Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров, помещенных под специальные таможенные процедуры (Южно-Уральский государственный университет)

Работа №152959

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

таможенное дело

Объем работы85
Год сдачи2024
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Объект исследования - Челябинская таможня.
Проведен анализ данных за 2022-2023 годы.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ И ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ, ПОМЕЩЕННЫХ ПОД СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ 7
1.1 Понятие, сущность и виды таможенных операций в отношении товаров, помещенных под специальные таможенные процедуры 7
1.2 Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, помещенных под специальные таможенные процедуры 14
1.3 Таможенный контроль в отношении товаров, помещенных под специальные таможенные процедуры 17
2 ОЦЕНКА СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ И ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ, ПОМЕЩЕННЫХ ПОД СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ТАМОЖНЕ 27
2.1 Краткая характеристика Челябинской таможни 27
2.2 Анализ совершения таможенных операций в отношении товаров, помещенных под специальные таможенные процедуры в Челябинской таможне 29
2.3 Анализ проведения таможенного контроля в отношении товаров, помещенных под специальные таможенные процедуры в Челябинской таможне 35
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ И ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ, ПОМЕЩЕННЫХ ПОД СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ 47
3.1 Проблемы совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров, помещенных под специальные таможенные процедуры 47
3.2 Рекомендации по совершенствованию совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров, помещенных под специальные таможенные процедуры 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 81
ПРИЛОЖЕНИЕ А – Перечень технических средств таможенного контроля 85
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Организационная структура Челябинской таможни 86

Современные социально-экономические тенденции развития России и ее взаимоотношения с другими государствами во многом зависят от того, насколько успешно будет осуществляться внешняя торговля и внешнеторговые сообщения между странами. Внешнеторговые связи формируются посредством целого ряда направлений и средств перемещения различных ресурсов между странами. В системе международного разделения труда, их реализация осуществляется через внешнеторговую деятельность, которая является одной из важнейших частей внешнеэкономической деятельности каждой страны. Внешняя торговля подразумевает взаимодействие стран между собой в рамках движения товара (услуг) через установленные государственные границы ЕАЭС, в том числе с помощью помещения товаров под специальные таможенные процедуры.
Понятие специальной таможенной процедуры, приведенное в ТК ЕАЭС, определяет, ее, как процедуру, при которой отдельные категории товаров по перечню и в соответствии с условиями, установленными Комиссией ЕАЭС, ввозятся в Российскую Федерацию или вывозятся из Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений, за исключением случаев, установленных правом ЕАЭС в отношении этих категорий товаров.
Ввезти зарубежную продукцию в ЕАЭС, экспортировать товары местных производителей за рубеж, перевезти груз транзитом без пошлинных сборов – все это, и многое другое можно осуществлять, используя набор существующих таможенных процедур. Специальная таможенная процедура применима как к иностранным товарам, так и к продукции ЕАЭС, перемещаемой через границу без оплаты налогов и сборов.
Знание особенностей применения специальной таможенной процедуры со стороны таможенных органов позволяют содействовать развитию разнообразных форм деятельности, в частности способствовать проведению международных спортивных мероприятий, соблюдая при этом действующее таможенное законодательство. Естественно, что все выше перечисленное, содействует становлению и укреплению имиджа государства и развитию цивилизованных международных отношений особенно в сфере внешней политики.
Цель выпускной квалификационной работы – исследование особенностей совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров, помещенных под специальные таможенные процедуры.
Задачи работы:
- изучить теоретические аспекты совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров, помещенных под специальные таможенные процедуры;
- провести оценку совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров, помещенных под специальные таможенные процедуры в Челябинской таможне;
- разработать рекомендации по совершенствованию совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров, помещенных под специальные таможенные процедуры.
Объект выпускной квалификационной работы – применение специальных таможенных процедур при таможенном оформлении товаров.
Предмет выпускной квалификационной работы – особенности совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров, помещенных под специальные таможенные процедуры.
