Глава 1. История оценки и изучения творчества художника 8
1.1 Источники 8
1.2 Критическая литература и ее авторы 11
Глава 2. Две школы – русская и западная – и их роль в сложении индивидуальности художника 19
2.1 Русская школа 19
2.2 Западное влияние 27
Глава 3. Аспекты творческой личности Ф. Кричевского: портретист, живописец, монументалист. 35
3.1. Портретист 35
3.2. Живописец 39
3.3 Монументалист 43
Глава 4. Национальное и советское 48
Глава 5. Соперники и наследники Ф. Кричевского вчера и сегодня. Актуальный статус художника в Украине и не только. 56
5.1. Соперники и наследники Кричевского. Кричевский как учитель и вдохновитель. 56
5.2. История изменения статуса художника на родине и за ее пределами за последние 50 лет 64
Заключение 68
Список литературы 70
Приложение 72
“Классика” - неоднозначное понятие, особенно если речь идет об искусстве. Этот термин, первоначально относившийся к античной культуре, превратился в универсальный титул. “Классика” как нечто вневременное и незыблемое; “классика” как нечто существующее в определенных рамках, подчиняющееся конкретным законам. Этим словом можно, конечно, назвать и нечто стандартное, типичное - “классический пример”, “классика жанра”. При этом, как ни парадоксально, “классикой” в истории искусства нынче называют в том числе и крайне авангардные, нестандартные произведения. Дать однозначное, всеобъемлющее определение сейчас кажется невозможным, но тем не менее, изъять это слово из разговора об искусстве никак нельзя. Оно повсеместно используется с такой уверенностью, как будто все по умолчанию точно знают, что такое “классика” и как о ней говорить.
На самом деле, присвоить такое звание художнику или произведению можно только апофатически, то есть через отрицание, благодаря всему, что классикой не является. Увидеть и обозначить рамки можно только выйдя за их пределы, а визуальные искусства уже давно их преодолели. Поэтому, как правило, современный зритель не нуждается в словарном толковании слова “классика” - он уже так далеко вышел за пределы, так много видел того, что этому понятию противоположно, что “классическое” в произведении он считывает интуитивно, бессознательно.
С употреблением понятия “художник-классик” ситуация не менее сложная. Трудно сказать, этот термин еще более расплывчатый, или же напротив, более однозначный? Слово “классик” имеет происхождение достаточно древнее, исходящее от латинского слова “clas¬si¬cus” - первоклассный, образцовый. Относилось оно в первую очередь к литературе. Классик литературы - обязательный к знакомству, достойный изучения писатель. К таким относились Вергилий, Гораций, Овидий. Все мы отлично знаем, что классиков изучают в первую очередь в школьном классе. Если автор включен в образовательную программу, он автоматически канонизирован, общепризнан как образец “хорошей” литературы.
А если речь идет не о мастерстве слова, а о живописи? Кто такой “художник-классик”? Кого можно так называть? Тех, кто придерживается классического стиля? Точно нет. Классик - это не обязательно классицист. Тех, кто придерживается классических принципов и идеалов? Идеалистов много, а ряды “классиков” пополняются редко. Это не просто слово, это настоящий титул в мире искусства. Обычно так коронуют художников, чье творчество прошло проверку временем и не утратило своей актуальности. Художник-классик это тот, кто входит в художественный “канон”, устоявшийся в культурном сознании и в литературе об искусстве. Это также и тот, кто является представителем своей национальной традиции, ее важным звеном. Фигура “классика” для любой культуры является одной из основных составляющих: из деятельности отдельных личностей складывается история, в том числе история искусства. Те, кто своим творчеством заложил кирпич в фундамент культуры и нарекаются этим титулом. Но фундамент давно заложен, а “классиками” мы смело называем только тех, кого уже давно нет на свете.Словосочетание “живой классик” только подчеркивает редкость такого явления. При этом, мы неустанно ждем его появления, постоянно оглядываемся по сторонам, вдруг он уже объявился? Только ждем мы его очень растерянно, потому что не знаем, как его распознать. Каких-нибудь 200 лет назад сделать это было намного легче, потому что мы знали ответ на основополагающий вопрос - “что такое искусство?”.
Искусство 20 века - это искусство эпохи болезненных мутаций. Время войн, переворотов в жизни и сознании, смены ценностей. Эта эпоха заставила усомниться во всех опорных традициях и структурах. С тех пор мы не знаем ответы на вопросы “что такое Бог?”, “что такое искусство?”, “что такое благо?”. Стали важными другие понятия: прогресс, революция, эффективность. Они заменили и Бога, и благо, и их проявления в искусстве. Художник 20-го века - это человек довольно растерянный, неустойчивый.
