Правовые основы и практика реализации социальной защиты детей-инвалидов в Российской Федерации (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (Западный филиал))
|
Работа сделана на примере отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области.
Есть приложения.
Текст работы имеет шрифт размером 12 пунктов.
Введение 6
Глава 1 Теоретико-правовые основы социальной защиты детей-инвалидов в Российской Федерации 9
1.1 Понятие, сущность и значение социальной защиты детей-инвалидов 9
1.2 Нормативно-правовое регулирование социальной защиты детей-инвалидов 17
Глава 2 Практика реализации социальной защиты детей-инвалидов в Российской Федерации на примере отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области 27
2.1 Анализ мер социальной поддержки для семей, воспитывающих детей-инвалидов, в Калининградской области 27
2.2 Федеральные и региональные выплаты семьям с детьми-инвалидами 30
2.3 Социальное обеспечение детей-инвалидов, предоставляемое в натуральной форме 36
Заключение 47
Список использованных источников 51
Приложения 56
Есть приложения.
Текст работы имеет шрифт размером 12 пунктов.
Введение 6
Глава 1 Теоретико-правовые основы социальной защиты детей-инвалидов в Российской Федерации 9
1.1 Понятие, сущность и значение социальной защиты детей-инвалидов 9
1.2 Нормативно-правовое регулирование социальной защиты детей-инвалидов 17
Глава 2 Практика реализации социальной защиты детей-инвалидов в Российской Федерации на примере отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области 27
2.1 Анализ мер социальной поддержки для семей, воспитывающих детей-инвалидов, в Калининградской области 27
2.2 Федеральные и региональные выплаты семьям с детьми-инвалидами 30
2.3 Социальное обеспечение детей-инвалидов, предоставляемое в натуральной форме 36
Заключение 47
Список использованных источников 51
Приложения 56
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в соответствии с международными стандартами и российским законодательством дети отнесены к социальной группе, которая нуждается в повышенном внимании и заботе не только со стороны родителей, но и государства. Признавая особый статус данной социальной группы, государство берет на себя определенные обязательства, к числу которых относятся гарантированные экономические, правовые меры и меры социальной поддержки, обеспечивающие условия для достойной жизни и свободы реализации человека как личности.
Особую категорию детей, наиболее остро нуждающихся в государственно-правовой защите, составляют дети-инвалиды. Это категория детей, которая относится к группе с особыми образовательными потребностями и нуждаются в специальных условиях. Это наиболее уязвимая часть населения, которая нуждается в помощи. Дети с инвалидностью имеют существенные ограничения, которые препятствуют нормальному развитию и затрудняют в обучении.
По статистическим данным инвалидизация детей неуклонно растет. По состоянию на 2021 год количество детей-инвалидов в Российской Федерации 671170 человек, 2022 год – 690 472 человека, 2023 год – 707 293 человек, что от общей численности инвалидов, соответственно, составляет в 2021 – 5,3 %, в 2022 – 5,5 %, в 2023 – 5,8 % .
Численность детей–инвалидов в Калининградской области по данным Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области на 01.01.2024 г. составила 4826 ребенка, из них в возрасте до 3 лет – 361 ребенок, 4–7 лет – 1030 детей, 8–14 лет – 2433 ребенка, 15–17 лет – 1002 ребенка. Причем численность мальчиков больше, чем девочек на 590 человек, 2708 и 2118 соответственно. В разрезе основного заболевания по инвалидности статистики по Калининградской области нет .
Для поддержки детей-инвалидов на территории Российской Федерации предусмотрен целый комплекс мер. Это материальная поддержка, которая выражается в выплате пенсии ребенку-инвалиду, набор социальных услуг, поддержка, выражающаяся в выдаче технических средств реабилитации, в случае нуждаемости, социализация ребенка в общество.
Вместе с тем пробелы в действующем законодательстве, несовершенство законов и других факторы, приводят к нарушениям прав в сфере социальной защиты детей-инвалидов.
