Особенности совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров, помещенных под специальные таможенные процедуры (Южно-Уральский государственный университет)
|
Объект исследования - Челябинская таможня.
Проведен анализ данных за 2022-2023 годы.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ И ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ, ПОМЕЩЕННЫХ ПОД СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ 7
1.1 Понятие, сущность и виды таможенных операций в отношении товаров, помещенных под специальные таможенные процедуры 7
1.2 Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, помещенных под специальные таможенные процедуры 14
1.3 Таможенный контроль в отношении товаров, помещенных под специальные таможенные процедуры 17
2 ОЦЕНКА СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ И ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ, ПОМЕЩЕННЫХ ПОД СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ТАМОЖНЕ 27
2.1 Краткая характеристика Челябинской таможни 27
2.2 Анализ совершения таможенных операций в отношении товаров, помещенных под специальные таможенные процедуры в Челябинской таможне 29
2.3 Анализ проведения таможенного контроля в отношении товаров, помещенных под специальные таможенные процедуры в Челябинской таможне 35
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ И ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ, ПОМЕЩЕННЫХ ПОД СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ 47
3.1 Проблемы совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров, помещенных под специальные таможенные процедуры 47
3.2 Рекомендации по совершенствованию совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров, помещенных под специальные таможенные процедуры 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 81
ПРИЛОЖЕНИЕ А – Перечень технических средств таможенного контроля 85
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Организационная структура Челябинской таможни 86
Проведен анализ данных за 2022-2023 годы.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ И ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ, ПОМЕЩЕННЫХ ПОД СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ 7
1.1 Понятие, сущность и виды таможенных операций в отношении товаров, помещенных под специальные таможенные процедуры 7
1.2 Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, помещенных под специальные таможенные процедуры 14
1.3 Таможенный контроль в отношении товаров, помещенных под специальные таможенные процедуры 17
2 ОЦЕНКА СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ И ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ, ПОМЕЩЕННЫХ ПОД СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ТАМОЖНЕ 27
2.1 Краткая характеристика Челябинской таможни 27
2.2 Анализ совершения таможенных операций в отношении товаров, помещенных под специальные таможенные процедуры в Челябинской таможне 29
2.3 Анализ проведения таможенного контроля в отношении товаров, помещенных под специальные таможенные процедуры в Челябинской таможне 35
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ И ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ, ПОМЕЩЕННЫХ ПОД СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ 47
3.1 Проблемы совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров, помещенных под специальные таможенные процедуры 47
3.2 Рекомендации по совершенствованию совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров, помещенных под специальные таможенные процедуры 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 81
ПРИЛОЖЕНИЕ А – Перечень технических средств таможенного контроля 85
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Организационная структура Челябинской таможни 86
Современные социально-экономические тенденции развития России и ее взаимоотношения с другими государствами во многом зависят от того, насколько успешно будет осуществляться внешняя торговля и внешнеторговые сообщения между странами. Внешнеторговые связи формируются посредством целого ряда направлений и средств перемещения различных ресурсов между странами. В системе международного разделения труда, их реализация осуществляется через внешнеторговую деятельность, которая является одной из важнейших частей внешнеэкономической деятельности каждой страны. Внешняя торговля подразумевает взаимодействие стран между собой в рамках движения товара (услуг) через установленные государственные границы ЕАЭС, в том числе с помощью помещения товаров под специальные таможенные процедуры.
Понятие специальной таможенной процедуры, приведенное в ТК ЕАЭС, определяет, ее, как процедуру, при которой отдельные категории товаров по перечню и в соответствии с условиями, установленными Комиссией ЕАЭС, ввозятся в Российскую Федерацию или вывозятся из Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений, за исключением случаев, установленных правом ЕАЭС в отношении этих категорий товаров.
Ввезти зарубежную продукцию в ЕАЭС, экспортировать товары местных производителей за рубеж, перевезти груз транзитом без пошлинных сборов – все это, и многое другое можно осуществлять, используя набор существующих таможенных процедур. Специальная таможенная процедура применима как к иностранным товарам, так и к продукции ЕАЭС, перемещаемой через границу без оплаты налогов и сборов.
Знание особенностей применения специальной таможенной процедуры со стороны таможенных органов позволяют содействовать развитию разнообразных форм деятельности, в частности способствовать проведению международных спортивных мероприятий, соблюдая при этом действующее таможенное законодательство. Естественно, что все выше перечисленное, содействует становлению и укреплению имиджа государства и развитию цивилизованных международных отношений особенно в сфере внешней политики.
