Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Соучастие театральной аудитории в цифровом художественном пространстве г. Санкт-Петербурга: на примере Александринского театра

Работа №152752

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы90
Год сдачи2024
Стоимость5200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения театра и соучастия театральной аудитории в цифровом художественном пространстве 10
1.1 Концептуальные основы исследования современного театра 10
1.1.1. Институциональный подход к определению характеристик театра 10
1.1.2. Социально-конструктивистский подход к определению театра 15
1.1.3. Концепция фреймов в объяснении современного театра 18
1.2 Соучастие театральной аудитории в цифровом художественном пространстве 18
Глава 2. Формирование образа театра будущего в контексте формирования цифрового художественного пространства г. Санкт-Петербурга 25
2.1 Анализ соучастия театральной аудитории в цифровом художественном пространстве Александринского театра 25
2.2 Театр будущего: перспективы и ограничения на основе оценок зрителей 37
Заключение 42
Список литературы 44
Приложения 49




Актуальность темы исследования. Глобальный тренд на более интенсивное внедрение информационных технологий в различные сферы общественной жизни трудно не заметить. Еще труднее игнорировать масштабные изменения, возникающие в жизни современного человека под влиянием упомянутого тренда.
Современному человеку, особенно жителю мегаполиса, уже сложно представить свой вечер без поездки до дома на такси, вызванном через приложение, с попутным онлайн заказом продуктов или готовой пищи (посредством выбора изображений на экране смартфона) и выбора кино или сериала для просмотра за ужином, путем чтения рецензий и отзывов пользователей, которых он никогда не встретит, но мнение которых воспринимается как знак качества. Оставленная водителю такси оценка будет влиять на количество его заказов и коэффициент доплат за поездку, а знаком благодарности за комфортное вождение будет выступать “клик” по иконке “Оставить чаевые”.
В приведенной ситуации, которая находит своих субъектов каждый вечер явно отражена суть глобального тренда цифровизации –“киберпротезирование” реальности и институционализируемый перевод социального взаимодействия в виртуальную плоскость. В приведенном контексте социологические исследования чаще всего анализируют экономическую и политическую сферы общественной жизни, как наиболее модифицируемые цифровыми инструментами области. Менее представлена сфера культуры – исследования здесь, в большей, степени посвящены изменению ценностных парадигм и трансформации культурных норм под влиянием новых форм и способов коммуникации между социальными акторами. А более узкие в выборе объекта исследования работы анализируют, опять же, экономические изменения, связанные с новыми способами производства и потребления культурных благ.
Причиной такого распределения научных изысканий может выступать, как упоминалось выше, различная степень модифицированности и модифицируемости объекта исследования цифровыми решениями. Здесь мы говорим о том, что виртуализация общества – не единый процесс, но набор трендов, внедряемых в различные сферы жизни с разной скоростью и интенсивностью. Так можно выделять более консервативные и более инновационные ниши.
Наряду с замещением и институционализацией виртуальных практик можно говорить и об еще одном последствии развития цифровых технологий – замещением областей физического мира их виртуальными аналогами и переносе практик, характерных для физического пространства в цифровую сферу. На смену уютной гостиной книжного клуба приходят онлайн форумы и конференции в Zoom, а вместо посещения физической выставки можно воспользоваться её виртуальный проекцией. Более распространенный феномен, созданный развитием цифровых технологий – использование электронных способов коммуникации с посетителями, которые используют физические пространства.
Тем более актуальным, на наш взгляд, является интерес к исследованию такой консервативной сферы жизни как театральное искусство. В контексте вызовов, которые несет в последние годы технологический прогресс и цифровизационный тренд, а также ввиду недавней пандемии новой коронавирусной инфекции, спровоцировавшей стремительный переход многих аспектов жизни в цифровое пространство, мы видим научно актуальным изучение цифровой трансформации одного из наиболее консервативных видов искусства – искусства театрального.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования были достигнуты все промежуточные задачи.
Во-первых, была дана характеристика театра как социокультурного института, характеризующегося набором функций как социальных, так и культурных; набором символов, создающих образ театра в глазах аудитории; набором норм, регулирующих взаимодействия акторов в рамках института; а также идеологией, заключающей в себе основную цель существования института.
Теоретические разработки были подтверждены результатами эмпирического исследования. Информанты, при обосновании своей позиции по поводу формирования цифрового художественного пространства театра, часто ссылались на приведенные выше характеристики театра как социокультурного института. Зачастую выдвигались мнения об утрате и/или изменении театром своей сущности через интенсивное внедрение цифровых технологий и формирование цифрового пространства взаимодействия. Это говорит нам об устойчивом представлении театральной аудитории о сущности театра и утверждает в предположении о консервативности театральной сферы как части сферы культуры.
Во-вторых, главной особенностью соучастия является форма, в которой это соучастие происходит.
В-третьих, основной формой соучастия являются практики, предшествующие посещению театра или следующие за посещением: включающие в себя покупку билетов, участие в обсуждении театральных постановок в сети, просмотр театральной афиши онлайн и так далее. Цифровые решения сделали такую форму соучастия распространение и доступнее для широких слоев общества.
В этом же контексте высказывались многие информанты, рассматривающие внедрение цифровых технологий на сцену, скорее, как вариант расширения доступа театра к аудитории, нежели как способ приблизить зрителя к происходящему на сцене. Так, ни один участник фокус-групп не был задействован в активной форме соучастия в театральном представлениис использованием цифровых технологий, исключая участие в онлайн-трансляциях спектаклей.
В-четвертых, последнее демонстрирует нам и основной фактор, влияющий на соучастие в активной форме (то есть на посещение постановок с использованием цифровых технологий). Во-первых, на рынке практически не представлены продукты, предлагающие зрителю такую форму. Во-вторых, фактором является отсутствие понимания сути некоторых цифровых технологий у зрителей. Но отталкиваясь от этого и основываясь на материалах фокус – мы можем говорить о готовности аудитории к форме такого соучастия, основанной на интересе и желании испытать что-то новое.
Подводя итог по последней задачи, касающейся отношения театральной аудитории к формированию цифрового художественного пространства, можно сказать, что в основном аудитория Александринского театра воспринимает внедрение цифровых решений положительно.



