ОБРАЗ АНТАРКТИДЫ В ТВОРЧЕСКИХ ИСКАНИЯХ РУССКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ XX-XXI ВВ.: СТРАТЕГИИ МИФОЛОГИЗАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСВОЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА ЮЖНОГО ПОЛЮСА В ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1. Изучение семиотического пространства. Мифопоэтическое пространство
в литературе 7
1.2. Генезис и эволюция антарктического образа в культурном и литературном
сознании: от Античности к XVIII веку 13
1.3. Формирование мифологии Антарктиды в литературе XIX века 22
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 45
ГЛАВА 2. МИФОПРОСТРАНСТВО АНТАРКТИКИ В ЛИТЕРАТУРЕ XX-XXI ВЕКОВ 47
2.1. «Антарктический текст» в англо-американской литературной традиции 47
2.2. Геокультурный образ Антарктиды в русской литературе Новейшей эпохи 61
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. ОСВОЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА ЮЖНОГО ПОЛЮСА В ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1. Изучение семиотического пространства. Мифопоэтическое пространство
в литературе 7
1.2. Генезис и эволюция антарктического образа в культурном и литературном
сознании: от Античности к XVIII веку 13
1.3. Формирование мифологии Антарктиды в литературе XIX века 22
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 45
ГЛАВА 2. МИФОПРОСТРАНСТВО АНТАРКТИКИ В ЛИТЕРАТУРЕ XX-XXI ВЕКОВ 47
2.1. «Антарктический текст» в англо-американской литературной традиции 47
2.2. Геокультурный образ Антарктиды в русской литературе Новейшей эпохи 61
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Попытки открыть шестой континент, предположение о котором высказывали ещё древнегреческие мыслители, предпринимались неоднократно, и лишь в 1820 году русские мореплаватели достигли Антарктиды. Но и после этого регион в связи с экстремальными условиями оставался труднодоступным, ненаселённым и малоизученным, продолжая волновать воображение учёных, путешественников и писателей.
Следствием неосвоенности региона стала его мифологизация в культурном сознании, отразившаяся в творчестве ряда авторов. Полярную эстетику формируют художественные произведения таких зарубежных авторов, как С.Т. Кольридж, Э.А. По, Дж.Ф. Купер, Ж. Верн, У.К. Рассел, Д. де Милль, Г.Ф. Лавкрафт, Дж. Кэмпбелл, Дж. Роллинс и другие. Среди русских писателей к антарктической теме обращаются М.М. Щербатов, В.М. Санин, В.Я. Брюсов, А.И. Шалимов, Г.И. Гуревич, А.И. и С. А. Абрамовы, М.Г. Успенский, В.Г. Рощин.
Интерес к образу Антарктики в литературе обусловил внимание к нему и в научной среде. Э. Лин в работах «Romancing the Pole: A Survey of Nineteenth-Century Antarctic Utopias» (2004), «Antarctica in Fiction: Imaginative Narratives of the Far South» (2012), «Yesterday's tomorrows and tomorrow's yesterdays: Utopian literary visions of Antarctic futures» (2013) всесторонне исследует литературные отклики на южный материк. Она рассматривает ряд антарктических текстов (Antarctic texts), изображающих Крайний Юг как «пространство воображения» [Leane, 2012: 1-2].
С. Дж. Пайн в работе «Лёд» (1986), привлекая к анализу художественные тексты, приходит к выводу о том, что материк «был пустыней для художественной литературы» и «никогда по-настоящему не знал полного внимания высокой культуры» [Pyne, 1986]. Согласно Пайну, после произведений романтиков С.Т. Кольриджа, Э.А. По и Д.Ф. Купера литература о Южном полюсе приходит в упадок. Это представление разделяют более поздние критики П. Симпсон-Хаусли, У. Ленц и Ф. Спуорд, сосредоточившиеся на произведениях об Антарктике XIX или начала XX в. Пайн поднимает проблему освоения Антарктиды искусством. Он считает, что антарктическая литературная школа не сложилась по ряду причин, среди которых исследователь называет дефицит описаний ледяных ландшафтов, минимизирующий эффект антарктического ландшафта, географическую и культурную отдалённость материка, не позволившую ему включиться в романтическую или модернистскую традиции.
