Введение
1 Развитие креативных индустрий
1.1 Понятие креативных индустрий
1.2 Креативные индустрии в мире
1.3 Креативные индустрии в России
2 Типы и виды программного обеспечения, использующегося в сфере креативных индустрий
2.1 Типы и виды программного обеспечения в сфере креативных индустрий
2.2 Соотношение отечественного и иностранного программного обеспечения в сфере креативных индустрий
3. Сравнительный анализ возможностей иностранного и отечественного программного обеспечения
3.1 Описание возможностей программного обеспечения
3.1.1 Описание возможностей видеоредакторов
3.1.2 Описание возможностей ПО для технического 3D моделирования
3.1.3 Описание возможностей ПО для разработки игр
3.1.4 Описание возможностей растровых графических редакторов
3.1.5 Описание возможностей аудиоредакторов
3.1.6 Описание возможностей конструкторов для создания сайтов
3.2 Критерии сравнения программного обеспечения сферы креативных индустрий
3.3 Сравнительный анализ возможностей программного обеспечения
Заключение
Список использованных источников
В последние десятилетия во время всеобщей глобализации и цифровизации многих сфер жизни получило развитие такой сектор экономики, как креативные индустрии, охватывающее многие сферы деятельности, такие как дизайн, музыка, кино, визуальное искусство, музейное дело, компьютерные игры, продукты информационных технологий и другие. В креативные индустрии заложена идея использования творческого потенциала и самореализации индивида в качестве источника доходов, креативные индустрии приобрели большое значения для экономики многих стран и тем самым увеличили количество рабочих мест.
Термин «креативные индустрии» появилось в издании документа от Британского Министерства культуры, медиа и спорта «Creative Industries Mapping Document» в 1998. Однако понятие креативные индустрии не имеет точного определения, а его упоминание обычно сопровождается культурой, экономикой и иногда социальной политикой. Сам термин может происходит от менее обширной культурной индустрии, идеей которой является перевод на коммерческую основу творческой деятельности. Однако если культурная индустрия, поддерживаемая государством, направлена на символизм и просвещение, то креативная, опирающаяся на частное финансирование, на прибыль и тиражирование и не подвержена тотальному контролю.
В России опыт развития креативных индустрий получен в результате деятельности креативных компаний и в совместных международных и российских исследованиях креативных индустрий. Основной проблемой креативных индустрий является дефицит квалифицированных специалистов, которые способны управлять бизнесом в креативной сфере и имеют навык управления творческими коллективами.
Параллельно этой проблеме зарубежные компании объявили о приостановке деятельности в России, из-за чего российские компании и пользователи начали поиск аналогов ушедших программ. Необходимо определить может ли отечественный сегмент программного обеспечения предложить альтернативы, которые могут конкурировать с мировым рынком.
Объектом исследования являются креативные индустрии.
Предметом исследования являются программное обеспечение сферы креативных индустрий.
Целью исследования является изучение и сравнение возможностей иностранного и отечественного программного обеспечения.
Основные задачи:
• рассмотреть развитие креативных индустрий в мире и в России;
• рассчитать соотношение отечественного и иностранного программного обеспечения в сфере креативных индустрий;
• провести сравнительный анализ возможностей иностранного и отечественного программного обеспечения в сфере креативных индустрий.
Креативные индустрии становятся движущей силой развития экономики многих стран, опыт которых демонстрирует высокую долю креативных индустрий в ВВП и обращает внимание инвесторов на эту область. Также стоит отметить разнообразие сфер и видов деятельности, требующих постоянного обновления программ развития креативных индустрий и законодательной базы. Однако креативные индустрии имеют несколько проблем, например, недостаток творческого образования и знаний новых технологий, низкая оплата труда и недостаточное обучение профессиональным качествам работников в нескольких сферах креативной деятельности.
В Российской Федерации креативная индустрия имеет как положительные, так и отрицательные тенденции развития. Несмотря на то, что креативная индустрия сегодня носит децентрализованный характер развития, она всё же способствует повышению уровня занятости населения за счет общего прироста объема производства и при этом имеет экспортный потенциал. Также имеется несколько программ развития креативных индустрий, такие как Президентский Фонд культурных инициатив и «Придумано в России».
