Формирование представлений об американском варианте английского языка как элементе англоязычной культуры у учащихся старших классов средней общеобразовательной школы
Введение 4
Глава 1. Американский вариант английского языка как элемент англоязычной культуры 7
1.1. Становление и развитие американского варианта английского языка как
отражения американской культуры 7
1.2. Американский вариант английского языка в лингвистических исследованиях 17
1.3. Культурные и лингвистические особенности американского варианта
английского языка по сравнению с британским вариантом английского языка 21
1.4. Образовательные возможности современных УМК по английскому языку для формирования представлений об американском варианте английского языка как элементе англоязычной культуры у учащихся старших классов
средней общеобразовательной школы 28
Выводы по 1 главе 32
Глава 2. Содержательные и методические аспекты формирования представлений об американском варианте английского языка как элементе англоязычной культуры у учащихся старших классов средней общеобразовательной школы в процессе обучения английскому языку 33
2.1. Содержательная основа формирования представлений об американском варианте английского языка как элементе англоязычной культуры у
учащихся старших классов средней общеобразовательной
школы 33
2.2. Методические аспекты формирования представлений об американском
варианте английского языка как элементе англоязычной культуры у учащихся старших классов средней общеобразовательной
школы 34
2.3. Система заданий, направленная на формирование представлений учащихся старших классов об американском варианте английского языка как
элементе англоязычной культуры (на лексическом
материале) 44
Выводы по второй главе 49
Заключение 50
Список литературы 52
Приложения 56
Известно, что слово «язык» представляется обширной знаковой системой, которая является естественно или искусственно созданной и соотносящей понятийное содержание и типовое звучание или написание. Язык, будучи явлением комплексным, не мог возникнуть из ничего и в какой-то момент остановиться в своем развитии, достигнув определенного предела. Процесс развития и изменения языка является постоянным. Язык данного народа, взятый в совокупности присущих ему черт, отличающих его от других языков, называется общенародным или национальным языком.
Любой национальный язык не является единым по своему составу, так как им пользуются люди, различающиеся по своему социальному положению, роду занятий, уровню культуры. Эти различия находят отражение в разновидностях общенародного языка. В каждом национальном языке выделяются следующие основные разновидности: литературный язык, территориальные и социальные диалекты, просторечия, жаргоны.
В данной работе мы обратились к исследованию американского варианта английского языка, который воспринимается и как вариант английского языка, и как отдельная языковая система.
В работах таких лингвистов как Аракин В.Д., Ощепкова В.В., Шахбогова Д.А., американский язык рассматривается, как вариант английского языка. Опираясь на мнение группы данных ученных, мы рассматриваем в своей работе американский язык, как вариант английского языка. Но также существуют лингвисты (Ноа Вебстер, Генри Свит), которые определяют американский язык, как отдельный вид языка.
В США сложилась совершенно особая форма английского языка, которая в определенной мере выступает принципиально новым языком. Американский язык представляется упрощенным языком, в основе которого лежит разговорный английский, который целесообразно изучать в средней общеобразовательной школе в связи с тем, что данный вариант английского языка стремится к статусу международного.
Актуальность работы заключается в том, что преподавание элементов американского варианта английского языка в СОШ позволяет:
- создать у учащихся представление о вариативности языковых структур и процессов путем сравнения британского и американского вариантов;
- сформировать у учащихся представления и знания об американской культуре.
Объект исследования - процесс обучения английскому языку в старших классах СОШ.
Предмет исследования - формирование представлений об американском варианте английского языка как элементе англоязычной культуры у учащихся старших классов СОШ.
Цель исследования
Выявить и реализовать на практике лингвокультурологические и методические возможности обучения английскому языку, позволяющие сформировать у учащихся старших классов СОШ представления об американском варианте английского языка как элементе англоязычной культуры...
Американский английский является языковым вариантом английского языка, сложившегося на территории США, который все больше и больше приобретает самостоятельность. Американский английский создал тысячи слов и фраз, которые вошли как в общеанглийский, так и в мировой лексикон. На американский английский большое влияние оказали многие европейские языки. Это привело к значительным различиям британского и американского вариантов английского языка
В данной работе мы описали аспекты возникновения и формирования американского варианта английского языка, его использование в разных сферах жизни общества на территории США и его отражение в различных областях культурной жизни общества.
Мы также выявили некоторые сходства и различия культурных и лингвистических особенностей двух вариантов английского языка - американского и британского.