Цель исследования – комплексное исследование правовых основ и практики реализации социальной защиты детей-инвалидов в Российской Федерации на примере отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области.
Для достижения указанной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть понятие, сущность и значение социальной защиты детей-инвалидов;
- -рассмотреть нормативно-правовое регулирование социальной защиты детей-инвалидов;
- провести анализ мер социальной поддержки для семей, воспитывающих детей-инвалидов, в Калининградской области;
- охарактеризовать федеральные и региональные выплаты семьям с детьми-инвалидами;
- исследовать особенности социального обеспечения детей-инвалидов, предоставляемое в натуральной форме.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в сфере социальной защиты детей-инвалидов. Предметом исследования выступают международные акты и нормативно-правовые акты Российской Федерации, которые регулируют вопросы правового регулирования социальной защиты детей-инвалидов, взгляды ученых на проблематику в исследуемой области.
Для достижения цели исследования использовались общенаучные методы: анализ, частные научные правовые методы: историко-правовой, формально-юридический.
Теоретической основой исследования послужили труды ученых: как М Н. Ф. Басов Т.П. Бегидова Т.А. Лыхина. М.О. Буянова Е. Е. Мачульская М. В. Филиппова Т.В. Фуряева и др. Также использовались материалы периодической печати и сети Интернет.
В работе применялись следующие нормативные правовые акты, регулирующие отношения по социальной защите детей-инвалидов: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Закон Калининградской области от 07.10.2019 № 318 «Социальный кодекс Калининградской области» и др.
Эмпирической основой исследования являются статистические данные Федеральной службы государственной статистики, Социального фонда России, Министерства социальной политики Калининградской области.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе рассмотрены теоретико-правовые основы социальной защиты детей-инвалидов в Российской Федерации.
Во второй главе исследована практика реализации социальной защиты детей-инвалидов в Российской Федерации на примере отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области.
Особую категорию детей, наиболее остро нуждающихся в государственно-правовой защите, составляют дети-инвалиды. Это категория детей, которая относится к группе с особыми образовательными потребностями и нуждаются в специальных условиях. Это наиболее уязвимая часть населения, которая нуждается в помощи. Дети с инвалидностью имеют существенные ограничения, которые препятствуют нормальному развитию и затрудняют в обучении.
По статистическим данным инвалидизация детей неуклонно растет. По состоянию на 2021 год количество детей-инвалидов в Российской Федерации 671170 человек, 2022 год – 690 472 человека, 2023 год – 707 293 человек, что от общей численности инвалидов, соответственно, составляет в 2021 – 5,3 %, в 2022 – 5,5 %, в 2023 – 5,8 % .
Численность детей–инвалидов в Калининградской области по данным Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области на 01.01.2024 г. составила 4826 ребенка, из них в возрасте до 3 лет – 361 ребенок, 4–7 лет – 1030 детей, 8–14 лет – 2433 ребенка, 15–17 лет – 1002 ребенка. Причем численность мальчиков больше, чем девочек на 590 человек, 2708 и 2118 соответственно. В разрезе основного заболевания по инвалидности статистики по Калининградской области нет .
Для поддержки детей-инвалидов на территории Российской Федерации предусмотрен целый комплекс мер. Это материальная поддержка, которая выражается в выплате пенсии ребенку-инвалиду, набор социальных услуг, поддержка, выражающаяся в выдаче технических средств реабилитации, в случае нуждаемости, социализация ребенка в общество.
Вместе с тем пробелы в действующем законодательстве, несовершенство законов и других факторы, приводят к нарушениям прав в сфере социальной защиты детей-инвалидов.
Цель исследования – комплексное исследование правовых основ и практики реализации социальной защиты детей-инвалидов в Российской Федерации на примере отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области.