В России из-за существования более популярных иностранных программ сферы креативных индустрий и позднего, в сравнении с другими странами, развития креативных индустрий насчитывается малое количество программ, которые могут конкурировать с зарубежными. В связи с приостановкой деятельности иностранных компаний, например Adobe, становится важным вопрос разработки отечественных аналогов.
В 6 из 12 областей применения ПО креативных индустрий есть отечественные аналоги, но не все российские программы, описанные в данном исследовании, могут заменить иностранные. Наиболее подходящие аналоги можно найти в областях видеоредакторы, программы технического 3D моделирования, программы для разработки игр и конструкторы сайтов.
1. Вейнмейстер, А.В., Иванова, Ю.В, «Культурные индустрии» и «креативные индустрии»: границы понятий // Международный журнал исследований культуры. 2017. № 1 (26). С. 38-48.
2. Department for Culture, Media and Sport. Creative Industries Mapping Documents 1998.
3. Об утверждении Основ государственной культурной политики: Указ Президента Российской Федерации №808 от 24 дек. 2014 г.
4. Стуглев, А.А., Ходько, С.Т., Любенова, А.М. Креативная экономика и индустрия событий. Значение для экономики города // Креативная экономика. 2021. Том 15. №1. С. 117-136.
5. Антонова, В. Г., Елисеева, Ю. А. Реализация политики развития
креативных индустрий в условиях цифровизации экономики // Петербургский экономический журнал. 2021. №2. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-politiki-razvitiya-kreativnyh-industriy- v-usloviyah-tsifrovizatsii-ekonomiki.
6. Спиридонова, Г. В., Мрочко, Л. В., Мрочко, О. Г. Мировая креативная
экономика: состояние и прогнозы //Экономические и
социально-гуманитарные исследования. - 2020. - №. 3. - С. 24-33.
7. Мировая экономика: современные тенденции развития. Digital capitalism [Электронный ресурс] : материалы респ. конкурса эрудитов по мировой экономике, Минск, 14 дек. 2021 г. / Белорус. гос. ун-т ; редкол.: Е. А. Достанко (гл. ред.) [и др.]. - Минск : БГУ, 2022. - С. 60-67.
4. Бокова, А.В. Креативные индустрии: административный и научный подходы к определению понятия [Текст] / Бокова, А.В. // Вестник Томского государственного университета. 2014. С. 98.
5. Юхина, А.А. «Креативные индустрии»: концепции и определения // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2021. Том 11. № 8А. С. 300-309.
7. Абанкина, Т.В., Мацкевич, А.В., Романова, В.В. Креативные индустрии в условиях пандемии COVID-19. Экономика. Налоги. Право. 2022. 15(2). С. 38-51.
8. Гамбеева, Ю. Н., Смей В. М. Роль креативных индустрий в социально-экономическом развитии территории // Вестник ЧелГУ. 2021. №6 (452).
9. Реестр программного обеспечения: сайт - Режим доступа: https://reestr.digital.gov.ru/
10. Тема 6: Классификация программного обеспечения. Виды
программного обеспечения и их характеристики. Понятие системного программного обеспечения. Операционные системы. Служебное (сервисное) программное обеспечение: сайт. — Режим доступа:
https://www.altstu.rU/media/f/Tema-6-Klassifikaciya-PO.pdf
12. Благова, И. Ю. Зарубежный опыт развития креативных индустрий // Проблемы современных социокультурных исследований : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 27 октября 2020 г. : Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 45-48. Режим доступа: https://apni .ru/article/1232.
14. Лесовская, М.И. Ремесло в постиндустриальном обществе: на
гребне «Третьей волны» // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2017. №1 (5). Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n.
15. Влияние пандемии COVID-19 на креативные сектора экономики. Департамент многостороннего экономического сотрудничества Министерства экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режимдоступа: https://www.economy.gov.ru/material/file/obzor_praktik.pdf.
... всего 20 источников