Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Отношение студентов к изучению иностранных языков

Работа №152865

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы71
Год сдачи2020
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретике - методологические обоснования социологического изучения
темы 7
1.1 Изучение иностранного языка как социальная проблема 7
1.2 Основные социальные причины и мотивация изучения иностранных
языков Российскими студентами в 21 веке 14
2 Социологическое исследование «Отношение студентов Сибирского
федерального университета к изучению иностранных языков» 23
2.1 Программа, методы и социологический инструментарий
исследования 23
2.2 Анализ результатов проведённого исследования 28
Заключение 46
Список использованных источников 50
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Анкета социологического исследования 54
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Описательная статистика социологического исследования отношение студентов к изучению иностранных языков 59

В двадцать первом веке в условиях глобализации, интенсификации международных контактов овладение иностранными языками не только важно, но и необходимо для успешной профессиональной социализации, социальной мобильности. Появляются новые профессии, учебные специальности, направления, освоение которых невозможно без качественного знания английского языка.
Большое число специалистов в области социальных наук считают, что овладение иностранными языками представляется важным для современного человека. Ценность этих умений особенно важна, если речь идет о современных студентах, обучающихся в российских вузах.
Реалии современной социальной ситуации в России отражают высокую актуальность такого образовательного продукта как иностранный язык. Это ярко проявляется в ориентации современного студенчества. Многочисленные социологические исследования по профессиональной ориентации молодежи показывают, что наиболее престижными областями профессиональной деятельности являются юриспруденция, бизнес, финансы, коммерция и прочее, что дает уверенность в однозначно высоком заработке. Именно в этих сферах весьма сложно стать успешным, не владея, в достаточной степени как минимум одним иностранным языком.
При этом те молодые люди, которые предпочитают получать образование по тем областям, где более востребованы знания гуманитарного профиля—историки, культурологи, литературоведы и пр. при наличии знаний иностранного языка могут стать гораздо более успешными в смежных областях, где оплата труда гораздо выше. Знание иностранного языка в разы повышает возможности карьеры специалиста-гуманитария в таких областях как реклама, PR, перевод.
Таким образом, актуальность данной темы определяется исследовательским интересом, связанным с изучением отношения студентов Сибирского федерального университета к изучению иностранных языков.
Сибирский федеральный университет является одним из ведущих университетов России. Сегодня СФУ — это многопрофильный университет, где ведётся подготовка по 160 направлениям бакалавриата и магистратуры.
СФУ входит в ТОП-21 ведущих университетов России (проект «5— 100», направленный на повышение международной конкурентоспособности российских университетов).
Исходя из социальных настроений, можно говорить о том, что с одной стороны знание языка является фактором успешности и облегчения восхождения по карьерной лестнице. С другой стороны, в России традиционно есть некоторые проблемы с освоением иностранных языков, которые нужно преодолевать.
Данная проблематика представляет интерес и в теоретическом, и практическом отношениях.
Теоретическим объектом исследования являются студенты.
Эмпирическим объектом исследования являются студенты Сибирского федерального университета.
Предмет исследования - отношение студентов к изучению иностранных языков.
Цель данного исследования изучить отношение к изучению иностранных языков на примере студентов Сибирского федерального университета.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть изучение иностранных языков как социальную проблему;
2. Проанализировать социальные причины и мотивацию изучения иностранных языков российскими студентами в 21 веке;
3. Разработать программу исследования, методы и социологический инструментарий исследования;
4. Обобщить результаты исследования.
Гипотеза исследования: студенты Сибирского федерального университета считают, что изучению иностранных языков являются важнейшим условием их профессиональной успешности.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованных источников и приложений.
Методологическую базу работы составляет применение в качестве основного метода сбора первичных данных социологического опроса путём анкетирования.
Социологический опрос — метод социологического исследования, заключающийся в сборе и получении первичных эмпирических сведений об определённых мнениях, знаниях и социальных фактах, составляющих предмет исследования, путём устного или письменного взаимодействия исследователя (интервьюера) и заданной совокупности опрашиваемых (интервьюируемые, респонденты) [28].
Способом получения данных был выбран онлайн-опрос.
Онлайн опрос (интернет-опрос, web-onpoc) — это метод сбора социологической информации, который осуществляется на основе использования интернет-технологий [27].
Такой выбор обусловлен тем, что молодёжь, как социальная группа является одной из самых активных пользователей интернета. Интернет-среда доступна, привычна и понятна большинству молодых людей. Также в данной ситуации онлайн-опрос становится предпочтителен благодаря следующим своим достоинствам:
1. возможность опросить тех, кто недоступен в реальной жизни, например, маргинальные группы;
2. более низкий уровень влияния интервьюера на респондента, возможность давать более развернутые ответы;
3. высокий уровень доверия, обусловленный анонимностью онлайн среды.
Кроме того, был применен метод факторного анализа, который в свою очередь позволил выявить некие латентные факторы, неосознаваемые ориентации и ожидания людей по исследуемой теме.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Знание иностранных языков является значимым в сфере личной и профессиональной коммуникации человека, что позволяет быть ему на шаг впереди других.
