ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты взаимодействия тьютора с родителями ребенка
дошкольного возраста с нарушением речи 7
1.1 Психофизиологические особенности речевого развития детей
дошкольного возраста с нарушением речи 7
1.2 Современная теория и практика взаимодействия тьютора с родителями
детей дошкольного возраста с нарушением речи 15
2 Разработка и реализация сайта по тьюторскому взаимодействию с
родителями ребенка дошкольного возраста с нарушением речи 21
2.1 Обоснование и реализация сайта для взаимодействия с родителями
ребенка дошкольного возраста с нарушениями речи 21
2.2 Методические рекомендации и экспертная оценка сайта взаимодействия
тьютора с родителями ребенка с нарушением речи 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ А Оценочный лист к бакалаврской работе 37
В настоящее время всё большую актуальность приобретает проблема речевого развития у детей младшего дошкольного возраста.
По статистическим данным Министерства образования Российской Федерации на 2019 год 1,7 млн детей относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, причем большая часть отклонений приходятся на речевые нарушения. Исследования, проведенные за последние 30 лет, сотрудниками Института коррекционной педагогики РАО РФ подтверждают, что основной контингент стойко неуспевающих учеников общеобразовательных школ, который составляет практически 82%, это дети с тяжелыми нарушениями речи [11].
В наше время 25% 4-х летних детей страдают нарушением речевого развития, а в середине 70-х годов дефицит речи составил 4 % детей того же возраста. Таким образом, количество детей с нарушениями речи увеличивается [15].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 определяет требования к содержанию программы дошкольного образования по пяти образовательным областям. В том числе речевого развития [19].
Речевое развитие наиболее актуально в дошкольном возрасте. Основная его цель - это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
В Федеральном законе № 273-ФЗ от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» определена категория обучающихся с особыми образовательными потребностями - это дети-инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья [18]. В соответствии с законом каждому ребенку гарантируется получение общедоступного и бесплатного образования независимо от каких-либо обстоятельств. Дети с нарушениями речи могут относиться к этим категориям в зависимости от степени выраженности нарушения речи.
Дети с нарушениями в речи, часто оказываются «изолированными» в дошкольных образовательных учреждениях и в своих семьях. Из-за этих условий у них нет универсальных образцов для подражания, стандартов правильной речи, кроме взрослых (педагогов, медицинских работников, воспитателей и других специалистов). Образцовую речь они слышат в основном только на занятиях и в режимных моментах [11, 12].
Проблемами развития речи занимались авторы: Ж. Пиаже, А. Р. Лурия, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др.
Развитие речи ребенка зависит от многих факторов, в том числе и от психофизиологических. Речь - это сложная психическая функция, и отклонения в ее развитии, чаще всего, являются признаком серьезных изменений в состоянии центральной нервной системы. Это означает, что страдает не только речь, но и все высшие психические функции в целом (восприятие, внимание, мышление, память, воображение). Таким образом, происходит нарушение формирования всей личности. Речь тесно связана с развитием мыслительных процессов: анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, умозаключения, т.е. чем выше будет уровень развития речи, тем качественно выше будет интеллект ребенка. Дети с задержкой, нарушением в ходе развития речи, как правило, имеют большие трудности в обучении, адаптации и социализации.
Для того чтобы ребенок успешно освоил образовательную программу детского сада, необходимо своевременно и целенаправленно устранять «барьеры» образовательной среды путем создания специальных, благоприятных условий обучения. Одним из таких условий является наличие специалиста сопровождения, который может организовать образовательную среду таким образом, чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья был максимально успешен и при этом мог адаптироваться и социализироваться в группе сверстников детского сада [11]. В процессе речевого развития детей дошкольного возраста первостепенную роль играют родители. Именно, они нуждаются в информации о ресурсах, специалистах, коррекционных учреждений и медицинском сопровождении.
Родители, которые заботятся о развитии ребенка, замечают, что ребенок не развивается или развивается, но недостаточно по сравнению со сверстниками в области речи. В связи с этим, они обращаются к специалисту тьютору за помощью. При взаимодействии с тьютором, родители способны участвовать в коррекции речевого развития и предотвращении нарушений.
Роль тьютора при взаимодействии с родителями ребенка дошкольного возраста с нарушениями речи заключается в:
- информировании;
- диагностировании;
- консультировании;
- координации взаимодействия родителей с узкими специалистами;
- выстраивании индивидуального образовательного маршрута.