1. Адрианова Т. О. Социальные функции театра // Вестник Челябинского государственного университета. Философия. Социология. Культурология. 2012. No 35 (289). С. 91–94.
2. Адрианова Т.О. Театр как социокультурный феномен // Вестник ОГУ. 2014. №7 (168).
3. Баврина Е.В. О некоторых закономерностях художественного восприятия(на примере театра и кино)// Социологические проблемы художественной культуры. - Свердловск, 1996. 378 с.
4. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности.- М., 1995; Бергер П. Приглашение в социологию.-М., 199
5. Божков В.Н. Изучение функционирования театра в современных условиях//Сб. Проблемы социологии театра. М. МГУ. 2005 32с.
6. Бурдье П. «Физическое и социальное пространство» М., 1990. С. 22
7. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики / пер. с франц.; сост., общ. ред. пер. и послесл. Н.А. Шматко. М.; СПб., 2005. 576 с.
8. Вахштайн Виктор Семенович Интеракционистские и структуралистские интерпретации наследия Ирвинга Гофмана ErvingGoffman: Vol. 1-4 / Ed. By G. A. Fine, G. Smith. London: Sage Publications, 2000 // Социологический журнал. 2003. №3.
9. Вахштайн Виктор Социология повседневности: от «Практики» к «Фрейму» Ирвинг Гофман. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта. М. : институт социологии РАН, 2003 // Социологическое обозрение. 2006. №1.
10. Вебер М. Избранные произведения.- М.; 1990. С.202
11. Гофман И. Анализ фреймов. Эссе об организации повседневного опыта. Институт социологии РАН, 2004.
12. Гробер Е.М. Феномен «соучастия» в контексте развития общественной инфраструктуры // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Философия. 2020. №1 (4).
13. Деникин А. А. К определению термина «партиципация» в контексте современных художественных практик // Наука телевидения. 2018. №14.1. С. 58-78
14. Дмитриевский В.Н. Театр. Телевидение. Публика.// Социология и экономика искусства. М. 2009 с. 44
15. Донова Д. А. Театр и зритель: стратегические основы взаимоотношений. АКД на соискание степени кандидата искусствоведения. М., 2007. С. 4.
...
46 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