Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №152783

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы59
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические основы реализации социокультурного компонента внеурочной деятельности в начальной школе 8
1.1 Понятие внеурочной деятельности и ее виды 8
1.2 Сущность, методы и средства социокультурного компонента во внеурочной деятельности 13
1.3 Пословицы и поговорки как средство реализации социокультурного компонента внеурочной деятельности в начальной школе 18
2 Практика использования пословиц и поговорок при реализации социокультурного компонента внеурочной деятельности в 4 классе 24
2.1 Программа диагностики социокультурной компетенции как части социокультурного компонента внеурочной деятельности 24
2.2 Программа формирования социокультурной компетенции как части социокультурного компонента внеурочной деятельности посредством пословиц и поговорок 33
Заключение 43
Список использованных источников 45
Приложение А Средства формирования социокультурной компетенции 50
Приложение Б Конспекты занятий 51
Приложение В Примеры использования пословиц и поговорок как части социокультурного компонента внеурочной деятельности 55

Современный ФГОСНОО включает требования к организации и структуре внеурочной деятельности в современной школе.В соответствии с ним программа внеурочной деятельности предполагает наличие воспитательных результатов, таких как, приобретение школьником нравственных, моральных, социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)[39].Проблеме внеурочной деятельности посвящены работы Ю. Ю. Барановой, Д. В. Григорьева, И. П. Дмитриевой, А. Н. Жалдыбиной, О. В. Лингевич, Ю. В. Науменко, С. А. Мартыновой и др. Авторы показывают важность организации внеурочной деятельности младших школьников, анализируют ее виды, принципы организации, широкий спектр реализации.
В свою очередь социокультурный компонент включает в себя знания социокультурного фона, позволяющие воссоздать социокультурный портрет родной страны. Процесс его формирования предполагает освоение мира ценностей, идей, стилей поведения и традиций. Очевидно, что успешная реализация социокультурного компонента во внеурочной деятельности приводит к формированию социокультурной компетенции у младшего школьника, что позволяет реализовать большинство целей внеурочной деятельности. У ребёнка формируется восприятие мира как целостной многоуровневой системы, приобретает личностные ценности. У ребёнка формируется социокультурные стереотипы поведения, а также обогащается личностный ментальный опыт.
Существуют разные средства реализации социокультурного компонента, одним из которых являются пословицы и поговорки. Они дают представление о культуре, традициях и обычаях. Пословицы и поговорки во внеурочной деятельности затрагивали в своих работах В. П. Аникин, Т. И. Бекаревич, Т. А. Вавичкина, Ж. К. Гапонова, С. В. Дармилова, К. Ермакова, У. Д. Зарипова, Г. В. Кострова, М. Р. Максиняева, А. А. Назарова, И. Б. Орлова, Э. М. Студенцова, Н. А. Тябина, Г. А. Шакмаева.
Цель исследования: охарактеризовать использование пословиц и поговорок как средство реализации социокультурного компонента внеурочной деятельности в начальной школе.
Объект исследования: социокультурный компонент внеурочной деятельности в начальной школе.
Предмет исследования: пословицы и поговорки как средство реализации социокультурного компонента внеурочной деятельности в начальной школе.
Задачи исследования:
- проанализировать понятие внеурочной деятельности и ее виды;
- рассмотреть сущность, методы и средства социокультурного компонента во внеурочной деятельности;
- охарактеризовать пословицы и поговорки как средство реализации социокультурного компонента внеурочной деятельности в начальной школе;
- разработать программу диагностики социокультурной компетенции как части социокультурного компонента внеурочной деятельности.
- разработать программу реализации социокультурной компетенции как части социокультурного компонента внеурочной деятельности.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, обобщение опыта ведущих педагогов и методистов, систематизация, обобщение, реферирование.
Апробация и внедрение результатов исследования: основные и положения и выводы выпускной квалификационной работы отражены в материалах статьи «Сущность, методы и средства социокультурного компонента во внеурочной деятельности», опубликованной на образовательном портале «Продлёнка» (26.05.2020)....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе изучения методической литературы, мы пришли к выводу, что внеурочная деятельность - это обеспечение всестороннего и гармоничного развития школьника, которая должна усилить интерес к изучению того или иного элемента. К видам внеурочной деятельности относятся: научно-познавательная деятельность, игры, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность, художественно-эстетическая деятельность, социальное творчество, спорт, туризм, духовно-нравственная работа, общественно-полезный труд, проекты.
Методами развития социокультурного компонента являются проектный метод, метод ролевых игр, использование видеоматериалов, использование театральной студии. Средствами социокультурного компонента выступают справочные, научно-публицистические и научно-популярные тексты (в том числе аудиотексты, видеоматериалы), погружение в виртуальное пространство, пословицы и поговорки, артефакты повседневной действительности, информационные продукты различных СМИ, изобразительное искусство и художественная культура, массовая культура.
Пословицы и поговорки выступают эффективным средством реализации социокультурного компонента внеурочной деятельности в начальной школе, так как они представляют собой примеры фольклора, позволяющие расширить словарный запас слушателей и ненавязчиво ознакомить их с особенностями диалектов; активное применение пословиц и поговорок дает возможность детям значительно разнообразить свои речевые реакции как в условиях подготовленной, так и спонтанной речи; изучение фольклора стимулирует и повышает эффективность познавательной деятельности учащихся, поскольку неизбежно через изучение пословиц и поговорок они знакомятся с самобытностью мироощущения представителей иной, отличной от родной, культуры, начинают глубже понимать, а, следовательно, и уважать нравственные приоритеты других народов, что не может не способствовать сближению представителей различных культур.
В выпускной квалификационной работе нами предложена программа диагностики социокультурной компетенции как части социокультурного компонента внеурочной деятельности. Анализ различных научных подходов позволил определить, что социокультурная компетенция рассматривается как аспект коммуникативной способности (И. Э. Риске и др.), как способность вести адекватную коммуникацию (Д. С. Мельникова), как комплекс социокультурных знаний (Г. В. Елизарова, Е. Н. Соловова и др.), как совокупность ценностных ориентаций, моделей поведения, обычаем и традиций (П. В. Сысоев).
Рассмотрев особенности пословиц и возможности их использования в качестве диагностического инструментария, пришли к выводу, что диагностика позволяет выявить знания, понимание, ценностное отношение и умение применить на практике запечатленные в языке, национальные образы, символику, русскую культуру и характеризующие ее традиции, образцы поведения, ценности.
В качестве примера использования пословиц и поговорок как части социокультурного компонента внеурочной деятельности мы рассмотрели систему занятий внеурочной обучающихся начальных классов. Описанная нами система занятий с использованием пословиц и поговорок будет способствовать формированию первоначальных представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения; приобщению к культуре страны и в результате будет способствовать успешной реализации социокультурного компонента во внеурочной деятельности.


