Реферат
Введение 4
1. Теоретические аспекты проблемы физической реабилитации детей с
детским церебральным параличом средствами ЛФК 7
1.1 Понятие о детском церебральном параличе (ДЦП) 7
1.2 Понятие о физической реабилитации 15
1.3 Роль и функции лечебной физической культуры у детей,
имеющих патологию детский церебральный паралич 18
2. Организация и методы исследования 21
2.1 Организация исследования 21
2.2 Методы исследования 23
3. Результаты исследования и их обсуждение 33
3.1 Педагогический эксперимент 33
3.2 Тестирование детей с ДЦП с применением 3-х упражнений:
«Уголок», «Рыбка», «Зашнуруй ботинок» 35
3.3 Анализ эффективности занятий по лечебной физической
культуре с помощью использованных упражнений 41
Заключение 46
Список сокращений 48
Список использованных источников 49
Приложение А-В 53
Рост числа заболеваний детским церебральным параличом (ДЦП) у детей в мире, в России и в том числе в Красноярском крае свидетельствует о том, что проблема реабилитации детей - инвалидов требует пристального внимания. В 2019 году в России насчитывалось почти 80 тысяч детей (79 248 человек) с этим серьезным диагнозом. По данным ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) на 1 января 2020 года в Красноярском крае насчитывается около 13 тысячи человек с детским церебральном параличом.
Анализ проблемы по данным литературы выявил следующее: в настоящее время дети испытывают двигательный дефицит, что отрицательно влияет на их развитие. Нормальному развитию ребенка присуща большая потребность в движениях. Поэтому, когда он начинает ползать, ходить, прыгать, каждое движение приносит ему удовольствие. Дети, лишенные возможности двигаться, становятся, вялыми, апатичными, раздражительными.
По мнению Г.И. Дерябина, О.Ф. Бабушкина, нарушения функций опорнодвигательного аппарата (ОДА) у детей с диагнозом ДЦП в большинстве своем проявляются в снижении работоспособности верхних конечностей, опорной функции нижних конечностей, ограничении возможностей позвоночника, что резко ограничивает бытовые возможности больного и затрудняет его социальную адаптацию. Поэтому основной задачей физической реабилитации детей с ДЦП является ускорение восстановительных процессов и предотвращение или уменьшение опасности инвалидности. Нельзя обеспечить физическое и функциональное развитие, если игнорировать естественное стремление организма к движению. Вот почему физкультурнооздоровительные занятия должны стать основным звеном в повышении физической подготовленности детей с диагнозом ДЦП [18, 5].
По мнению А. В. Рогова, общими и обязательными принципами
физической реабилитации средствами лечебной физической культуры (ЛФК)
являются регулярность и непрерывность применения реабилитационных
4
мероприятий, индивидуализация процесса, применение средств реабилитации в соответствии со стадией заболевания, возрастом и психическими показателями лиц с ДЦП, постепенное и дозирование усиление воздействие реабилитации [40].
Актуальность темы исследования. Нарушения функций опорнодвигательного аппарата у детей Большинство детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата становятся инвалидами уже с раннего возраста. В современной медицине ДЦП является одной из неразрешенных проблем. Причины увеличения числа детей с церебральным параличом совершенно справедливо связывают не только с ухудшение экологии, но и с развитием неонатологии, позволяющей в настоящее время выхаживать детей с различной патологией, в том числе и недоношенных новорожденных с весом от 500г.
Физическая реабилитация средствами ЛФК занимает ведущее место в комплексной реабилитации детей с ДЦП, поскольку является естественно - биологическим методом терапии, способствующим более быстрому восстановлению функций опорно-двигательного аппарата и позволяющим эффективно повысить двигательные способности ребенка.
Гипотеза исследования: предполагается, что подбор и использование упражнений лечебной физической культуры окажет положительное влияние на уровень развития двигательных способностей детей 8-10 лет с детским церебральным параличом.
Объект исследования: процесс физической реабилитации детей с ДЦП.
Предмет исследования: влияние комплекса упражнений ЛФК на процесс физической реабилитации детей с детским церебральным параличом.
Цель работы: изучить влияние комплекса упражнений ЛФК как одного из средств физической реабилитации на детей с детским церебральным параличом.
Задачи работы:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме детского церебрального паралича (ДЦП) и роли ЛФК в физической реабилитации детей 8-10 лет с данным заболеванием.
2. Подобрать комплекс упражнений лечебной физической культуры для детей со спастической формой диплегии ДЦП.
3. Определить эффективность предложенных упражнений на состояние двигательных способностей детей с ДЦП.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Врачебно-педагогический контроль.
3. Педагогический эксперимент.
4. Педагогическое тестирование.
5. Математико-статическая обработка результатов.
Практическая значимость исследования: содержащиеся в работе теоретические и научно - методические материалы по лечебному физическому воспитанию, направленные на развитие двигательных способностей у детей с церебральным параличом формы «спастическая диплегия», могут быть использованы в реабилитационных центрах, лечебных учреждениях и в практике работы с детьми с этой патологией
В результате проведенного лонгитудинального исследования в течение полутора лет (с 15 апреля 2018г. по сентябрь 2019г.) подтверждена гипотеза о том, что внедрение в реабилитационный процесс комплекса упражнений лечебной физической культуры окажет положительное влияние на уровень развития двигательных способностей у детей 8-10 лет с детским церебральным параличом. Комплекс включал: упражнения на мяче для снижения спастичности (расслабления) мускулатуры туловища; комплекс упражнений для развития мелкой моторики, а также три упражнения с целевой направленностью: «Уголок», «Рыбка» и «Зашнуруй ботинок». Первые два упражнения - «Уголок» и «Рыбка» - укрепляют основные мышцы - стабилизаторы туловища: глубокие мышцы спины и мускулатуру брюшного пресса. Упражнение «Зашнуруй ботинок» способствует развитию мышц, обеспечивающих мелкую моторику кисти и позволяет усилить контроль за их деятельностью. Мы пришли к следующим выводам:
1. Изучение научно-методической литературы показало, что двигательные нарушения у детей с ДЦП является серьезной патологией не только с медицинской точки зрения, но и социально значимой проблемой. Число детей с данным заболеванием увеличивается с каждым годом. В связи с этим появилась серьезная необходимость - разработать методы реабилитации двигательной активности детей, что позволит их максимально социализировать. Раннее применение методов физической реабилитации, в частности лечебной физической культуры, приводит к повышению контроля за состоянием двигательной сферы.
