ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ АКТИВОВ 6
1.1. Понятие и сущность цифровых финансовых активов 7
1.2. Правовая природа цифровых финансовых активов 16
1.3. Налоговый режим для операций с цифровыми финансовыми активами 21
2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦИФРОВОГО РУБЛЯ 28
2.1. Характеристика цифровой валюты и цифрового рубля 28
2.2. Правовые основы внедрения в денежный оборот цифрового рубля 36
2.3. Общие положения порядка операций с цифровыми валютами и цифровым рублем 42
3. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ АСПЕКТ: ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ И ЦИФРОВОГО РУБЛЯ 48
3.1. Проблемы правового регулирования цифровых финансовых активов 48
3.2. Проблемные аспекты правового регулирования цифрового рубля 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77
В мире сегодня из-за всей этой глобализации, роста финансовых рынков, и компьютеризации с развитием IT-технологий, появилось много новых штук для общества. Одной из таких новинок стали электронные деньги. Цифровые деньги сейчас стали востребованные, но понимающих, что это такое и как они работают – не так много. Важно разобраться в том, как криптовалюта вписывается в экономику. В итоге, все, что связано с деньгами, это отражение отношений людей в области производства, обмена, распределения и потребления в условиях ограниченности ресурсов.
Сегодня операции с цифровыми деньгами стали весьма популярны и стали частью финансовой системы. Рынок криптовалют стремительно растет, предлагая новые способы финансовых штук. Но с увеличением интереса к цифровым деньгам возникают вопросы о их юридическом статусе и учете в финансовой бухгалтерии.
Электронные деньги набрали огромную популярность за короткий промежуток времени. Все из-за удобства, низкой стоимости и технологических возможностей оплаты в онлайн-магазинах, быстрой скорости транзакций и использования передовых технологий для оплаты товаров.
С развитием цифры и растущим интересом к перекладке всего на цифру в жизни людской, появилась новая реальность – цифровые карманные деньги. Это стало потому, что в новых технологиях и скорейшем их сапе в жизнь страны видят шанс и заработать, и обеспечить финансовую устойчивость.
Сегодня важно не только знать свои цифровые права, но и уметь их грамотно реализовывать.
В условиях быстро развивающихся технологий и знаний нормативное регулирование сферы цифровых финансовых активов просто необходимо и должно совершаться для достижения нескольких целей, а именно:
- повышение уровня экономического развития в Российской Федерации под давлением множественных санкций и ограничений, а также повышение притока инвестиций;
- поиск новых путей и возможностей в финансовой сфере в рамках существования цифровой экономики;
- создание почвы и возможности для формирования и установления эффективного специализированного налогового режима для сферы цифровых активов;
- наделение государственных контрольных органов в финансовой сфере соответствующими полномочиями в отношении операций и иных сделок с цифровыми активами, включая полномочия по обеспечению экономической и информационной безопасности государства, связанной с а также пресечь на моменте зарождения существование нелегальных схем отмывания доходов.
Таким образом, особого внимания заслуживает цифровая трансформация финансово-денежных процессов и систем. Важно определить место и роль государства в регулировании данных процессов.
Однако необходимо совершенствование нормативно-правовой базы. Введение и использование национальной цифровой валюты в России позволит стабилизировать состояние финансовой системы по отношению к доллару, обеспечить безопасность экономического развития и сократить транзакционные издержки.
Актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего, возникшими противоречиями между возрастающей ролью цифровой валюты в экономике и практически полным отсутствием государственного, в частности, правового, регулирования, и, в то же время, глобальными процессами информатизации современной экономики. А также актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что процесс цифровизации экономики, затронувшим финансовую систему, что выразилось в появлении цифрового финансового актива. В условиях зависимости платежных систем от политических убеждений, появления новых схем легализации доходов, полученных преступным путем, возникает необходимость совершенствования процессов регулирования цифровых финансовых активов, способствующего повышению эффективности и безопасности совершения расчетно-платежных операций.