Нормативной базой исследования служат Гражданский кодекс РФ [2], Федеральный закон «О таможенном регулировании в РФ» [6], Таможенный кодекс Евразийского экономического союза от 01.01.2018 [3] и др.
Наиболее полно освещены вопросы таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров, помещенных под специальные таможенные процедуры в трудах Е.Н.Шахов 31, К.В. Алябьева [10], М.Б. Худжатова [30], Г.И. Барбышева [12] и др.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы использовались различные методы исследования: анализ литературы по теме исследования, аналитический, экономико-статистический и другие.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение, три главы, заключение, библиографический список, приложения.
Результаты работы будут рекомендованы для использования по совершенствованию совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров, помещенных под специальные таможенные процедуры в Челябинской таможне.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Участники ВЭД, имеющие регистрацию в странах ЕАЭС, пользуются правом беспошлинной торговли в пределах ЕАЭС. Для перевозок между этими странами, а также между государствами СНГ применяются специальные таможенные процедуры, условия которых оговариваются определёнными законодательными актами.
Специальная таможенная процедура, в соответствие со ст. 253 ТК ЕАЭС, «таможенная процедура, применяемая в отношении отдельных категорий иностранных товаров и товаров Союза, в соответствии с которой такие товары перемещаются через таможенную границу Союза, находятся и (или) используются на таможенной территории Союза или за ее пределами без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и (или) их использования в соответствии с такой таможенной процедурой» 4, с. 49.
СТП позволяет ввозить и вывозить международные грузы без уплаты пошлин, налогов и таможенных сборов. Она часто применяется в отношении перевозимого имущества консульств и посольств, дипломатических, спасательных (МЧС) и военных подразделений. Яркий пример груза, не облагаемого пошлиной по СТП – дипломатическая почта/корреспонденция.
СТП имеет узкоспециальный характер и может оформляться в отношении грузов, которые запрещено провозить через границу РФ по другим таможенным процедурам. Для ее оформления нужно не только декларирование груза, но и пакет сопроводительной документации, в которой подробно описывается его характер и назначение. Чаще всего для получения этой документации приходится напрямую обращаться в Министерство иностранных дел, в МЧС, в Министерство спорта, и другие государственные ведомства РФ.
Их задача подтвердить, что декларируемые товары действительно назначаются для целей, при которых возможно помещение товаров под СТП. Подтверждающие документы выдают такие органы исполнительной власти, как: МЧС РФ, МИД РФ, Минспорта РФ и др.
После утверждения поданной заявки на вывоз товаров участнику ВЭД будет разрешен вывоз товара под специальным таможенном режиме.
Предусмотренные ТК ЕАЭС формы таможенного контроля выступают одновременно контрольно-предупредительными мерами в системе административного принуждения. При таможенном контроле товаров при специальной таможенной процедуре проверяется достоверность указанных сведений на товар в предоставленном заявлении, сопроводительной документации, сроки действия заявленной процедуры, правильность отнесения товара к перечню товаров для специальной таможенной процедуре.
В случае выявленных нарушений товар не выпускается (не впускается) с территории ЕАЭС, помещается под таможенную процедуру временного ввоза и начисляются соответствующие таможенные платежи.
Сегодня Челябинская таможня - одна из крупнейших таможен в Уральском федеральном округе. В зоне деятельности функционируют 10 таможенных постов. Все они расположены в Челябинской области. В Челябинской области растет количество участников ВЭД. В 2023 году по сравнению с 2022-м их стало на 6% больше (более 3,7 тысячи). Общий объем внешней торговли региона в 2023 г. составил 7 миллиардов долларов (рост на 62,8% в сравнении с 2022 г.).
В результате деятельности Челябинской таможни в 2022 году зарегистрировано операций по специальным таможенным процедурам на 13% больше 2021 г., в 2023 г. на 10,4% больше 2022 года. В структуре операций по специальным таможенным процедурам преобладают операции по оружию, боевой технике, боезапасам Армии России, перемещаемых через государственную границу с целью участия в военных учениях и выполнения специальных операций (в 2021 г. - 30%, в 2022 г. - 40%, в 2023 г. - 45%).
