Введение 3
1. Общие положения о прокуратуре в Российской Федерации 6
1.1. Исторический аспект деятельности прокуратуры в России 6
1.2. Правовое закрепление деятельности прокуратуры в Российской
Федерации 15
1.3. Место прокуратуры в системе государственных органов РФ 20
2. Правовой статус прокуратуры в Российской Федерации: современные
положения и перспектива развития 26
2.1. Структура правового статуса прокуратуры в РФ 26
2.2. Основные направления деятельности прокуратуры РФ 35
2.3. Проблемы и основные пути реформирования системы прокуратуры в РФ 45
Заключение 51
Список литературы 54
Актуальность данной дипломной работы довольно высока, так как прокуратура до сих пор не отнесена к какой-либо из трех ветвей власти. В главе 7 Конституции Российской Федерации объединены положения о судебной системе и прокуратуре Российской Федерации, но в статях этой главы нет определения, что прокуратура является органом судебной власти. Так же и в нормативно-правовых актах, которые касаются деятельности прокуратуры, нет ни одной пометки о том, что прокуратура относится к органам исполнительной власти. В то время как в части 4 статьи 1 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1-ФЗ регламентируется, что прокуратура может принимать участие в правотворческой деятельности, которая связана с законотворческой деятельностью, т.к. законотворческий процесс по своей сути, это заключительный, соответственно, наиболее важный и значимый этап правотворческой деятельности. На основании из данного можно сделать следующий вывод: прокуратура также будет принимать непосредственное участие и в деятельности законодательной ветви власти. Фактически прокуратура будет относиться ко всем трем ветвям власти, выполняя свои надзорные функции.
Уровень научной разработанности данной темы довольно высок, учитывая большую дискуссионность вопроса. Детальным изучением данного вопроса занимался и занимается ряд отечественных правоведов- конституционалистов, а именно: М.В. Баглай, В.В. Гошуляк, С.М. Казанцев, Н.В. Мельников, Ю.И. Скуратов, Б.Н. Топорнин и многие другие. Такое количество известных отечественных правоведов, интересующихся данной темой, доказывает значимость изучения вопроса о правовом положении прокуратуры в Российской Федерации для российской юриспруденции.
Целью дипломной работы является комплексное исследование и анализ правового положения прокуратуры в Российской Федерации, рассмотрение тенденций развития, а также направлений деятельности данного органа власти...
В дипломной работе было проведено комплексное исследование и анализ правового положения прокуратуры в Российской Федерации: рассмотрение исторического аспекта создания и развития прокуратуры в России; анализ норм, закрепляющих деятельность прокуратуры; комплексное изучение правового статуса и основных направлений деятельности; путей реформирования системы прокуратуры в Российской Федерации.
По результатам исследования правового положения прокуратуры в Российской Федерации можно сделать следующие выводы.
Отечественная прокуратура прошла трудный путь, прежде чем приобрела современный вид. Модернизация прокуратуры начинается еще в XVIII веке, продолжается и сейчас. Современная прокуратура Российской Федерации в свою очередь находится на третьей ступени своего развития, достаточно удачно преодолев две предыдущие - дореволюционную и советскую. С самого момента образования прокуратуры в России она имела особенный статус. Еще в петровские времена прокуратура была своего рода «государевым оком». Весь свой исторический путь прокуратура рьяно надзирала за соблюдением законности в государстве и наказывала за нарушение данных норм, выступая на всех этапах своего развития преданным помощником государственной власти. Данное определение актуально и в настоящее время.
Полномочия прокуроров и порядок осуществления ими профессиональной деятельности регламентируются международными договорами и соглашениями, Конституций Российской Федерации, Федеральным Законом «О прокуратуре Российской» и прочих нормативно-правовых актах, которые касаются деятельности прокуратуры и обладают юридической силой на территории Российской Федерации.
Изучение правового положения прокуратуры приводит к следующему выводу, что прокуратура Российской Федерации является одним из важнейших элементов в системе государственной власти. Органы прокуратуры Российской Федерации активно выполняют свою работу, постоянно модернизируются и в основном успешно реализуют возложенные на них задачи. Из чего следует, что данный орган абсолютно незаменим в системе правоохранительных органов.
Нет необходимости относить прокуратуру РФ к какой-либо из ветвей власти. Органы прокуратуры являются самостоятельным элементом государственного устройства, который осуществляет свои полномочия от имени Российской Федерации, имеет четкую систему органов, и в то же время не относиться к каким-либо государственным органам, которые осуществляют судебную, законодательную или исполнительную власть. Прокуратура выступает своего рода инструментом разделения и взаимодействия всех трех ветвей власти.
Сегодня прокуратура играет важную роль в защите прав и свобод граждан, обеспечения законности, а так же способствует поддержанию демократии в стране.
С момента становления института прокуратуры остро обсуждался вопрос о ее правовом статусе, месте в системе государственного механизма, а так же ее полномочиях и функциях. В настоящее время государственная власть находится только лишь в начале пути её укрепления. Это объясняется тем, что в стране по-прежнему достаточно высокий уровень чиновничьего произвола и правого нигилизма. При подобных обстоятельствах прокуратура не может быть частью исполнительной власти, так как ни в коем случае нельзя ограничивать ее полномочия. Более того некоторые из полномочий должны быть обязательно расширены. Органы прокуратуры должны быть независимы для более эффективного осуществления своих должностных полномочий по выявлению и пресечению нарушений законодательства в стране. Роль прокуратуры в России крайне значительна, и наличии этого орган обязательно для успешного развития страны...
1. Устав Организации Объединенных Наций (принят в г. Сан Франциско 26.06.1945) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII. М. - 1956. - Ст. 200.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. - 05.04.1995 - N 67.
3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) // СЗ РФ. - 08.01.2001. - N 2. - Ст. 163.
4. О гражданских и политических правах : международный пакт (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости Верховного Совета СССР. - 28.04.1976. - N 17. - Ст. 291.
5. Об экономических, социальных и культурных правах : международный пакт (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости Верховного Совета СССР. - 28.04.1976. - N 17. - Ст. 29.
6. Российская Федерация. Конституция (1993) // Российская газета. - 1993. - № 237.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63 -ФЗ (ред. от 23.04.2018, с изм. от 25.04.2018) // СЗ РФ - 17.06.1996. - N 25. Ст. 2954.
8. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от
18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 23.04.2018, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2018) // Российская газета. - 22.12.2001. - N 249.
9. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от
14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 03.04.2018) // Российская газета. - 20.11.2002. - N 220.
10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018, с изм. и доп., вступ. в силу с 14.05.2018) // Российская газета. - 31.12.2001. - N 256.
11. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Российская газета. - 27.07.2002. - N 137.
12. О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации : закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ // Российская газета. - 07.02.2014. - N 27.
13. О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 18.04.2018) // Российская газета. - 25.11.1995. - N 229.
14. О полиции : федер. закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // СЗ РФ. - 2011. - № 7. - Ст. 900.
15. Об оперативно-розыскной деятельности : федер. закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Российская газета. - 18.08.1995. - N 160...53