Цель выпускной квалификационной работы – исследование особенностей совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров, помещенных под специальные таможенные процедуры.
Задачи работы:
- изучить теоретические аспекты совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров, помещенных под специальные таможенные процедуры;
- провести оценку совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров, помещенных под специальные таможенные процедуры в Челябинской таможне;
- разработать рекомендации по совершенствованию совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров, помещенных под специальные таможенные процедуры.
Объект выпускной квалификационной работы – применение специальных таможенных процедур при таможенном оформлении товаров.
Предмет выпускной квалификационной работы – особенности совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров, помещенных под специальные таможенные процедуры.
Нормативной базой исследования служат Гражданский кодекс РФ [2], Федеральный закон «О таможенном регулировании в РФ» [6], Таможенный кодекс Евразийского экономического союза от 01.01.2018 [3] и др.
Наиболее полно освещены вопросы таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров, помещенных под специальные таможенные процедуры в трудах Е.Н.Шахов 31, К.В. Алябьева [10], М.Б. Худжатова [30], Г.И. Барбышева [12] и др.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы использовались различные методы исследования: анализ литературы по теме исследования, аналитический, экономико-статистический и другие.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение, три главы, заключение, библиографический список, приложения.
Результаты работы будут рекомендованы для использования по совершенствованию совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров, помещенных под специальные таможенные процедуры в Челябинской таможне.
Понятие специальной таможенной процедуры, приведенное в ТК ЕАЭС, определяет, ее, как процедуру, при которой отдельные категории товаров по перечню и в соответствии с условиями, установленными Комиссией ЕАЭС, ввозятся в Российскую Федерацию или вывозятся из Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений, за исключением случаев, установленных правом ЕАЭС в отношении этих категорий товаров.
Ввезти зарубежную продукцию в ЕАЭС, экспортировать товары местных производителей за рубеж, перевезти груз транзитом без пошлинных сборов – все это, и многое другое можно осуществлять, используя набор существующих таможенных процедур. Специальная таможенная процедура применима как к иностранным товарам, так и к продукции ЕАЭС, перемещаемой через границу без оплаты налогов и сборов.
Знание особенностей применения специальной таможенной процедуры со стороны таможенных органов позволяют содействовать развитию разнообразных форм деятельности, в частности способствовать проведению международных спортивных мероприятий, соблюдая при этом действующее таможенное законодательство. Естественно, что все выше перечисленное, содействует становлению и укреплению имиджа государства и развитию цивилизованных международных отношений особенно в сфере внешней политики.
Цель выпускной квалификационной работы – исследование особенностей совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров, помещенных под специальные таможенные процедуры.
Задачи работы:
- изучить теоретические аспекты совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров, помещенных под специальные таможенные процедуры;
- провести оценку совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров, помещенных под специальные таможенные процедуры в Челябинской таможне;
- разработать рекомендации по совершенствованию совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров, помещенных под специальные таможенные процедуры.
Объект выпускной квалификационной работы – применение специальных таможенных процедур при таможенном оформлении товаров.
Предмет выпускной квалификационной работы – особенности совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров, помещенных под специальные таможенные процедуры.
Нормативной базой исследования служат Гражданский кодекс РФ [2], Федеральный закон «О таможенном регулировании в РФ» [6], Таможенный кодекс Евразийского экономического союза от 01.01.2018 [3] и др.
Наиболее полно освещены вопросы таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров, помещенных под специальные таможенные процедуры в трудах Е.Н.Шахов 31, К.В. Алябьева [10], М.Б. Худжатова [30], Г.И. Барбышева [12] и др.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы использовались различные методы исследования: анализ литературы по теме исследования, аналитический, экономико-статистический и другие.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение, три главы, заключение, библиографический список, приложения.
Результаты работы будут рекомендованы для использования по совершенствованию совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров, помещенных под специальные таможенные процедуры в Челябинской таможне.
Участники ВЭД, имеющие регистрацию в странах ЕАЭС, пользуются правом беспошлинной торговли в пределах ЕАЭС. Для перевозок между этими странами, а также между государствами СНГ применяются специальные таможенные процедуры, условия которых оговариваются определёнными законодательными актами.
Специальная таможенная процедура, в соответствие со ст. 253 ТК ЕАЭС, «таможенная процедура, применяемая в отношении отдельных категорий иностранных товаров и товаров Союза, в соответствии с которой такие товары перемещаются через таможенную границу Союза, находятся и (или) используются на таможенной территории Союза или за ее пределами без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и (или) их использования в соответствии с такой таможенной процедурой» 4, с. 49.