Для достижения указанной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть понятие, сущность и значение социальной защиты детей-инвалидов;
- -рассмотреть нормативно-правовое регулирование социальной защиты детей-инвалидов;
- провести анализ мер социальной поддержки для семей, воспитывающих детей-инвалидов, в Калининградской области;
- охарактеризовать федеральные и региональные выплаты семьям с детьми-инвалидами;
- исследовать особенности социального обеспечения детей-инвалидов, предоставляемое в натуральной форме.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в сфере социальной защиты детей-инвалидов. Предметом исследования выступают международные акты и нормативно-правовые акты Российской Федерации, которые регулируют вопросы правового регулирования социальной защиты детей-инвалидов, взгляды ученых на проблематику в исследуемой области.
Для достижения цели исследования использовались общенаучные методы: анализ, частные научные правовые методы: историко-правовой, формально-юридический.
Теоретической основой исследования послужили труды ученых: как М Н. Ф. Басов Т.П. Бегидова Т.А. Лыхина. М.О. Буянова Е. Е. Мачульская М. В. Филиппова Т.В. Фуряева и др. Также использовались материалы периодической печати и сети Интернет.
В работе применялись следующие нормативные правовые акты, регулирующие отношения по социальной защите детей-инвалидов: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Закон Калининградской области от 07.10.2019 № 318 «Социальный кодекс Калининградской области» и др.
Эмпирической основой исследования являются статистические данные Федеральной службы государственной статистики, Социального фонда России, Министерства социальной политики Калининградской области.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе рассмотрены теоретико-правовые основы социальной защиты детей-инвалидов в Российской Федерации.
Во второй главе исследована практика реализации социальной защиты детей-инвалидов в Российской Федерации на примере отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области.
До принятия медико-социальной модели дети-инвалиды не признавались субъектами права социального обеспечения, так как в силу возраста не могли быть трудоспособными гражданами. Только с принятием медико-социальной модели, которая рассматривает инвалидность не только с точки зрения трудоспособности, но также и ограничений жизнедеятельности в различных сферах, в российском законодательстве появились нормы, которые определили правовой статус ребенка-инвалида.
Правовой статус ребенка-инвалида отличается от статуса инвалида старше 18 лет. Если взрослому населению устанавливается группа инвалидности, в зависимости от стойких нарушений функций организма, а также группа может присваиваться бессрочно, то детям-инвалидам группы инвалидности не присваиваются. Более того, статус ребенка-инвалида всегда носит срочный характер. В зависимости от срока установления инвалидности, либо до достижения ребенком-инвалидом возраста 18 лет.
Пенсия взрослых инвалидов зависит от группы инвалидности. Для детей-инвалидов в отношении выплат такая дифференциация не производится. Согласно Международной классификации функционирования, если бы такая дифференциация была принята и для детей-инвалидов, то это бы позволило обеспечить тот уровень социального обеспечения, который соответствовал физическим потребностям инвалида.
Анализируя российское законодательство можно сделать вывод о том, что статус ребенка-инвалида оказывает непосредственное влияние на объем прав лиц, которые осуществляют уход за ребенком-инвалидом. Например, пособие лицу, осуществляющему уход за ребенком инвалидом.
Государственная поддержка является крайне необходимой. В зависимости от тяжести заболевания и стойких нарушений функций организма дети-инвалиды нуждаются в лекарственном обеспечении, технических средствах реабилитации, специальном лечебном питании.
Вместе с тем, в российском законодательстве не предусмотрены меры ответственности за нарушение прав детей-инвалидов в области социального обеспечения. К негативным последствиям может привести неправомерный отказ в установлении статуса ребенок-инвалид. Имея стойкие выраженные нарушения, ребенок должен получать соответствующее лечение, реабилитационные мероприятия, санаторно-курортное лечение. В случае отказа в установлении инвалидности ребенок фактически лишается права на эти мероприятия. Так как, зачастую обеспечение ребенка всем необходимым стоит очень больших затрат, однако, не каждая семья сможет это обеспечить.
