Введение 5
1 Теоретические основы изучения художественно-эстетического воспитания младших школьников в процессе изучения народных промыслов и ремесел 7
1.1 Понятие художественно-эстетического воспитания 7
1.2 Возможности изучения народных промыслов и ремесел в художественно-
эстетическом воспитании младших школьников 15
2 Опытно-экспериментальная работа по художественно-эстетическому воспитанию младших школьников в процессе изучения народных промыслов и ремесел 20
2.1 Диагностика уровня сформированное™ художественно-эстетической
воспитанности младших школьников средствами народных промыслов и ремесел 20
2.2 Тематический план работы по художественно-эстетическому воспитанию
младших школьников средствами народных промыслов и ремесел 24
2.3. Анализ результатов исследования 30
Заключение 34
Список использованных источников 36
Приложение А 41
Приложение В 49
Приложение С
Актуальность исследования. На сегодняшний день художественно-эстетическое воспитание школьников носит очень значимый характер. Как обозначено в ФГОС НОО, «художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора» [40].
ФГОС НОО также ориентирует образовательные учреждения разрабатывать и внедрять программы по нравственному воспитанию в различных видах детской деятельности. Художественная деятельность обладает огромным воспитательным воздействием, и позволяет решать задачи нравственного воспитания в очень комфортных условиях. На таких занятиях дети не только знакомятся с теорией нравственного вопроса, но и имеют возможность закрепить полученные знания о нравственных эталонах в продуктах творчества. Именно в начальной школе и не принужденных условиях закладывается фундамент нравственной воспитанности.
Объект исследования - художественно-эстетическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования - художественно-эстетическое воспитание младших школьников в процессе изучения народных промыслов и ремесел.
Цель исследования - охарактеризовать художественно-эстетическое воспитание младших школьников в процессе изучения народных промыслов и ремесел.
Задачи исследования:
1. Уточнить понятие художественно-эстетического воспитания.
2. Выделить возможности изучения народных промыслов и ремесел в художественно-эстетическом воспитании младших школьников.
3. Провести диагностику уровня художественно-эстетической воспитанности младших школьников.
4. Описать содержание работы по организации художественно-эстетического воспитания младших школьников в процессе изучения народных промыслов и ремесел.
5. Провести анализ результатов эксперимента.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды в области методики художественно-эстетического воспитания следующих авторов: Ю. В. Кондрашева, Г. С. Лабковская, Д. Б. Лихачев, И. М. Мамедова, К. Д. Ушинский, а также труды в области инноватики и инновационных технологий О. О. Мамадалиева, А. П. Панфиловой, А. С. Хасановой, А. А. Шайдулиной и других.
Методы исследования:
- Теоретические: анализ педагогической литературы, обобщение педагогического опыта.
- Практические: эксперимент, анкетирование.
Практическая значимость исследования заключается в детальном рассмотрении особенностей организации художественно-эстетического воспитания младших школьников. Полученный материал может быть использован студентами при подготовке к занятиям, в ходе прохождения практики, а также для педагогов начальных классов.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы, полученные в ходе исследования, опубликованы на сайте «Знанио».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка в количестве 50 источников.
Художественно-эстетическое воспитание в образовательных учреждениях, в частности, в школе, на сегодняшний день реализуется на уроках художественно-эстетического цикла, таких как изобразительное искусство, музыка, технология. Помимо использования традиционных технологий обучения, существует необходимость использования инновационных технологий.
Анализируя различные подходы исследователей в области художественно-эстетического воспитания, мы придерживались в своей работе следующего понятия данного Д.Б. Лихачёвым «художественно-эстетическое воспитание - это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты».
Изучение народных промыслов и ремесел в художественно-эстетическом воспитании младших школьников имеет следующие возможности: способствует развитию способности воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве; создает условия для формирования творчески активной личности; способствует развитию умения жить и творить «по законам красоты».
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ «Погодаевская СОШ №18» имени А.С. Соколова. Участие в эксперименте приняли 10 учеников 3 «а» класса.