СТП позволяет ввозить и вывозить международные грузы без уплаты пошлин, налогов и таможенных сборов. Она часто применяется в отношении перевозимого имущества консульств и посольств, дипломатических, спасательных (МЧС) и военных подразделений. Яркий пример груза, не облагаемого пошлиной по СТП – дипломатическая почта/корреспонденция.
СТП имеет узкоспециальный характер и может оформляться в отношении грузов, которые запрещено провозить через границу РФ по другим таможенным процедурам. Для ее оформления нужно не только декларирование груза, но и пакет сопроводительной документации, в которой подробно описывается его характер и назначение. Чаще всего для получения этой документации приходится напрямую обращаться в Министерство иностранных дел, в МЧС, в Министерство спорта, и другие государственные ведомства РФ.
Их задача подтвердить, что декларируемые товары действительно назначаются для целей, при которых возможно помещение товаров под СТП. Подтверждающие документы выдают такие органы исполнительной власти, как: МЧС РФ, МИД РФ, Минспорта РФ и др.
После утверждения поданной заявки на вывоз товаров участнику ВЭД будет разрешен вывоз товара под специальным таможенном режиме.
Предусмотренные ТК ЕАЭС формы таможенного контроля выступают одновременно контрольно-предупредительными мерами в системе административного принуждения. При таможенном контроле товаров при специальной таможенной процедуре проверяется достоверность указанных сведений на товар в предоставленном заявлении, сопроводительной документации, сроки действия заявленной процедуры, правильность отнесения товара к перечню товаров для специальной таможенной процедуре.
В случае выявленных нарушений товар не выпускается (не впускается) с территории ЕАЭС, помещается под таможенную процедуру временного ввоза и начисляются соответствующие таможенные платежи.
Сегодня Челябинская таможня - одна из крупнейших таможен в Уральском федеральном округе. В зоне деятельности функционируют 10 таможенных постов. Все они расположены в Челябинской области. В Челябинской области растет количество участников ВЭД. В 2023 году по сравнению с 2022-м их стало на 6% больше (более 3,7 тысячи). Общий объем внешней торговли региона в 2023 г. составил 7 миллиардов долларов (рост на 62,8% в сравнении с 2022 г.).
В результате деятельности Челябинской таможни в 2022 году зарегистрировано операций по специальным таможенным процедурам на 13% больше 2021 г., в 2023 г. на 10,4% больше 2022 года. В структуре операций по специальным таможенным процедурам преобладают операции по оружию, боевой технике, боезапасам Армии России, перемещаемых через государственную границу с целью участия в военных учениях и выполнения специальных операций (в 2021 г. - 30%, в 2022 г. - 40%, в 2023 г. - 45%).
Анализ применения форм таможенного контроля Челябинской таможней в отношении товаров по СТП показал, что большую часть форм таможенного контроля в отношении товаров по СТП составляют проверка таможенных документов (53,1%).
В структуре таможенного контроля увеличилась к 2023 году доля таможенных досмотров на 24,5% и предоставление объяснений на 32,0%. В результате применения форм таможенного контроля в отношении товаров по СТП Челябинской таможней на 35,0% больше получит платежей в бюджет в 2023 году, в основном за счет доначисления таможенных платежей и налогов (на 69,0%).
В 2023 г. анализ выявленных нарушений при таможенном контроле Челябинской таможней в отношении товаров СТП показал снижение нарушений УК РФ на 23,1% и увеличение административных нарушений на 35,0%.
В процессе проведенного исследования нами выявлены следующие проблемы при совершении таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров, помещенных под специальные таможенные процедуры:
1. Предоставление при таможенном оформлении товаров, помещенных под специальные таможенные процедуры подтверждающих документов в бумажном виде.
2. Отсутствие тесного электронного информационного взаимодействия таможенных органов ЕАЭС с таможенными органами зарубежных стран при таможенном оформлении товаров, помещенных под специальные таможенные процедуры, что не позволяет участникам ВЭД полностью перейти на предоставление подтверждающих документов в электронном виде и затрудняет таможенный контроль.
3. Незаконное перемещение запрещенных и ограниченных к ввозу товаров, а также декларирование товаров с нарушением права ЕАЭС в области таможенного дела по специальным таможенным процедурам.
Цифровизация современной экономики является глобальным процессом, который затрагивает все общество, трансформируя экономические и социальные стороны жизни, не обходит стороной и сферу таможенного дела.