Целью выпускной квалификационной работы является подробное изучение и исследование особенностей правового регулирования цифровых активов и цифрового рубля, а также выявление пробелов действующего законодательства. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть понятие и сущность цифровых финансовых активов;
- изучить правовую природу цифровых финансовых активов;
- охарактеризовать налоговый режим для операций с цифровыми финансовыми активами;
- рассмотреть характеристику цифровой валюты и цифрового рубля;
- исследовать правовые основы внедрения в денежный оборот цифрового рубля;
- рассмотреть общие положения порядка операций с цифровыми валютами и цифровым рублем;
- проанализировать проблемы правового регулирования цифровых финансовых активов;
- исследовать проблемные аспекты правового регулирования цифрового рубля.
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе развития цифровых финансовых активов и цифрового рубля.
Предметом исследования являются нормы законодательства, регулирующие цифровые финансовые активы и цифровой рубль.
Для написания выпускной квалификационной работы были применены следующие методы: анализ, синтез, сравнение, научная абстракция, аналитическая группировка, методы типологии и обобщения, количественный статистический анализ, качественный текстовый анализ, дедукция и индукция, а также формально-юридический, сравнительно-правовой, логико-юридический и другие.
Структурно данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что мной в представленной работе были рассмотрены и изучены крайне важные и актуальные аспекты, касающиеся правового регулирования цифровых активов и цифрового рубля, это всё позволило прийти к следующим выводам.
В дефиниции цифровых финансовых активов присутствует дилемма, заключающаяся в следующем: согласно определению, прописанному в Федеральном законе, родовым признаком является имущество, в то время как видовой характеристикой цифровых финансовых активов является создание имущества с использованием шифровальных средств. Последние, однако, не обладают способностью к созданию имущества, а скорее формируют цифровую оболочку для данных, описывающих уже существующее имущество.
Кроме того, принудительное включение цифровых прав в список имущественных прав, с одной стороны, может повлечь за собой смешение их юридических режимов, а с другой - создать необходимость четкого разграничения этих прав от других имущественных прав по ключевым характеристикам.
Вследствие этого более предпочтительным, по нашему мнению, является разработка индивидуальных правовых режимов для различных типов цифровых активов, которые могут быть утверждены не на уровне Гражданского кодекса, а посредством соответствующих федеральных законов.
В настоящее время отсутствуют законодательные нормы, регулирующие налогообложение цифровых финансовых активов. В условиях экономической нестабильности предлагается установить специальный налоговый режим для данных активов с целью стимулирования развития рынка и привлечения инвестиций. Это позволит создать благоприятный инвестиционный климат и увеличить налоговые поступления от операций с цифровыми финансовыми активами.
Выдвигается идея внесения изменений в налоговое законодательство для установления специализированного налогового режима для цифровых финансовых активов. Подобная схема может быть аналогична регулированию налогов на ценные бумаги, что способствует стимулированию рынка данных активов.
Предлагаемый налоговый режим предусматривает освобождение от НДС для операций, связанных с выпуском, оборотом и погашением цифровых финансовых активов. Также эти меры могут быть применены к операциям с цифровыми правами, удостоверяющими права на передачу товаров или услуг. Это способствует развитию рынка и созданию привлекательной среды для инвесторов.
Таким образом, важно внести необходимые изменения в налоговое законодательство для установления налогового режима, способствующего развитию рынка цифровых финансовых активов и увеличению инвестиционных потоков. Эти меры помогут создать благоприятные условия для инвесторов и способствуют росту налоговых поступлений от операций с цифровыми активами.
Введение специализированного режима налогообложения цифровых активов предполагает ряд ключевых положений, в рамках которых предусмотрено следующее:
– обложение налогом на прибыль лиц, выпускающих цифровые финансовые активы, применяется лишь при наличии положительного финансового результата от операций с данными активами. Такая ситуация возможна в случае, если доходы, полученные при реализации цифровых активов, превышают расходы на их продажу;
– налогообложение доходов физических лиц происходит путем расчета разницы между стоимостью приобретения и реализации или погашения цифрового актива, применяя стандартную налоговую ставку в размере 13%.
В случае данной ситуации, удержание и расчет налога должно проводиться лицом, отвечающим за функционирование информационной платформы или участвующим в взаимодействии с цифровыми денежными активами, а также индивидуальным держателем Цифровых Финансовых Активов по завершении налогового отчетного периода.
Электронные валюты представляют собой новый тип финансовых средств, которые действуют только в электронном формате. Они базируются на применении технологии блокчейн, обеспечивающей безопасность хранения и передачи информации. Основное различие между цифровыми валютами и традиционными валютами заключается в их отсутствии физического облика и несвязанности с какой-либо центральной банковской или государственной структурой.