1. Азимов, Э.Г. Словарь методических терминов (теоретическое и практическое преподавание языков) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - Санкт- Петербург : Златоуст, 1999. - 334 с.
2. Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили. - Минск : Университетское, 1990. - 560 с.
3. Аникин, В. П. Теория фольклора: курс лекций / В. П. Аникин. - Москва : Университет, 2009. - 428 с.
4. Баранова, Ю. Ю. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации / Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков, М. И. Солодкова. - Москва : Просвещение, 2013. - 96 с.
5. Бекаревич, Т. И. Формирование социокультурной компетенции на начальной ступени обучения (на примере английских пословиц и поговорок) [Электронный ресурс] / Т. И. Бекаревич// Молодой ученый. - 2011. - № 11. - Т. 2. - С. 147-151. - Режим доступа:https: //moluch.ru/archive/34/3807/
6. Вавичкина, Т. А. Роль пословиц и поговорок в формировании социокультурной компетенции студентов / Т. А. Вавичкина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2015. - № 6. - С. 34-36.
7. Гапонова, Ж. К. Пословицы и поговорки, собранные В. И. Далем: внеклассное мероприятие в рамках подготовки школьников к олимпиадам по русскому языку / Ж. К. Гапонова, Е. М. Мельникова // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - Т. 2. - № 1. - С. 98-103.
8. Григорьев, Д. В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов. - Москва: Просвещение, 2011. - 80 с.
9. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. - Москва: Дрофа, 2011. - 2734 с.
10. Дармилова, С. В. Использование пословиц и поговорок в процессе формирования языковой и межкультурной компетенций / С. В. Дармилова // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2006. - № 2. - С. 198-199.
11. Дмитриева, И. П. Использование регионального компонента как средство формирования социокультурной компетенции во внеурочной деятельности по иностранному языку в начальной школе [Электронный ресурс] / И. П. Дмитриева // Современный урок. - Иркутск, 2019. - Режим доступа: https://www.1urok.ru/categories/2/articles/20685
12. Елизарова, Г. В. О природе социокультурной компетенции // Слово, предложение и текст как интерпретирующие системы. StudiaLinguitica 8. - Санкт- Петербург :Тригон, 1998. - С. 25-31.
13. Ермакова, К. Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе / Л. Ф. Сынкина, К. Ермакова // «Научный поиск - пробы и результаты»: сб. науч. тр. - Смоленск, 2019. - С. 84-89.
14. Жалдыбина, А. Н. Формирование социокультурной эрудиции обучающихся старшего подросткового возраста посредством внеурочной деятельности (на примере учебного предмета «немецкий язык») / А. Н. Жалдыбина, Л. Ю. Беликова // Вестник Пензенского государственного университета. - 2016. - № 2. - С. 3-9.
15. Зарипова, У. Д. Об изучении фольклора в начальной школе / У. Д. Зарипова // Духовно-нравственное развитие детей и подростков в условиях современного образования. - Екатеринбург: УГЛУ, 2015. - С. 68-72...(40)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