Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая готовность к материнству девушек, получающих среднее профессиональное и высшее образование

Работа №152788

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы70
Год сдачи2022
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы психологической готовности к материнству девушек, получающих среднее
профессиональное и высшее образование 6
1.1. Понятие психологической готовности к материнству 6
1.2. Структура психологической готовности к материнству 20
1.3. Факторы формирования психологической готовности к
материнству 28
Выводы по главе 1 33
Глава 2. Эмпирическое исследование психологической готовности к материнству девушек, получающих среднее профессиональное и высшее образование 35
2.1. Описание выборки, этапов и методов исследования 35
2.2. Анализ результатов диагностики психологической готовности к
материнству девушек, получающих среднее профессиональное и высшее образование 38
Выводы 56
Заключение 59
Список используемых источников 61
Приложение 65


На сегодняшний день в современном обществе происходят трансформации во взглядах молодого поколения на ситуации «материнства», «родительства» и «супружества». Социально-экономические условия обусловливают возрастание образовательной и профессиональной роли женщины, развитие интернет-технологий делает освоение профессий и трудоустройство более доступным, что, в свою очередь, стимулирует стремление девушек к высокому профессиональному статусу и независимости. Поэтому значительная часть девушек, стремящихся к самореализации и профессиональному росту, воспринимают материнство как препятствие к достижению поставленных целей.
В то же время, уровень развития интернет-технологий и проникновение социальных сетей в жизнь каждого молодого человека обусловливает формирование определенных психологических черт и установок молодого поколения. В средствах массовой информации, социальных сетях транслируется гедонический образ жизни, который заключается в постоянном получении удовольствия от свободы в перемещениях, высокой социальной активности, возможности принимать спонтанные решения, иметь легкий и беззаботный образ жизни, не требующий серьезных усилий и позволяющий иметь высокий уровень жизни. Поэтому многие молодые девушки считают, что подобный образ жизни невозможен при условии наличия ребенка.
Таким образом, на сегодняшний день среди молодежи распространен взгляд на материнство как явление, ограничивающее адаптивные возможности женщины и её развитие.
Возрастающая распространенность позиции «чайлдфри», которая в изначальном понимании представляет из себя осознанный отказ от возможности иметь детей, проявляет другую проблему: значительное количество девушек, отрицательно относящихся к материнству, переживших в детстве психотравмирующий опыт и неспособных самостоятельно с ним справиться. То есть, можно говорить о том, что отказ от рождения детей в данном случае обусловлен наличием психологических проблем и отсутствием необходимой психокоррекционной помощи. К тому же, существуют исследования, которые раскрывают влияние отрицательного отношения матери к еще нерожденному ребенку на его последующее психическое и личностное развитие. Поэтому, крайне важно изучать факторы, препятствующие и способствующие формированию психологической готовности к материнству, и на их основе разрабатывать психокоррекционные мероприятия и стратегии психологического консультирования.
Актуальность данного исследования обусловлена нестабильной демографической ситуацией в стране, деформацией представлений молодого поколения о семье, родительстве и материнстве и недостаточной разработанностью проблемы психологической готовности к материнству в аспекте изучения факторов, препятствующих или способствующих её становлению.
В настоящее время исследования, посвященные проблеме психологической готовности женщин к материнству, представлены в работах таких исследователей, как В.В. Абрамченко, Н. В. Боровикова, В.И. Брутман, Т.А. Гурьянова, В.В. Ивакина, М.И. Лисина, С.Ю. Мещерякова, А.А. Северный, Ю.Е. Скоромная, С. А. Федоренко, Г.Г. Филиппова. При этом содержание, структура, факторы и специфика проявлений феномена готовности к материнству интерпретируются неоднозначно.
Цель исследования - изучение психологической готовности к материнству девушек, получающих среднее профессиональное и высшее образование, для использования диагностических данных педагогом- психологом в консультативной работе с молодежью по проблемам семейных отношений и личностного развития...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема психологической готовности к материнству актуальна и это обусловлено демографической нестабильностью, снижению ценности семьи и родительства и еще недостаточной психологической грамотностью населения.
Проблемой психологической готовности к материнству занимались
B. В. Абрамченко, Н. В. Боровикова, Г.И. Брехман, В.И. Брутман, И.Г. Григорьян, Т.А. Гурьянова, В.И. Добряков, В.В. Ивакина, М.И. Лисина, Е.В. Матвеева, С.Ю. Мещерякова, А.А. Северный, Ю.Е. Скоромная,
C. А. Федоренко, Г.Г. Филиппова.
Анализ существующих концепций и идей психологической готовности к материнству рассматривают данный феномен с позиции особого отношения к будущему ребенку, который в последствии будет продемонстрирован в поведении матери с родившимся ребенком. Однако, психологическую готовность к материнству рассматривают и как личностное образование, затрагивающее все сферы личности и формирующееся на протяжении всей жизни. Это не только желание иметь ребенка, испытывать радость и предвкушение счастья, это и восприятие себя как будущего родителя, сформированность родительской позиции, установок и отношения, предпочитаемого стиля воспитания и семейных ценностей. Сюда также относятся знания о психофизиологических изменения в организме во время беременности, условиях протекания родов, правилах ухода за новорожденным, особенностях психофизиологического формирования плода в соответствии с триместрами беременности.
Степень готовности к материнству, таким образом, определяется не только желанием женщины к осуществлению функции матери, и позитивным отношением к функциям матери, но и набором навыков, полученных женщиной ранее.
Для определения различий в показателях психологической готовности к материнству девушек, получающих среднее профессиональное и высшее образование, было проведено исследование. Выборку составили 39 девушек, студентки Многопрофильного колледжа ПГУ и высших учебных заведений. Исследование проводилось в два этапа.
Результаты исследования позволили прийти к выводу о наличии достоверных различий в показателях компонентов психологической готовности, но не в общем уровнем их сформированности. Явных различий в уровне сформированности компонентов психологической готовности к материнству девушек, получающих средне профессиональное и высшее образование, не выявлено. Это может быть детерминировано многофакторностью формирования психологической готовности к материнству, каждый из которых влияет в разной степени. Тип получаемого образования влияет на процесс формирования психологической готовности к материнству девушек, но не является определяющим.
Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: гипотеза о том, что существуют различия в психологической готовности к материнству девушек, получающих среднее профессиональное и высшее образование, подтверждена частично.



1. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Особенности психической активности ребенка первого года жизни // Мозг и поведение младенца / Под ред. О.С. Адрианова. - М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 1993.
2. Айвазян Е.Б. Внутренняя материнская позиция у беременных
женщин. Теоретический и эмпирический анализ // Московский
психотерапевтический журнал. - 2002. - № 3. - URL:
https://alldef.ru/ru/articles/almanah-9/knizhnoe-prilozhenie/vnutrennyaya- materinskaya-pozicziya-u-beremennyix-zhenshhin-teoreticheskij-i-empiricheskij- analiz (дата обращения: 15.03.2022).
3. Акименко А.К. Социализация личности в детском возрасте: Учеб.-метод. пособие. - М.: ИЦ «ЭКШН», 2016. - 120 с.
4. Баженова О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка // Синапс. - 1993. - № 4. - 15 с.
5. Бергум В. Моральный опыт беременности и материнства // Человек. - 2000. - № 2.
6. Большая психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - 4-е изд., расш. - М.: АСТ; СПб.: Прайм-Еврознак, 2009. - 811 с.
7. Брутман В.И., Ениколопов С.Н., Панкратова М.С. Некоторые результаты социологического и психологического обследования женщин, отказавшихся от своих новорожденных детей // Вопросы психологии. - 1994. - № 5. - URL: http://childpsy.ru/lib/articles/id/9585.php (дата обращения: 17.03.2022).
8. Брутман В.И., Северный А.А. Нежеланная беременность как фактор риска психической патологии будущего ребенка // Актуальные вопросы детской психоневрологии: мат-лы республ. конф. - Томск, 1992.
9. Брутман В.И., Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии. - 1997. - № 6. - URL: http://childpsv.ru/lib/articles/id/9494.php (дата обращения: 17.03.2022).
10. Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова В. Методики изучения психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Московский психотерапевтический журнал. - 2002. - № 3.
11. Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова В. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Московский психотерапевтический журнал. - 2002. - № 1. - С. 59-68.
12. Галигузова Л.Н. Формирование потребности в общении со сверстниками у детей раннего возраста: дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07. - М., 1983. - 182 с.
13. Григорьян И.Г. Формирование психологической готовности к материнству у студенток в условиях образовательного процесса // Известия Самарского научного центра РАН. - 2012. - № 2-2. - С. 377-381.
14. Гурьянова Т.А. Развитие психологической готовности к материнству на стадии планирования беременности, во время беременности и после родов: автореферат дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / Барнаул. гос. пед. ун-т. - Барнаул, 2004. - 18 с.
15. Добряков И.В. Перинатальная психология. - СПб.: Речь, 2004.368 с...35


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