В качестве методик исследования нами были выбраны следующие: анкетирование «Склонность к творчеству» В. В. Юсуповой; анкетирование «Направленность на творчество» В. В. Юсуповой; тест «Ваш творческий потенциал». Результаты позволили сделать нам вывод, что у младших школьников существуют трудности в проявлении творческой активности. Возможно, это связано с нехваткой опыта творческой деятельности учащихся. Вследствие этого возникает необходимость проведения формирующего этапа. На формирующем этапе исследования нами была проведена работа, направленная на художественно-эстетическое воспитание младших школьников при изучении народных промыслов и ремесел. На контрольном этапе мы выявили динамику развития художественно- эстетической воспитанности младших школьников после проведения формирующего эксперимента, у учащихся стали наблюдаться значительные изменения. Появилось желание участвовать в мероприятиях школы, у особо активных ребят - придумывать и проводить интересных дела для класса. У некоторых учащихся стали проявляться задатки лидера, они чаще стали брать на себя ответственность. Повысилось желание принимать участие в предметных олимпиадах, спортивных соревнованиях и творческих конкурсах.
Таким образом, можно говорить о том, что цель выпускной квалификационной работы достигнута, поставленные задачи решены в полном объёме.
1. Анисимов, В. П. Арт-педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития личности / В. П. Анисимов, А. Ю. Сметанина. - Тверь : Изд-во Твер. гос. ун-т, 2017. - 280 с.
2. Батурина, Г. И. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе / Г. И. Батурина, Т. Ф. Кузина. - Москва, 2016. - 113 с.
3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Москва : Просвещение, 2016. - 464 с.
4. Болгова, А. В. Формирование эстетических ценностных ориентаций младших школьников во внеурочной деятельности / А. В. Болгова // Начальная школа. - 2019. - № 6. - С. 52-54.
5. Вагнер, И. В. Проектный калейдоскоп в программе воспитания и социализации младших школьников. Методическое пособие ФГОС / И. В. Вагнер. - Москва : Огни, 2015. - 239 с.
6. Вергелес, Г. И. Развитие общих творческих способностей как проблема педагогической психологии / Г. И. Вергелес // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2016. - №100. - С. 7-18.
7. Войтенко, Т. П. Игра как метод обучения и личностного развития / Т. П. Войтенко. - Калуга : Адель, 2017. - 361с.
8. Водовозова, Е. Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста / Е. Н. Водовозова. - Москва : КД Либроком, 2019. - 400 с.
9. Воронов, В. А. Энциклопедия прикладного творчества/ В. А. Воронов. - Москва : ОЛМА-ПРЕСС, 2017. - 448 с.
10. Вульфов, Б. 3. Педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Б. 3. Вульфов, В. Д. Иванов, А. Ф. Меняев. - Москва : Юрайт, 2017. - 511 с.
11. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя / Л. С. Выготский. - Москва : Просвещение,
2015. - 93 с.
12. Гатанов, Ю. Б. Курс развития творческого мышления (для детей 6¬10 лет) / Ю. Б. Гатанов. - Санкт-Петербург : Иматон, 2016. - 84 с.
13. Гилязов, Д. К. Традиции народной педагогики в действии / Д. К. Гитязов. // Воспитание школьников. - 2017. - № 6 - С. 8-11.
14. Гукин, Д. В. Воспитание детей / Д. В. Гукин. - Москва : Диалектика, 2016. - 304 с.
15. Гуревич, П. С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П. С. Гуревич. - Люберцы : Юрайт, 2016. - 479 с.
16. Данилина, Т. А. В мире детских эмоций / Т. А. Данилина. - Москва : Айрис-пресс, 2015. - 160 с.
17. Емельянова, И. Е. Концепция развития одаренности детей дошкольного возраста в творческой самореализации / И. Е. Емельянова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2016. - №2. - С. 78-90.
18. Ермакова, Ж. Е. Становление и развитие проблемы творческого мышления в отечественной и зарубежной науке // Вестник Челябинского государственного педагогического университета / Ж. Е. Ермакова. - 2016. - №6. - С. 78-85.
19. Захарюта, Н. В. К проблеме развития творческого потенциала личности в раннем онтогенезе / Н. В. Захарюта // Вестник Адыгейского ГУ. - 2015. - №2. - С. 192-200.
20. Комарова, Т. С. Обучение детей технике рисования / Т. С. Комарова. - Москва : Просвещение, 1970. - 158 с.
