Юридическая ответственность за экологические правонарушения: теоретические основы и практика применения (Байкальский Государственный Университет (Читинский Институт))
|
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ……
1.1 Экологическое правонарушение: понятие и виды…………...………………
1.2 Понятие, задачи и виды юридической ответственности за совершение экологических правонарушений …
1.3 Окружающая среда как объект правовой охраны (защиты)………………...
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ………………….
2.1 Административные правонарушения в сфере охраны окружающей среды и ответственность за их совершение…
2.2 Экологические преступления и ответственность за их совершение………..
2.3 Дисциплинарная ответственность за нарушение порядка проведения работ, связанных с охраной окружающей среды…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………….
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ……
1.1 Экологическое правонарушение: понятие и виды…………...………………
1.2 Понятие, задачи и виды юридической ответственности за совершение экологических правонарушений …
1.3 Окружающая среда как объект правовой охраны (защиты)………………...
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ………………….
2.1 Административные правонарушения в сфере охраны окружающей среды и ответственность за их совершение…
2.2 Экологические преступления и ответственность за их совершение………..
2.3 Дисциплинарная ответственность за нарушение порядка проведения работ, связанных с охраной окружающей среды…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………….
Актуальность темы настоящей работы, обусловлена тем что на сегодняшний день экологические правонарушения, представляют собой серьезную угрозу экологической безопасности государства. Поэтому охрана экологической безопасности, обеспечение качества окружающей среды, а также сохранение природных экосистем являются одним из приоритетных направлений политики государства, так как это необходимо для благоприятной жизни населения и устойчивого развития экономики.
В настоящее время состояние окружающей среды на территории Российской Федерации, где сосредоточены большая часть населения страны, производственных предприятий и наиболее продуктивных субъектов сельскохозяйственной деятельности, оценивается как крайне неблагоприятное и несмотря на все принимаемые меры по снижению уровня негативного воздействия различных факторов на окружающую среду, по-прежнему сохраняется угроза экологической безопасности. О чем могут свидетельствовать, статистические данные о совершенных экологических административных правонарушениях и экологических преступлениях, опубликованных на официальном сайте Судебного департамента при Верховном Суде РФ и МВД РФ.
Так согласно статистическим данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, количество дел об экологических преступлениях (глава 26, статьи 246 - 262 Уголовного кодекса РФ) в общей структуре уголовных дел, поступающих в суды, составила в 2019 г. 1,2%, в 2020 г. - 1,3%, в 2021 году - 1,3% .
Также по статистическим данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, в июне 2023 года Верховный суд РФ рассмотрел 13 дел, связанных с применением экологического и природоохранного законодательства. Также одно дело было рассмотрено Конституционным судом РФ.
По данным официальной статистики МВД РФ в январе-июле 2022 года в России было зарегистрировано 11,6 тыс. экологических преступлений, из них было раскрыто всего 6530 (среди данных дел учитывается в том числе и браконьерство), причиной этого является то что экологические преступления отличаются высокой степенью латентности .
Что же касается количества совершенных экологических административных правонарушений, то их статистика представлена только на уровне субъектов РФ (например, в государственных докладах и отчетах Министерства по охране природных ресурсов и экологии о состоянии окружающей среды) и так как к ответственности за совершение экологических административных правонарушений, могут привлекать несколько органов, то такая статистика представлена не по всем направлениям и не в полном объеме, что может быть обусловлено сложностью фиксации таких правонарушений, а также недостаточного контроля и мониторинга в сфере охраны окружающей среды.
Решение проблем связанных с экологической безопасности, требует ужесточение каждого вида юридической ответственности (в том числе и административной) за нарушение норм экологического законодательства, а также совершенствование нормативно-правовой базы в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при применении юридической ответственности за совершение экологических правонарушений.
Предметом исследования являются правовые нормы законодательства, которыми устанавливается и регулируется юридическая ответственность за совершение экологических правонарушений.
Целью данной работы является изучение особенностей применения юридической ответственности за экологические правонарушения.
Названная цель исследования обусловила постановку и решение следующих задач:
– раскрыть понятие экологического правонарушения а также рассмотреть его виды;
– дать понятие, определить задачи и рассмотреть виды юридической ответственности за совершение экологических правонарушений;
– рассмотреть окружающую среду как объект правовой охраны (защиты);
– рассмотреть административные правонарушения в сфере охраны окружающей среды и ответственность за их совершение;
– рассмотреть экологические преступления и ответственность за их совершение;
– охарактеризовать дисциплинарную ответственность за нарушение порядка проведения работ, связанных с охраной окружающей среды.
Нормативно-правовую базу составили Конституция РФ, Гражданский кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, Федеральный закон «Об охране окружающей среды», иные нормативно-правовые акты.
Применение юридической ответственности за совершение экологических правонарушений, рассматривалось в научных работах следующих авторов: О.Л. Дубовик, М.М. Бринчук, Н.Д. Казанцев, Е.Н. Колотинской, Э.Н. Жевлакова, П.В. Ивлиева и др.
Эмпирическую базу данной работы составили официальные статистические данные МВД РФ, Судебного департамента при Верховном суде РФ.
