Введение 5
1 Теоретические основы изучения уравнений в начальной школе 8
1.1 Сущность уравнений, их значимость для математического развития
учащихся 8
1.2 Методика изучения уравнений в начальной школе 12
2 Опытно-экспериментальная работа по апробации дидактических игр и
игровых упражнений в процессе изучения уравнений младшими школьниками 18
2.1 Организация и методы исследования. Анализ и интерпретация
результатов первичной диагностики 18
2.2 Методические рекомендации по использованию дидактических игр и
игровых упражнений в процессе изучения уравнений младшими школьниками 26
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по изучению
уравнений младшими школьниками 44
Заключение 49
Список использованных источников 51
Приложение А Дидактические игры и игровые упражнения 57
Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно - технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Эти положения нашли отражение в Концепции развития математического образования в Российской Федерации (2013) [ 13].
В связи с этим важно акцентировать внимание на математических знаниях, начиная с начальной ступени основной школы. Математические знания базируются на знаниях ключевых понятий, одной из которых является «уравнение» согласно ФГОС НОО [ 13]. Изучение младшими школьниками уравнений в начальной школе готовит их к более успешному изучению алгебраического материала в основной школе. При этом, следует отметь, что уравнения являются одним из средств моделирования изучаемых фрагментов реальности, и знакомство с ними представляет существенную часть математического образования. При этом именно в начальной школе овладение новыми знаниями сопряжено со сложностями умственного и эмоционального характера. Ребенку сложно перестраивать вид своей деятельности с игровой на учебную. Однако можно их объединить при помощи дидактических игр и игровых упражнений на уроках математики. Данной проблеме посвятили свои труды М.В. Васильева, М.Р. Гринштейн, В.А. Далингер, А.В. Ефимова, И.Г. Золотая, Н.Б. Истомина, М.И. Моро, И.М. Осмоловская, Г.В. Раицкая, Л.Ю. Самсонова, Н.М. Толекова, Н.В. Фомина и др. Ученые и педагоги- практики отмечают, что наиболее трудным для учащихся в начальной школе является решение уравнений.
Обозначенная выше актуальность позволила выбрать для исследования тему «Методика организации и проведения дидактических игр и игровых упражнений в процессе изучения уравнений в начальной школе».
Цель исследования: охарактеризовать методику организации и проведения дидактических игр и игровых упражнений в процессе изучения уравнений в начальной школе.
Объект исследования: методика изучения уравнений в начальной школе.
Предмет исследования: изучение уравнений в начальной школе с использованием дидактических игр и игровых упражнений.
Для достижения цели, были поставлены следующие задачи исследования:
1. Теоретически обосновать значимость уравнений для математического развития учащихся.
2. Проанализировать методику изучения уравнений в начальной школе;
3. Организовать экспериментальное исследование
4. Разработать и апробировать цикл дидактических игр при изучении уравнений и оценить его эффективность.
Методы исследования: анализ научно-педагогический и методической литературы по исследуемой проблеме, педагогический эксперимент, диагностика, наблюдение и др.
Гипотеза исследования: уровень математических знаний младших школьников повысится, если в процессе изучения уравнений использовать дидактические игры и игровые упражнения.
База исследования: МКОУ «Кузьмовская начальная школа» ЭМР пос. Кузьмовка Эвенкийского района Красноярского края.
Практическая значимость исследования: материалы исследования могут найти применение в практике обучения младших школьников теме «Уравнения», а также могут быть использованы учителями математики начальной школы и студентами педагогических направлений для подготовки в ходе педагогической практики.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, две главы, заключение. Список использованных источников, приложения. Общий объем работы - 58 страниц печатного текста.
Тема «уравнение» является одной из основных вопросов школьной программы, играет важную роль в математическом образовании как ее неотъемлемая часть. Изучение уравнений в начальной школе являются одним из основных вопросов программы, играют очень важную роль в математическом образовании как ее неотъемлемая часть. В нашем исследовании мы будем опираться на определение М. В. Васильевой, которая считает, что уравнение - это равенство, которое содержит в себе неизвестное число, и которое надо найти.
В своей работе мы ставили задачу проанализировать методику изучения уравнений в начальной школе. Анализ теоретических подходов педагогов к данной проблематике показал, что при изучении величины уравнений на уроках математики необходимо использовать систему развивающих, практико-ориентированных упражнений, проводить интегрированные уроки, что позволит повысить качество математических знаний учащихся.