21. Кондрашева, Ю. В. Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста / Ю. В. Кондрашева, Э. В. Прудских // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). - Челябинск : Два комсомольца, 2013. - С. 52-54.
22. Короминас, Ф. Т. Воспитание детей. Всему свое время / Ф. Т. Короминас. - Санкт-Петербург : Питер, 2018. - 352 с.
23. Коротких, О. В. Воспитание детей в духе миролюбия в традициях народной педагогики: Монография / О. В. Коротких. - Москва : Инфра-М, 2018. - 752 с.
24. Кошелева, Л. Ю. Народное декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста / Л. Ю. Кошелева, О. В. Гаврюк // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). - Москва : Буки-Веди, 2018. - С. 35-37.
25. Лабковская, Г. С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: кн. для учителя / Г. С. Лабковская. - Москва : Просвещение, 2015. - 304 с.
26. Лихачев, Д. Б. Теория эстетического воспитания в школе / Д. Б. Лихачев. - Москва, 1989. - 156 с.
27. Матяш, Н. В. Инновационные педагогические технологии: Проектное обучение / Н. В. Матяш. - Москва: Академия, 2018. - 256 с.
28. Неменский, Б. М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. Книга для учителя / Б. М. Неменский. - Москва : Просвещение, 2020. - 192 с.
29. Новицкая, М. Ю. Детский фольклор / М. Ю. Новицкая, И. Н. Райкова. - Москва : «Русская книга», 2017. - 90 с.
30. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение / А. П. Панфилова. - Москва : Академия, 2017. - 192 с.
31. Поливанова, К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. - Москва, 2017. - 18 с.
32. Поспелова, Ю. Л. Формирование эстетической культуры у детей младшего школьного возраста в условиях развития современного общества / Ю. Л. Поспелова, И. В. Груздова // Вектор науки ТГУ. Педагогика, психология. - 2011. - № 80. - 231-233.
33. Сакулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей / Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. - Москва : Просвещение, 1982. - 208 с.
34. Самохвалова, В. И. Творчество как выбор, самоопределение и оправдание человека. Философия и культура / В. И. Самохвалова. - Москва : Флинта, 2016. - 98 с.
35. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. - Москва, 1969. - 190 с.
36. Сюзева, Н. Ф. Актуальность художественно-эстетического воспитания детей в современной системе дополнительного образования / Н. Ф. Сюзева // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). - Краснодар : Новация, 2018. - С. 89-94.
37. Толстых, В. И. Эстетическое воспитание / В. И. Толстых. - Москва, 2015. - 311 с.
38. Устинов, В. В. Об эстетическом воспитании / В. В. Устинов. - Москва : Просвещение, 2015. - 128 с.
39. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания: опыт пед. антропологии / К. Д. Ушинский. - Москва : Файр пресс, 2015. - 574 с.
40. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва: Просвещение, 2010. - 31 с.
41. Хворостов, А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. Пособие для учителя / А. С. Хворостов. - Москва : Просвещение, 2015. - 175 с.
42. Хорунжая, И. О. Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников в художественно-образовательной среде / И. О. Хорунжая // Человек и образование. - 2017. - 56 с.
43. Шацкая, В. Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / В. Н. Шацкая. - Москва : Педагогика, 2016. - 184 с.
44. Шубинский, В. С. Педагогика творчества учащихся / В. С
Шубинский. - Москва, 1986. - 453 с.
45. Шумакова, Н. Б. Исследование творческой одаренности с
использованием тестов П. Торренса у младших школьников / Н. Б. Шумакова, Б. И. Щебланова, Н. П. Щербо // Вопросы психологии. - 1991. - №1. - С. 27-32.
46. Эльконин, Д. Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / Д. Б. Эльконин. - Москва, 1962. - 288 с.
47. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. - Москва : Академия, 2006. - 223 с.
48. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - Москва : Педагогика, 2015. - 178с.
49. Яковлева, Е. А. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста / Е. А. Яковлева. - Москва, 1998. - 268 с.
50. Якушева, С. Д. Основы педагогического мастерства / С. Д. Якушева. - Москва : Издательский центр «Академия», 2016. - 256 с.