Введение 3
Глава 1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования 7
1.1 Особенности развития в подростковом возрасте 7
1.2 Формирование ценностно-мотивационной сферы личности в
подростковом возрасте 18
1.3 Понятие девиантного поведения в психолого-педагогической
литературе 24
1.4 Психолого-педагогические основы коррекционной работы с
подростками-девиантами 36
Глава 2 Диагностика и коррекция ценностно-мотивационной сферы подростков с девиантным поведением 43
2.1 Описание схемы диагностического исследования ценностномотивационной сферы подростков с девиантным поведением 43
2.2 Анализ и интерпретация результатов диагностического
исследования 47
Выводы 61
Заключение 64
Список используемых источников 66
Приложения 70
Новые тенденции в развитии российского общества, качественные преобразования всех сторон жизни: глубокие перемены в содержании и характере материальных и духовных условий жизни людей, формирование совершенно иной экономической и общественно-политической среды - все это не может не влиять на формирование личности.
Молодежь представляет собой важный объект социальнопсихологического исследования динамики развития современного общества, поскольку она составляет значительную часть современного общества, выражающую главные тенденции его развития и, в то же время, является источником и носителем наиболее острых социальных противоречий и проблем.
Проблема психологии подростков, их индивидуально-психологических особенностей, а также ценностно-мотивационной сферы не нова и традиционно является одной из самых важных проблем, которая привлекает исследователей, занимающихся вопросами формирования и развития личности человека.
Проблема «трудных» подростков - одна из центральных психологопедагогических проблем. Большая общественная важность обсуждаемой проблемы становится особенно очевидной в период построения демократического государства с рыночной экономикой. Крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового, отсутствие должных знаний и умений жить и работать в условиях конкурентного и высокопроизводительного производства привело наше общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам. Истоки всплеска девиаций среди подростков следует искать в тех социальных факторах, которые способствуют вовлечению подростков в ряды правонарушителей. «Трудный подросток» - это закономерное явление, если ребёнок воспитывается в атмосфере эмоционального напряжения, если его потребности не находят понимания в семье и в обществе в целом.
Среди молодежи усилились нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, чаще, и в крайних формах, стали проявляться жестокость и агрессивность. Возросшая преступность среди молодежи свидетельствует о необходимости изучения ценностномотивационной сферы подрастающего поколения и выработке профилактических и коррекционных мероприятий по работе с подростками.
В подростковом возрасте неправильное поведение связано с
ограниченным жизненным опытом. Ошибки в поведении проявляются в слепом копировании поведения взрослых, неумении действовать
самостоятельно, преждевременном взрослении. Отсюда типичные недостатки поведения подростков - грубость, невыдержанность, негативизм, обособленность, замкнутость, конфликтность с окружающими. Чувство взрослости подростков побуждает к самостоятельности и самовыражению, а для этого нет ни опыта, ни практических знаний, развитых сил и способностей. Обостряются также противоречия межу нормами поведения и их выполнением, разумом и чувствами, возникает несоответствие планов возможностям и др. Ценности подростков отличаются неустойчивостью, подвижностью. Велик эффект «заражаемости» в этом возрасте, когда подросток выбирает то, что в большей степени поддерживает его диффузную самооценку.
Несмотря на уникальность и многогранность ценностного сознания подростка, его изучение не нашло должного отражения в научных психологических исследованиях, тогда как именно в подростковом возрасте идет интенсивное формирование ценностной сферы.
Цель исследования - изучение ценностно-мотивационной сферы подростков с девиантным поведением для разработки коррекционной программы по работе с ними...
Статистические данные по девиациям среди подростков не позволяют испытывать оптимизм по поводу данного явления. Проблема девиантного поведения не нова и традиционно является одной из наиболее сложных. «Трудные» подростки были, есть и, к сожалению, будут. Но сегодня их особенно много, и это нельзя оставлять без внимания. Внедрение в колледже идей гуманистической педагогики и психологии, принципов индивидуального подхода к созданию эффективных психолого-педагогических технологий способствует формированию ценностно-мотивационной сферы подростка и личности в целом.
При изучении особенностей ценностно-мотивационной сферы подростков с девиантным поведением были получены предварительные результаты, которые дают возможность утверждать, что существуют в иерархии ценностей, относящихся к личностным качествам восприятии нравственных норм и категорий, неопределенности ценностных ориентации, связанных с будущим.
Необходимо отметить сложность проведения работы с подростками, стоящими на учете в ПДН, которая заключалась в трудности установления контакта с ними, в невозможности привлечения к работе их родителей, в основном не участвующих в воспитательном процессе.
В результате нашего исследования выяснилась необходимость всестороннего изучения личности подростка с отклоняющимся поведением, его интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер, особенностей самопознания. Поэтому проблема требует дополнительного глобального и всестороннего исследования в перспективе.
Результаты исследования имеют большое практическое значение и могут быть полезны практическим психологам, работающим в образовании, социальным педагогам, учителям. Только традиционных педагогических и
правоохранительных мер для работы с «трудными» детьми недостаточно, поэтому особенно важно внедрение эффективных коррекционно-развивающих программ.
В заключение хочется отметить, что для эффективной работы с такими подростками необходимо учитывать и корректировать среду, в которой живет и воспитывается подросток.
1. Александров А.А. Нарушения поведения у подростков как один из критериев оценки степени психопатизации. // Патологические нарушения поведения у подростков. - Л., 1973. - С. 37-48.
2. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: учебник для вузов - 4-е изд., испр. - М.: Смысл: Академия, 2010. - 448 с.
3. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии - 2-е издание - Москва: Просвещение, 1992. - 255 с.
4. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М.:Профиздат, 1998. - 207 с.
5. Вдовиченко А.А. О типах акцентуации характера у делинквентных подростков. // Психологические проблемы психогигиены, психопрофи- лактики и медицинской деонтологии. - Л., 1976. - С. 23-24.
6. Гилинский Я.И., Афанасьев В.С. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения и социального контроля. Учебное пособие// - СПб.: Санкт-Петербургский филиал ИС РАН, 2003. - 167 с.
7. Дмитриев М.Г. Педагогическое сопровождение социализации подростков с делинквентным поведением /Автореф. дис канд. пед. наук. - СПб., 2009. - 185 с.
8. Дмитриев М.Г. Стереотипы функционирования психики и тенденции личностного развития воспитанников колонии для несовершеннолетних // Журнал Вопросы психологии. - М., 2007. №1. - С. 117-125.
9. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Игра с песком. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь, 2016. - 256 с.
10. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и
практика сказкотерапии, - СПб.: «Златоуст», 1998. - 352 с.
11. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося
поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.:
Издательский центр Академия, 2009 - 288 с.
12. Игнатенко А.И. Нормальное отклонение // Школьный психолог № 1. 1997. - С. 15-17.
13. Каган В.Е. Тоталитарное сознание и ребенок: семейное воспитание // Вопросы психологии №1, 1992. - С. 23-26.
14. Каган М.С., Эткинд А.М. Индивидуальность как объективная и субъективная реальность // Вопросы психологии №4, 1989. - С. 32-38.
15. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. Учебное пособие для вузов. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 256 с...43