Языком мирового общения, который объединяет миллионы людей по всему свету является английский язык, именно поэтому английский язык является основным иностранным языком, который включен в обязательную программу учебных заведений нашей страны.
На сегодняшний день, на английском языке говорят около 1 268 миллионов человек в мире, т.к. он является универсальным глобальным языком. В России английским языком владеют не многие, хотя он необходим каждому человеку, не только для общения с людьми других культур, но и для развития собственного внутреннего мира.
Современное российское студенчество — это одна из тех социальных групп, для которых изучение иностранных языков является наиболее актуальным.
Данная работа была посвящена исследованию отношения студентов к изучению иностранных языков (на примере студентов Сибирского федерального университета).
В качестве объекта исследования были выбраны студенты Сибирского федерального университета.
Сибирский федеральный университет является одним из ведущих университетов России. Сегодня СФУ — это многопрофильный университет, где ведётся подготовка по 160 направлениям бакалавриата и магистратуры.
СФУ входит в ТОП-21 ведущих университетов России (проект «5— 100», направленный на повышение международной конкурентоспособности российских университетов).
В ходе проведенного исследования были получены следующие результаты:
Большая часть (96%) студентов Сибирского федерального университета изучают в качестве иностранного только английский язык.
Большинство (61,9%) студентов них оценивают свои знания иностранного языка на уровне «Читаю тексты со словарем». Таким образом можно предположить, что уровень владения иностранным языком у студентов Сибирского федерального университета является низким.
Основными факторами мотивации изучения иностранных языков для студентов Сибирского федерального университета являются следующие: «Возможность путешествовать» (66,1%), «Для расширения кругозора» (42,1%) и «Иметь высокооплачиваемую работу» (37,0%).
Максимально эффективными способами изучения иностранного языка, по мнению студентов Сибирского федерального университета являются следующие - «Курсы, репетитор» (94,7%). «Путешествия» (87,6%) «Книги, карточки, стикеры» (83,3%).
В результате факторного анализа было выявлено, что во мнениях студентах Сибирского федерального университета существует три ключевых направления оценки эффективности способов изучения иностранных языков: «Все средства хороши» (44,6%), «Живое общение» (17,6%), «Интерактивная составляющая» (14,5%).
Более половины студентов Сибирского федерального университета (52,9%) считают, что «Иностранный язык знать желательно, но не обязательно», 37,0% ответили, что «Хорошее знание иностранного языка сегодня необходимо каждому человеку» и 10,1% полагают «Хорошее знание иностранного языка не является необходимостью».
Что касается роли изучения иностранного языка в жизни современного человека большинство студентов Сибирского федерального университета выражают согласие со следующими утверждениями: «Знание иностранного языка - возможность учиться за границей» (90,5%), «Иностранный язык нужен для расширения культурного кругозора» (88,1%), «Изучать иностранный язык престижно» (79,4%), «Знание иностранного языка дает преимущество при устройстве на работу» (71,4%).
С целью выявления основных направлений оценки студентами Сибирского федерального университета, иностранного языка как инструмента коммуникации был проведен факторный анализ. Факторный анализ показал, что роли изучения иностранного языка, по мнению студентов Сибирского федерального университета, представлены тремя основными группами: «Изучение иностранных языков является необходимостью, которая даёт возможность» (32,8%), «Изучение иностранных языков не является необходимостью» (28,5%), «Иностранный язык является инструментом расширения горизонтов и стирания границ» (9,8%).
Корреляционный анализ ключевых показателей, полученных в ходе опроса, позволяет сделать следующие выводы:
Чем старше студент, тем больше он согласен с тем, что знание иностранного языка нужно для получения образования и может пригодиться в его будущей профессиональной деятельности.
Женщины чаще чем мужчины соглашаются с тем, что знание иностранного языка нужно для получения образования и может пригодиться в их будущей профессиональной деятельности.
Чем старше студент, тем в большей степени он согласен с тем, что в современном глобальном мире каждый должен знать иностранный язык.
Исходя из вышесказанного, можно предположить, что осознание того, что иностранным языком должен владеть каждый человек в современном глобальном мире приходит с возрастом.
Гипотеза о том, что большинство студентов Сибирского федерального университета считают, что изучение иностранных языков является важнейшим условием их профессиональной успешности, частично подтвердилась: (71,4%) студентов Сибирского федерального университета считают, что знание иностранного языка дает преимущество при устройстве на работу. При этом иностранный язык является необходимым не для всех профессий. Так, (46,0%) студентов Сибирского федерального университета считают, что владение иностранным языком необходимо для их будущей профессиональной деятельности, (36,3%) не считают иностранный язык необходимым для их будущей профессиональной деятельности.