Для определения уровня сформированное™ знаний учащихся по теме «уравнения» была проведена опытно-экспериментальная работа на базе МКОУ «Кузьмовская начальная школа» ЭМР пос. Кузьмовка Эвенкийского района Красноярского края. Констатирующий этап эксперимента (низкий уровень знаний по теме «уравнения» выявлен у 20%, средний у 60% и высокий у 20% учащихся из экспериментальной группы, а также 10%, 70% и 20% соответственно - у учащихся из контрольной группы) показал необходимость разработки методических рекомендаций с использованием дидактических игр и упражнений, направленных на повышение уровня знаний учащихся по теме «уравнения» в третьем классе. В работе показано, что дидактические игры и игровые упражнения являются эффективным средством изучения уравнений.
Результаты повторной диагностики подтвердили эффективность предложенных методических рекомендаций. Так, в экспериментальной группе низкий уровень знании по теме «уравнение» не показал ни один испытуемый; средний уровень - выявлен у 40%; высокий уровень у 60% учащихся. В контрольной группе, где формирующие занятия с учащимися проведены не были, результаты остались практически на прежнем уровне. Таким образом, в процессе изучения уравнений младшими школьниками, предложенные и проведенные дидактические игры и игровые упражнения позволили повысить их уровень математических знаний, что доказывает выдвинутую гипотезу.
Задачи, поставленные нами в выпускной квалификационной работе, решены, цель достигнута.
1 Аргинская, И. И. Математика 3 класс: учебник / И. И. Аргинская, Е.П. Бененсон, Л.С. Итина. - Самара: Учебная литература, 2008. - 210 с.
2 Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О.А.Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. - Москва: Просвещение, 2010. - 162 с.
3 Ахмедбекова, Р. Р. Дидактическая игра как средство развития познавательной активности младших школьников / Р. Р. Ахмедбекова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. - 2008. - № 7. - С. 71-74.
4 Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения.
Общедидактический аспект / Ю. К. Бабанский. - Москва: Педагогика, 2017. - 254 с.
5 Божович, Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. - Москва: Международная педагогическая академия, 2015. - 212 с.
6 Васильева, М. В. Формирование универсальных учебных действий учащихся во внеклассной работе по математике / М. В. Васильева // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2013. - № 7. - С. 54-55.
7 Гольдич В. А. «Кормление диких зверей». Как превратить равнодушных детей в решателей задач / В. А. Гольдич, Г. И. Вольфсон // Математика. - 2016. - № 3. - С. 4-12.
8 Гребенюк, О. С. Основы педагогики индивидуальности / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. - Калининград, 2000.- 498 с.
9 Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов.
- Москва: Просвещение, 2016. - 214 с
10 Золотая, И. Г. Применение дидактических игр на уроках математики для развития внимания / И. Г. Золотая // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - №2. - С. 11-14.
11 Игнатьева, Т. В. Программы по математике для
общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации: Начальные классы (1-4) / Т. В. Игнатьева, О. Н. Трунова, Т. А. Федосова. - Москва, 2011. - 124 с.
12 Колокольникова 3. У. Технология активных методов обучения в профессиональном образовании: учеб. пособие / 3. У. Колокольникова, С.
B. Митросенко, Т. И. Петрова. - Красноярск: Сибирский федеральный ун-т; Институт естественных и гуманитарных наук, 2007. - 176 с.
13 Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - Москва: Просвещение, 2013. - 42 с.
14 Кудыкина Н. В. Дидактические игры и занимательные задачи / Н. В. Кудыкина. - Москва: Педагогика, 2019. - 212 с.
15 Кузьмина, Н. В. Профессионализм педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина, А. А. Реан. - Санкт-Петербург, 2013. - 172 с.
16 Лободина Н. В. Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся как основное требование ФГОС НОО. Этапы и модели, формирование исследовательских умений. Исследовательские и проектные работы в мультимедийном приложении / Н. В. Лободина. - Москва: Учитель, 2019. - 275 с.
17 Мальцева, Е. В. Использование дифференцированного подхода на уроках математики в начальной школе / Е. В. Мальцева // Вестник Марийского государственного университета. - 2013. - №6. - С. 51-53.
18 Математика. 3 класс. 1 часть / М. И. Моро, С. И Волкова,
C. В. Степанова. - Москва: Просвещение, 2015 - 112 с.
19 Методика начального обучения математике: учебное пособие для пед. институтов / Под ред. А. А. Столяра, В. Л. Дрозда. - Минск: Вышэйшая школа, 2013. - 254 с.
20 Миронова, Р. М. Игра в развитии активности детей /
Р. М. Миронова. - Минск: Вышэйшая школа, 2012. - 368 с.
21 Моро, М. И. Учебно-методический комплект для четырехлетней школы / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. - Москва, 2002. - 113 с.
22 Моро, М. И. Математика. Рабочие программы 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / М. И. Моро. - Москва: Просвещение, 2011. - 92 с.
23 Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество, юность / В. С. Мухина. - Москва: Академия, 2013. - 456 с.
