Реферат
Введение 6
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 8
1.1 Понятие, сущность и виды конкурентоспособности 8
1.2 Методы комплексной оценки конкурентоспособности
предприятия 13
1.3 Методы управления конкурентоспособностью 21
1.4 Особенности конкуренции на рынке услуг связи 26
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 2 ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПАО «РОСТЕЛЕКОМ» 33
2.1 Характеристика ПАО «Ростелеком» 33
2.2 Анализ финансовой отчетности 36
2.3 Анализ финансовых результатов и эффективности деятельности
ПАО «Ростелеком» 46
2.4 Оценка эффективности деятельности предприятия 53
2.5 Анализ управления конкурентоспособностью ПАО
«Ростелеком» 57
ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ 3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ 62 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПАО «РОСТЕЛЕКОМ»
3.1 Разработка рекомендаций по совершенствованию системы
управления конкурентоспособностью ПАО «Ростелеком» 62
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий 65
Заключение 70
Список использованных источников 72
Приложение А 76
Иллюстративный материал (слайды)
Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что на сегодняшний день, рынок перенасыщен товарами и услугами быстро развивающихся предприятий, использующих новые технологии и стратегии развития. Ввиду большого количества организаций на рынке возникает жесткая конкуренция. Выдвинуть на рынок более дешевый товар или услуг, но имеющий качественные характеристики является одной из основных задач компании. Любая организация старается добиться того, чтобы ее товар или услуга получили статус конкурентоспособной на рынке. Товар (услуга), представленный на рынке характеризует предприятие и ее политику в области конкурентоспособности.
Обуславливая все вышесказанное, конкурентоспособность выступает, как совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, услуги, обеспечивающие его преимущество на рынке перед конкурентными предложениями в удовлетворении конкретной потребности потребителя [13].
Если предприятие сможет точно определить все элементы, составляющие конкурентоспособность, а также задачи по продвижению товара (услуг) на рынке, тем самым предприятие сможет добиться определенного успеха в своей сфере.
Реализация конкурентоспособного товара или предоставление наиболее конкурентоспособных услуг на рынке позволит организации оплачивать свою задолженность, как перед контрагентами, так и перед государством и банков. А соответственно позволит оплачивать свои расходы и достичь больших высот. Увеличение объемов реализации позволит увеличить прибыль компании, тем самым сделать ее конкурентоспособной среди предприятий выбранной сферы деятельности.
В качестве объекта исследования выбрано предприятие - Публичное акционерное общество «Ростелеком» (далее - ПАО «Ростелеком»), оказывающее услуги в сфере телекоммуникационных услуг.
Предметом исследования является управление конкурентоспособностью предприятием.
Целью данной дипломной работы является разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию управления конкурентоспособностью ПАО «Ростелеком».
В соответствии с целью исследования были поставлены и решены следующие задачи:
1. Исследование теоретических основ конкурентоспособности предприятия;
2. Анализ финансового состояния предприятия и оценка эффективности хозяйственной деятельности
3. Анализ современного состояния управления конкурентоспособностью предприятия на ПАО «Ростелеком»;
4. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления конкурентоспособностью ПАО «Ростелеком»;
5. Оценка эффективности предложенных мероприятий.
Особое значение в исследовании маркетинговых аспектов повышения конкурентоспособности предприятий имеют научные разработки, теоретические и практические выводы Г.Л. Багиева, В.М. Тарасевич [6], Т. А. Лукичевой, Н. Н. Молчанова [23], В.И. Фомичева [31] и др.
Информационную базу обеспечения доказательности концептуальных положений, достоверности выводов и рекомендаций составили нормативноправовые акты Российской Федерации, публикации в научных изданиях и периодической печати, специальная и учебная литература, данные бухгалтерской отчетности исследуемого предприятия.
Для достижения цели и решения поставленных задач в работе применялись следующие методы исследования: системный анализ, сравнение, моделирование, статистическая выборка, метод экспертных оценок и др.
Итак, рынок телекоммуникационных услуг является одним из наиболее активно развивающихся сегментов российской экономики. Для этого рынка характерным является наличие постоянного спроса, стабильное обновление технологий обслуживание, а также определенная стадия насыщения, что предполагает активизацию работы по улучшению качества и сервиса в области оказания услуг. Наиболее востребованными услугами в области телекоммуникации являются сотовая связь, а также интернет, который вытесняет даже привычную мобильную связь, поскольку позволяет общаться вне использования привычных сотовых технологий, что существенно удешевляет общение между клиентами.
Тенденциями рынка телекоммуникаций в 2020 г. становится дальнейшая оптимизация тарифов, улучшение качества оказания услуг, а также предоставление дополнительного сервиса. Компании проводят стратегию географической экспансии на рынке путем поглощений и слияний, что приводит к образование олигополии на данном сегменте рынка.
