Реферат
Введение 6
1 Теоретические аспекты проблемы совершенствования проектных
умений младших школьников на уроках литературного чтения 9
1.1 Сущность понятий «проектная деятельность» и «проектные умения»
младших школьников 9
1.2 Особенности формирования проектных умений в системе
развивающего обучения 17
1.3 Педагогические возможности уроков литературного чтения в
формировании проектных умений младших школьников 21
2 Моделирование программы по формированию проектных умений
младших школьников на уроках литературного чтения 28
2.1 Программа диагностики проектных умений младших
школьников 28
2.2 Программа работы педагога по формированию проектных умений
на уроках литературного чтения 31
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложение А Диагностическая программа 52
Актуальность данного исследования состоит в том, что XXI век - период стремительных и бурных изменений, экономических сдвигов, безудержного развития инновационных технологий. Современное общество нуждается в активной и творческой личности, способной адекватно ориентироваться в информационном пространстве, нестандартно решать сложные проблемы, быть открытым к социальным изменениям, доказывать свою значимость для общества на деле.
Идеи проектного обучения встречались в трудах выдающихся зарубежных и отечественных ученых (Д. Дьюи, У. Килпатрика, Е. Коллингса, Л. Левина, С.Шацкого) [39].
Проектная технология все больше распространяется в системе образования разных стран мира. Причины этого явления, как считают исследователи (Е.Полат, С.Гончаренко, Н.Пахомова, Л.Кондратова и др.), можно наблюдать не только в области педагогики, но и в социальной сфере, в частности: необходимо не передавать ученикам знания, а научить их приобретать знания самостоятельно, применять их для решения познавательных и практических задач; актуальность развития у учащихся коммуникативных навыков, умений работать в группах, выполнять социальные роли, разрешать конфликты; необходимость различных взглядов на одну проблему, ознакомление с различными культурами; значимость применения исследовательских методов: подбирать и анализировать информацию, выдвигать гипотезы, формулировать выводы.
Проблеме использования проектных технологий в современном образовательном процессе посвящали свои труды Е. Полат, Г. Селевко, В.Гузеев и другие [12]. Особого внимания заслуживают исследовательские работы последних лет Т.Подобедовой [35], где отражена суть процесса проектной деятельности и условия ее внедрения в учебно-воспитательный процесс начальной школы.
Итак, ученые разработали план работы над проектом, классификацию проектов, особенности применения в начальной школе. К сожалению, вне поля зрения ученых осталось внедрение метода проектов в школе, в том числе на уроках литературного чтения. Существует множество проектов на уроках естествознания, математики и русского языка, но изучение литературы в школе ограничивается чтением малых фольклорных жанров, сказок и т.д.
Мы разделяем мнение исследователей о том, что проектная технология - это практическая технология личностно-ориентированного обучения в процессе конкретной деятельности ученика, учитывая, на основе его свободного выбора и с учетом его интересов. В сознании ученика это выглядит - Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю, и где я могу эти знания применить. Для педагога - это стремление найти разумный баланс между академическими и прагматическими знаниями, умениями и навыками.
Все это обусловило выбор темы исследования «Методы работы педагога по формированию проектных умений младших школьников на уроках литературного чтения».
Целью исследования является теоретическое обоснование и моделирование программы работы педагога по формированию проектных умений младших школьников на уроках литературного чтения.
Объектом исследования является модель процесса формирования проектных умений младших школьников на уроках литературного чтения.
Предметом исследования является методика работы педагога по формированию проектных умений младших школьников на уроках литературного чтения.
В ходе анализа методической литературы нами была сформулирована гипотеза исследования, которая заключается в том, что мы предполагаем, что организация проектной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения будет эффективной, если:
а) учитывать логику изучаемого предмета;
б) учитывать последовательность этапов работы над проектом.
Для реализации цели и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Определить сущность понятий «проектная деятельность» и «проектные умения» младших школьников.
2. Выявить особенности формирования проектных умений в системе развивающего обучения.
3. Обозначить педагогические возможности уроков литературного чтения в формировании проектных умений младших школьников.
4. Составить программу диагностики проектных умений младших школьников.
5. Составить программу работы педагога по формированию проектных умений младших школьников на уроках литературного чтения.
Методы исследования: теоретические - изучение и анализ психологопедагогической, методической литературы по исследуемой проблеме; анализ учебных программ, школьных учебников и методических пособий; практические - моделирование программы диагностики проектных умений младших школьников и программы работы педагога по формированию проектных умений на уроках литературного чтения.
По материалам бакалаврской работы опубликована 1 научнометодическая статья на сайте Инфоурок.
Практическая значимость нашей работы состоит в том, что нами разработана программа работы педагога по формированию проектных умений младших школьников на уроках литературного чтения. Материалы данной работы могут быть полезны студентам при прохождении практики в школе, а также учителям начальных классов.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (50 наименований) и 1 приложения.
Материалы исследования представлены в 8 таблицах, 21 рисунке, общий объем работы составляет 75 страниц.
В данной работе нами была рассмотрена проблема изучения методов работы педагога по формированию проектных умений младших школьников на уроках литературного чтения.
