря на проделанную в последние 20 лет работу по противодействию насилию в отношении женщин, какой-либо системный подход на государственном уровне так и не был сформирован.
Недостаток специализированных кризисных центров и убежищ для потерпевших от семейного насилия; ограниченность программ государственной социальной помощи и их комплексной ориентации на поддержку семьи и детей; отсутствие образовательно-просветительских проектов для специалистов помогающих профессий, а также представителей юридических специальностей; чрезвычайно низкий уровень информированности населения о проблеме домашнего насилия в целом и имеющихся ресурсах помощи потерпевшим; предвзятое отношение и/ или бездействие сотрудников правоохранительных органов к случаям семейного насилия; восприятие насилия в семье как частного дела семейно-супружеских взаимоотношений – все эти факторы, а также целый ряд других, наглядно приводимых в моей работе, находятся в прямой зависимости от личного отношения потерпевших к проблеме насилия, от их индивидуальных предпочтений, установок, стереотипов.
Абсолютно низкий уровень обращаемости пострадавших за профессиональной поддержкой никоим образом не свидетельствует об отсутствии необходимости в помощи со стороны специалистов, а лишь указывает на психологическую, эмоциональную, культурную неготовность женщин просить о помощи, недоверие к институциям, эту помощь предоставляющим, неверие в возможность благоприятного изменения жизненной ситуации и неосведомленность о механизмах и ресурсах защиты своих прав.
Для повышения эффективности работы кризисных центров необходимо в первую очередь изменить общественное мышления о том, что женщины сами виноваты в своих проблемах и акцентировать внимание на том, что проблема насилия, дискриминации и неравенства полов в России действительно существует. Требуется комплексное улучшение законодательства в сфере кризисных центров для женщин, определить его общие положения и выпустить единый федеральный закон, регулирующий его деятельность.
Также стоит ужесточить наказания для авторов домашнего насилия, в дополнение разработать индивидуальные программы для реабилитации таких людей. Правительство должно выделять большее финансирование на государственные центры и НКО, для улучшения качества предоставляемых услуг и квалификации специалистов. Только общими усилиями государства и общество возможно создать благоприятные условия жизни для всех граждан Российской Федерации.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г., 14 марта 2020 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. № 237.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 29.05.2024) // Официальный интернет-портал consultant.ru – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.05.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.06.2024) // «Российская газета» от 07 июня 2010 г.
4. Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от 28.12.2013 N 442-ФЗ // «Российская газета», № 295, 15.05.2024.
5. Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 N 120-ФЗ (последняя редакция) // Официальный интернет-портал consultant.ru – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23509/. –
6. Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ (последняя редакция) ) // Официальный интернет-портал consultant.ru – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/.
7. Федеральный закон "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 N 178-ФЗ (последняя редакция) // Официальный интернет-портал consultant.ru – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23735/.
8. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 25.12.2023) Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024) // Официальный интернет-портал sudact.ru – Режим доступа: https://sudact.ru/law/federalnyi-zakon-ot-21112011-n-323-fz-ob/.
9. Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ (последняя редакция) // Официальный интернет-портал consultant.ru - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/. –
10. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) Об образовании в Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2024) // Официальный интернет-портал sudact.ru – Режим доступа: https://sudact.ru/law/federalnyi-zakon-ot-29122012-n-273-fz-ob/.
11. Федеральный закон "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" от 11.08.1995 N 135-ФЗ (последняя редакция) // Официальный интернет-портал consultant.ru - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7495/.
12. Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ (последняя редакция) // Официальный интернет-портал consultant.ru - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/.
13. Федеральный закон "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" от 14.07.2022 N 255-ФЗ (последняя редакция) // Официальный интернет-портал consultant.ru - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_421788/.
14. Федеральный закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ (последняя редакция) // Официальный интернет-портал consultant.ru - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/.
15. Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ (последняя редакция) // Официальный интернет-портал consultant.ru - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/.
16. Проект Федерального закона "О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации" // Официальный интернет-портал consultant.ru - Режим доступа: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/59925.html.
17. Постановление Министерства труда от 10 июля 1997 года «Об утверждении примерного положения о кризисном центре помощи женщинам» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=13322.
18. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 04.08.2023) "О защите прав потребителей"// Официальный интернет-портал consultant.ru - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/.
19. Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (с изменениями и дополнениями от: 7 ноября 2016 г., 7 ноября 2018 г., 77586025) // Официальный интернет-портал base.garant.ru – Режим доступа: https://base.garant.ru/70791976/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/.