На протяжении последнего десятилетия в таможенном деле РФ происходит упрощение таможенных формальностей и осуществляется переход на более простой и удобный уровень информатизации и цифровизации. В 2023 году профессионалы в этой отрасли, помимо знаний о законах и процедурах, должны владеть специализированным логистическим программным обеспечением, быть способными управлять интеллектуальными пунктами пропуска и т.д.
Суть цифровизации заключается в процессе использования цифровых технологий, инструментов или платформ, которые заменяют бумажные носители информации на электронные для хранения данных и эффективного контроля цепи поставок товаров. Актуальность и перспективность использования цифровых технологий в сфере таможни очевидны. Однако, в то же время, нельзя не отметить ряд возникших проблем в вопросе внедрения и использования таможенных технологий.
Развитие новых технологий и интенсивная цифровизация позволяют автоматизировать многие административные процессы в работе ФТС России, что имеет особое значение в условиях перестройки логистических цепочек и усиливающегося санкционного давления. Применение IT-технологий повышает результативность таможенного контроля, а также позволяет оптимизировать рабочую нагрузку, структуру таможенных органов и более рационально использовать средства на их содержание.
По выявленным проблемам предлагаем рекомендации по совершенствованию таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров, помещенных под специальные таможенные процедуры:
1. Разработка электронных форм подачи документов для специальной таможенной процедуры при таможенном оформлении товаров под специальные таможенные процедуры, а также перераспределение количества должностных лиц таможенного органа при совершении таможенных операций по декларированию товаров специальной таможенной процедуры в момент проведения мероприятий.
2. Сформировать электронное информационное взаимодействие таможенных органов ЕАЭС с таможенными органами зарубежных стран при таможенном оформлении товаров, помещенных под специальные таможенные процедуры.
Предлагаем следующие пути решения:
– введение требования предоставления информации уполномоченным организациям до помещения товаров под специальную таможенную процедуру;
– разработка инструментов системы управления рисками в отношении товаров, помещенных под специальную таможенную процедуру;
– взаимодействие государственных органов при осуществлении перемещения товарной партии внутри ЕАЭС;
- сформировать электронное информационное взаимодействие таможенных органов ЕАЭС с таможенными органами зарубежных стран при таможенном оформлении товаров, помещенных под специальные таможенные процедуры.
3. Для снижения незаконного перемещения запрещенных и ограниченных к ввозу товаров, а также декларирования товаров с нарушением права ЕАЭС в области таможенного дела по специальным таможенным процедурам предлагаем разработать пояснительную документацию по декларированию товаров, помещенных под специальные таможенные процедуры, по отнесению товаров к определенным кодам ТН ВЭД ЕАЭС.
При проведении анализа порядка перемещения товаров спортивного назначения, были выявлены плюсы и минусы таможенного регулирования в отношении данной категории товаров. Исходя из этого, при осуществлении перемещения спортивных товаров через границу в целях проведения соревнований международного масштаба, таможенным органам следует:
– четко руководствоваться закрепленным законодательством Порядком перемещения таких товаров в целях организации и проведения международных спортивно-массовых мероприятий;
– активно взаимодействовать с организаторами таких мероприятий по вопросам, касающимся перевозимых товаров для спортивных нужд;
– акцентировать внимание на сведениях о лицах, перемещающих товар (например, наличие или отсутствие олимпийского удостоверения личности, аккредитации), о лицах, декларирующих товар (наличие или отсутствие полномочий на такое декларирование), о перемещаемых товарах;
– следить за соблюдением сроков нахождения спортивного инвентаря под процедурами, предусматривающих временный ввоз (три месяца с момента окончания спортивно-массового мероприятия).
В заключение, стоит подчеркнуть, что большинство товаров, предназначенных для спортивных нужд и перемещаемых в целях проведения международных соревнований достаточно легко поддаются идентификации и классификации, имеют четкое описание и удобное расположение в ТН ВЭД ЕАЭС, однако некоторые категории, такие как инвентарь для санных видов спорта, по мнению автора, все же нуждаются в индивидуальной классификации в рамках ТН ВЭД и в терминологической доработке в рамках Кодекса.
Специальная таможенная процедура, в соответствие со ст. 253 ТК ЕАЭС, «таможенная процедура, применяемая в отношении отдельных категорий иностранных товаров и товаров Союза, в соответствии с которой такие товары перемещаются через таможенную границу Союза, находятся и (или) используются на таможенной территории Союза или за ее пределами без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и (или) их использования в соответствии с такой таможенной процедурой» 4, с. 49.