Таким образом, обязанности по удержанию и начислению налогов должны возлагаться на субъекта, ответственного за функционирование информационной системы или участвующего в обмене цифровыми финансовыми активами, а также фактического обладателя Цифровой Валюты по закрытии отчетного налогового периода.
Цифровая валюта является новым типом финансовых активов, существующим исключительно в цифровой форме. Она основывается на применении блокчейн-технологии, обеспечивающей безопасное сохранение и передачу данных. Основное различие между цифровой валютой и традиционными денежными единицами заключается в отсутствии физического носителя и отрыве от центральных банковских или государственных систем управления.
Цифровая валюта, безусловно, представляет огромные перспективы для будущего экономической системы. В последние годы она стала одним из самых обсуждаемых и актуальных тем в финансовом мире. Множество стран и компаний уже начали рассматривать возможность использования цифровых валют в своих экономических системах, и эта тенденция только усиливается.
Одним из ключевых преимуществ цифровой валюты является безопасность. Технология блокчейн, на которой она основана, обеспечивает высокий уровень проверки и защиты данных. В то время как традиционным финансовым системам требуются посредники, такие как банки или платежные системы, цифровая валюта позволяет пользователям совершать непосредственные и надежные финансовые операции. Благодаря этому, риски мошенничества и финансовых преступлений значительно снижаются.
Другая важная перспектива использования цифровой валюты связана с упрощением международных платежей и трансграничных сделок. В настоящее время, проведение международных транзакций может быть сложным и затратным процессом, требующим участия нескольких посредников и длительного времени на обработку. Цифровая валюта, используя технологию блокчейн, позволяет совершать быстрые и дешевые транзакции практически между любыми точками мира, обеспечивая при этом прозрачность и независимость от третьих сторон.
Кроме того, цифровая валюта может способствовать финансовой инклюзии. Многие люди по всему миру не имеют доступа к традиционным банковским услугам и платежным системам из-за различных факторов, будь то географическое положение или отсутствие документов. Цифровая валюта может быть более доступной и удобной альтернативой для этих людей, позволяя им осуществлять финансовые операции через мобильные устройства. Это может способствовать развитию экономики и улучшению жизни многих людей.
Однако, несмотря на все потенциальные преимущества цифровой валюты, существуют и ряд вызовов и проблем, которые следует учитывать. Одна из главных проблем - это нестабильность и волатильность цифровых валют. Курсы цифровых валют могут значительно колебаться, что создает риски для пользователей и инвесторов. Кроме того, появление новых и не регулируемых цифровых валют может привести к появлению новых форм финансовых преступлений, таких как отмывание денег или финансирование терроризма.
В общем, перспективы использования цифровых валют представляют собой значительные возможности. Быстрое развитие технологий и увеличивающийся интерес к данным денежным единицам способствуют созданию благоприятной среды для их широкого распространения. Однако, для полного раскрытия потенциала цифровых валют требуются дальнейшие исследования, разработка необходимого правового фреймворка и активная информационная кампания среди населения. Лишь в этом случае цифровая валюта сможет занять надежное и устойчивое положение в будущей экономической системе.
• Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (ред. от 11.03.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. − 1994. − N 32. − Ст. 3301.
• Федеральный закон от 18 марта 2019 г. № 34-ФЗ (действ.) «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собр. законодательства Российской Федерации. − 2019. − № 12. − Ст. 1224.
• Федеральный закон от 31.07.2020 №259-ФЗ (ред. от 11.03.2024) «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. − 2020. − N 31 (ч.I). − Ст. 5018.
• Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 259-ФЗ (ред. от 11.03.2024) «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. − 2019. − N 31. − Ст. 4418.
• Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 11.03.2024) «О рынке ценных бумаг» // Собрание законодательства Российской Федерации. − 1996. − N 17. − Ст. 1918.
• Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам протоколом от 04.06.2019 N 7) // Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».
Книги и статьи
• Абрамова, М.А. Перспективы внедрения цифрового рубля в денежный оборот России: атрибуты и принципы формирования доверенной цифровой среды / М.А. Абрамова // Финансы: теория и практика. – 2023. – № 4. − С. 6-16.
