МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ УРАВНЕНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
|
Введение 5
1 Теоретические основы изучения уравнений в начальной школе 8
1.1 Сущность уравнений, их значимость для математического развития
учащихся 8
1.2 Методика изучения уравнений в начальной школе 12
2 Опытно-экспериментальная работа по апробации дидактических игр и
игровых упражнений в процессе изучения уравнений младшими школьниками 18
2.1 Организация и методы исследования. Анализ и интерпретация
результатов первичной диагностики 18
2.2 Методические рекомендации по использованию дидактических игр и
игровых упражнений в процессе изучения уравнений младшими школьниками 26
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по изучению
уравнений младшими школьниками 44
Заключение 49
Список использованных источников 51
Приложение А Дидактические игры и игровые упражнения 57
1 Теоретические основы изучения уравнений в начальной школе 8
1.1 Сущность уравнений, их значимость для математического развития
учащихся 8
1.2 Методика изучения уравнений в начальной школе 12
2 Опытно-экспериментальная работа по апробации дидактических игр и
игровых упражнений в процессе изучения уравнений младшими школьниками 18
2.1 Организация и методы исследования. Анализ и интерпретация
результатов первичной диагностики 18
2.2 Методические рекомендации по использованию дидактических игр и
игровых упражнений в процессе изучения уравнений младшими школьниками 26
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по изучению
уравнений младшими школьниками 44
Заключение 49
Список использованных источников 51
Приложение А Дидактические игры и игровые упражнения 57
Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно - технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Эти положения нашли отражение в Концепции развития математического образования в Российской Федерации (2013) [ 13].
В связи с этим важно акцентировать внимание на математических знаниях, начиная с начальной ступени основной школы. Математические знания базируются на знаниях ключевых понятий, одной из которых является «уравнение» согласно ФГОС НОО [ 13]. Изучение младшими школьниками уравнений в начальной школе готовит их к более успешному изучению алгебраического материала в основной школе. При этом, следует отметь, что уравнения являются одним из средств моделирования изучаемых фрагментов реальности, и знакомство с ними представляет существенную часть математического образования. При этом именно в начальной школе овладение новыми знаниями сопряжено со сложностями умственного и эмоционального характера. Ребенку сложно перестраивать вид своей деятельности с игровой на учебную. Однако можно их объединить при помощи дидактических игр и игровых упражнений на уроках математики. Данной проблеме посвятили свои труды М.В. Васильева, М.Р. Гринштейн, В.А. Далингер, А.В. Ефимова, И.Г. Золотая, Н.Б. Истомина, М.И. Моро, И.М. Осмоловская, Г.В. Раицкая, Л.Ю. Самсонова, Н.М. Толекова, Н.В. Фомина и др. Ученые и педагоги- практики отмечают, что наиболее трудным для учащихся в начальной школе является решение уравнений.
Обозначенная выше актуальность позволила выбрать для исследования тему «Методика организации и проведения дидактических игр и игровых упражнений в процессе изучения уравнений в начальной школе».
Цель исследования: охарактеризовать методику организации и проведения дидактических игр и игровых упражнений в процессе изучения уравнений в начальной школе.
Объект исследования: методика изучения уравнений в начальной школе.
Предмет исследования: изучение уравнений в начальной школе с использованием дидактических игр и игровых упражнений.
Для достижения цели, были поставлены следующие задачи исследования:
1. Теоретически обосновать значимость уравнений для математического развития учащихся.
2. Проанализировать методику изучения уравнений в начальной школе;
3. Организовать экспериментальное исследование
4. Разработать и апробировать цикл дидактических игр при изучении уравнений и оценить его эффективность.
Методы исследования: анализ научно-педагогический и методической литературы по исследуемой проблеме, педагогический эксперимент, диагностика, наблюдение и др.
Гипотеза исследования: уровень математических знаний младших школьников повысится, если в процессе изучения уравнений использовать дидактические игры и игровые упражнения.
База исследования: МКОУ «Кузьмовская начальная школа» ЭМР пос. Кузьмовка Эвенкийского района Красноярского края.
Практическая значимость исследования: материалы исследования могут найти применение в практике обучения младших школьников теме «Уравнения», а также могут быть использованы учителями математики начальной школы и студентами педагогических направлений для подготовки в ходе педагогической практики.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, две главы, заключение. Список использованных источников, приложения. Общий объем работы - 58 страниц печатного текста.
В связи с этим важно акцентировать внимание на математических знаниях, начиная с начальной ступени основной школы. Математические знания базируются на знаниях ключевых понятий, одной из которых является «уравнение» согласно ФГОС НОО [ 13]. Изучение младшими школьниками уравнений в начальной школе готовит их к более успешному изучению алгебраического материала в основной школе. При этом, следует отметь, что уравнения являются одним из средств моделирования изучаемых фрагментов реальности, и знакомство с ними представляет существенную часть математического образования. При этом именно в начальной школе овладение новыми знаниями сопряжено со сложностями умственного и эмоционального характера. Ребенку сложно перестраивать вид своей деятельности с игровой на учебную. Однако можно их объединить при помощи дидактических игр и игровых упражнений на уроках математики. Данной проблеме посвятили свои труды М.В. Васильева, М.Р. Гринштейн, В.А. Далингер, А.В. Ефимова, И.Г. Золотая, Н.Б. Истомина, М.И. Моро, И.М. Осмоловская, Г.В. Раицкая, Л.Ю. Самсонова, Н.М. Толекова, Н.В. Фомина и др. Ученые и педагоги- практики отмечают, что наиболее трудным для учащихся в начальной школе является решение уравнений.
Обозначенная выше актуальность позволила выбрать для исследования тему «Методика организации и проведения дидактических игр и игровых упражнений в процессе изучения уравнений в начальной школе».
