Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕГОВОРЯЩИМИ ДЕТЬМИ

Работа №152785

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы66
Год сдачи2023
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретический анализ литературы по проблеме развития речи у дошкольников с общим недоразвитие речи I - II уровня
1.1. Развитие речи в онтогенезе 7
1.2. Характеристика детей с общим недоразвитием речи I - II
уровня 12
1.3. Особенности развития памяти у детей с общим недоразвитием
речи 19
Глава II. Изучение речевой и познавательной деятельности детей с общим недоразвитие речи
2.1. Организация и условия проведения экспериментального
исследования 24
2.2. Анализ результатов обследования 28
Глава III. Коррекционная работа по развитию речи у дошкольников с общим недоразвитием речи I - II уровня
3.1. Организация и содержание логопедической работы 35
3.2. Сравнительный анализ результатов контрольного
эксперимента 45
Заключение 56
Список литературы 58


Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
Под общим недоразвитием речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики. При этом отмечается нарушение как смысловой, так и произносительной стороны речи.
У большинства дошкольников с ОНР имеется недоразвитие познавательных процессов, тесно связанных с речью, таких как внимание, восприятие, память, мышление. Для этих детей характерны как типологические, так и индивидуальные особенности состояния речевых и познавательных функций.
Наиболее сложная группа детей - дети с общим недоразвитием речи первого и второго уровня.
Первый уровень речевого развития, характеризуется в литературе как «отсутствие общеупотребительной речи». Достаточно часто при описании речевых возможностей детей на этом уровне встречается название «безречевые дети», что не может пониматься буквально, поскольку такой ребенок в самостоятельном общении использует целый ряд вербальных средств. Это могут быть отдельные звуки и некоторые их сочетания - звукокомплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов. Речь детей на

Второй уровень речевого развития определяется в литературе как «начатки общеупотребительной речи». Отличительной чертой является появление в речи детей двух-трёх, а иногда даже четырехсловной фразы. Объединяя слова в словосочетание и фразу, один и тот же ребенок может, как правильно использовать способы согласования и управления, так и нарушать их. Речь детей со вторым уровнем часто кажется малопонятной из- за грубого нарушения звукопроизношения и слоговой структуры слов.
Правильная организация обучения аномальных детей - очень сложный процесс. Следует помнить, что, как и для нормально развивающихся детей, наиболее эффективно такое обучение, которое несколько опережает развитие ребенка, однако не превышает его возможностей. Поэтому для достижения наилучшего результата и стойкости полученных навыков у детей с общим недоразвитием речи первого и второго уровня наряду с общепринятыми приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик.
Коррекционное воздействие должно основываться на максимальном использовании возможностей детей с ОНР I - II уровня и постепенной активизации нарушенных функций. Также необходимо искать виды заданий, максимально возбуждающие активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности.
Эффективным коррекционным средством при развитии речи дошкольников с ОНР I - II уровня служат приемы мнемотехники в связи с тем, что у дошкольников память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитие речи - процесс сложный, протекающий неодинаково у различных детей. Развитие речи происходит в процессе общения ребёнка с окружающими, которое становится в дошкольном возрасте богаче и разнообразнее благодаря накопленным ребёнком знаниям и участию в различных коллективных играх и занятиях. Усовершенствование речи неразрывно связано с развитием всех психических процессов ребёнка.
Развитие речи - основное направление в коррекционном обучении детей с общим недоразвитием речи. Авторы Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жаренкова, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева и др. отмечают, что для детей с общим недоразвитием речи характерны ограниченный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения и слоговой структуры слов.
Нами была рассмотрена наиболее сложная группа детей - с общим недоразвитием речи I и II уровня.
В процессе проведенного нами экспериментального обследования мы убедились, что дети с ОНР I уровня характеризуются отсутствием речи, либо имеются лишь элементы речи. Активный словарь детей состоит из небольшого числа звукоподражаний и звуковых комплексов. Такие дети пользуются «лепетными» словами, звукоподражаниями, сопровождают «высказывания» мимикой и жестами.
У детей с ОНР II уровня, кроме жестов и лепетных слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова, в самостоятельных высказываниях простые распространённые предложения из слов. У детей этой категории ограничен пассивный словарный запас, отмечаются аграмматизмы, нарушена слоговая структура.
Также мы убедились, что дети данной категории имеют вторичные нарушения: внимания, мышления, памяти, что создает дополнительные затруднения в овладении речью.
Все исследуемые нами дети с общим недоразвитием речи I и II уровня имеют сохранный интеллект.
Для преодоления трудностей в речевом и познавательном развитии детей требуется коррекционная работа логопеда.
Изучив литературу по данной теме, мы подобрали систему мнемотехнических приемов и игр для развития речевых и познавательных функций дошкольников с ОНР I - II уровня. В течение 6 месяцев с каждым ребенком была проведена коррекционная работа. После проведённой нами работы, был проведен контрольный эксперимент, который показал, что у детей повысились результаты в речевом и познавательном развитии. У них в речи появились общеупотребительные слова, простые предложения, развернутая речь. 100% детей показали средний уровень развития познавательных процессов.
Наше исследование подтвердило первоначальную гипотезу о том, что использование мнемотехнических приемов у дошкольников с общим недоразвитием речи I и II уровня позволяет повысить в процессе коррекционной работы эффективность работы логопеда по речевому и познавательному развитию. Поэтому рекомендуем использовать подобные приемы в логопедической работе.



1. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ Астрель, 2007. - 254 с.
2. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада / А.Г. Арушанова. [Электронный ресурс]: - М., 1999. - Режим доступа: https://pedlib.rU/Books/1/0043/index.shtml
3. Барсукова, Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек // Логопед. - 2009. - №5. - С. 4-9.
4. Белякова, Л.И. Сравнительное психолого-педагогическое
исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью [Электронный ресурс]: - М., 1991. - Режим доступа:
https://www.studsell.com/view/107142/
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте
[Электронный ресурс]: - М.: Просвещение, 1968. - Режим доступа:
https://sdo.mgaps.rU/books/K4/M5/file/4.pdf
6. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники / Т.В. Большова. - СПб.: Астрель, 2005. - 65 с.
7. Венгер, Л.А. Развитие способности к наглядному
пространственному моделированию // Дошкольное воспитание. - 1982. -
№3. - С. 12-19.
8. Волкова, Л.С. Логопедия: Учебник для вузов / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, А.М. Мастюкова. - М., 1989. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedlib.rU/Books/2/0049/2 0049-2.shtml
9. Волковская, Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова. - М.: Букдом, 2004. - 45 с.
10. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев.

11. Гуменная, Г.С. Развитие мнестических процессов у детей, страдающих моторной алалией / Г.С. Гуменная // Речевые расстройства у детей и методы их устранения: в сб. науч. тр. / Под ред. С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской. - М., 1978. - С. 28-31.
12. Гурьева, Н.А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике / Н.А. Гурьева. - СПб.: Акрис, 2000. - 47 с.
13. Егорова, Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии / Т.В. Егорова. [Электронный ресурс]: - М., 1973. - Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01007037835
14. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников /
Л.Н. Ефименкова. [Электронный ресурс]: - М., 1990, - Режим доступа:
https://pedlib.rU/Books/1/0383/1 0383-1.shtml
15. Жане, П. Эволюция памяти и понятие времени: Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: Союзиздат, 1979. - 67 с...48


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