Анализ применения форм таможенного контроля Челябинской таможней в отношении товаров по СТП показал, что большую часть форм таможенного контроля в отношении товаров по СТП составляют проверка таможенных документов (53,1%).
В структуре таможенного контроля увеличилась к 2023 году доля таможенных досмотров на 24,5% и предоставление объяснений на 32,0%. В результате применения форм таможенного контроля в отношении товаров по СТП Челябинской таможней на 35,0% больше получит платежей в бюджет в 2023 году, в основном за счет доначисления таможенных платежей и налогов (на 69,0%).
В 2023 г. анализ выявленных нарушений при таможенном контроле Челябинской таможней в отношении товаров СТП показал снижение нарушений УК РФ на 23,1% и увеличение административных нарушений на 35,0%.
В процессе проведенного исследования нами выявлены следующие проблемы при совершении таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров, помещенных под специальные таможенные процедуры:
1. Предоставление при таможенном оформлении товаров, помещенных под специальные таможенные процедуры подтверждающих документов в бумажном виде.
2. Отсутствие тесного электронного информационного взаимодействия таможенных органов ЕАЭС с таможенными органами зарубежных стран при таможенном оформлении товаров, помещенных под специальные таможенные процедуры, что не позволяет участникам ВЭД полностью перейти на предоставление подтверждающих документов в электронном виде и затрудняет таможенный контроль.
3. Незаконное перемещение запрещенных и ограниченных к ввозу товаров, а также декларирование товаров с нарушением права ЕАЭС в области таможенного дела по специальным таможенным процедурам.
Цифровизация современной экономики является глобальным процессом, который затрагивает все общество, трансформируя экономические и социальные стороны жизни, не обходит стороной и сферу таможенного дела.
На протяжении последнего десятилетия в таможенном деле РФ происходит упрощение таможенных формальностей и осуществляется переход на более простой и удобный уровень информатизации и цифровизации. В 2023 году профессионалы в этой отрасли, помимо знаний о законах и процедурах, должны владеть специализированным логистическим программным обеспечением, быть способными управлять интеллектуальными пунктами пропуска и т.д.
Суть цифровизации заключается в процессе использования цифровых технологий, инструментов или платформ, которые заменяют бумажные носители информации на электронные для хранения данных и эффективного контроля цепи поставок товаров. Актуальность и перспективность использования цифровых технологий в сфере таможни очевидны. Однако, в то же время, нельзя не отметить ряд возникших проблем в вопросе внедрения и использования таможенных технологий.
Развитие новых технологий и интенсивная цифровизация позволяют автоматизировать многие административные процессы в работе ФТС России, что имеет особое значение в условиях перестройки логистических цепочек и усиливающегося санкционного давления. Применение IT-технологий повышает результативность таможенного контроля, а также позволяет оптимизировать рабочую нагрузку, структуру таможенных органов и более рационально использовать средства на их содержание.
По выявленным проблемам предлагаем рекомендации по совершенствованию таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров, помещенных под специальные таможенные процедуры:
1. Разработка электронных форм подачи документов для специальной таможенной процедуры при таможенном оформлении товаров под специальные таможенные процедуры, а также перераспределение количества должностных лиц таможенного органа при совершении таможенных операций по декларированию товаров специальной таможенной процедуры в момент проведения мероприятий.
2. Сформировать электронное информационное взаимодействие таможенных органов ЕАЭС с таможенными органами зарубежных стран при таможенном оформлении товаров, помещенных под специальные таможенные процедуры.
Предлагаем следующие пути решения:
– введение требования предоставления информации уполномоченным организациям до помещения товаров под специальную таможенную процедуру;
– разработка инструментов системы управления рисками в отношении товаров, помещенных под специальную таможенную процедуру;
– взаимодействие государственных органов при осуществлении перемещения товарной партии внутри ЕАЭС;
- сформировать электронное информационное взаимодействие таможенных органов ЕАЭС с таможенными органами зарубежных стран при таможенном оформлении товаров, помещенных под специальные таможенные процедуры.