• Буркальцева, Д.Д. Финансовая безопасность государства / Д.Д. Буркальцева. — Симферополь: ПОЛИПРИНТ, 2020. — 124 c.
• Варламова, Н.В. Цифровые права – новое поколение прав человека? / Н.В. Варламова // Труды Института государства и права РАН. − 2019. − № 4. − С. 12-19.
• Волошин, А.В., Гусельникова, А.Е. Преимущества и риски внедрения криптовалюты в повседневное использование / А.В. Волошин, А.Е. Гусельникова // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Экономика и бизнес. − 2018. − № 2. − С. 826-829.
• Галанов, В.А. Основы российского рынка криптовалют: монография / В.А. Галанов. — М.: РУСАЙНС, 2021. — 378 с.
• Генкин, А., Михеев, А. Блокчейн: Как это работает и что ждет нас завтра: научно-популярное / А. Генкин, А. Михеев. – М.: Альпина Паблишер, 2018. – 459 с.
• Григорьев, В.В. Национальная цифровая валюта как фактор оживления экономики России / В.В. Григорьев // Экономика. Налоги. Право. − 2019. − №1. − С. 30–36.
• Доклад для общественных консультаций «Цифровой рубль». − М.: Центральный банк Российской Федерации, 2020. − 135 с.
• Ефимова, Л.Г. Цифровые активы и права на них в контексте изменения гражданского и банковского законодательства / Л.Г. Ефимова // Банковское право. – 2021. – № 5. – С. 12-19.
• Жарина, Н.А., Гайфутдинова, Р.З., Кузнецова, С.Б. Регулирование криптовалют в России: современное состояние и дальнейшие тенденции / Н.А. Жарина, Р.З. Гайфутдинова, С.Б. Кузнецова // Вестник Академии знаний. – 2022. – № 5. − C. 416-421
• Изотов, Ю.Г. Теория криптовалют: монография / Ю.Г. Изотов. – М.: Проспект, 2022. – 314 с.
• Иноземцев, М.И. Цифровое право: в поисках определенности / М.И. Иноземцев // Цифровое право. – 2021. – № 1. – С. 8-28.
• Истомин, Е.П. Некоторые аспекты применения блокчейн-технологий в современной экономике / Е.П. Истомин // Информационные технологии и системы: управление, экономика, транспорт, право. – 2020. – № 1(37). – С. 88-102.
• Канаевский, С.В. Криптовалюты в МФСО. Вопросы признания и оценки / С.В. Канаевский // Корпоративная финансовая отчётность. Международные стандарты. – 2017. – № 6. − С. 89-95.
• Косов, М.Е. Функционирование рынка криптовалют: текущее состояние и проблемы развития / М.Е. Косов // Вестник Удмуртского университета. Экономика и право. − 2019. − № 7. − С. 582-584.
• Кочанова, Т. Закон об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций. Чего ожидать простым гражданам? / Т. Кочанова // Жилищное право. – 2020. – №7. – С. 61-66.
• Кочергин, Д.А., Покровская, Н.В., Достов, В.Л. Налоговое регулирование обращения виртуальных валют: опыт зарубежных стран и перспективы для России / Д.А. Кочергин, Н.В. Покровская, В.Л. Достов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. – 2023. – № 1. – С. 53-61.
• Кочергин, Д.А. Экономическая природа и классификация стейблкойнов / Д.А. Кочергин // Финансы: теория и практика. – 2020. – № 24(6). – С. 140-160.
• Купцова, Т.А. Функционирование денежных суррогатов в форме криптовалюты в системе современных экономических отношений: дис. ... канд. экон. наук/ Т.А. Купцова. – Калининград, 2020. – 152 с.
• Курьянова, И.В. Потенциальные риски использования виртуальных валют в современной платежной системе / И.В. Курьянова // Экономика строительства и природопользования. — 2018. —№ 2 (67). — С. 87–97.
• Миловидов, В.Д. Пандемия неравенства: новые измерения социального диспаритета в условиях коронакризиса / В.Д. Миловиднов // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2021. – № 2. – С. 59-81.
• Новоселова, Л.А., Полежаев, О.А. О правовом режиме объектов гражданских прав, выраженных в цифровых активах / Л.А. Новоселова, О.А. Полежаев // Закон. – 2020. – № 11. – С. 167-173.