Методологическую основу исследования составил такие частнонаучные методы познания как анализ нормативно-правовой базы, учебной и научной литературы, а также правоприменительной практики по теме исследования, синтез выявленных данных, статистический метод.
Настоящая выпускная квалификационная работа прошла апробацию на научно-практической студенческой конференции «Проблемы экономики, социальной сферы и права».
Структура работы определяется ее целями и задачами и включает введение, две главы, заключение и библиографический список.
В настоящее время состояние окружающей среды на территории Российской Федерации, где сосредоточены большая часть населения страны, производственных предприятий и наиболее продуктивных субъектов сельскохозяйственной деятельности, оценивается как крайне неблагоприятное и несмотря на все принимаемые меры по снижению уровня негативного воздействия различных факторов на окружающую среду, по-прежнему сохраняется угроза экологической безопасности. О чем могут свидетельствовать, статистические данные о совершенных экологических административных правонарушениях и экологических преступлениях, опубликованных на официальном сайте Судебного департамента при Верховном Суде РФ и МВД РФ.
Так согласно статистическим данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, количество дел об экологических преступлениях (глава 26, статьи 246 - 262 Уголовного кодекса РФ) в общей структуре уголовных дел, поступающих в суды, составила в 2019 г. 1,2%, в 2020 г. - 1,3%, в 2021 году - 1,3% .
Также по статистическим данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, в июне 2023 года Верховный суд РФ рассмотрел 13 дел, связанных с применением экологического и природоохранного законодательства. Также одно дело было рассмотрено Конституционным судом РФ.
По данным официальной статистики МВД РФ в январе-июле 2022 года в России было зарегистрировано 11,6 тыс. экологических преступлений, из них было раскрыто всего 6530 (среди данных дел учитывается в том числе и браконьерство), причиной этого является то что экологические преступления отличаются высокой степенью латентности .
Что же касается количества совершенных экологических административных правонарушений, то их статистика представлена только на уровне субъектов РФ (например, в государственных докладах и отчетах Министерства по охране природных ресурсов и экологии о состоянии окружающей среды) и так как к ответственности за совершение экологических административных правонарушений, могут привлекать несколько органов, то такая статистика представлена не по всем направлениям и не в полном объеме, что может быть обусловлено сложностью фиксации таких правонарушений, а также недостаточного контроля и мониторинга в сфере охраны окружающей среды.
Решение проблем связанных с экологической безопасности, требует ужесточение каждого вида юридической ответственности (в том числе и административной) за нарушение норм экологического законодательства, а также совершенствование нормативно-правовой базы в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при применении юридической ответственности за совершение экологических правонарушений.
Предметом исследования являются правовые нормы законодательства, которыми устанавливается и регулируется юридическая ответственность за совершение экологических правонарушений.
Целью данной работы является изучение особенностей применения юридической ответственности за экологические правонарушения.
Названная цель исследования обусловила постановку и решение следующих задач:
– раскрыть понятие экологического правонарушения а также рассмотреть его виды;
– дать понятие, определить задачи и рассмотреть виды юридической ответственности за совершение экологических правонарушений;
– рассмотреть окружающую среду как объект правовой охраны (защиты);
– рассмотреть административные правонарушения в сфере охраны окружающей среды и ответственность за их совершение;
– рассмотреть экологические преступления и ответственность за их совершение;
– охарактеризовать дисциплинарную ответственность за нарушение порядка проведения работ, связанных с охраной окружающей среды.
Нормативно-правовую базу составили Конституция РФ, Гражданский кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, Федеральный закон «Об охране окружающей среды», иные нормативно-правовые акты.
Применение юридической ответственности за совершение экологических правонарушений, рассматривалось в научных работах следующих авторов: О.Л. Дубовик, М.М. Бринчук, Н.Д. Казанцев, Е.Н. Колотинской, Э.Н. Жевлакова, П.В. Ивлиева и др.
Эмпирическую базу данной работы составили официальные статистические данные МВД РФ, Судебного департамента при Верховном суде РФ.
Методологическую основу исследования составил такие частнонаучные методы познания как анализ нормативно-правовой базы, учебной и научной литературы, а также правоприменительной практики по теме исследования, синтез выявленных данных, статистический метод.
Настоящая выпускная квалификационная работа прошла апробацию на научно-практической студенческой конференции «Проблемы экономики, социальной сферы и права».
Структура работы определяется ее целями и задачами и включает введение, две главы, заключение и библиографический список.
Подводя итог данной работе, необходимо сделать следующие выводы.
Ответственность за экологические правонарушения стала наиболее актуальной только с конца двадцатого века, только после того, как и в мире, и в России пришли к тому, что необходимо сохранять окружающую среду, и соответственно вырабатывать необходимые правовые нормы, позволяющие привлекать к ответственности физических и юридических лиц. Только после этого начинается активное создание правовой базы по охране окружающей среды как на международном уровне, так и во многих государствах мира.
Россия не исключение в данном случае, так как за последние десятилетия сформировалась обширная правовая база в сфере охраны окружающей среды. Ответственность нарушителей регулируется как административными нормами права, так и уголовными нормами, кроме того возможно применение гражданских правовых норм и дисциплинарных.
