ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ХЭШТЕГ КАК НОВЫЙ ФОРМАТ ТЕКСТА 6
1.1. Хэштег как особый вид текста 6
1.1.1 Понятие хэштег-текста 6
1.1.2 Структурно-содержательные характеристики хэштега 9
1.1.3 Основные функции хэштега 13
1.2 Интернет-дискурс как сфера функционирования хэштег-текста 15
1.2.1 Особенности Интернет-дискурса 15
1.2.2 Основные жанры Интернет-дискурса 17
1.3 Лингвокультурные и прагматические характеристики хэштег-текста .. 18
1.3.1 Лингвокультурные особенности хэштег-текста 18
1.3.2 Прагматические параметры использования хэштег-текста 25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 30
ГЛАВА 2. ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЕ И ПРАГМАТИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХЭШТЕГА 32
2.1. Лингвокультурные и прагматические особенности использования
информационных хэштегов 32
2.2 Лингвокультурные и прагматические особенности использования
побудительных хэштегов 52
2.3 Лингвокультурные и прагматические особенности использование мем -
хэштегов 56
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
В эпоху развития антропоцентрической парадигмы все внимание уделено человеку. Лингвистика в данном случае не исключение. Внимание исследователей с формального анализа структуры и критериев языка переключилось на человека как на адресата и адресанта языка, речи и текста. Наиболее ярко сущность антропоцентрической парадигмы проявляется в лингвистике текста, где человек выступает создателем текстового произведения, а также его реципиентом.
Для современного информационного общества свойственно непрерывное развитие Интернет-технологий, а появление новых интерактивных площадок в сети поднимает вопрос о необходимости всестороннего анализа Интернет-коммуникации. С развитием сети Интернет связано появление новых объектов исследования в области языкознания, а именно электронная лингвистика, электронная коммуникативная личность и электронный текст. Хэштег в свою очередь является одним из представлений электронного текста.
Актуальность выпускной квалификационной работы связана с тем, что исследование проводится на материале социальной сети «Twitter», социальная сеть популярна среди пользователей сети Интернет, так как предоставляет возможности коммуникации, самопрезентации, обмена информацией. Вопреки тому факту, что круг исследователей форм употребления и использования языка в Интернет-пространстве растет в геометрической прогрессии, данное направление исследований остается актуальным в силу высокой скорости расширения и развития данной сферы.
Объектом исследования в представленной работе является хэштег - текст.
Предметом исследования являются лингвокультурные и прагматические характеристики хэштег-текста.
Целью данной работы является выявление лингвокультурных и прагматических особенностей использования хэштега. Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
• описать хэштег как современный формат текста;
• систематизировать информацию об основных характеристиках и функциях хэштега;
• изучить классификации хэштегов;
• изучить прагматические особенности хэштегов;
• рассмотреть лингвокультурные характеристики хэштегов.
В работе использовались следующие методы: метод сплошной выборки, методы интерпретирующего семантического, дефиниционного, контекстуального анализа.
Методологическую основу составили работы отечественных и зарубежных ученых, разрабатывающих характеристики хэштегов. Наибольшее влияние оказали работы по самопрезентации личности в рамках Интернет-пространства [Наволока, 2017], по исследованию дискурсивного аспекта социальных сетей [Атягина, 2014; Солис, 2011; Zappavigna, 2012], по исследованию генеалогии хэштега, его структуры и основополагающих функций [Каи, 2017; Галямина, 2014].
Материалом для данного исследования послужили 52 англоязычных поста из социальной сети Twitter, каждый из которых характеризует и репрезентирует определенную функцию хэштега.
Научная новизна обусловлена тем, что понятие «хэштег-текста» является новым феноменов в научной среде, и, таким образом, его характеристики и функции малоизученны.
...
Данное исследование направлено на изучение прагматических и лингвокультурных особенностей использования хэштегов. В работе изучены понятия хэштег-текста, лингвокультурного концепта. Во время исследования на основе теоретической базы исследования были выявлены отличительные прагматические и лингвокультурные аспекты употребления хэштегов.
В результате исследования хэштег описан как современный формат текста. Хэштег, как и текст, наделен текстовыми категориями, которые непосредственно связаны с когнитивно -прагматическими функциями хэштега. Информативность, модальность, цельность, связность играют значительную роль в хэштеге.
В рамках данной работы под хэштег — слова и фразы, начинающиеся с символа «#», за которыми следует любое сочетание разрешенных непробельных символов.
