ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РОЛЬ ПЕЙЗАЖА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ .... 8
1.1. Малая проза: жанры, особенности 8
1.2. Пейзаж как объект литературоведческого исследования 13
1.3. Виды и функции пейзажа в художественном тексте 15
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 21
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ
ОСОБЕННОСТИ ПЕЙЗАЖА В РАССКАЗАХ Э.М. РЕМАРКА 23
2.1. Типология пейзажных зарисовок в малой прозе Э.М. Ремарка 23
2.2. Функции пейзажа в рассказах Э.М. Ремарка 31
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 43
ГЛАВА 3. ТИПОЛОГИЯ И ПОЭТИКА ПЕЙЗАЖА В МАЛОЙ ПРОЗЕ
В. БОРХЕРТА 45
3.1. Виды пейзажа в рассказах В. Борхерта 45
3.2. Функциональная значимость пейзажных описаний в рассказах
В. Борхерта 51
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
Изучение принципов построения текста, в том числе и особенностей изображения природы в художественном тексте, остается важным вопросом в современном литературоведении. Пейзаж помогает раскрыть авторское видение мира, выражает особенности эстетических воззрений. Изучением литературного пейзажа занимаются такие ученые, как А.И. Белецкий, Б.Е. Галанов, А.Б. Есин, Г.Н. Храповицкая, М.Н. Эпштейн и другие.
В выпускной квалификационной работе исследуются типология и функциональные особенности пейзажа в немецкой малой прозе на материале произведений Эриха Марии Ремарка и Вольфганга Борхерта. Оба писателя прошли мировые войны и заняли антивоенную позицию. Однако стоит отметить, что Э.М. Ремарк придерживался пацифистских взглядов, был фаталистом. Протест в его произведениях отображается либо как отход от политики, либо как бунт в виде индивидуального действия. В. Борхерт занял активную антимилитаристскую позицию. Писатель верил, что каждый человек несет ответственность за происходящее, поэтому нужно озвучивать свои взгляды, сказать «нет» войне (манифест «Тогда остается только одно!»).
В отечественном литературоведении ведущими исследователями творчества Э.М. Ремарка являются Е.В. Нарбут, А.С. Поршнева, О.Е. Похаленков, О.М. Фадеева, Р.Р. Чайковский и др. Основной интерес исследователей сконцентрирован на романах писателя. Ученые рассматривают тематику его произведений, эволюцию художественного метода, поэтику, выделяют ведущие концепты (концепт «враг», «эмигрант» и т.д.). Ряд работ посвящен частным проблемам творчества писателя, в том числе функциональным особенностям пейзажа в романах. Например, выделяется миромоделирующая функция пространства, функция города как дома, границы. Так, в работах А.С. Поршневой «Образ провинциального города в романе Э.М. Ремарка “Черный обелиск”», «Символика горы в романе Э.М. Ремарка “Небеса не знают любимчиков”» анализируется
пространственная структура в романах писателя. А.С. Поршнева говорит о непрерывности пространства, обращает внимание на особенности освещения: «пространства темные - враждебны человеку, агрессивны и часто дискретны; пространства освещенные - целостны и дружественны человеку» [Поршнева, 2008].
Рассказы Э.М. Ремарка привлекают намного меньше внимания ученых. Главным образом исследуются особенности проблематики. В первую очередь интерес вызывает военная проза немецкого автора. Например, в статье О.Е. Похаленков «Тема войны в сборнике рассказов Э.М. Ремарка “История любви Аннеты”» рассмотрены следующие произведения: «Враг» (1930), «Безмолвие вокруг Вердена» (1930), «Карл Брегер во Флери» (1930), «Жена Йозефа» (1931), «Странная судьба Иоганна Бартока» (1931) и «История любви Аннетты» (1931). О.Е. Похаленков в диссертационном исследовании «Концепт “Враг” в творчестве Эриха Марии Ремарка и советской “Лейтенантской прозе” 1950-60-х гг.» изучает творчество немецкого писателя и выявляет контактные связи и типологическое сходство между творчеством Э.М. Ремарка и произведениями советской «лейтенантской прозы». В приведенном исследовании ученый анализирует рассказ «Враг» (1930). Таким образом, в отечественном литературоведении упор делается на проблематике рассказов Э.М. Ремарка, а поэтика малой прозы остается практически неизученной.
Рецепция произведений В. Борхерта в отечественном
литературоведении началась в 1958 году после перевода и публикации
четырех новелл писателя. Ведущими исследователями творчества
В. Борхерта являются А.Р. Амирова, А.А. Глазунова, П.И. Кондратенко,
Н.И. Платицына. В центре внимания ученых проблематика, конфликт и
жанровые особенности малой прозы В. Борхерта. Например, в работах
Н.И. Платицыной «Человек и война в малой прозе Вольфганга Борхерта»,
«Художественное своеобразие конфликта «человек и война» в малой прозе
В. Борхерта и Г. Бёлля» анализируется проблематика рассказов немецкого
4
автора. Исследователь отмечает, что внимание писателя к проблеме «человек и война» обусловлено его трагическим жизненным опытом. Война понимается с позиции безвинно пострадавшего в ней поколения. Малая проза В. Борхерта также сопоставляется с произведениями Г. Бёлля. Ряд работ посвящен анализу пьесы «Там, за дверью» и публицистике писателя. Кроме того, существует множество исследований лингвистической направленности, посвященных проблемам перевода и структуры художественного текста.