В первую очередь к нарушителям окружающей среды применяются административные нормы закона, так как они более обширные в данной сфере, и могут привлекать к ответственности и граждан и предприятия. Перечень данных норм содержится в 8 главе КоАП РФ.
Уголовное право также позволяет привлекать к ответственности нарушителей, но круг применения данных норм несколько ограничен, так как к ответственности в данном случае могут привлекаться только отдельные физические лица, например, должностные лица.
Именно поэтому в научной сфере уже многие годы происходят дискуссии по поводу привлечения юридических лиц к уголовной ответственности, или же ужесточение административных норм.
Кроме того, существует проблема латентности среди экологических правонарушений, в связи с тем, что данная сфера носит специфических характер, поэтому крайне сложно не только выявить сам факт правонарушения, но и доказать его. Особенно это проявляется в уголовной сфере, так как нужно не только определить нанесенный вред, но и собрать доказательственную базу по совершенному преступлению. Именно поэтому необходимы специальные методические рекомендации по расследованию данного вида преступлений, безусловно, различные постановления ВС и РФ, и его толкования помогают разобраться следователю или суду разобраться в выявленном преступлении, но как показывает практика, данных норм недостаточно.
Следует также сказать и об гражданской правовой ответственности, в данном случае вся сложность заключается в правильном подсчете причиненного вреда, так как именно природные ресурсы крайне сложно рассчитать с максимальной точностью.
Дисциплинарная ответственность может применять только к сотрудникам предприятия, при этом необходимо отметить, что не каждый сотрудник может понести данный вид ответственности, так как в должностные обязанности сотрудника должны входить именно обязанности, связанные с защитой окружающей среды. В данном случае, отмечается, что даже если сотрудник был причастен к совершенному правонарушению, был свидетелем ситуации и не предпринял никаких мер, его нельзя привлечь к дисциплинарной ответственности, если в его обязанности данные полномочия не входят.
Таким образом, ответственность за экологические правонарушения в настоящее время представляется еще совсем новой сферой права, и поэтому множество неточностей и недоработок выявляется на практике. В связи с чем, следует отметить, что именно совершенствование данных норм позволит в дальнейшем сохранять природу и ее ресурсы.
Ответственность за экологические правонарушения стала наиболее актуальной только с конца двадцатого века, только после того, как и в мире, и в России пришли к тому, что необходимо сохранять окружающую среду, и соответственно вырабатывать необходимые правовые нормы, позволяющие привлекать к ответственности физических и юридических лиц. Только после этого начинается активное создание правовой базы по охране окружающей среды как на международном уровне, так и во многих государствах мира.
Россия не исключение в данном случае, так как за последние десятилетия сформировалась обширная правовая база в сфере охраны окружающей среды. Ответственность нарушителей регулируется как административными нормами права, так и уголовными нормами, кроме того возможно применение гражданских правовых норм и дисциплинарных.
В первую очередь к нарушителям окружающей среды применяются административные нормы закона, так как они более обширные в данной сфере, и могут привлекать к ответственности и граждан и предприятия. Перечень данных норм содержится в 8 главе КоАП РФ.
Уголовное право также позволяет привлекать к ответственности нарушителей, но круг применения данных норм несколько ограничен, так как к ответственности в данном случае могут привлекаться только отдельные физические лица, например, должностные лица.
Именно поэтому в научной сфере уже многие годы происходят дискуссии по поводу привлечения юридических лиц к уголовной ответственности, или же ужесточение административных норм.
Кроме того, существует проблема латентности среди экологических правонарушений, в связи с тем, что данная сфера носит специфических характер, поэтому крайне сложно не только выявить сам факт правонарушения, но и доказать его. Особенно это проявляется в уголовной сфере, так как нужно не только определить нанесенный вред, но и собрать доказательственную базу по совершенному преступлению. Именно поэтому необходимы специальные методические рекомендации по расследованию данного вида преступлений, безусловно, различные постановления ВС и РФ, и его толкования помогают разобраться следователю или суду разобраться в выявленном преступлении, но как показывает практика, данных норм недостаточно.
Следует также сказать и об гражданской правовой ответственности, в данном случае вся сложность заключается в правильном подсчете причиненного вреда, так как именно природные ресурсы крайне сложно рассчитать с максимальной точностью.
Дисциплинарная ответственность может применять только к сотрудникам предприятия, при этом необходимо отметить, что не каждый сотрудник может понести данный вид ответственности, так как в должностные обязанности сотрудника должны входить именно обязанности, связанные с защитой окружающей среды. В данном случае, отмечается, что даже если сотрудник был причастен к совершенному правонарушению, был свидетелем ситуации и не предпринял никаких мер, его нельзя привлечь к дисциплинарной ответственности, если в его обязанности данные полномочия не входят.
Таким образом, ответственность за экологические правонарушения в настоящее время представляется еще совсем новой сферой права, и поэтому множество неточностей и недоработок выявляется на практике. В связи с чем, следует отметить, что именно совершенствование данных норм позволит в дальнейшем сохранять природу и ее ресурсы.



