Введение 3
Глава 1. Анализ теоретических и эмпирических данных по проблеме исследования различий уровня самооценки и тревожности у детей с разным стилем семейного воспитания 6
1.1. Понятие семейного воспитания. Стили семейного
воспитания 6
1.2. Самооценка детей в младшем школьном возрасте 15
1.3. Особенности проявления тревожности младших школьников в
зависимости от стиля семейного воспитания 24
Выводы по 1 главе 30
Глава 2. Исследование различий уровня самооценки и тревожности у детей с разным стилем семейного воспитания 31
2.1. Описание процедуры и методов исследования 31
2.2. Анализ результатов диагностики тревожности и самооценки детей
младшего школьного возраста 36
2.3. Результаты диагностики стилей семейного воспитания 42
2.4. Изучение различий уровня тревожности и самооценки детей с
разным стилем семейного воспитания 48
Выводы 57
Заключение 62
Список используемых источников 63
Приложение 67
Семья является главным институтом воспитания ребёнка. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, оказывающие на него как положительное, так и отрицательное влияние, вследствие чего он растёт либо открытым и доброжелательным, либо тревожным и лицемерным. Основная цель семейного воспитания - развитие таких качеств личности, которые помогут ей справиться с трудностями, встречающимися в жизни.
Семейное воспитание основано на принципах взаимопонимания и взаимоуважения. Ребёнок для родителей является не только объектом обучения и воспитания, но также субъектом со своими правами и обязанностями. Однако в каждой семье складывается определенная система воспитания, представляющая собой целенаправленные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств и умений у детей. Совокупность способов общения с ребенком, приёмов и методов воспитания, строгость родительского контроля и наличие эмоциональной поддержки определяют стиль семейного воспитания. В каждой семье могут применяться различные стили воспитания, в зависимости от определённых ситуаций и обстоятельств.
Различают авторитарный, демократический, либеральный и попустительский стили воспитания. И.С. Кон писал о том, что родители не всегда используют один и тот же стиль воспитания: отцы как правило, воспринимаются юношами более жесткими и авторитарными чем матери, отец и мать могут взаимно дополнять, а могут и подрывать влияние друг друга. Такие ученые, как А. Адлер, В.Н. Мясищев говорят о том, что воспитание в строгих условиях способствует у ребёнка развитию чувства неполноценности и эгоцентризма [2]. Б. Берельсон, Г. Стейнер, обобщая результаты многих исследователей, считают установленным, что чем меньше заботы, ласки и тепла получает ребенок, тем медленнее он формируется как личность, также более склонен к пассивности и апатичности и, вероятнее всего, в дальнейшем у него сформируется слабый характер. [34]. По мнению А. Балинского, чрезмерно снисходительное отношение является причиной переходящей через край эмоциональности у детей. [16].
От того какой стиль семейного воспитания преобладает в семье, будет зависеть развитие личности ребенка в целом. Любая дисгармония в семье приводит к неблагоприятным последствиям в развитии личности ребенка, к проблемам в его поведении.
Проблема семейного воспитания занимает значимое место в теоретических суждениях и, в еще большей степени, является актуальным предметом экспериментальных исследований. Несмотря на большое число опубликованных на тему семейного воспитания работ, она требует дальнейших практических и теоретических изысканий. В частности интерес представляют исследования уровня тревожности и самооценки у детей с разным стилем семейного воспитания.
Цель исследования - исследование различий уровня тревожности и самооценки детей в семьях с разным стилем семейного воспитания для использования полученных данных в консультативной практике психолога, а также при составлении коррекционных программ и консультировании родителей по вопросам воспитания детей...
Младший школьный возраст - наиболее благоприятный период для формирования личности ребенка. Именно в этом возрасте он начинает осознавать отношения между собой и окружающими людьми, осваивать новые социальные роли. Семья является главным институтом воспитания, который открывает новые возможности и потенциал ребенка.
На благоприятное развитие его личности оказывают влияние внутрисемейные отношения, поэтому родители должны уделять процессу воспитания достаточное количество времени и хорошо ориентироваться в стилях воспитания, выбирая наиболее оптимальный. От этого зависит социальная адаптация, формирование адекватной самооценки, результаты учебной деятельности, творческий потенциал ребенка.
Для благоприятного развития личности ребёнка важно, чтобы он находился в атмосфере любви, взаимного понимания и уважения, поэтому воспитание детей - очень важный процесс в развитии и духовном процветании ребенка.
Таким образом, роль семьи в жизни каждого человека велика, так как является главным источником взаимопонимания и поддержки. От отношения родителей к ребенку зависит дальнейшее формирование его личности. Этот процесс во многом зависит от того, насколько правильно, с точки зрения его развития и воспитания, проявляются родительские позиции.
1. Адлер А. О невротическом характере. - СПб., 1997 - 388с.
2. Алексеева Л. С., Плотник М. М., Спиваковская А. С., Ширинский В.И. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. - Вып. 1. - М.: ЦБКТИ Минсоцзащиты населения Российской Федерации, 1995. - 40 с.
3. Ананьев Б.Г. Человек, как предмет познания. - Л.: Ленингр. ун-т., 1978.- 339с.
4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986 - 30 с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.- 464с.
6. Бреслаев Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения /Г.М. Бреслаев. - М., 2005. - 263 с.
7. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: кн. для учителей и родителей. - М.: Просвещение, 1988. - 234 с.
8. Витушкина Э.В. Роль семейного воспитания в формировании адекватной самооценки младшего школьника / Э.В. Витушкина // Начальная школа. - 2013. - №1. - С. 45-50.
9. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? М.: Профиздат,1992.- 96 с.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Л.С. Выготский. - М., 2002. - 326 с.
11. Гарбузов В.И. От младенца до подростка.- СПб,1996.
12. Головей Л. А. , Рыбалко Е. Ф. Практикум по возрастной психологии - СПб., 2001. С. 323-326.
13. Дерманов И.Б. Шкала явной тревожности CMAS (адаптация А.М.Прихожан) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. СПб., 2002.- 60-64 с.
14. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи / Н.В. Жутикова. - М.: Просвещение, 1988 . - 176 с.
15.Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. — М.: Просвещение, 1986. - 128 с...49