Под понятием хэштег-текста подразумевается письменное сообщение любой протяженности, в составе которого присутствует один или несколько хэштегов, сделанное одним из участников коммуникации, имеющее свою прагматическую установку (то есть рассчитанное на воздействие на адресата) и обладающее такими свойствами, как цельность, связность, континуум, завершенность, информативность.
Нами была выявлена среда функционирования хэштегов — Интернет- дискурс. В рамках данной работы систематизирована информация об основных характеристиках и функциях хэштегов в рамках современного Интернет-дискурса на примере социальной сети Twitter.
Главным материалом исследования стали хэштег содержащие посты из социальной сети Twitter. Данная социальная сеть достаточно популярна среди современных пользователей Интернета, помимо этого, она поправу считается источником зарождения хэштега и основной средой его функционирования, таким образом, данный источник наиболее релевантный.
Хэштег, как одно из ключевых явлений Интернет-дискурса обладает огромным функционалом. Существует несколько классификаций ведущих функций хэштега. Однако, исходя из целей и задач работы, мы исследуем классификацию хэштегов, составленную Ю. С.Наволокой с позиции прагматических намерений адресанта. Выделяются следующие виды хэштегов с позиции прагматического намерения автора:
1) информационные (указание на детали профессиональной деятельности, сообщение персональных данных, информация о событиях своей жизни; сообщение о психоэмоциональной реакции, об аспектах своего поведения или о внешности; отсылка к ценностным предпочтениям; сообщение о единстве с почитателями, которое передается за счет использования автором; информирование о своих намерениях),
2) побудительные (мотивация и призыв аудитории к действию);
3) авторские (мем-хэштеги).
Ведущей языковой функцией информационных хэштегов является информативная, авторских хэштегов - языковая игра, а побудительных - волюнтативная (или призывно-побудительная).
Опираясь на результат исследования, хэштег представляет собой один из способов самовыражения представителей лингвокультурной общности. В лингвоконцепте, которым репрезентован хэштег, заложен культурный код (система ценностей общности). Хэштег - это беспрецедентный феномен Интернет-коммуникации, который представляет собой совокупность социологических, лингвистических, культурных характеристик.
...
1. Ангелова М.М. «Концепт» в современной лингвокультурологии// Актуальные проблемы английской лингвистики и лингводидактики. Сборник научных трудов. М., 2004. Вып. 3. С. 3-10.
2. Аскольдов С. А. Концепт и слово // Русская словесность: От теории словесности к структуре текста: Антология / под общ. ред. В. П. Нерознака. М.: Academia, 1997. С. 267 - 279.
3. Асмус Н.Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства: автореф. дне. ... канд. филол. наук, 10.02.19/ Асмус Н.Г. - Челябинск, 2005. - 23 с.
4. Атягина А. П. Твиттер как новая дискурсивная практика: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Омск, 2014. 154 с.
5. Бабушкин А. П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. Воронеж: Воронежского ун-та, 1996.
6. Богуславская В. В., Богуславский И. В. Медиатекст и хэштеги: цифровая трансформация СМИ. Чита: Забайкальский государственный университет, 2017. С. 51 - 58.
7. Бодуэн де Куртенэ И. А. Избранные труды по общему языкознанию. М.: Издательство АН СССР, 1963. 391 с.
8. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996.
9. Воркачев С. Г. Безразличие как этносемантическая
характеристика личности: опыт сопоставительной паремиологии. ВЯ. 1997.С.115 - 124.
10. Воробьев В. В. Лингвокультурология: теория и методы. М., 1997. 331 с.
11. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического
исследования.2006.
12. Галямина Ю. Е. Лингвистический анализ хештегов Твиттера// Современный русский язык в интернете / под ред. Ю. Е. Галямина.М.:Языки славянской культуры Москвы, 2014. С. 13 - 22.
13. Голубева А. Р., Семилет Т. А. Мем как феномен культуры [Электронный ресурс]. 2017. URL: https://clck.ru/NeF33 (дата обращения: 23.02.2020).
14. Горошко Е. И. Теоретический анализ Интернет-жанров. Саратов: Наука, 2007. С.370 - 389.
15. Дюжева М.Б. Протест как доминанта молодежной культуры (на материале англоязычных названий музыкальных групп) [Электронный ресурс]. 2007. URL: https://clck.ru/NeFPF (дата обращения: 23.02.2020).
16. Каи Е. В. Хэштеги как новое лингвистическое явление [Электронный ресурс]. 2017. URL: https://clck.ru/HmcSc (дата обращения: 16.03.2019).
17. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с.
... всего 47 источников