Цель исследования: охарактеризовать методику организации и проведения дидактических игр и игровых упражнений в процессе изучения уравнений в начальной школе.
Объект исследования: методика изучения уравнений в начальной школе.
Предмет исследования: изучение уравнений в начальной школе с использованием дидактических игр и игровых упражнений.
Для достижения цели, были поставлены следующие задачи исследования:
1. Теоретически обосновать значимость уравнений для математического развития учащихся.
2. Проанализировать методику изучения уравнений в начальной школе;
3. Организовать экспериментальное исследование
4. Разработать и апробировать цикл дидактических игр при изучении уравнений и оценить его эффективность.
Методы исследования: анализ научно-педагогический и методической литературы по исследуемой проблеме, педагогический эксперимент, диагностика, наблюдение и др.
Гипотеза исследования: уровень математических знаний младших школьников повысится, если в процессе изучения уравнений использовать дидактические игры и игровые упражнения.
База исследования: МКОУ «Кузьмовская начальная школа» ЭМР пос. Кузьмовка Эвенкийского района Красноярского края.
Практическая значимость исследования: материалы исследования могут найти применение в практике обучения младших школьников теме «Уравнения», а также могут быть использованы учителями математики начальной школы и студентами педагогических направлений для подготовки в ходе педагогической практики.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, две главы, заключение. Список использованных источников, приложения. Общий объем работы - 58 страниц печатного текста.
Тема «уравнение» является одной из основных вопросов школьной программы, играет важную роль в математическом образовании как ее неотъемлемая часть. Изучение уравнений в начальной школе являются одним из основных вопросов программы, играют очень важную роль в математическом образовании как ее неотъемлемая часть. В нашем исследовании мы будем опираться на определение М. В. Васильевой, которая считает, что уравнение - это равенство, которое содержит в себе неизвестное число, и которое надо найти.
В своей работе мы ставили задачу проанализировать методику изучения уравнений в начальной школе. Анализ теоретических подходов педагогов к данной проблематике показал, что при изучении величины уравнений на уроках математики необходимо использовать систему развивающих, практико-ориентированных упражнений, проводить интегрированные уроки, что позволит повысить качество математических знаний учащихся.
Для определения уровня сформированное™ знаний учащихся по теме «уравнения» была проведена опытно-экспериментальная работа на базе МКОУ «Кузьмовская начальная школа» ЭМР пос. Кузьмовка Эвенкийского района Красноярского края. Констатирующий этап эксперимента (низкий уровень знаний по теме «уравнения» выявлен у 20%, средний у 60% и высокий у 20% учащихся из экспериментальной группы, а также 10%, 70% и 20% соответственно - у учащихся из контрольной группы) показал необходимость разработки методических рекомендаций с использованием дидактических игр и упражнений, направленных на повышение уровня знаний учащихся по теме «уравнения» в третьем классе. В работе показано, что дидактические игры и игровые упражнения являются эффективным средством изучения уравнений.
Результаты повторной диагностики подтвердили эффективность предложенных методических рекомендаций. Так, в экспериментальной группе низкий уровень знании по теме «уравнение» не показал ни один испытуемый; средний уровень - выявлен у 40%; высокий уровень у 60% учащихся. В контрольной группе, где формирующие занятия с учащимися проведены не были, результаты остались практически на прежнем уровне. Таким образом, в процессе изучения уравнений младшими школьниками, предложенные и проведенные дидактические игры и игровые упражнения позволили повысить их уровень математических знаний, что доказывает выдвинутую гипотезу.
Задачи, поставленные нами в выпускной квалификационной работе, решены, цель достигнута.
В своей работе мы ставили задачу проанализировать методику изучения уравнений в начальной школе. Анализ теоретических подходов педагогов к данной проблематике показал, что при изучении величины уравнений на уроках математики необходимо использовать систему развивающих, практико-ориентированных упражнений, проводить интегрированные уроки, что позволит повысить качество математических знаний учащихся.
Для определения уровня сформированное™ знаний учащихся по теме «уравнения» была проведена опытно-экспериментальная работа на базе МКОУ «Кузьмовская начальная школа» ЭМР пос. Кузьмовка Эвенкийского района Красноярского края. Констатирующий этап эксперимента (низкий уровень знаний по теме «уравнения» выявлен у 20%, средний у 60% и высокий у 20% учащихся из экспериментальной группы, а также 10%, 70% и 20% соответственно - у учащихся из контрольной группы) показал необходимость разработки методических рекомендаций с использованием дидактических игр и упражнений, направленных на повышение уровня знаний учащихся по теме «уравнения» в третьем классе. В работе показано, что дидактические игры и игровые упражнения являются эффективным средством изучения уравнений.
Результаты повторной диагностики подтвердили эффективность предложенных методических рекомендаций. Так, в экспериментальной группе низкий уровень знании по теме «уравнение» не показал ни один испытуемый; средний уровень - выявлен у 40%; высокий уровень у 60% учащихся. В контрольной группе, где формирующие занятия с учащимися проведены не были, результаты остались практически на прежнем уровне. Таким образом, в процессе изучения уравнений младшими школьниками, предложенные и проведенные дидактические игры и игровые упражнения позволили повысить их уровень математических знаний, что доказывает выдвинутую гипотезу.
Задачи, поставленные нами в выпускной квалификационной работе, решены, цель достигнута.
Подобные работы
- Обеспечение преемственности перехода учащихся из начальной школы в среднее звено при изучении математики
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Приемы рациональных устных вычислений как средство формирования вычислительного навыка у обучающихся младшей школы
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5200 р. Год сдачи: 2020 - Возможность обучения дошкольников счету средствами проектной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2017