...
При погружении в изучение творчества и жизненного пути Федора Григорьевича Кричевского, у исследователя рождается несколько твердых выводов. Во-первых, этот человек был настоящим художником. Это еще один неоднозначный термин в современной истории искусства. Под «настоящим художником» в данном случае подразумевается романтическая трактовка этого словосочетания. «Настоящий художник» это тот, кто руководствуется в первую очередь своими индивидуальными представлениями об искусстве, его задачах и его языке. Это тот, кто несмотря ни на какие внешние влияния не предаст эти представления. Романтический «настоящий художник» верит в существование народного духа, нации, и ее своеобразия. Он подчиняет все в своей жизни главной цели – художественному высказыванию. Федор Кричевский был «настоящим художником».
Во-вторых, он был основополагающей, фундаментальной фигурой в области художественного образования в своей стране и в украинской живописи в целом. Этот человек стоял в рядах учредителей первого вуза, он же воспитал несколько поколений выдающихся живописцев, которые потом и составили такое явление как «украинская живопись», благодаря ему же были сохранены первостепенные традиции и законы реалистического искусства. Смело можно утверждать: если бы не личность Федора Кричевского, украинское искусство и украинское художественное образование не состоялись бы в том виде, в котором они были и есть сейчас.
В-третьих, он был действительно национальным художником. Для того, чтобы иметь этот статус, необходимо в первую очередь верить в существование своей нации, ее идентичности и культуры. Но мало верить в их существование, нужно чувствовать себя их неотъемлемой частью. Национальный художник осознает себя как принадлежащего своему народу. Как ребенок принадлежит матери, так и он принадлежит своей земле. И как ребенок первые свои рисунки посвящает матери, так и художник.
Из этого вытекает последнее утверждение: Федор Кричевский – классик украинского искусства XX века. Классик, как художник с убеждениями и принципами, как художник, формирующий свою культуру, как художник, верный традиции.
1. Блакитний Є.І. Федір Григорович Кричевський // Нотатки з мистецтва . 1979. №19.С. 5-29.
2. Б.Н.Терновец. Итальянскаяпресса и советскийотдел 16-й Международнойвыставки в Венеции. «Искусство», 1928.
3. Головин А.Я. Встречи и впечатления.: воспоминания художника. Ленинград, Москва: "Искусство", 1940. 177 с.
4. Дворжак М. Историяискусствакакистория духа. СПб.: Академический проект, 2001. 336 с.
5. Енциклопедія українознавства : Словникова частина : в 11 т. Т.6. / Наукове товариство імені Шевченка. Париж, Нью-Йорк : Молоде життя, 1955-1995.
6. Земляная Т.Н. Монументальнаяживопись М.Л. Бойчука и егошколы: дис. канд. ист. искусст. наук: 17.00.09. Спб. 2009. 511 с.
7. І мертвим, і живим, і ненарожденним землякам моїм в Украйні і не в Украйні моє дружнєє посланіє // Шевченківська енциклопедія: У 6-ти т. Т.3: І—Л : у 6 т. / Гол. ред. М. Г. Жулинський. Київ : Ін-т літератури ім. Т. Г. Шевченка НАН України, 2013. С. 33-36.
8. Історія українського мистецтва : 6 т. Т. 5: Радянське мистецтво 1917 - 1941 років. Київ: Головна ред. УРЕ АН УРСР, 1967. 1052 с.
9. КасиянВасилийИльич // Героистраны URL: https://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=9978 (дата обращения: 01.05.2024).
10. Кричевський Ф.Г. Війна війні // Глобус. 1935. №7. С. 36.
11. Мусієнко Пантелеймон Никифорович // Словник художників України / за ред. М. П. Бажана (відп. ред.) та ін. Київ : Головна редакція Української радянської енциклопедії, 1973. 157 с.
12. Мусієнко Пантелеймон Никифорович // Українські радянські художники. Довідник. Київ : Мистецтво, 1972. 316 с.
13. Мусієнко П. Н. Федір Григорович Кричевський. Київ: Мистецтво, 1965. 103 с.
14. "Невеста". Конкурснаявыставка в Академиихудожеств // Нива. ¬1911. ¬ №27. 504 с.
15. Павельчук І. На перехресті модерну: Федір Кричевский на шляху до постімрессіонізму. 2-ге вид. Київ: Видавничий дім "Києво-Могилянська Академія", 2019. 102 с.
...
23 источника