СТП позволяет ввозить и вывозить международные грузы без уплаты пошлин, налогов и таможенных сборов. Она часто применяется в отношении перевозимого имущества консульств и посольств, дипломатических, спасательных (МЧС) и военных подразделений. Яркий пример груза, не облагаемого пошлиной по СТП – дипломатическая почта/корреспонденция.
СТП имеет узкоспециальный характер и может оформляться в отношении грузов, которые запрещено провозить через границу РФ по другим таможенным процедурам. Для ее оформления нужно не только декларирование груза, но и пакет сопроводительной документации, в которой подробно описывается его характер и назначение. Чаще всего для получения этой документации приходится напрямую обращаться в Министерство иностранных дел, в МЧС, в Министерство спорта, и другие государственные ведомства РФ.
Их задача подтвердить, что декларируемые товары действительно назначаются для целей, при которых возможно помещение товаров под СТП. Подтверждающие документы выдают такие органы исполнительной власти, как: МЧС РФ, МИД РФ, Минспорта РФ и др.
После утверждения поданной заявки на вывоз товаров участнику ВЭД будет разрешен вывоз товара под специальным таможенном режиме.
Предусмотренные ТК ЕАЭС формы таможенного контроля выступают одновременно контрольно-предупредительными мерами в системе административного принуждения. При таможенном контроле товаров при специальной таможенной процедуре проверяется достоверность указанных сведений на товар в предоставленном заявлении, сопроводительной документации, сроки действия заявленной процедуры, правильность отнесения товара к перечню товаров для специальной таможенной процедуре.
В случае выявленных нарушений товар не выпускается (не впускается) с территории ЕАЭС, помещается под таможенную процедуру временного ввоза и начисляются соответствующие таможенные платежи.
Сегодня Челябинская таможня - одна из крупнейших таможен в Уральском федеральном округе. В зоне деятельности функционируют 10 таможенных постов. Все они расположены в Челябинской области. В Челябинской области растет количество участников ВЭД. В 2023 году по сравнению с 2022-м их стало на 6% больше (более 3,7 тысячи). Общий объем внешней торговли региона в 2023 г. составил 7 миллиардов долларов (рост на 62,8% в сравнении с 2022 г.).
В результате деятельности Челябинской таможни в 2022 году зарегистрировано операций по специальным таможенным процедурам на 13% больше 2021 г., в 2023 г. на 10,4% больше 2022 года. В структуре операций по специальным таможенным процедурам преобладают операции по оружию, боевой технике, боезапасам Армии России, перемещаемых через государственную границу с целью участия в военных учениях и выполнения специальных операций (в 2021 г. - 30%, в 2022 г. - 40%, в 2023 г. - 45%).
Анализ применения форм таможенного контроля Челябинской таможней в отношении товаров по СТП показал, что большую часть форм таможенного контроля в отношении товаров по СТП составляют проверка таможенных документов (53,1%).
В структуре таможенного контроля увеличилась к 2023 году доля таможенных досмотров на 24,5% и предоставление объяснений на 32,0%. В результате применения форм таможенного контроля в отношении товаров по СТП Челябинской таможней на 35,0% больше получит платежей в бюджет в 2023 году, в основном за счет доначисления таможенных платежей и налогов (на 69,0%).
В 2023 г. анализ выявленных нарушений при таможенном контроле Челябинской таможней в отношении товаров СТП показал снижение нарушений УК РФ на 23,1% и увеличение административных нарушений на 35,0%.
В процессе проведенного исследования нами выявлены следующие проблемы при совершении таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров, помещенных под специальные таможенные процедуры:
1. Предоставление при таможенном оформлении товаров, помещенных под специальные таможенные процедуры подтверждающих документов в бумажном виде.
2. Отсутствие тесного электронного информационного взаимодействия таможенных органов ЕАЭС с таможенными органами зарубежных стран при таможенном оформлении товаров, помещенных под специальные таможенные процедуры, что не позволяет участникам ВЭД полностью перейти на предоставление подтверждающих документов в электронном виде и затрудняет таможенный контроль.
3. Незаконное перемещение запрещенных и ограниченных к ввозу товаров, а также декларирование товаров с нарушением права ЕАЭС в области таможенного дела по специальным таможенным процедурам.
Цифровизация современной экономики является глобальным процессом, который затрагивает все общество, трансформируя экономические и социальные стороны жизни, не обходит стороной и сферу таможенного дела.