В рамках исследования установлено, что ребенок-инвалид (законные представители) подлежат юридической ответственности. Это вытекает из взаимоотношений между ребенком-инвалидом и государством. Нарушение процедурных правоотношений влечет за собой санкции в материальных отношениях.
При исследовании установлены основания, при которых законные представители ребенка-инвалида могут быть привлечены к ответственности, в том числе и уголовной. Основаниями возникновения ответственности могут быть: недостоверные сведения, подложные документы, отсутствие информирования со стороны представителя об изменении условий, которые могут послужить основанием для отказа в выплатах.
В российском законодательстве отсутствуют нормы, которые устанавливают ответственность за не предоставление социального обеспечения в натуральной форме. Для устранения нарушений необходимо усилить прокурорский и общественный контроль за соблюдением прав детей-инвалидов.
Социальное обеспечение в виде выплат не позволяет учесть потребностей каждого ребенка-инвалида, так как закрепляется за всеми детьми-инвалидами в одинаковом объеме.
Ежемесячная денежная выплата, которая выплачивается ребенку-инвалиду при отказе от набора социальных услуг, не может считаться достойной компенсацией, так как объем её несоизмеримо мал и не учитывает основных потребностей ребенка в зависимости от ограничений жизнедеятельности. Кроме того, объем денежных средств, выделяемые на лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение, проезд к месту лечения и обратно настолько занижен, что не обеспечивает требований федерального законодательства, в рамках установленных сроков предоставление услуг в календарный год.
Помимо федеральных выплат детям-инвалидам в ряде субъектов Российской Федерации предусмотрены региональные выплаты.
Нормативная база в сфере санаторно-курортного лечения, имеет противоречивость правового регулирования. Перечень медицинских показаний и противопоказаний имеет ограниченный круг заболеваний, согласно которым, детям полагается санаторно-курортное лечение. Вместе с тем, перечень противопоказаний ограничивает права детей-инвалидов, имеющих более серьезные нарушения здоровья. По закону срок предоставления услуги – календарный год. Однако, на практике этот срок увеличивается до 3-4 лет. В связи с чем, требуется пересмотр нормативов финансирования социального обеспечения в рамках набора социальных услуг.
Реабилитационные мероприятия, как один из элементов комплексного подхода, имеют очень важное значение. Однако, такое понятие как «реабилитационный потенциал», может нести в себе скрытую угрозу. Если специалист не определит, что у ребенка имеется этот потенциал, то, скорее всего, реабилитационные мероприятия для таких детей-инвалидов проводиться не будут.
Лекарственное обеспечение детей-инвалидов имеет огромное значение. Программы гарантий обеспечения лекарственными препаратами разработаны и на федеральном, и на региональном уровне. Обе программы предусматривают выдачу всех лекарственных препаратов бесплатно. Реализация программ на практике имеет ряд существенных недостатков. Органами здравоохранения даются разъяснения, в соответствии с которыми, дети-инвалиды имеют право лишь на те лекарственные препараты, которые включены в соответствующие перечни государственных гарантий. При этом необходимо отметить, что данные позиции неоднократно были оспорены в судах различных инстанций как родителями детей-инвалидов, так и работниками органов прокуратуры, которые обращались в суд в интересах ребенка-инвалида. Еще одним нюансом является отказ ребенка-инвалида от набора социальных услуг. Органы здравоохранения причисляют ребенка-инвалида к «федеральным льготникам» и отказывают в лекарственном обеспечении. Похожая ситуация возникает в случаях, когда ребенку-инвалиду по жизненным показаниям назначаются препараты, не зарегистрированные на территории Российской Федерации. Неоднократные решения и определения судов подтверждают факт неверного трактования законов органами здравоохранения. В связи с чем, считаю необходимым для устранения нарушений прав детей-инвалидов, внести следующие изменения в законодательство Российской Федерации.