1. EF EPI 2019 - Россия // Уровень владения иностранным языком. Режим доступа:https://www. ef. ru/epi/regions/europe/russia/
2. Ethnologue. Languages of the World. Statistics. - 2014. - 17th edition. - Режим доступа:http://ethnologue.com/statistics/size
3. Houston T. Communication Strategies in the Foreign Language Classroom [Электронный документ]// Researchgate Режим доступа: https: //www.researchgate.net/publication/280939188 Communication Strate gies in the Foreign Language Classroom/download
4. Improving the quality of language learning in schools [Электронный
документ]// Режим доступа:
http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?type=REPORT&reference=A6-2008-0304&language=EN
5. Summary by language size [Электронный документф/Ethnologue. Режим доступа:https://www.ethnologue.com/statistics/size
6. Алпатов В. М. Япония: язык и культура /В. М. Алпатов. - Москва: Языки славянских культур, 2008. - 206 с.
7. Алпатов В.М. Глобализация и развитие языков // Вопросы
филологии. — 2004. — № 2 (17). — С. 23-27
8. Алпатов В.М. Глобализация и развитие языков // Вопросы
филологии. — 2004. — № 2 (17). — С. 23-27.
9. Английский онлайн // 17 причин почему нужно знать английский язык. Режим доступа:https://www.englishpatient.org/articles/pochemu-vazhno-znat-anglijskij
10. Артемов В. А. Психология обучения иностранному языку — М.: Просвещение, 1969. — 279 с. - с. 46
11. Артемова М. В. Вопросы и проблемы изучения иностранных языков [Электронный документ] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 1-3. — Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12672/
12. Балезин Д. Зачем изучать иностранные языки? 2007.
[Электронный ресурс] // URL: Режим доступа:
http: //www.yourfreedom.ru/zachem-izuchat-ino strannye-yazyki
13. Балезин Дм. Зачем изучать иностранные языки? [Электронный документ] //http: //www. yourfreedom.ru/zachem-izuchat-inostrannye-yazyki
14. Владение иностранными языка // Фом. Режим доступа: https://fom.ru/obshchestvo/10998
15. Воробьёва В.В., Кобенко Ю.В. Статус немецкого языка в Томском образовательном пространстве в контексте американизации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Филология. Журналистика. — 2013. — Т. 13. — №. 1. — C. 21-26.
16. Гладилина Е. Д. Проблема плюралингвизма и значение изучения
иностранных языков в условиях поликультурного общества [Электронный документ]// Режим доступа: https: //nsportal. ru/shkola/ino strannye -
yazyki/frantsuzskiy-yazyk/library/2017/09/17/problema-plyuralingvizma-i-znachenie
17. Гуськова H. В. Лингвистические и социокультурные аспекты изучения иностранного языка (на примере английского языка [Электронный документ]// Евразийский научный журнал - 2015-№12 - Режим доступа: http://journalpro.ru/articles/lingvisticheskie-i-sotsiokulturnye-aspekty-izucheniya-inostrannogo-yazyka-na-primere-angliyskogo-yaz
18. Деловой английский: учеб. / Андреева Н. А. (и др.); отв. ред. Л.С. Пичкова. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2015. С.3
19. Егошина Т.С. Социокультурный аспект при изучении иностранного языка. Режим доступа:https://urok. 1 sept.ru/cTaTbn/529327/
20. Иностранный язык: перспективная инвестиция. Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9924
21. Кобенко Ю.В. Английский в российском образовании: язык науки или социальной вертикали? [Электронный документ] //Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 5. — Режим доступа: www.science-education.ru/119-14821
22. Кобенко Ю.В. Единоязычие как условие глобализации // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. — Серия: Филология. — № 2. — СПб.: Изд-во ЛГУ, 2009. — С. 174-184.
23. Кобенко Ю.В. Столярова А.К. Рябова Е. Изучения иностранных
языков: проблемы и заблуждения. Режим доступа:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25324837
24. Кобенко Ю.В. Единоязычие как условие глобализации // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - Серия: Филология. - № 2. - СПб.: Изд-во ЛГУ, 2009. - С. 174-184.
25. Кобенко Ю.В., Столярова А.К., Рябова Е.С. Изучение иностранных языков: проблемы и заблуждения [Электронный документ] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1.; Режим доступа:http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=17598
26. Копятев А. В. Актуальность изучения иностранных языков в социально-экономических условиях современной России [Электронный документ]// Режим доступа:http: //www.ibl.ru/konf/140509/61 .html
27. Новые медиа: социальная теория и методология исследований: словарь-справочник /отв.ред. О. В. Сергеева, О. В. Терещенко. — СПб.: Алетейя, 2015. — 264 с.
28. Опрос социологический // Социология. Словарь / Сост. Т. Е. Зерчанинова. — Екатеринбург: УрАГС, 2006. — 64 с.
29. Сборник научных статей «Социально-экономическое состояние России: пути выхода из кризиса» СПб.: Институт бизнеса и права,2009 г.
30. Тилене Л. П. Дополнительное лингвистическое образование должно развиваться на качественно новом уровне // Босс. 2011. № 2
31. Эргашева М. Б., Холикова X. Р. Изучение иностранного языка: проблемы и перспективы / М. Б. Эргашева, X. Р. Холикова // Молодой ученый. — 2015. — № 15. — С. 690-692.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