Реферат 2
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты непризнанных и частично признанных стран в международном праве 7
1.1 Феномен непризнанных и частично признанных государств в
мировой политике 7
1.2 Проблемы и перспективы развития непризнанных государств в
современном мире 13
1.3.Место непризнанных и частично признанных государств в международных отношениях 18
Глава 2 Непризнанные и частично признанные страны на современном этапе.. 25
2.1 Особенности формирования системы международных отношений
на постсоветском пространстве: непризнанные государства 25
2.2 Признание международным сообществом новых государств:
проблемы и практики 34
2.3 Внутриполитические и внешнеполитические проблемы России, связанные с существованием и признанием непризнанных государств.... 43
Заключение 50
Список использованных источников 53
Приложение А 57
Проблема непризнанных государств на данный момент является одной из самых актуальных в международных отношениях, поскольку такие государства существуют вне зависимости от того, признает ли их международное сообщество или нет, и вне зависимости от того, определен ли их правовой статус.
По мнению А. Н. Сквозникова, понятие «непризнанное государство» условно. На самом деле к ним обычно относят и частично признанные государства. Так, по критерию признания суверенитета можно выделить собственно непризнанные государства и частично признанные государства, некоторые из которых существуют в условиях военной оккупации.
Стремление различных территориальных образований к отделению, желание наций и территорий обрести независимость или присоединиться к другим государствам, а также возможность их международного признания в качестве независимых государств создают проблемы не только для правительств и населения стран с такими территориями, но и для мировой политики в целом. К неурегулированным конфликтам в случаях с непризнанными государствами и дестабилизации обстановки в том или ином регионе мира добавляется интернационализация этих конфликтов.
Главное отличие непризнанного государства от других государственных образований в существовании государственного суверенитета внутри какой-либо территории без соответствующей легитимации со стороны других государств
Особенности процесса образования непризнанных государств:
- проявления политической идеологии в создании национальных государств, объединяющих в своих границах только одну нацию;
- фиксация в пространстве и времени итогов локальных конфликтов, спровоцированных дезинтеграцией масштабного геополитического образования;
- легитимность международного признания;
- наличие или отсутствие признаков государства.
Присущие образованию непризнанных государств острые внутренние проблемы в отношениях между этническими и другими общностями людей и центральным правительством, которые усугублялись и усугубляются военными действиями обеих сторон, этническими чистками, геноцидом и т. д.
Во многих регионах мира все эти проблемы тоже существуют, дестабилизируют обстановку, а их содержание требует такого же внимания со стороны мирового сообщества и получает такую же реакцию, но при этом они не всегда заставляют те или иные народы прибегать к реализации своего права на самоопределение.
В случаях с непризнанными государствами определенный народ, этнос или другая общность людей, не получая поддержки со стороны правительства во время острого конфликта с другими общностями людей, стремится разрешить его путем реализации своего права на самоопределение - создания собственного государства. При этом появляется новая и весьма существенная проблема взаимоотношений сторон - территориальный спор, или территориальные претензии, поскольку в данном случае центральное правительство в дополнение ко всем проблемам приобретает не только желание части своего населения самостоятельно определять свою политическую жизнь, но и желание жить самостоятельно на части территории, по формально-правовым признакам принадлежащей этому государству.
Актуальность изучения проблемы непризнанных государств обусловлена следующими факторами.
Во-первых, наличие непризнанных государств является одной из ключевых проблем теории международных отношений и мировой политики, так как затрагивает интересы не одной страны и даже не союза стран, а всего мирового сообщества, всех акторов современных международных отношений.
Во-вторых, в силу своего геополитического положения и статуса страны- правопреемницы Союза Советских Социалистических Республик (СССР) Россия так или иначе вовлечена во все территориальные споры, возникающие на постсоветском пространстве...
Непризнанные государства являются неотъемлемой частью современной мировой политики. Как правило, появление данных государств является следствием различных конфликтов этнического или конфессионального толка. В настоящий момент теоретический анализ непризнанных государств находится в зачаточной стадии в зарубежной и отечественной политической науке, более распространены конкретные исследования мятежных территорий в различных странах мира и их сравнение. При этом поиск методологических подходов, исследование основных закономерностей и типологических групп, конструирование оригинальных концептов, объясняющих феномен непризнанных государств, являются важнейшей задачей. Без ее решения невозможен отход от публицистического дискурса изучаемых явлений. Непризнанные государства, несмотря на свои малые размеры, играют важную роль в осуществлении национальных интересов Российской Федерации на постсоветском пространстве, которое является ключевым для всей внешней политики страны.
При выполнении данной работы была поставлена цель - исследование феномена непризнанных и частично признанных государств
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи.
Во-первых, феномен непризнанных и частично признанных государств в мировой политике. Далеко не все страны мира признаны мировым сообществом - клубом уже признавших друг друга стран, в качестве независимых государств. Есть список стран мира, а также список стран ООН. А есть страны, которых в этих списках нет, но фактически они существуют, говорят о своей государственности и даже признаны некоторыми другими странами. Каждый такой случай следует рассматривать индивидуально: слишком разные истории, подоплека, причины и следствия, степень независимости и уровень поддержки как внутри провозглашенных границ, так и вне их.