Э. Лин опровергает это мнение, указывая на тот факт, что с момента открытия континента прошло недостаточно времени для формирования последовательной литературной школы. Она пишет о всплеске интереса к материку в произведениях романистов, поэтов, драматургов, таких как Б. Бейнбридж, У. Ле Гуин, Э. Майклс, Б. Мэнхайр, Э. Мюррей, В.В. Набоков, П. Неруда, К.С. Робинсон, Г. Хейм и так далее. Кроме того, в XXI веке Крайний Юг стал более доступным для писателей благодаря национальным программам и развитию антарктического туризма.
П. Симпсон-Хаусли в работе «Antarctica: Exploration, Perception and Metaphor» (1992) исследует представления путешественников о Южном полюсе как о месте красоты и ужаса с ландшафтами страха, запустения. Его труд включает главу о полярных поэзии и прозе, которые отражают переживания исследователей материка, связанные со льдом и одиночеством - доминирующими чертами их мира [Simpson-Housley, 1992].
Интерес писателей и политиков, в том числе в России, к самому холодному, отдалённому и малоизученному региону не ослабевает. Несмотря на это, круг работ, посвящённых рецепции образа Антарктиды в искусстве, ограничивается трудами зарубежных авторов. Континент как пространство со своей системой мифов остаётся на периферии отечественного литературоведения.
А.Г. Иванов отмечает, что мифологизация как процесс включает несколько стадий: от возникновения простого нарратива до появления цепи событий, сюжетной линии, предстающей в качестве оформленного мифа [Иванов, 2019]. В исследовании рассматривается, как антарктический нарратив встраивается в сюжетную линию.
Объект дипломной работы - образ Антарктиды в художественной литературе XX-XXI вв.
Предмет исследования - стратегии мифологизации образа Антарктиды в творчестве русских и зарубежных писателей XX-XXI вв.
Актуальность работы обусловлена возрастающим интересом к изучению художественного пространства в современном литературоведении и к антарктическому топосу в литературе.
Новизна работы состоит в том, что впервые в отечественном литературоведении рассматриваются стратегии мифологизации
антарктического образа и особенности его рецепции в русской литературе.
Цель - изучить стратегии мифологизации образа Антарктиды в художественной литературе XX-XXI вв.
Цель исследования определила постановку следующих задач:
1) рассмотреть концепции художественного пространства и явление мифологизации в литературе;
2) изучить генезис и эволюцию антарктического образа в культуре;
3) исследовать своеобразие рецепции образа Южного полюса в русской и зарубежной литературе XX-XXI вв.;
4) определить стратегии мифологизации образа Антарктиды.
Методологической базой исследования являются работы, разрабатывающие концепции художественного пространства [Иванов, Топоров, 1965; Топоров, 1983; 1995; Лотман, 2000] и теорию мифа [Мелетинский, 1976; Лотман, Успенский, 1992; Лотман, Минц, Мелетинский, 1994; Барт, 1994; 2000; Топоров, 1995; Неклюдов, 2000; Иванов, 2019], труды 5
по изучению антарктической литературы [Pyne, 1986; Simpson-Housley, 1992; Leane, 2004; 2012; 2013],
В исследовании применялись методы: описательно-аналитический и сравнительно-исторический.
Материал работы: «Жизнь и приключения Питера Уилкинса» Р. Пэлтока (1751), «Путешествие в землю Офирскую г-на С... шведского дворянина» М.М. Щербатова (1784), «Сказание о старом мореходе» С.Т. Кольриджа (1797), «Рукопись, найденной в бутылке» (1833) и «Повесть о приключениях Артура Гордона Пима» (1838) Э.А. По, «Двадцать тысяч лье под водой» (1870) и «Ледяной сфинкс» (1897) Ж. Верна, «Республика Южного Креста» В.Я. Брюсова (1905), «Хребты Безумия» Г.Ф. Лавкрафта (1931), «Кто ты?» Дж. Кэмпбелла (1938), «Мы - из Солнечной системы» Г.И. Гуревича (1965), «Ледокол» В.Г. Рощина (2016).
Теоретическая значимость заключается в расширении представления о поэтике Антарктиды как художественного пространства.
Практическая значимость определяется тем, что результаты работы могут использоваться при изучении природных топосов и дальнейших исследований антарктического образа.
