Работа сделана на примере БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №4».
Введение 3
1. Теоретические основы исследования развития речи школьников 5
1.1. Развитие речи школьников 5
1.2. Развитие речи на уроках краеведения 7
2. Развитие речи школьников на уроках краеведения на примере Омского региона 11
2.1. Изучение развития речи школьников на уроках краеведения в Омском регионе 11
2.2. Развитие речи школьников на уроках краеведения в Омском регионе на примере БОУ г Омска «Средняя общеобразовательная школа №4» 17
Заключение 23
Список использованной литературы 24
Актуальность темы развития речи с краеведческим содержанием заключается в том, что в сфере образования, как и во всей жизни общества, происходят глубокие изменения, пересматриваются ставшие традиционными и привычными формы и содержание обучения, меняются взаимоотношения учитель – ученик, активно внедряются в учебный процесс новые технологии обучения. Сегодня у школы несколько иные цели и задачи. Основное содержание образования направлено на развитие ребенка – его инициативы, стремления к образованию, умения анализировать, делать выбор и принимать самостоятельные и верные решения.
Развитие речи ребёнка на всех ступенях современного образования, начиная с дошкольного и заканчивая основной школой, является сегодня одной из актуальных задач. Важно не просто научить детей говорить, а говорить правильно, красиво, без слов паразитов, длительных пауз, в соответствии с нормами русского литературного языка. Этим во многом объясняется тот факт, что в Федеральном компоненте Государственного стандарта основного общего образования по русскому языку основной акцент делается на развитии у школьников коммуникативной компетенции, а затем уже – языковой, лингвистической и культуроведческой.
Одной из этих проблем являются речевая деятельность и средства ее активизации. Исследованиям теории речевой деятельности посвящены научные труды следующих психологов: Л.Л. Бодалева, Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина; следующих педагогов: В.А. Кан-Калик, Ф.Ф. Советкина.
Объект исследования – развитие речи на уроках краеведения.
Предметом исследования является – особенности развития речи школьников на уроках краеведения в Омском регионе на примере БОУ г Омска «Средняя общеобразовательная школа №4».
Цель настоящей работы – изучить развитие речи школьников на уроках краеведения в Омском регионе на примере БОУ г Омска «Средняя общеобразовательная школа №4».
В соответствии с целью работы задачами настоящего исследования являются:
1.Рассмотреть развитие речи школьников;
2. Изучить развитие речи на уроках краеведения;
3. Исследовать развитие речи школьников на уроках краеведения в Омском регионе;
4. Изучить развитие речи школьников на уроках краеведения в Омском регионе на примере БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №4». Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, анализ документов.
В соответствии с поставленными задачами исследования работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка литератур.
Использование на уроках краеведения материалов для развития речи способствует развитию интереса к предмету, расширяет кругозор, формирует навыки речевой культуры, активизирует познавательную активность обучающихся. Включения текстов с краеведческим содержанием в образовательное пространство школьников должно носить системный, а не эпизодический характер. Используя ресурсы краеведческих текстов и их корреляцию с предметными областями знаний возможно формирование всесторонне развитой личности и повышение качества образования.
Развитие речи с помощью уроков краеведения позволяет ребенку целостно воспринимать окружающий мир, дает толчок к самостоятельной деятельности, позволяет проводить постоянную работу над расширением и уточнением его словарного запаса. Развитие речи на уроках краеведения предполагает изучение исторической ономастики, топонимии, антропонимии, языковых и произносительных особенностей произведений местных поэтов и писателей, в результате чего учитель имеет возможность совершенствовать речевую культуру школьников.
Таким образом, развитие речи на уроках краеведения в Омском регионе позволяют повысить не только речевую культуру обучающихся шестых классов, но и общую культуру, от которой зависит дальнейший успех в формировании языковой личности и личности в целом. Различная деятельность (сочинение, проектная деятельность, экскурсии, упражнения), представленная в данном исследовании, позволяет качественному развитию речи и добавить в него наиболее интересные факты с точки зрения краеведения.
1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС КонсультантПлюс.
2. Алламуратов Г. А. О развитии устной речи учащихся общеобразовательных школ // Вестник науки. – 2020. – Т. 4, № 2(23). – С. 17-20.
3. Алиев А. М. Значение уроков лингвистического краеведения в современной школе / А. М. Алиев // Школьная педагогика. – 2020. – № 1(17). – С. 12-13.