3. Для снижения незаконного перемещения запрещенных и ограниченных к ввозу товаров, а также декларирования товаров с нарушением права ЕАЭС в области таможенного дела по специальным таможенным процедурам предлагаем разработать пояснительную документацию по декларированию товаров, помещенных под специальные таможенные процедуры, по отнесению товаров к определенным кодам ТН ВЭД ЕАЭС.
При проведении анализа порядка перемещения товаров спортивного назначения, были выявлены плюсы и минусы таможенного регулирования в отношении данной категории товаров. Исходя из этого, при осуществлении перемещения спортивных товаров через границу в целях проведения соревнований международного масштаба, таможенным органам следует:
– четко руководствоваться закрепленным законодательством Порядком перемещения таких товаров в целях организации и проведения международных спортивно-массовых мероприятий;
– активно взаимодействовать с организаторами таких мероприятий по вопросам, касающимся перевозимых товаров для спортивных нужд;
– акцентировать внимание на сведениях о лицах, перемещающих товар (например, наличие или отсутствие олимпийского удостоверения личности, аккредитации), о лицах, декларирующих товар (наличие или отсутствие полномочий на такое декларирование), о перемещаемых товарах;
– следить за соблюдением сроков нахождения спортивного инвентаря под процедурами, предусматривающих временный ввоз (три месяца с момента окончания спортивно-массового мероприятия).
В заключение, стоит подчеркнуть, что большинство товаров, предназначенных для спортивных нужд и перемещаемых в целях проведения международных соревнований достаточно легко поддаются идентификации и классификации, имеют четкое описание и удобное расположение в ТН ВЭД ЕАЭС, однако некоторые категории, такие как инвентарь для санных видов спорта, по мнению автора, все же нуждаются в индивидуальной классификации в рамках ТН ВЭД и в терминологической доработке в рамках Кодекса.



1. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ (ред. от 29.05.2023) – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994№ 51-ФЗ (в ред. от 25.05.2022) – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза от 01.01.2018 (ред. 29.05.2019) – http://kodeks.systecs.ru/tk_eaes/
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 16.04.2022) – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/
5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 09.03.2022) - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/
6. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от 16.04.2022) – https://fzrf.su/zakon/2018-08-03-n-289-fz/
7. Решение КТС от 20.05.2010 № 329 «О перечне категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура, и условий их помещения под такую таможенную процедуру»  https://www.alta.ru/tamdoc/10sr0329/
8. Приказ Минфина России от 23.10.2020 N 245н «Об установлении случая, при котором товары, помещенные под таможенную процедуру свободного склада, могут размещаться и находиться на территориях нескольких свободных складов, владельцем которых является юридическое лицо, являющееся декларантом товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, перемещения таких товаров и товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, между такими складами, а также об установлении особенностей совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении таких товаров» (ред. от 17.07.2023)  https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_366187/
9. Приказ Минфина России от 01.03.2019 N 33н «Об утверждении перечня технических средств таможенного контроля, используемых при проведении таможенного контроля» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.05.2019 N 54604) – https://docs.cntd.ru/document/901883070
10. Алябьева, К. В. Экономико-правовой анализ применения таможенных процедур при осуществлении хозяйственной деятельности участниками внешнеэкономической деятельности / К. В. Алябьева, В. В. Коварда, Р. А. Лаптев // Вестник евразийской науки.  2021.  Т. 13.  № 5.  С. 14-15.
11. Арабян, М.С. Международные конвенции и соглашения по внешнеэкономической деятельности / М.С. Арабян – М.: Экономистъ, 2016. – 702 c.
12. Барбышева, Г.И., Трофимчук, Д.А. Совершенствование механизма таможенного декларирования товаров в России / Г.И. Барбышева, Д.А. Трофимчук // Молодой ученый. – 2019. – №18. – С. 242-245
13. Бутрименко, А.И. Практика исчисления таможенных платежей / А.И. Бутрименко // Молодой ученый. – 2018. – №21. – С. 231-233.