В случаях, когда необеспечение ребенка-инвалида лекарственными препаратами привело к нежелательным последствиям, необходимо предусмотреть ответственность вплоть до уголовной. Статью 115 УК РФ «Умышленное причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности», дополнить в ч. 2 п. «д» «в отношении ребенка-инвалида, выраженное в необеспечении его лекарственными препаратами».
Сложности в обеспечении детей-инвалидов техническими средствами реабилитации обусловили необходимость внести дополнение в Главу 5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Ст. 5.42.1 «Нарушение прав инвалидов, детей-инвалидов в области обеспечения техническими средствами реабилитации». Неисполнение ответственным органом обязанности по обеспечению инвалидов, детей-инвалидов техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Как итог, анализ международных норм, федерального и регионального законодательства в сфере правового регулирования социальной защиты детей-инвалидов определил механизм действенного социального обеспечения, несовершенство законодательства и помог определить предложения по совершенствованию законодательства в сфере правового регулирования социальной защиты детей-инвалидов.
Правовой статус ребенка-инвалида отличается от статуса инвалида старше 18 лет. Если взрослому населению устанавливается группа инвалидности, в зависимости от стойких нарушений функций организма, а также группа может присваиваться бессрочно, то детям-инвалидам группы инвалидности не присваиваются. Более того, статус ребенка-инвалида всегда носит срочный характер. В зависимости от срока установления инвалидности, либо до достижения ребенком-инвалидом возраста 18 лет.
Пенсия взрослых инвалидов зависит от группы инвалидности. Для детей-инвалидов в отношении выплат такая дифференциация не производится. Согласно Международной классификации функционирования, если бы такая дифференциация была принята и для детей-инвалидов, то это бы позволило обеспечить тот уровень социального обеспечения, который соответствовал физическим потребностям инвалида.
Анализируя российское законодательство можно сделать вывод о том, что статус ребенка-инвалида оказывает непосредственное влияние на объем прав лиц, которые осуществляют уход за ребенком-инвалидом. Например, пособие лицу, осуществляющему уход за ребенком инвалидом.
Государственная поддержка является крайне необходимой. В зависимости от тяжести заболевания и стойких нарушений функций организма дети-инвалиды нуждаются в лекарственном обеспечении, технических средствах реабилитации, специальном лечебном питании.
Вместе с тем, в российском законодательстве не предусмотрены меры ответственности за нарушение прав детей-инвалидов в области социального обеспечения. К негативным последствиям может привести неправомерный отказ в установлении статуса ребенок-инвалид. Имея стойкие выраженные нарушения, ребенок должен получать соответствующее лечение, реабилитационные мероприятия, санаторно-курортное лечение. В случае отказа в установлении инвалидности ребенок фактически лишается права на эти мероприятия. Так как, зачастую обеспечение ребенка всем необходимым стоит очень больших затрат, однако, не каждая семья сможет это обеспечить.
В рамках исследования установлено, что ребенок-инвалид (законные представители) подлежат юридической ответственности. Это вытекает из взаимоотношений между ребенком-инвалидом и государством. Нарушение процедурных правоотношений влечет за собой санкции в материальных отношениях.
При исследовании установлены основания, при которых законные представители ребенка-инвалида могут быть привлечены к ответственности, в том числе и уголовной. Основаниями возникновения ответственности могут быть: недостоверные сведения, подложные документы, отсутствие информирования со стороны представителя об изменении условий, которые могут послужить основанием для отказа в выплатах.
В российском законодательстве отсутствуют нормы, которые устанавливают ответственность за не предоставление социального обеспечения в натуральной форме. Для устранения нарушений необходимо усилить прокурорский и общественный контроль за соблюдением прав детей-инвалидов.
Социальное обеспечение в виде выплат не позволяет учесть потребностей каждого ребенка-инвалида, так как закрепляется за всеми детьми-инвалидами в одинаковом объеме.
