Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения агрессивного поведения детей-сирот подросткового возраста и его профилактики 10
1.1 Подходы отечественных и зарубежных психологов к проблеме агрессивного поведения 10
1.2 Проявления агрессивного поведения детей-сирот подросткового возраста 18
1.3 Специфика профилактики агрессивного поведения детей-сирот подросткового возраста 25
2 Экспериментальное изучение и профилактика агрессивного поведения детей-сирот подросткового возраста 31
2.1 Организация и методы исследования 31
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 34
2.3 Описание системы занятий, направленных на профилактику агрессивного поведения детей-сирот подросткового возраста 42
Заключение 48
Список использованных источников 51
Приложение А Результаты диагностики агрессивного поведения детей-сирот подросткового возраста 58
Приложение Б Система занятий, направленная на профилактику агрессивного поведения детей-сирот подросткового возраста 61
Актуальность исследования агрессии и агрессивного поведения детей различных возрастов сохраняется и в настоящее время. Это связано с глобальной перестройкой общественной жизни, моральных принципов и устоев в социуме. Перенасыщенность информации, которая влияет на психику ребенка с нечетко выраженной жизненной позицией и защитными механизмами, может привести к формированию агрессивного поведения.
Поскольку количество агрессивных детей стремительно растет в связи с неблагоприятными факторами: ухудшением социальной жизни ребенка, кризисом семейного воспитания, невниманием школы к нервно-психическому состоянию детей, биологическими факторами, пропагандой в средствах массовой информации культа насилия - проводится тщательное изучение данной темы.
Сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в России привела к увеличению численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За период 2000-2010 гг. произошло увеличение числа детей-сирот в 1,7 раза, что привело к стремительному разрастанию детских домов и домов-интернатов. По данным Росстат в России на 2019 г. отмечается существенное уменьшение количества детей-сирот, что свидетельствует о качественно проработанной системе работы по опеке, попечительству и усыновлению в нашей стране. Но не стоит забывать, что проживание в детском доме может привести к проявлению негативных сторон психических состояний у ребенка.
Анализ результатов отечественных и зарубежных исследований (Галагузова М. А. [40], Бабаев Т. М. [2], Дубровина И. В. [32], Смирнова Т. П. [3], Шелиспанская Э. В. [46] и т.д.) показывает, что ситуация социального сиротства накладывает существенный отпечаток на жизнь ребенка. Дети- сироты сталкиваются с социальной депривацией, которая, в дальнейшем, формируется в условиях детского дома. Мнимая идентичность и социальная дезадаптированность детей-сирот способствуют развитию у них своеобразной «интернатской ментальности», характерными признаками которой являются негативный опыт общения со взрослыми и сверстниками, дефицит позитивных моделей поведения, скупые представления о своих скрытых способностях и возможностях, сниженный уровень учебно-познавательной мотивации, высокий уровень агрессивности и др.
Усилиями воспитателей и работников детских домов создается посильная работа по предотвращению социальной депривации детей. Их основная задача - развитие полноценной личности воспитанника за счет проведения различных коррекционно-развивающих мероприятий, установления эмоционального контакта между воспитателями и детьми-сиротами, а также погружение их в социальную среду посредством вовлечения их в деятельность вне условий интерната (конкурсы, сборы, спортивные и творческие кружки и т.д.). Но такая работа зачастую не дает должного результата: дети после выпуска из детского дома попадают в криминальные структуры, страдают наркоманией или алкоголизмом, заканчивают жизнь самоубийством или «выживают» в самостоятельной взрослой среде.
Такие дети входят в специальную категорию «группы риска», а особую тревогу вызывает прогрессирующая жестокость и агрессивность детей-сирот.
Проблемы профилактики и преодоления различных отклонений в психическом развитии и поведении детей-сирот нашли свое отражение в современных психолого-педагогических исследованиях (Долгова В. И. [12, 13, 14, 16], Карабаева И. Б. [18], Барсуков А. В. [4], Полина А. В. [29], Хайрутдинова Р. И. [45] и др.).
Таким образом, проблема агрессивного поведения среди детей-сирот подросткового возраста является актуальной. Необходима качественно продуманная система работы педагогов-психологов, социальных педагогов и воспитателей детских домов по профилактике и своевременной диагностике агрессивного поведения среди подростков.
В связи с актуальностью проблемы целью нашего исследования является изучение агрессивного поведения детей-сирот подросткового возраста и его профилактики...
Проанализировав разнообразные направления и подходы к изучению агрессивного поведения, мы пришли к выводу, что проблема агрессии и агрессивного поведения является достаточно распространенной для изучения с позиции психоанализа, бихевиоризма, гуманистической психологии и других направлений. Вслед за Б. Г. Мещеряковым и В.П. Зинченко под агрессивным поведением мы понимаем одну из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т. п. состояния.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что агрессия проявляется в каких-либо действиях по отношению к себе и к другим, агрессивность является чертой личности, провоцирующее возникновение агрессии, а агрессивное поведение является формой реагирования на ситуацию.
Главными причинами проявления агрессивного поведения среди детей - сирот является не только особенность пубертатного периода, но и социальная депривация, которая существенно влияет на их психическое развитие, а также яркое стремление к ранней автономности, привлечение внимания к своей личности и особенности характера ребенка.