Проведенный анализ конкурентоспособности ПАО «Ростелеком» на рынке телекоммуникационных услуг позволяет сделать следующие выводы.
«Ростелеком» является лидером российского рынка интернет-услуг. Вся емкость клиентов подключенных организацией превышает 2,3 Тб/с., кроме того «Ростелеком» лидирует по показателям качества интернет-услуг, на долгом протяжении времени, и следовательно, занимает верхнею строку в отрасли, среди других организаций конкурентов.
«Ростелеком» так же является лидером рынка телекоммуникационных услуг для клиентов (покупателей) российских органов государственной власти и корпоративных пользователей всех уровней.
Говоря о внешней среде хозяйствования нельзя не упомянуть широкие перспективы отрасли, темпы развития которой в настоящее время являются одними из самых высоких в целом по отраслям экономики России. Поэтому в таких условиях основным является правильное предложение конкурентного продукта, который будет востребован на рынке растущего спроса. В связи с этим актуальным является анализ внутренней среды деятельности компании для выработки конкурентной стратегии ее развития.
Анализ конкурентных преимуществ ПАО «Ростелеком» показывает, что преимуществами филиала в Республике Хакасия в настоящее время являются: широкий охват сети по сибирскому региону; устойчивое положение основной организации на рынке телекоммуникационных услуг; наличие широкой сетки дополнительных бонусов, активное участие в соцсетях. Недостатками, понижающими конкурентные характеристики компании, являются: крайне высокие тарифы и не везде соответствующее данному тарифу качество; наличие адаптированных региональных операторов; отсутствие телефонии в предложении услуг.
Стратегическими направлениями компании «Ростелеком» на рынке интернет-услуг в Республике Хакасия будут являться следующие:
• повышение качества оказываемых интернет-услуг (обеспечение бесперебойного интернет-трафика, работы кол-центра, сервисного вызова мастеров);
• расширение позиционирования компании на рынке за счет массовой рекламы преимуществ «Ростелеком»;
• повышение квалификации работников хакасского филиала «Ростелеком» в целях повышения конкурентных позиций по персоналу;
• продолжение экспансии «Ростелеком» в отдаленные районы Республики Хакасия.
1. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 №51 - ФЗ (ред. от 09.03.2021).
2. Федеральный закон РФ «О защите конкуренции» от 26.07. 2006 № 135- ФЗ (ред. от 22.12.2020).
3. Федеральный закон РФ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 24.02.2021).
4. Абаева, Н. П. Конкурентоспособность организации / Н. П. Абаева, Т. Г. Старостина; по ред. Т.Г. Старостиной - Ульяновск: УлГТУ, 2018. - 259 с.
5. Аникеева, Г.Ю. Бизнес-планирование: Учебник для институтов / Под ред. Г.Ю. Аникеева, М.: «Наука», 2016. - 389с.
6. Багиев Г. Л. Маркетинг: Учебник для вузов, 3-е изд./ Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, X. Анн / под общ. ред. Г. Л. Багиева. - СПб.: Питер, 2016. - 736 с.
7. Бланк, И. А. Финансовый менеджмент / И. А. Бланк. - М.: Ника-Центр, 2018. - 528 с. - Текст: непосредственный.
8. Бронникова, Т.С. Экономика фирмы. Учебное пособие. / Т.С. Бронникова. - М.: Тейс, 2018. - 222 с. - Текст: непосредственный.
9. Г орбашко, Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности. - СПб.: СПбГУЭФ, 2017. - 207 с. - Текст: непосредственный.
10. Горбашко, Е.А. Управление конкурентоспособностью: учебник и практикум для вузов/ Е. А. Горбашко, И. А. Максимцева. - Москва: Юрайт, 2020. - 447 с. - Режим доступа: для авториз. пользователей.
11. Горбашко, Е. А. Управление качеством: учебник для вузов / Е. А. Горбашко. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2020. - 352 с. - Текст: непосредственный.
12. Данилов И.А., Волкова Е.В. «Теоретические аспекты конкуренции: ретроспективный анализ и современное отечественное и зарубежное трактование. // Вестник Челябинского государственного университета. 2016. № 2 (183). Экономика. Вып. 23. С. 122-127.
13. Еремеева, Н. В. Конкурентоспособность товаров и услуг: учебник и практикум для вузов / Н. В. Еремеева. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Юрайт, 2020. - 242 с. - Текст: непосредственный.
14. Казакова, Н. А. Финансовый анализ в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Казакова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 209 с. - Текст: непосредственный.
15. Канке, А. А. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебное пособие / А. Канке, И. Кошевая. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 288 с. - Текст: непосредственный....39