Возможностью взаимодействия с родителями в дистанционном режиме обладают web-сайты. Это особенно актуально для Красноярского края, где во многих населенных пунктах имеется проблема географической удаленности. Даже близлежащие поселки не имеют узких специалистов.
В условиях пандемии, например, COVID-19, дистанционное взаимодействие тьютора с родителями позволит скоординировать взаимодействие, организовать индивидуальное сопровождение ребенка дошкольного возраста с нарушением речи в домашних условиях. Что особенно актуально в режиме самоизоляции.
Проблема исследования заключается в поиске инструментов тьюторского взаимодействия с родителями ребенка с нарушением речи через web-сайт.
Объектом исследования является процесс взаимодействия тьютора с родителями ребенка дошкольного возраста с нарушением речи.
Предметом исследования является web-сайт, как средство взаимодействия тьютора с родителями ребенка дошкольного возраста с нарушением речи.
Целью работы является обоснование, разработка web-сайта с методическими рекомендациями для взаимодействия тьютора с родителями ребенка дошкольного возраста с нарушением речи.
Гипотеза исследования: взаимодействие тьютора с родителями ребенка дошкольного возраста с нарушением речи через web-сайт будет результативным, если в структуре сайта представлены материалы:
- информирования; диагностирования; консультирования;
- организован форум общения и координации взаимодействия с узкими специалистами;
- имеется возможность разработки индивидуального образовательного маршрута;
Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели и гипотезы исследования определены задачи исследования:
1. Выявить особенности взаимодействия тьютора с родителями детей дошкольного возраста с нарушением речи;
2. Изучить возможности и ресурсы тьюторского взаимодействия с родителями детей с нарушением речи;
3. Разработать web-сайт с методическими рекомендациями для взаимодействия тьютора с родителями ребенка дошкольного возраста с нарушением речи.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы, анализ и обобщение передового педагогического опыта;
2. Эмпирические: анализ продуктов деятельности ребенка, наблюдение, беседа с родителями, педагогический эксперимент;
База исследования: семья, имеющая ребенка с нарушением речи.
Целью бакалаврской работы являлось обоснование и разработка web- сайта с методическими рекомендациями для взаимодействия тьютора с родителями ребенка дошкольного возраста с нарушением речи.
В рамках бакалаврской работы были выявлены следующие особенности взаимодействия тьютора с родителями детей дошкольного возраста с нарушением речи:
-информирование;
-диагностирование;
-консультирование;
-координация взаимодействия родителей с узкими специалистами;
-выстраивание индивидуального образовательного маршрута.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить психофизиологические особенности детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Таким образом, изучены возможности и ресурсы тьюторского взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста с нарушением речи.
Проанализировав другие Интернет-ресурсы, можно сделать вывод о различных недоработках на web-сайтах. Мы учли для нашего web-сайта все необходимые функции, вскоре был выбран шаблон, была разработана и создана структура web-сайта. Web-сайт был заполнен необходимым контентом и дополнительными расширениями: форум, карта города, связь с тьютором и др.
Следующим этапом написания бакалаврской работы было написание инструкции для пользования сайта, которая отражает все разделы и их описание, алгоритм работы с дополнительными расширениями и структуру главной страницы.
Разработанный сайт удовлетворяет всем требованиям. Web-сайт оформлен в приятных постельных цветах и обладает широким рядом возможностей, которые может использовать родитель ребенка, специалист или любой другой пользователь.
1. Баранова, Г. А. Взаимодействие тьютора со специалистами сопровождения дошкольной образовательной организации в работе с детьми с комбинированным дефектом (нарушением в развитии зрения и речи) / Г. А. Баранова, О. В. Козьякова // Вестник ГОУ ДПО ТО "ИПК и ППРО ТО". Тульское образовательное пространство. - 2019. - №2. - С. 26-29.
2. Баранова, Е. Б. Организация специальной помощи детям раннего возраста с задержкой психического и речевого развития в группах кратковременного пребывания / Е. Б. Баранова, С. Н. Сазонова // Практическая психология и логопедия. - 2006. - 321 с.