Для формирования проектных умений младших школьников в своем исследовании мы рассмотрели сущность и структуру понятий «проектная деятельность» и «проектные умения», существующие трактовки, которые отражают многообразие направлений в исследовании данного явления. Общенаучные подходы к процессу развития проектных умений позволили выделить их специфику, показатели, особенности их развития на уроках литературного чтения у детей младшего дошкольного возраста.
А.У. Умаев, М.В. Гамзаева, А.П. Салахбеков в своей статье «Сущность и структура проектных умений учащихся» пишут: «Под проектными умениями понимают такую группу умений, которая выделяется по принципу общности по отношению к проектной деятельности» [43].
На основе определения понятия «проектные умения» были определены показатели и критерии проектных умений:
• способность к целеполаганию (умение ясно ставить цель и определять
задачи);
• способность работать с информацией (умение запросить недостающую информацию у эксперта, умение работать с источниками информации);
• способность обработки полученных данных (умение классифицировать, умение давать определения понятиям);
• способность презентации продукта (способность логично и последовательно излагать результаты собственных проектных решений, умение объяснять и доказывать).
Для выявления уровней формирования проектных умений младших школьников были отобраны диагностические методики:
1. «Диагностика сформированное™ действий целеполагания» З.А. Кокаревой, Л.П. Никитиной, Л.С. Секретаревой [23].
2. «Диагностика информационной компетентности» (на основе «Диагностики уровня сформированное™ навыков исследовательской работы у учащихся» Т.А.Сидорчук, Н.И.Королевой) [10].
3. Методика «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель» А.Г. Лидерса) [31].
4. Анкета «Презентация продукта проектной деятельности» [2].
Для формирования проектных умений младших школьников на уроках литературного чтения нами была разработана программа по формированию проектных младших школьников на уроках литературного чтения по учебно- методическому комплекту «Школа России». Программа разработана для учащихся с 1 по 4 классы. Учебно-тематическое планирование программы подразделяется на: проекты для 1 класса, проекты для 2 класса, проекты для 3 класса, проекты для 4 класса. В течение года у младших школьников - несколько проектов, а также в конце года обучения еще один итоговый проект.
Мы предполагаем, что разработанная нами программа будет способствовать формированию проектных умений детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения.
Задачи работы решены, цель достигнута.
1. Адамович, Е. А. Чтение в начальных классах / Е. А. Адамович, В. И. Яковлева. - Москва, 2015. - 43 с .
2. Анкета «Презентация продукта проектной деятельности» Завьялова Л.О.
3. Антоненко, В.У. Применение проектной технологии в школьном обучении: эволюция метода проектов [Текст ] // Вестник КГУ - 2016 - № 9 - С. 21-27.
4. Берестнева, Е.В. Проектная деятельность учащихся начальной школы / Е.В. Берстенева // Начальная школа. - 2017. - № 6. - С. 15-17.
5. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс] Большая Советская Энциклопедия: В 30-ти т./ Гл. ред. А. М. Прохоров. - Изд. 3-е. - М.: Сов. Энциклопедия, 1970 - 1978.
6. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. - 2е изд., перераб. и доп. - М. : Большая Рос. энцикл. ; СПб. : Норинт, 1997, 1999, 2001, 2004. - 1456 с. : ил. - ISBN 5-85270-160-2. - ISBN 5-7711-0004-8.
7. Васильева, М. С. Актуальные проблемы методики обучения чтению
в начальных классах. / М. С. Васильева, М. И. Оморокова, Н. Н.
Светловская. - Москва, 2014. - 149 с.
8. Гришанин, К.Г. Занимательность, как обязательное требование к уроку в современной школе. [Текст] // ЭКО - 2017 - № 1 - С. 93-102.
9. Горшкова, И.А. Развитие проектных умений учащихся при изучении географии / И.А. Горшкова, О.А. Замкова, И.Ю. Кривлина // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 4. - [Электронный ресурс].
10. «Диагностика информационной компетентности» (на основе «Диагностики уровня сформированное™ навыков исследовательской работы у учащихся» Т.А.Сидорчук, Н.И.Королевой) [Электронный ресурс].
11. Дубовкин, В.А. Потенциал проектной деятельности в начальной школе [Текст] // Начальная школа 2017 - № 9 - С.51-55.
12. Дубровина, О.С. Возможности проектных технологий по формированию проектировочных умений обучающихся в профессиональном обучении. / О.С. Дубровина // Теория и практика образования в современном мире: материалы I Медждунар. научн. Конф. (г.Санкт- Петербург, февраль 2012). - Т. 2.- Санкт -Петербург: Реноме, 2012. - С.284-287.
13. Землянская, Е.Н. Учебные проекты младших школьников / Е.Н.
Землянская// Начальная школа, 2005.— №9. - С. 55-59.
14. Иванова, Н.В. Из опыта работы использования проектного метода на уроках русского языка в начальной школе / Н.В. Иванова // Начальная школа. - 2018. - № 8. - С. 65-69.
15. Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1. / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др. - 2- е изд. - Москва: Просвещение, 2012. - 80 с.: ил. - (Школа России)....50