• Новоселова, Л.А., Полежаев, О.А. Цифровые знаки как объекты гражданских прав / Л.А. Новоселова, О.А. Полежаев // Предпринимательское право. – 2019. – № 4. – С. 6-10.
• Павлов, В.П. Цифровая форма финансовых обязательств: проблемы правового регулирования / В.П. Павлов // Банковское право. – 2018. – №3. – С. 39-47.
• Панова, Г.С. Особенности развития рынка криптовалют в России / Г.С. Панова // Финансы, деньги, инвестиции. – 2022. – №. 2 (82). − С. 10-18.
• Панова, Г.С. Риски инвестирования в криптовалюты / Г.С. Панова // Банковские услуги. – 2022. − № 7. − С. 19-24.
• Перцева, С.Ю. Криптоиндустрия и платежные системы / С.Ю. Перцева // Государственный советник. – 2019. – №2 (26). – С. 58-63.
• Петровская, М.В., Сорокина, Л.Н. Оценка и прогнозирование финансовой безопасности в национальной экономике: монография / М.В. Петровская, Л.Н. Сорокина. − М.: «Дашков и К°», 2023. − 116 с.
• Попондопуло, В.Ф. Правовые формы цифровых отношений / В.Ф. Попондопуло // Юрист. – 2019. – № 6. – С. 33-39.
• Санникова, Л.В. Цифровые эксперименты российского законодателя / Л.В. Санникова // Имущественные отношения в РФ. − 2019. − № 12. − С. 80-89.
• Сафарли, А.Х. Анализ значимости цифровых валют в международной и российской финансовых системах / А.Х. Сафарли // Аудиторские ведомости. – 2023. – № 1. – С. 110-113.
• Сафарли, А.Х. К вопросу о текущем состоянии и перспективах дальнейшего развития мирового рынка криптовалют / А.Х. Сафарли // Финансы и управление. – 2022. – №3. – C. 48-60.
• Сафарли, А.Х. Технология блокчейн, как акселератор развития цифровизации в финансовом секторе экономики / А.Х. Сафарли// Теоретическая и прикладная экономика. – 2022. – № 4. – С. 20-34.
• De Filippi, Primavera; Mannan, Morshed; Reijers, Wessel. Blockchain as a Confidence Machine: The problem of Trust & Challenges of Governance // Technology in Society. – 2020. – Vol. 62.
• Legal statement on cryptoassets and smart contracts UK Jurisdiction Taskforce. TheLawTechDeliveryPanel. UKJurisdictionTaskforce. – 2019. – P. 24.
• Sarnakov I. Digital financial assets: segments and prospects of legal regulation in the BRICS countries // BRICS law Journal. – 2019. – Vol. VI. – Iss. 4. – P. 111.
Интернет-источники
• Белоусов П. Программы блокчейна: что препятствует массовому внедрению смарт-контрактов [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.forbes.ru (дата обращения: 15.04.2024).
• Доклад департамента макроэкономической политики Евразийской экономической комиссии [Электронный ресурс] / Криптовалюты и блокчейн как атрибуты новой экономики. − Режим доступа: https://eec.eaeunion.org (дата обращения: 21.04.2024).
• Криптовалюта, NFT, цифровые активы [Электронный ресурс] / Учет и налогообложение в РФ. – Режим доступа: https://www.auditt.ru/articles/ (дата обращения: 15.04.2024).
• Об использовании при совершении сделок «виртуальных валют», в частности, биткойн [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.cbr.ru/press/pr (дата обращения: 15.04.2024).
• Об использовании частных «виртуальных валют» (криптовалют) [Электронный ресурс]. − Режим доступа: https://www.cbr.ru/press/pr (дата обращения: 15.04.2024).
• Banknn.ru Криптовалюты [Электронный ресурс] / Официальный сайт. – Режим дотупа: https://www.banknn.ru/kurs-kriptovalyut (дата обращения: 15.04.2024).
• BBC News. Биткойн – пузырь, который лопнет?. [Электронный ресурс] / Официальный сайт. − Режим доступа: https://www.bbc.com/russian/features-56268723 (дата обращения: 15.04.2024).
• L. 54-10-1 Code etfinancier [Электронный ресурс] / Денежный и финансовый кодекс Франции. − Режим доступа: https://www.legifrance.gouv.fr (дата обращения: 16.04.2024).