3. Белова-Давид, Р. А. Нарушение речи у дошкольников/ Р. А. Белова- Давид, Б. М. Гриншпун // Москва: Просвещение. - 1969. - С. 11-47.
4. Белогай, К. Н. Речевое развитие ребенка в период раннего детства и его взаимосвязь с различными факторами / К. Н. Белогай, Н. А. Сонина // Современные проблемы психологии личности: теория и практика. - 2008.
5. Белошеина, Е.А. Логопедические занятия с малышами / Е. А. Белошеина // Логопед. - 2008. -205 с.
6. Булдакова, 3. М., Педагогическая помощь детям с нарушениями речи /3. М. Булдакова, Н. Г. Шебина // Вклад психологии и педагогики в социокультурное развитие общества. - Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «ОМЕГА САЙНС», 2017. - С. 20-22.
7. Васильева, В. С. Роль тьютора в современной системе сопровождения семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья / В. С. Васильева, Т. А. Полицковая // Sciences of Europe. - 2017. - №19-3 (19). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-tyutora-v-sovremennoy-sisteme-soprovozhdeniya-semi-vospityvayuschey-rebenka-rannego-vozrasta-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami.
8. Волкова, Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей / Г.А. Волкова. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1993. - 258 с.
9. Волковская, Т. Н. Теоретический анализ научных исследований по проблеме психологического изучения детей с нарушениями речи / Т. Н. Волковская // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2010. - №3. - С. 51-59. - Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskiy-analiz-nauchnyh-issledovaniy-po-probleme-psihologicheskogo-izucheniya-detey-s-narusheniyami-rechi.
10. Грибова, О. Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? / О. Е. Грибова. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 248 с.
11. Евдокимова, И. В. Тьюторское сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольной образовательной организации / И. В. Евдокимова // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. - 2018.
- № 2. - С. 10-14.
12. Клименко Е. А., Консультация для родителей «Показатели речевого
развития детей раннего возраста» [Электронный ресурс] / Е. А. Клименко. - Режим доступа:
https://mbdou157.1mcg.ru/data/bdbe6e652773a7e79e905c8ed74a9e6f.docx.
13. Ковалева, И.В. Практика организации и проведения психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей раннего возраста с ОВЗ, с помощью средств интернета/ И. В. Ковалева, Ю. В. Гусакова // Эффективные технологии и практики оказания ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья Материалы Международной научно-практической конференции. Составители И. Н. Рахманина, Л. В. Тимашева; главный редактор Н. Ю. Сязина. - Астрахань: Издательский дом "Астраханский университет", 2019. - С. 163-168.
14. Кондакова, М. В. Из опыта исследования речевых нарушений у детей младшего школьного возраста / М. В. Кондакова // Проблемы педагогики.
- 2017. - №7 (30). - С. 29-33. - Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n7iz-opyta-issledovaniya-rechevyh-narusheniy-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta.
15. Лебедева, А. А. Профилактика нарушений речи у детей 4-5 лет в условиях кружковой работы / А. А. Лебедева // Молодой ученый. - 2016. - № 6 (110). - С. 786-788.
16. Лемберская, Э. Я. Роль тьютора в повышении педагогической компетентности родителей детей с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста / Э. Я. Лемберская // Интегративные тенденции в медицине и образовании. - 2019. - Т.1. - с. 58-65.
17. Логопедия: учебник для студентов дефектологических факультетов пед. вузов / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. - 3 изд. - Москва: ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
18. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от от 29.12.2012 N 273-ФЗ. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:http://www.consultant.ru.
19. Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 ред. от 21.01.2019 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
20. Профессия «тьютор» / Т. М. Ковалева, Е. И. Кобыща, С. Ю. Попова [и др.]. - М.: Тверь: «СФК-офис», 2016. - 246 с.
21. Психолингвистика: учебник / В. П. Белянин. - М.:Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 232 с.
22. Шрамко, Н. В. Основы тьюторства: курс лекций [Электронный
ресурс]: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Н. В. Шрамко // Урал. гос. пед. ун-т. - Электрон. дан. - Екатеринбург: [б. и.], 2018. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Режим доступа:
http://elar.uspu.ru/handle/uspu/10144.
23. Эльконин, Д. Б. Актуальные вопросы исследования периодизации психического развития в детстве/ Д. Б. Эльконин // Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе: Тезисы Всесоюзн. симпоз. М. - 1976.