Поэтика рассказов В. Борхерта привлекает значительно меньшее внимание исследователей. В статье Н.И. Платицыной «Человек и мир природы в новеллах В. Борхерта» рассматриваются произведения «Гроза» и «Любимая голубая, серая ночь» в сопоставлении с рассказами на военную тему. В них описывается влияние природы на человека. Отмечается, что в рассказе «Гроза» природное явление «предостерегает» героиню от необдуманного поступка. В «Любимой голубой, серой ночи» природа, наоборот, противопоставлена человеку. Исследователь делает вывод, что при создании пейзажа В. Борхерт действовал согласно идее о том, что равновесие в мире не может быть воссоздано без участия человека. Однако если люди перестают ценить друг друга, отказываются признавать и искупать свои ошибки, то природа полновластно вступает в свои права.
Научная новизна исследования заключается в попытке определить роль пейзажа в творчестве Э.М. Ремарка и В. Борхерта на материале малой прозы.
Актуальность исследования обусловлена интересом литературоведов к творчеству Э.М. Ремарка и В. Борхерта и необходимостью изучения их малой прозы. Анализ рассказов немецких авторов позволит получить более полное представление об эволюции их творческого метода, их роли в литературном процессе второй половины XX века.
Объект исследования - типология и поэтика пейзажа в художественной литературе.
Предмет исследования - виды и функции пейзажа в рассказах Э.М. Ремарка и В. Борхерта.
Цель работы - составление типологии пейзажа и исследование его содержательно-функциональных особенностей в малой прозе Э.М. Ремарка и В. Борхерта.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) рассмотреть жанровую специфику рассказа;
2) обозначить круг проблем, связанных с изучением и определением пейзажа в литературоведении;
3) исследовать виды и функции пейзажа в художественной литературе;
4) составить типологию пейзажных описаний в рассказах Э.М. Ремарка и В. Борхерта;
5) исследовать содержательно-функциональные особенности пейзажа в малой прозе Э.М. Ремарка и В. Борхерта.
Поставленные задачи решаются с помощью следующих методов: сравнительно-типологического, структурно-семантического, описательноаналитического.
Материалом исследования являются рассказы Э.М. Ремарка и В. Борхерта.
Теоретико-методологической базой исследования являются работы посвященные жанровой структуре рассказа (Е.В. Капинос, М.В. Курдина, Н.Д. Тамарченко, Б.В. Томашевский, Ю.Н. Тынянов, В.И. Тюпа,
В.Е. Хализев, Э.А. Шубин, Б.М. Эйхенбаум), исследованию типологии и функциональной значимости пейзажных описаний в художественном тексте (М.М. Бахтин, А.И. Белецкий, Б.Е. Галанов, Т.Я. Гринфельд-Зингурс, А.Б. Есин, Л.М. Крупчанов, О.Ю. Лысова, В.А. Никольский, З.Г. Османова, К.В. Пигарев, Е.Н. Себина, В.Е. Хализев, Н.Г. Чернышевский,
М.Н. Эпштейн).....
В работе была предпринята попытка составить типологию пейзажа в рассказах Э.М. Ремарка и В. Борхерта и определить основные функции пейзажных зарисовок. Исходя из поставленной цели, можно сделать следующие выводы.
В литературоведческой традиции тема различения эпических форм является дискуссионной из-за отсутствия единых критериев, характерных для определенного литературного жанра. Большинство исследователей относит к малой прозе жанры рассказ и новелла. С точки зрения жанровой специфики произведения Э.М. Ремарка и В. Борхерта можно определить как рассказы, исходя из следующих критериев: фабульная составляющая ослаблена, преобладает описательность, большое внимание уделяется раскрытию характера и внутреннего состояния персонажей, присутствует ретроспекция.
В литературоведении сложился круг проблем, связанных с изучением пейзажа. В научной литературе сформулирован ряд определение пейзажа. В узком понимании пейзаж является описанием живой природы, в широком - описание любой местности без разделения природы на живую или мертвую. В Литературной энциклопедии терминов и понятий пейзаж трактуется как образ природного окружения человека, а также любое незамкнутое пространство. В данном исследовании применяется широкое понимания определения «пейзаж».
В литературоведении представлено несколько классификаций пейзажного описания. Многие исследователи (Т.Я. Гринфельд-Зингурс, В.А. Никольский, К.В. Пигарев, М.Н. Эпштейн) выделяют примерно схожие типы пейзажа: жанрово-стилевой, пейзаж как характеристика определенного состояния природы, фантастический или сверхъестественный. Однако из-за разных критериев отсутствует единая типология пейзажных описаний.