Ежемесячная денежная выплата, которая выплачивается ребенку-инвалиду при отказе от набора социальных услуг, не может считаться достойной компенсацией, так как объем её несоизмеримо мал и не учитывает основных потребностей ребенка в зависимости от ограничений жизнедеятельности. Кроме того, объем денежных средств, выделяемые на лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение, проезд к месту лечения и обратно настолько занижен, что не обеспечивает требований федерального законодательства, в рамках установленных сроков предоставление услуг в календарный год.
Помимо федеральных выплат детям-инвалидам в ряде субъектов Российской Федерации предусмотрены региональные выплаты.
Нормативная база в сфере санаторно-курортного лечения, имеет противоречивость правового регулирования. Перечень медицинских показаний и противопоказаний имеет ограниченный круг заболеваний, согласно которым, детям полагается санаторно-курортное лечение. Вместе с тем, перечень противопоказаний ограничивает права детей-инвалидов, имеющих более серьезные нарушения здоровья. По закону срок предоставления услуги – календарный год. Однако, на практике этот срок увеличивается до 3-4 лет. В связи с чем, требуется пересмотр нормативов финансирования социального обеспечения в рамках набора социальных услуг.
Реабилитационные мероприятия, как один из элементов комплексного подхода, имеют очень важное значение. Однако, такое понятие как «реабилитационный потенциал», может нести в себе скрытую угрозу. Если специалист не определит, что у ребенка имеется этот потенциал, то, скорее всего, реабилитационные мероприятия для таких детей-инвалидов проводиться не будут.
Лекарственное обеспечение детей-инвалидов имеет огромное значение. Программы гарантий обеспечения лекарственными препаратами разработаны и на федеральном, и на региональном уровне. Обе программы предусматривают выдачу всех лекарственных препаратов бесплатно. Реализация программ на практике имеет ряд существенных недостатков. Органами здравоохранения даются разъяснения, в соответствии с которыми, дети-инвалиды имеют право лишь на те лекарственные препараты, которые включены в соответствующие перечни государственных гарантий. При этом необходимо отметить, что данные позиции неоднократно были оспорены в судах различных инстанций как родителями детей-инвалидов, так и работниками органов прокуратуры, которые обращались в суд в интересах ребенка-инвалида. Еще одним нюансом является отказ ребенка-инвалида от набора социальных услуг. Органы здравоохранения причисляют ребенка-инвалида к «федеральным льготникам» и отказывают в лекарственном обеспечении. Похожая ситуация возникает в случаях, когда ребенку-инвалиду по жизненным показаниям назначаются препараты, не зарегистрированные на территории Российской Федерации. Неоднократные решения и определения судов подтверждают факт неверного трактования законов органами здравоохранения. В связи с чем, считаю необходимым для устранения нарушений прав детей-инвалидов, внести следующие изменения в законодательство Российской Федерации.
В случаях, когда необеспечение ребенка-инвалида лекарственными препаратами привело к нежелательным последствиям, необходимо предусмотреть ответственность вплоть до уголовной. Статью 115 УК РФ «Умышленное причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности», дополнить в ч. 2 п. «д» «в отношении ребенка-инвалида, выраженное в необеспечении его лекарственными препаратами».
Сложности в обеспечении детей-инвалидов техническими средствами реабилитации обусловили необходимость внести дополнение в Главу 5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Ст. 5.42.1 «Нарушение прав инвалидов, детей-инвалидов в области обеспечения техническими средствами реабилитации». Неисполнение ответственным органом обязанности по обеспечению инвалидов, детей-инвалидов техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Как итог, анализ международных норм, федерального и регионального законодательства в сфере правового регулирования социальной защиты детей-инвалидов определил механизм действенного социального обеспечения, несовершенство законодательства и помог определить предложения по совершенствованию законодательства в сфере правового регулирования социальной защиты детей-инвалидов.
Подобные работы
- Правовое регулирование опеки и попечительства в РФ
Дипломные работы, ВКР, семейное право. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023