4. Бауров Д.В., Баурова, Н.В. Традиции родного края. История и культура казачества. 1-11 классы. Интегрированная образовательная программа дополнительного образования детей. – М.: Учитель, 2015. – 144 с.
5. Бутерус Ф. В. Энциклопедия омского краеведения // Омский краевед. – 2022. – № 11. – С. 112-115.
6. Волкова П.И., Тихонова, А.Ю. Занимательное краеведение: учебно-методическое пособие. В 2 частях / П.И. Волкова, А.Ю. Тихонова. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2007. – 218 с.
7. Головин С. А. Некоторые аспекты преподавания исторического краеведения в современной школе // Чтения памяти профессора Александра Александровича Сидоренко. – 2022. – № 9. – С. 53-57.
8. Горетая Д. О. Историческое краеведение в школе // Студенческий сериал. – 2020. – № 20-1(106). – С. 78-80.
9. Ерошевская Д. В. Роль музейного сообщества в развитии краеведения в Омской области // VI Ядринцевские чтения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Омск: Бюджетное учреждение культуры Омской области "Омский государственный историко-краеведческий музей", 2021. – С. 107-112.
10. Иванова С. М. Место литературного краеведения в современной школе / С. М. Иванова // Литературное краеведение в школе: сборник научно-методических материалов. – Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2018. – С. 6-12.
11. Казанцева И. С. Использование проектно-исследовательской работы в области краеведения в урочной и внеурочной деятельности в школе / И. С. Казанцева // Марийское краеведение: опыт и перспективы развития. – 2020. – Т. 1, № 1. – С. 144-146.
12. Кобякова Е. В. Развитие связной речи учащихся на уроках русского языка в средней школе // Филологическое образование в современном обществе: сборник статей II Всероссийской научной конференции, посвященной Дням славянской письменности, Коломна, 17 мая 2018 года. 2018. – С. 126-130.
13. Коршунков В.А. Дорожная традиция России. Поверья, обычаи, обряды: учебник / В.А. Коршунков. – М.: Форум, 2015. – 240 с.
14. Насертдинова Э. И. Развитие речи на уроках русского языка в средней школе // Система непрерывного образования: школа – педколледж – вуз: Материалы XIX Межрегиональной научно-практической конференции , Уфа, 12 апреля 2019 года. – Уфа: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 2019. – С. 106-110.
15. Нестеренко Н. В. Проблемы преподавания краеведения в условиях современного образования / Н. В. Нестеренко, Д. Б. Кожеуров // Современные проблемы географии: Межвузовский сборник научных трудов. – Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом "Астраханский университет", 2019. – С. 93-101.
16. Прокофьева А. Г. Краеведение в школьном литературном образовании // Russian Journal of Education and Psychology. 2012. №5. – С. 67-72.
17. Прудникова Н. К. Активизация познавательной деятельности подростков на занятиях по краеведению // Дополнительное образование и воспитание. 2019. № 11. – С. 76-81.
18. Седельникова Н.А. Современное состояние и проблемы изучения истории областного краеведения // Омский научный вестник. 2009. – С. 1-4.
19. Словарь русских старожильческих говоров Среднего Прииртышья : в 3 т. / Под ред. Г. А. Садретдиновой. — Томск : Изд-во Том. ун-та, 1992–1993. —Т. 3.- 358 с.
20. Узмагамбетова А. Т. Развитие речи учащихся в условиях поликультурного региона // Современные исследования в филологии, лингводидактике и журналистике. – Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом "Астраханский университет", 2018. – С. 212-216.
21. Федорова С.Н. Этнокультурное развитие детей. Психолого-педагогическое сопровождение: учебник. – М.: Форум, 2011. – 176 с.
22. Филатова В. Ф. Курс краеведения как возможность реализации вариативной части ООП в свете требований ФГОС: лингвистическое краеведение // Педагогическое регионоведение. – 2016. – № 2(10). – С. 5-20.
23. Фокеева И. М. Краеведение в современной школе: содержательно-методические аспекты // Современное образование: актуальные вопросы и инновации. – 2020. – № 3. – С. 6-16.
24. Шаулова Е. С. История развития системы изучения и преподавания краеведения и регионоведения в России // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XX Международной научно-практической конференции, Пенза, 15 февраля 2019 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2019. – С. 222-224.
25. Юркина Н. Н. Краеведение в системе школьного исторического образования // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2020. - № 5. – С. 45-49.