24 Налесная, С. Л. Формирование понятия уравнения в начальном курсе математики / С. Л. Налесная // Вестник Таганрогского института имени
A. П. Чехова. - 2010. - №3. - С. 101-105.
25 Осмоловская, И. М. Учебники нового поколения: поиск дидактических решений / И. М. Осмоловская // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2014. - № 5. - С. 66-73.
26 Педагогика: Большая современная энциклопедия / Под ред. Е. С. Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2005. - 452 с.
27 Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б. М. Бим- Бада. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 2018. - 528 с.
28 Петерсон, Л. Г. Учебно-методический комплект для четырехлетней школы / Л. Г. Петерсон, А. В. Тихоненко, Л. Н. Любченко. - Москва, 2007. - 113 с.
29 Познавательные процессы и способности в обучении. / Под ред.
B. Д. Шадрикова. - Москва: Академия, 2019. - 312 с.
30 Пономарев, Я. А. Знания, мышление и умственное развитие / Я. А. Пономарев. - Москва: Просвещение, 2017. - 264 с.
31 Потапова, Е. Н. Радость познания / Е. Н. Потапова. - Москва: Просвещение, 2015. - 94 с.
32 Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии. /
С. Л. Рубинштейн. - Москва: Просвещение, 2016. - 482 с.
33 Рудницкая, В. Н. Программа четырехлетней начальной школы по математике: проект «Начальная школа XXI века» / В. Н. Рудницкая. - Москва: Вентана - Граф, 2013. - 42 с.
34 Савинов, Е. С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Е. С. Савинов. - Москва: Просвещение, 2012. - 223 с.
35 Севрук, А. И. Развитие ученика на уроке: от конспекта до мониторинга / А. И. Севрук, Е. А. Юнина, И. И. Савицкая // Школьные технологии. - 2013. - № 4. - С.170-186.
36 Семенова, Г. Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников / Г. Семенова // Школьный психолог. - 2004. - № 8. - C.44-48.
37 Середенко, П. В. Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников в условиях перехода к образовательным стандартам нового поколения: монография / П. В. Середенко. - Южно-Сахалинск: СахГУ, 2014. - 208 с.
38 Сиротина, И. К. Образовательная математическая игра Miniquali: дидактический аспект / И.К. Сиротина // Физико-математическое образование. - 2018. - №1. - С. 294-299.
39 Степаненко, Г. А. Использование средств наглядности на уроках математики в начальной школе / Г. А. Степаненко, В. В. Зацепина // Таврический научный обозреватель. - 2016. - № 1. - С. 49-52.
40 Стойлова, Л. П. Математика: учебник / Л. П. Стойлова. - Москва: Академия, 2012. - 122 с.
41 Уткина Н. Г. Дидактический материал по математике / Н. Г. Уткина, Т. В. Улитина, Т. В. Юдачева. - Москва: АРКТИ, 2017. - 312 с.
42 Федеральный государственный образовательный стандарт начального основного образования. - Москва: Просвещение, 2017. - 54 с.
43 Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 25.05.2020) // Российская газета. - 2012. - № 5976. - С. 9-12.
44 Федин, С. Н. Веселые игры и головоломки. От 4 до 9 лет / С. Н. Федин. - Москва: Айрис-пресс, 2018. - 264 с.
45 Фомина, Н. В. Преемственность обучения математике: игровые техники и ассоциации / Н. В. Фомина // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2014. - №2. - С. 67-69.
46 Фридман, Л. М. Психологический справочник учителя / Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина. - Москва: Просвещение, 2016. - 422 с.
47 Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред.
B. В. Козлова, А. М. Кондакова. - Москва: Просвещение, 2010. - 312 с.
48 Царева, С. Е.Методика преподавания математики в начальной школе / С. Е. Царева // Начальная школа. - 2014. - № 11. - С. 9-15.
49 Цукерман Г. А. Как школьники учатся учиться? / Г. А. Цукерман. - Москва; Рига, 2010. - 194 с.
50 Шелыгина, О. Б. Обучение младших школьников решению уравнений посредством дифференцированного подхода / О. Б. Шелыгина, А. С. Каткова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № S27. - С. 41-45. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75367.htm. (дата обращения: 12.05.2020).
51 Шестаков С. А. ЕГЭ-2019. Математика. Профильный уровень /
C. А. Шестаков, С. В. Пчелинцев, Е. А. Седова, Г. В. Дорофеев. - Москва: Эксмо-Пресс, 2018. - 288 с.
52 Щукина Г. И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. - Москва: Просвещение, 2017. - 268 с.
53 Левин В. А. Экспертиза школьной образовательной среды / В. А. Левин. - Москва, 2012. - 158 с.
54 Ячменникова, Т. С. Деятельностный подход в формировании универсальных учебных действий на уроках математики в 1 классе / Т. С. Ячменникова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - №4. - С. 43-44.