Американский английский, на наш взгляд, является языковым вариантом английского языка, сложившегося на территории США, который все больше и больше приобретает самостоятельность и на этом фоне перестает являться разновидностью британского английского.
США, являясь страной многокультурной, активно включает в свою языковую систему языковые единицы других языков, благодаря чему культура страны продолжает обогащаться. Поэтому формирование представлений учащихся об американском варианте английского языка как элементе англоязычной культуры становится актуальной образовательной задачей.
Для того чтобы понять образовательные возможности современных УМК по английскому языку для формирования представлений у учащихся об американском варианте английского языка как элементе англоязычной культуре, мы рассмотрели несколько УМК для старших классов, которые используются в школах города Пензы.
Для полноты знания английского языка учащимся необходимо усваивать и осознавать особенности обоих языковых систем, как в лингвистическом, так и в лингвокультурологическом, и социокультурном аспектах. Именно такой подход обеспечивает формирование коммуникативной компетенции учащихся, расширение их общекультурного и страноведческого кругозора.
В рамках данного исследования мы разработали ряд упражнений лексико-грамматического характера. Выполнение этих упражнений позволяет старшеклассникам глубже понять и усвоить некоторые лексическо-грамматические особенности американского варианта английского языка, увидеть не только лингвистические, но и культурные различия между двумя вариантами английского языка.
Также был разработан план факультативного занятия по английскому языку для учащихся 10-11 классов на тему «American English Variant», в котором используются упражнения как лексико-грамматического характера, так и упражнения использованием аудио-видео файлов (Приложение 1). Данный конспект урока помогает сформировать представления об американском варианте английского языка, его особенностях, и развить языковые навыки учащихся (лексические, грамматические,
произносительные).
Предлагаемые упражнения способствуют формированию
представлений учащихся старших классов СОШ об американском варианте английского языка как элементе англоязычной культуры, расширяют их лингвистический, страноведческий и культурный кругозор.
1. Антрушина Г.Б. Лексикология английского языка. - М.: Изд-во «Дрофа», 2004. - 288 с.
2. Аракин В.Д. История английского языка. - М.: Изд-во
«ФИЗМАТЛИТ», 2003. - 272 с.
3. Арбекова Т.И. Лексикология английского языка. - М.: Изд-во
«Высшая школа», 1977. - 240 с.
4. Афанасьева О.А. Радужный Английский 9 класс Ч.1 / О.А. Афанасьева, И.В. Михеева, К.М. Баранова. - М.: Изд-во «Дрофа», 2014. - 112 с.
5. Афанасьева О.А. Радужный Английский 9 класс Ч.2 / О.А. Афанасьева, И.В. Михеева, К.М. Баранова. - М.: Изд-во «Дрофа», 2014. - 112 с.
6. Афанасьева О.А. Радужный Английский 10 класс / О.А. Афанасьева, И.В. Михеева, К.М. Баранова. - М.: Изд-во «Дрофа», 2014. - 112 с.
7. Афанасьева О.А. Радужный Английский 11класс / О.А. Афанасьева, И.В. Михеева, К.М. Баранова. - М.: Изд-во «Дрофа», 2014. - 112 с.
8. Афанасьева О.В. Английский язык учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка / О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, К.М. Баранова. - М.: Изд-во «Просвещение», 2007. - 239 с.
9. Афанасьева О.В. Английский язык учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка / О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, К.М. Баранова. - М.: Изд-во «Просвещение», 2007. - 239 с.
10. Афанасьева О.В. Английский язык учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка / О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, К.М. Баранова. - М.: Изд-во «Просвещение», 2007. - 239 с.
11. Беляева Т.М. История английского языка. Учебник, хрестоматия, словарь / Т.М. Беляева, И.П. Иванова, Л.П. Чахоян. - Санкт-Петербург: Изд-во «Лань», 1999. - 215 с.
12. Бондарчук Г.Г. Основные различия между британским и
американским английским / Г.Г. Бондарчук, Е.А. Бурая. - М.: Изд-во «Флинта», 2007. - 136 с.
13. Бородина М.А. Ареальные исследования в языкознании и этнографии. - М.: Изд-во «Наука», 1981.
14. Бородина М.А. Лингвистическая география в Романии / М.А. Бородина, Е.А. Бурая. - Кишинёв: Изд-во «КГУ», 1972. - 136 с.
15. Ваулина Ю.Е. Английский в фокусе учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Ю.Е. Ваулина, О.Е. Подоляко, В. Эванс, Д. Дули. - М.: Изд-во «Просвещение», 2010. - 216 с...50