Пейзаж в тексте выступает как содержательный и композиционный элемент художественного целого. Он является полифункциональным. Классификацию функций пейзажа в художественном произведении предлагают многие ученые. Большая часть исследователей отмечает две тенденции в использовании пейзажа: природа как фон действия и как средство художественного освоения внутреннего мира героя. Исследователи также отмечают, что наличие природных описаний часто является формой авторского присутствия в тексте, служит средством выражения авторской позиции.
В рассказах Э.М. Ремарка и В. Борхерта можно выделить следующие виды пейзажа: в зависимости от статики или динамики (бурный и идеальный пейзажи); от места (городской и подводный); от времени года, когда разворачиваются действия (сезонный). В. Борхерт часто описывает Гамбург, (или же путь к нему), свою малую родину, которая олицетворяет мечту о возрождении и настоящую жизнь. В рассказах Э.М. Ремарка нет тенденции в описании определенной местности, однако часто присутствует фронтовой пейзаж.
Пейзаж в малой прозе Э.М. Ремарка и В. Борхерта служит для выражения антивоенной позиции автора, психологической характеристики героя, обозначения места и времени действия, является двигателем сюжета. В рассказах немецких писателей выделены несколько функций природного описания: хронотопическая, психологическая, функцию сюжетной
мотивировки и выражения авторской позиции.
В рассказах обоих авторов можно выделить мотив безмолвия, тишины как символов смерти. Если у Э.М. Ремарка в самом названии рассказа присутствует эта тема («Безмолвие вокруг Вердена»), то в творчестве В. Борхерта таинственная, пугающая тишина дана в мотивах холода и снега («Снег, снег и снег»).
Для обоих авторов характерен синтез эпоса и лирики. Пейзаж становится катализатором для внутренних монологов героев, в которых раскрываются нравственно-философские темы.
В пейзажных зарисовках Э.М. Ремарка и В. Борхерта ярко выражено лирическое начало: природа предстает в восприятии главного героя рассказа. Особая экспрессивность языка достигается благодаря обилию разнообразных средств художественной выразительности: антитез, сравнений,
олицетворений, метафор, эпитетов, лексических повторов.
Пейзаж в произведениях немецких писателей формирует восприятие России. И для Э.М. Ремарка («Борзая»), и для В. Борхерта («Снег, снег и снег», «Кошка замерзла в снегу») образ России создается через поэтику холода, отчужденности. Э.М. Ремарк представил образ России через описание борзой. В связи с тем что Ремарк во время Первой мировой войны воевал не на Восточном, а на Западном фронте, у него нет негативных коннотаций, связанных с Россией, поэтому мотивный комплекс образа России включает в себя стереотипы, присущие европейскому сознанию XIX - начала XX вв. (бескрайние просторы степей, загадка русской души, одиночество и отчужденность). В рассказах В. Борхерта, воевавшего в России, предстает зимняя природа, враждебная, таящая опасность, несущая смерть.
1. Борхерт В. Избранное. М.: Художественная литература, 1977. 302 с.
2. Ремарк Э.М. От полудня до полуночи / пер. Е. Зись, Е. Михелевич, И. Шрайбер. М.: АСТ, 2021. 319 с.
3. Borchert W. Das Gesamtwerk. Rowohlt Verlag GmbH, Reinbek bei. Hamburg: Rowohlt Verlag Gmbh, 2007. 577 p.
4. Remarque E.M. Der Feind: Erzahlungen. Koln: Kiepenheuer & Witsch, 1993. 74 p.
Научные источники
5. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике. М.: Художественная литература, 1986. С. 122-290.
6. Белецкий А.И. Изображение живой и мертвой природы // Белецкий А.И. В мастерской художника слова. М.: Просвещение, 1964. С. 193-233.
7. Галанов Б.Е. Живопись словом. Портрет. Пейзаж. Вещь. М: Советский писатель, 1974. 343 с.
8. Гринфельд-Зингурс Т.Я. Чувство природы в творчестве М.М. Пришвина: автореф. ... дис. канд. филол. наук: 17.11.1992. Саратов, 1992. 194 с.
9. Дубинская Т.А. Актуализация концепта “NEBEL” - «ТУМАН» в системе стилистических приемов Э.М. Ремарка // Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматичном и культурологическом аспектах / сб. ст. участников IV международной научной конференции (25-26 апреля 2008, Челябинск). Челябинск: ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2008. Т.2. C. 96-99.
10. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М.: Флинта, Наука, 2000. 248 с.
11. Зеленцова С.В. Функции пейзажа в малой прозе И.А. Бунина (на материале произведений 1892-1916). Автореф. ... канд. филол. наук: 26.06.2013. Орел, 2013. 23 с.
12. Капинос Е.В. Малая художественная форма: семантическая
концентрация, автоперсонажность, лиризм // Сибирский филологический журнал. 2013. №1. С. 5-9.
13. Крупчанов Л.М. Теория литературы: учебник. М.: Флинта, 2012. 360 с.
14. Кудрина М.В. Жанровая структура романа. М.: Флинта, 2003. 292 с.
15. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. Редкол.: Л.Г. Андреев, Н.И. Балашов, А.Г. Бочаров и др. М.: Сов. энциклопедия, 1987. 752 с....48