Во-вторых, проблемы и перспективы развития непризнанных государств в современном мире. По мнению ряда исследователей, основной и острой проблемой в изучении темы развития непризнанных государств в современном мире по-прежнему остается правовое противоречие между правых наций на самоопределение и принцип территориальной целостности государств. Судьба непризнанных государств и их народов всегда различна, предполагает различные варианты развития непризнанных государств, такие как силовое решение данного вопроса, частичное признание легитимности вновь возникших государственных образований, международное абсолютное признание и т.д.
В-третьих, место непризнанных и частично признанных государств в международных отношениях. В категории международного права до сих пор полностью не определена схема признания государства полноправным субъектом. Одним из парадоксов современных межгосударственных отношений является функционирование политических образований, соответствующих критериям государственности, но не признанных в качестве государства. Статус непризнанного государства должен быть определен исключительно с позиции действующего международного права и в соответствии с нормами.
В-четвертых, особенности формирования системы международных отношений на постсоветском пространстве: непризнанные государства; На постсоветском пространстве продолжается процесс государственной трансформации. Данное явление не является отличительной особенностью постсоветского пространства, оно стало частью более масштабного универсального процесса, т.к. неразрывно связано с распадом Вестфальской системы международных отношений и переходом к новым политико-правовым моделям мироустройства. В этой связи в настоящее время ученые все чаще говорят о так называемом кризисе национального государства - базового актора Вестфальской системы.
Современное состояние международной системы характеризуется крайней неустойчивостью, что объясняется постепенным переходом к новой мировой политической системе, в рамках которой под влиянием объективного процесса глобализации национальное государство вынуждено трансформироваться, адаптируясь к новым мирополитическим условиям, а также новым вызовам и угрозам.
В-пятых, анализ признания международным сообществом новых государств; политико-правовые параметры процесса признания международным сообществом новых государств. Политологами выделены типичные алгоритмы действий и реакции на появление и существование такого рода образований. На сегодняшний день институт признания не кодифицирован и не в состоянии охватить новые прецеденты, что ведет к сложностям в международных отношениях.
И наконец, в-шестых, внутриполитические и внешнеполитические проблемы России, связанные с существованием и признанием непризнанных государств. Конфронтация Запада с российской реальностью мобилизует преимущественно критический потенциал европейской системы ценностей, которой противопоставляется отечественная система ценностей. Однако ситуативность политической линии России в вопросах признания/непризнания государственных образований на постсоветском пространстве имеет глубокие корни...
1 Аванесян А. А. Влияние косовского прецедента // Теория и практика общественного развития. 2013. № 9. С. 216-218.
2 Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы (пер. с англ. О.Ю. Уральской). М. : Международные отношения, 2009. 280 с.
3 Благодатских И. М. От самоопределения к международному признанию: Абхазия, Нагорный Карабах, Приднестровье, Южная Осетия. М. : Перспектива. 2008. 230 с.
4 Большаков А. Г. Непризнанные государства европейской периферии и пограничья // Международные процессы. 2007. № 3 (15). С. 83-88.
5 Бусыгина И. М. Политическая география. Формирование политической карты мира. М.: Проспект, 2018. 384 с.
6 Бьюкенен А. Сецессия: Право на отделение, права человека и территориальная целостность государства. URL: http://old.sakharov-center.ru/publica tions/sec/004.html (дата обращения: 18.05.2022)
7 Ванюков Д. А., Веселовский С. П. Непризнанные государства. М.: Книжный Клуб Книговск, 2017. 416 с.
8 Вельяминов Г. В. Признание «непризнанных» и международное право. URL: https://globalaffairs.ru/articles/priznanie-nepriznannyh-i-mezhdunarodnoe-pravo/ (дата обращения: 13.03.2022).
9 Гончаров В. Н., Глазков В. А., Бондарчук А. В. Непризнанные государства: правовые и экономические аспекты. Право и управление. XXI век. URL: https://doi.org/10.24833/2073-8420-2020-4-57-25-31 (дата обращения: 18.05.2022).
10 Добышева Т. В. Особенности правового положения непризнанных государств (на примере непризнанных государств постсоветского пространства) // Донбасский Вестник. 2021. №17. С 154-160.
11 Жмилевский В. Д. Непризнанные и частично признанные государства: географические аспекты исследований // Молодой ученый. 2016. № 30. С. 133-136.
12 Заяц Д. В. Феномен непризнанных государств в современном мире. URL: https: // https://doi.org/10.18384/2712-7621-2020 (дата обращения: 05.06.2022).
13 Золов В. В. Эритрея и Южная Осетия: "спорные государства" с атипичными формами правления // Альманах современной науки и образования. 2013. № 9. С. 1115.
14 Камкия Б. А. О проблеме конституционно-правовой реформы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2019. № 2. С.197-205.
15 Караганов С. А. СНГ и непризнанные государства // Россия в глобальной политике. 2015. № 3. С. 10-14...41