На протяжении последнего десятилетия в таможенном деле РФ происходит упрощение таможенных формальностей и осуществляется переход на более простой и удобный уровень информатизации и цифровизации. В 2023 году профессионалы в этой отрасли, помимо знаний о законах и процедурах, должны владеть специализированным логистическим программным обеспечением, быть способными управлять интеллектуальными пунктами пропуска и т.д.
Суть цифровизации заключается в процессе использования цифровых технологий, инструментов или платформ, которые заменяют бумажные носители информации на электронные для хранения данных и эффективного контроля цепи поставок товаров. Актуальность и перспективность использования цифровых технологий в сфере таможни очевидны. Однако, в то же время, нельзя не отметить ряд возникших проблем в вопросе внедрения и использования таможенных технологий.
Развитие новых технологий и интенсивная цифровизация позволяют автоматизировать многие административные процессы в работе ФТС России, что имеет особое значение в условиях перестройки логистических цепочек и усиливающегося санкционного давления. Применение IT-технологий повышает результативность таможенного контроля, а также позволяет оптимизировать рабочую нагрузку, структуру таможенных органов и более рационально использовать средства на их содержание.
По выявленным проблемам предлагаем рекомендации по совершенствованию таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров, помещенных под специальные таможенные процедуры:
1. Разработка электронных форм подачи документов для специальной таможенной процедуры при таможенном оформлении товаров под специальные таможенные процедуры, а также перераспределение количества должностных лиц таможенного органа при совершении таможенных операций по декларированию товаров специальной таможенной процедуры в момент проведения мероприятий.
2. Сформировать электронное информационное взаимодействие таможенных органов ЕАЭС с таможенными органами зарубежных стран при таможенном оформлении товаров, помещенных под специальные таможенные процедуры.
Предлагаем следующие пути решения:
– введение требования предоставления информации уполномоченным организациям до помещения товаров под специальную таможенную процедуру;
– разработка инструментов системы управления рисками в отношении товаров, помещенных под специальную таможенную процедуру;
– взаимодействие государственных органов при осуществлении перемещения товарной партии внутри ЕАЭС;
- сформировать электронное информационное взаимодействие таможенных органов ЕАЭС с таможенными органами зарубежных стран при таможенном оформлении товаров, помещенных под специальные таможенные процедуры.
3. Для снижения незаконного перемещения запрещенных и ограниченных к ввозу товаров, а также декларирования товаров с нарушением права ЕАЭС в области таможенного дела по специальным таможенным процедурам предлагаем разработать пояснительную документацию по декларированию товаров, помещенных под специальные таможенные процедуры, по отнесению товаров к определенным кодам ТН ВЭД ЕАЭС.
При проведении анализа порядка перемещения товаров спортивного назначения, были выявлены плюсы и минусы таможенного регулирования в отношении данной категории товаров. Исходя из этого, при осуществлении перемещения спортивных товаров через границу в целях проведения соревнований международного масштаба, таможенным органам следует:
– четко руководствоваться закрепленным законодательством Порядком перемещения таких товаров в целях организации и проведения международных спортивно-массовых мероприятий;
– активно взаимодействовать с организаторами таких мероприятий по вопросам, касающимся перевозимых товаров для спортивных нужд;
– акцентировать внимание на сведениях о лицах, перемещающих товар (например, наличие или отсутствие олимпийского удостоверения личности, аккредитации), о лицах, декларирующих товар (наличие или отсутствие полномочий на такое декларирование), о перемещаемых товарах;
– следить за соблюдением сроков нахождения спортивного инвентаря под процедурами, предусматривающих временный ввоз (три месяца с момента окончания спортивно-массового мероприятия).
В заключение, стоит подчеркнуть, что большинство товаров, предназначенных для спортивных нужд и перемещаемых в целях проведения международных соревнований достаточно легко поддаются идентификации и классификации, имеют четкое описание и удобное расположение в ТН ВЭД ЕАЭС, однако некоторые категории, такие как инвентарь для санных видов спорта, по мнению автора, все же нуждаются в индивидуальной классификации в рамках ТН ВЭД и в терминологической доработке в рамках Кодекса.
Подобные работы
- Организация таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС воздушным транспортом
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2022 - Совершенствование законодательства, регулирующего таможенные процедуры в условиях цифровизации
Дипломные работы, ВКР, таможенное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - Таможенный контроль в Российской Федерации: теория и практика (Южно-Уральский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, таможенное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2021 - НЕТАРИФНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ИМПОРТА ТОВАРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - НЕТАРИФНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ИМПОРТА ТОВАРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017