14. Васильев, Р.И. Правовое регулирование таможенного контроля / Р.И. Васильев // журнал «Административное и муниципальное право», рубрика «Полицейское право» – 2021. – № 7 – с. 5-6
15. Воронова, В. А. Проблемы, связанные с контролем таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу / В. А. Воронова. // Молодой ученый. — 2018. — № 21 (207). — С. 243-244.
16. Гокинаева, И.А. Таможенные процедуры: учебно-методическое пособие / И.А. Гокинаева. – СПб.: Университет ИТМО, 2018. – 71 с.
17. Егорова, У.А. Цифровая таможня – зарубежный опыт / У.А. Егорова //Экономические исследования. – 2020. – № 3. – с. 2-3.
18. Истомин, С. И. Таможенное право. / С.И. Истомин - М.: Софт Издат, 2022. - 448 с.
19. Каменков, В.С. Международное регулирование внешнеэкономической деятельности / Каменков, В.С. и. – М.: Дикта, – 2021. – 800 c.
20. Козырин, А.Н. Таможенное право России. Общая часть / А.Н. Козырин. – М.: Спарк, – 2023. – 134 c.
21. Логинова, А.С., Демичев, А.А. Основы таможенного дела: учебник / А.С. Логинова, А.А. Демичев, // ИЦ «Интермедия», СПб.: 2024. – 225 с.
22. Попова, Л. И. Таможенные процедуры: учебник для вузов / Л. И. Попова.  Москва: Издательство Юрайт, 2024.  162 с.  (Высшее образование).  ISBN 978-5-534-15401-6.  Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].  https://urait.ru/bcode/539112
23. Романов, Д.В. Развитие системы управления рисками в таможенных органах Российской Федерации / Д.В. Романов // журнал «Вестник Орловского государственного аграрного университета» – 2019 – № 6 – с. 7-8
24. Ростовский, Ю.М. Внешнеэкономическая деятельность / Ю.М. Ростовский, В.Ю. Гречков. – M.: Экономистъ; Издание 2-е, испр., – 2021. – 589 c.
25. Семенова, И.В. Рассмотрение дел о нарушениях норм таможенного законодательства. Судебная практика и комментарии / И.В. Семенова, Г.В. Матвиенко, И.А. Цинделиани. – М.: Эксмо, – 2023. – 304 c.
26. Серёмина, Р.Н., Смолина, Е.С. Таможенный контроль: понятие, виды, формы и методы / Р.Н. Серемина, Е.С. Смолина // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, – 2021. — С. 166-169.
27. Таможенное право России: курс лекций. 3-е изд., перераб. и доп./ И.В. Тимошенко. - М.: «Приоритет», 2023. - 352 с.
28. Таможенное дело: учебник / О.В. Молчанова, М.В. Коган. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2022. - 314 с.
29. Таможенное право: учеб. для вузов / Б. Н. Габричидзе, А. Г. Чернявский .- 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Дашков и К, 2021. – 841 с.
30. Худжатов, М. Б., Актуальные проблемы таможенного декларирования товаров в Российской Федерации./ М.Б. Худжатов // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. – 2020 – №4. – с. 5-6.
31. Шахов, Е.Н. Системы таможенных процедур: сравнительное исследование / Е.Н. Шахов // Общество: политика, экономика, право. – 2022. – №8 (109). – с. 25-28.
32. Официальный сайт Федеральной таможенной службы – www.customs.ru.
33. Официальный сайт Челябинской таможни - https://utu.customs.gov.ru/folder/163931
34. План мероприятий на период 2021 - 2024 годов по реализации стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года – https://rulaws.ru/acts/Plan-meropriyatiy-na-period-2021---2024-godov-po-realizatsii-Strategii-razvitiya-tamozhennoy-sluzhby-Ross/
35. Таможенные процедуры. Виды и назначения - https://novelco.ru/press-tsentr/tamozhennye-protsedury-vidy-i-naznacheniya/

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