2. Разработанный педагогический эксперимент включал три системы упражнений применение которых позволило повысить уровень двигательных способностей детей с церебральным параличом. Подобранный комплекс упражнений на мяче - фитбол, снижает гипертонус мышц, способствуя их расслаблению, а также комплекс упражнений для развития мелкой моторики, способствует развитию манипулятивной функции. В качестве контрольного тестирования были предложены упражнения: «Уголок», «Рыбка» и «Зашнуруй ботинок», которые усиливают мышечный корсет туловища и способствуют улучшению координации движений.
3. В результате проведенного нами исследования были получены достоверные различия между условно контрольной (данные подобного исследования) и экспериментальной группой. Прирост показателей составил в тесте «Уголок» - 22%; в тесте «Рыбка» - 20% и в тесте «Зашнуруй ботинок» - 9%. Это подтверждает эффективность применения комплекса предложенных упражнений на состояние мышц спины, брюшного пресса, а также свидетельствует о повышении контроля за состоянием двигательной сферы и частичном восстановлени координации движений детей 8-10 лет с детским церебральным параличом.
1. Адаптивная физическая культура в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (при заболевании детским церебральным параличом) : метод. пособие / под ред. А. А. Потапчук ; С.- Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 2003. - 226 с.
2. Алексеева, Г. Ю. Динамика показателей инвалидности у детей с заболеванием детским церебральным параличом / Г. Ю. Алексеева // Саратовский научно-медицинский журнал. - 2010. - 6(1). - С. 114-117.
3. Аксенова, О. Э. Содержание и организация адаптивной физической культуры в профессиональной подготовке студентов высшего учебного заведения: Учебно-методическое пособие / О. Э. Аксенова.- СПб.: Изд-во ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2003.-С. 14-18.
4. Афанасьева, Н. А. Организация помощи детям с ДЦП в реабилитационном центре «Здоровое детство» / Н. А. Афанасьева // Вестник физиотерапии и курортологии. - 2015. - № 2. - С. 97-97.
5. Бабушкина, О. Ф. Эффективность лечебной физической культуры в комплексе реабилитации детей 5-6 летнего возраста при ДЦП / О. Ф. Бабушкина, С. С. Гаращук // сборник научных трудов по материалам Крымской региональной научно-практической конференции. - Симферополь, 2016. - С. 37.
6. Батышева, Т. Т. Совершенствование доступности и качества медицинской помощи и реабилитации детей с детским церебральным параличом / Т. Т. Батышева, В. И. Гузева, О. В. Гузева, В. В. Гузева // Педиатр. - 2016. - Т. 7. № 1. - С. 65-72.
7. Бобкова, С. Н. Физическая реабилитация детей с патологиями опорно-двигательного аппарата в условиях специализированных школ - интернатов / С. Н. Бобкова // Современная научная мысль: материалы III Международной научно-практической конференции. - Чебоксары, 2017. - С. 25-33.
8. Богданова, Д. И. Особенности ДЦП у студентов. Физическая культура в реабилитации ДЦП / Д. И. Богданова, О. А. Малушко // материалы V Международной научно-методической конференции. - Уфа, 2017. - С. 24-27.
9. Быковская, Е. А. Адаптивная онтогенетическая гимнастика и фиксационный массаж при детском церебральном параличе : автореф. дисс. ... канд. Пед. Наук : 13.00.04 / Быковская Екатерина Юрьевна : [ Место защиты : ФГО государственный университет физической культуры]. - Санкт - Петербург, 2008. - 19 с.
10. Ваниева, В. Ю. Технологии коррекции нарушений мышечного тонуса у детей с ДЦП / В. Ю. Ваниева // Современные технологии в образовании. -2012. - № XII-1.- С. 56-60.
11. Володько, О. А. Физическая культура для реабилитации больных с ДЦП / О. А. Володько // Научный альманах. - 2017. - № 10-1 (36). - С. 151-153.
12. Воронин, Д. М. Концепция физической реабилитации больных / Д. М. Воронин // материалы Всероссийской научно -практической конференции с международным участием . - Казань, 2017. - С. 218-221.
13. Герцен, Г. И. Реабилитация детей с поражением опорно - двигательного аппарата в санаторно -курортных условиях / Г. И. Герцен, А. А. Лобенко. - М. : Медицина, 1991. - 272
14. Голубева, Н. В. Роль развития координационных способностей у дошкольников с детским церебральным параличом / Н. В. Голубева // Вестник псковского государственного университета, серия : психолого - педагогические науки: - 2016. - №3. - С 107 - 116.
15. Громова, Е. С. Применение лечебной физической культуры для реабилитации детей с ограниченными возможностями в условиях восстановительного процесса / Е. С. Громова // материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.- Москва.,
2016. - С. 98-103....53