20. Национальный стандарт "Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг. ГОСТ Р 52143-2003" (утв. постановлением Госстандарта РФ от 24.11.2003 № 327-ст) / интернет-портал kcson31.uszn032.ru - Режим доступа: https://kcson31.uszn032.ru/documents/%D0%93%D0%9E%D0%A1%D0%A2%20%D0%A0%2052143.pdf.
21. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2022 N 4356-р «Об утверждении Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2023 - 2030 годы» // Официальный интернет-портал consultant.ru - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_436691/.
22. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» // Официальный интернет-портал consultant.ru - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_167897/1ae3172271088ff17d13f732abf826846524ab91/.
23. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Официальный интернет-портал consultant.ru – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/.
24. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Нью-Йорк, 18 декабря 1979 г.) // Официальный интернет-портал base.garant.ru – Режим доступа: https://base.garant.ru/2540229/.
25. Конвенция «о борьбе с торговлей людьми и c эксплуатацией проституции третьими лицами» Принята резолюцией 317 (IV) Генеральной Ассамблеи от 2 декабря 1949 года // Интернет-портал un.org.ru – Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/trafficking_suppression.shtml.
26. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Официальный интернет-портал consultant.ru – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5429/.
27. Римский статут Международного уголовного суда (Рим, 17 июля 1998 г.) // Официальный интернет-портал base.garant.ru – Режим доступа: https://base.garant.ru/12118701/.
28. Годовой отчет о деятельности Нижегородского женского кризисного центра за 2022 год [Электронный ресурс] статья / Режим доступа: https://drive.google.com/file/d/1vPtLBP2G4heDL8k84wYYaPyDfhvygp8v/view.
29. Отчеты о деятельности Нижегородского женского кризисного центра за 2021-2024 год [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://crisis-center.ru/reports. (Дата обращения: 08.06.2024).
30. Организация Human Right Watch «Я могу убить тебя, и никто меня не остановит. Проблема домашнего насилия в России и реакция государства» [Электронный ресурс] доклад / Human Right Watch, 2018, США – Режим доступа: https://www.hrw.org/ru/report/2018/10/25/323535.
31. Мониторинг деятельности российских общественных и государственных организаций по профилактике домашнего насилия [Электронный ресурс] статья / (Режим доступа: https://wcons.net/assets/files/monitoring30july15.pdf.
32. «Мы в цифрах (Текущие данные)» [Электронный ресурс] статья / (Режим доступа: https://crisiscenter.ru/about/numbers/.
33. «Статус проекта» [Электронный ресурс] статья / (Режим доступа: https://xn--b1avae.xn--80af5akm8c.xn--p1ai/public/application/item?id=297b8167-70ad-4168-9763-e891fcd2a4be.
34. События Нижегородского женского кризисного центра [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://crisis-center.ru/events.
35. Антонова Ю.А., Отчет проекта «Правовая инициатива» статья [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.srji.org/resources/search/otchet-pravovoy-initsiativy-po-teme-nasilie-v-otnoshenii-zhenshchin-v-rossiyskoy-federatsii/.
36. Кондря Т.И. «Особенности работы кризисных центров с женщинами, пострадавшими от семейного насилия» [Электронный ресурс] статья / – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-raboty-krizisnyh-tsentrov-s-zhenschinami-postradavshimi-ot-semeynogo-nasiliya/viewer.
37. Сидорова Н.А. «Кризисные центры для женщин: правовой статус и проблемы функционирования" [Электронный ресурс] статья / Сидорова Н.А. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-raboty-krizisnyh-tsentrov-s-zhenschinami-postradavshimi-ot-semeynogo-nasiliya/viewer.
38. Трахтенберг А.Д. «Слабое звено: социальный портрет женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации, обращающихся в кризисные центры, изучение их потребностей в услугах» / под ред. Л.В. Лазаревой. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019.– стр.8
39. Третьякова А.А. «История формирования феминистского движения» [Электронный ресурс] статья / Третьякова А.А. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-formirovaniya-feministskogo-dvizheniya/viewer.
40. Черствая О.Е. «Взаимодействие органов правопорядка и некоммерческих организаций по сопровождению женщин» [Электронный ресурс] статья / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-organov-pravoporyadka-i-nekommercheskih-organizatsiy-po-soprovozhdeniyu-zhenschin-zhertv-semeynogo-nasiliya/viewer.