Своевременная систематическая профилактическая работа позволит предупредить развитие агрессивного поведения и иных форм девиации у сирот подросткового возраста. Проведение качественного анализа ситуации и правильный подбор профилактических мероприятий при работе с данной категорией детей может стать предпосылкой к устранению агрессивного поведения на ранних этапах его возникновения.
Нами организовано экспериментальное исследование на базе КГКУ «Лесосибирский детский дом им. Ф. Э. Дзержинского». Выборка представлена детьми-сиротами подросткового возраста в количестве 19 человек, из них 10 мальчиков (52,6 %) и 9 девочек (47,4 %). Возрастной диапазон варьировался от 11 до 17 лет.
В качестве диагностического инструментария нами использовались следующие психодиагностические методики:
• Методика «Диагностика показателей и форм агрессии» (авторы - А. Басс - А. Дарки, стандартизирован А. А. Хваном);
• Методика «Виды агрессивности» (автор - Л. Г. Почебут).
Обобщив результаты экспериментального исследования, мы пришли к выводу, что у более 50 % детей-сирот выявлены высокие показатели по разным видам агрессивности. Подростки выражают негативные чувства и эмоции с помощью физической, вербальной, предметной агрессии и самоагрессии.
Условно мы распределили респондентов на 2 группы: к 1 группе (63 %) отнесли подростков, имеющих высокий уровень агрессивного поведения, ко 2 группе (37 %) - детей-сирот, имеющих показатели: «низкий уровень», «средний уровень» или «в пределах нормы». Дети-сироты, находящиеся в первой группе, зачастую, вспыльчивы, эмоционально неуравновешенны, негативно настроены по отношению к окружающим. Основными проблемами детей данной группы являются не только отсутствие способности к регулированию своего эмоционального состояния, но и трудности в обучении, социализации и адаптации. Социализация проходит намного сложнее, чем у подростков из второй группы, так как враждебность и недоверчивость затрудняют сам процесс коммуникации. Также данная категория детей отличается бедностью ценностных ориентаций, узостью мышления, интересов, отсутствием увлечений. Как правило, у них низкий интеллектуальный уровень, повышенная внушаемость и эмоциональная грубость, озлобленность.
С учетом результатов экспериментального исследования, мы совместно с педагогом-психологом разработали систему занятий на основе коррекционных программ М. Г. Кутренко и Е. К. Малютовой, направленную на профилактику агрессивного поведения детей-сирот подросткового возраста...
1. Абельбейсов, В. А. Социализация сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: теоретико-методологические основы / В. А. Абельбейсов // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 9. - С. 142-151.
2. Бабаев, Т. М. Основные теоретические подходы к изучению агрессивности и агрессии в отечественной и зарубежной психологии / Т. М. Бабаев, А. М. Калинова // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы : материалы VIII Международной научно-практической конференции: в 2 частях. Российский университет дружбы народов / Научный редактор В. И. Казаренков. - Москва : Российский университет дружбы народов (РУДН), 2015. - С. 631-638.
3. Бандура, А. Подростковая агрессия : Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс. - Москва : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2000. - 508 с.
4. Барсуков, А. В. Проблема самосознания личности детей-сирот / А. В. Барсуков, Л. А. Семикова, Т. В. Маркелова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-3. - С. 282-285.
5. Басс, А. Г. Психология агрессии / А. Г. Басс // Вопросы психологии - 1967. - № 3. - С. 60-67.
6. Беспалов, Ю. Судебная защита семейных прав и интересов ребенка / Ю. Беспалов // Российская юстиция. - 1996. - № 12. - С. 24-25.
7. Бобровникова, Н. С. Исследование проявлений агрессивности первокурсников колледжа [Электронный ресурс] / Н. С. Бобровникова // Молодой ученый. — 2016. — Режим доступа:
https://moluch.ru/archive/105/25019/
8. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - Санкт-Петербург : Питер, 2009. - 325 с.
9. Виноградова, Н. В. Особенности агрессивного поведения детей- сирот и методы психологической коррекции агрессии / Н. В. Виноградова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2011. - № 20. - С. 117-123.
10. Гусельникова, А. В. Особенности агрессивного поведения подростков при разном уровне эмпатии [Электронный ресурс] / А. В. Гусельникова // Электронная библиотека УрГПУ. - 2017. - Режим доступа: http://elar.uspu.rU/bitstream/uspu/8957/2/Guselnikova2.pdf
11. Дементьева, И. Ф. Дети-сироты: проблемы выживания / И. Ф. Дементьева // Социологические исследования. - 1991. - № 10. - С. 72-77.
12. Долгова, В. И. Исследование агрессивного поведения старших подростков / В. И. Долгова, Н. И. Аркаева, А. В. Смолин // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 31. - С. 121-125.
13. Долгова, В. И. Проблемы определения уровня эмоциональной устойчивости подростков / В. И. Долганова // Peer-reviewed materials digest (collective monograph) published following the results of the CIII International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in Psychology and Educational sciences : FUNCTIONS OF UPBRINGING AND EDUCATION IN CONDITIONS OF THE ACCELERATED SOCIALIZATION OF THE PERSONALITY IN THE MODERN SOCIETY. - Лондон : IASHE, 2015. - C. 91¬95.
14. Долгова, В. И. Психологические особенности агрессивного поведения подростков / В. И. Долгова, Л. В. Иванова, А. И. Банщикова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 31. - С. 11-15.
15. Ениколопов, С. Н. Понятие агрессии в современной психологии / С. Н. Ениколопов // Прикладная психология. - 2001. - № 1. - С. 60-72....(49)