Сформулированные методы и задачи определяют структуру дипломной работы, состоящей из Введения, двух глав, Заключения и Списка использованной литературы.
Следствием неосвоенности региона стала его мифологизация в культурном сознании, отразившаяся в творчестве ряда авторов. Полярную эстетику формируют художественные произведения таких зарубежных авторов, как С.Т. Кольридж, Э.А. По, Дж.Ф. Купер, Ж. Верн, У.К. Рассел, Д. де Милль, Г.Ф. Лавкрафт, Дж. Кэмпбелл, Дж. Роллинс и другие. Среди русских писателей к антарктической теме обращаются М.М. Щербатов, В.М. Санин, В.Я. Брюсов, А.И. Шалимов, Г.И. Гуревич, А.И. и С. А. Абрамовы, М.Г. Успенский, В.Г. Рощин.
Интерес к образу Антарктики в литературе обусловил внимание к нему и в научной среде. Э. Лин в работах «Romancing the Pole: A Survey of Nineteenth-Century Antarctic Utopias» (2004), «Antarctica in Fiction: Imaginative Narratives of the Far South» (2012), «Yesterday's tomorrows and tomorrow's yesterdays: Utopian literary visions of Antarctic futures» (2013) всесторонне исследует литературные отклики на южный материк. Она рассматривает ряд антарктических текстов (Antarctic texts), изображающих Крайний Юг как «пространство воображения» [Leane, 2012: 1-2].
С. Дж. Пайн в работе «Лёд» (1986), привлекая к анализу художественные тексты, приходит к выводу о том, что материк «был пустыней для художественной литературы» и «никогда по-настоящему не знал полного внимания высокой культуры» [Pyne, 1986]. Согласно Пайну, после произведений романтиков С.Т. Кольриджа, Э.А. По и Д.Ф. Купера литература о Южном полюсе приходит в упадок. Это представление разделяют более поздние критики П. Симпсон-Хаусли, У. Ленц и Ф. Спуорд, сосредоточившиеся на произведениях об Антарктике XIX или начала XX в. Пайн поднимает проблему освоения Антарктиды искусством. Он считает, что антарктическая литературная школа не сложилась по ряду причин, среди которых исследователь называет дефицит описаний ледяных ландшафтов, минимизирующий эффект антарктического ландшафта, географическую и культурную отдалённость материка, не позволившую ему включиться в романтическую или модернистскую традиции.
Э. Лин опровергает это мнение, указывая на тот факт, что с момента открытия континента прошло недостаточно времени для формирования последовательной литературной школы. Она пишет о всплеске интереса к материку в произведениях романистов, поэтов, драматургов, таких как Б. Бейнбридж, У. Ле Гуин, Э. Майклс, Б. Мэнхайр, Э. Мюррей, В.В. Набоков, П. Неруда, К.С. Робинсон, Г. Хейм и так далее. Кроме того, в XXI веке Крайний Юг стал более доступным для писателей благодаря национальным программам и развитию антарктического туризма.
П. Симпсон-Хаусли в работе «Antarctica: Exploration, Perception and Metaphor» (1992) исследует представления путешественников о Южном полюсе как о месте красоты и ужаса с ландшафтами страха, запустения. Его труд включает главу о полярных поэзии и прозе, которые отражают переживания исследователей материка, связанные со льдом и одиночеством - доминирующими чертами их мира [Simpson-Housley, 1992].
Интерес писателей и политиков, в том числе в России, к самому холодному, отдалённому и малоизученному региону не ослабевает. Несмотря на это, круг работ, посвящённых рецепции образа Антарктиды в искусстве, ограничивается трудами зарубежных авторов. Континент как пространство со своей системой мифов остаётся на периферии отечественного литературоведения.
А.Г. Иванов отмечает, что мифологизация как процесс включает несколько стадий: от возникновения простого нарратива до появления цепи событий, сюжетной линии, предстающей в качестве оформленного мифа [Иванов, 2019]. В исследовании рассматривается, как антарктический нарратив встраивается в сюжетную линию.
Объект дипломной работы - образ Антарктиды в художественной литературе XX-XXI вв.
Предмет исследования - стратегии мифологизации образа Антарктиды в творчестве русских и зарубежных писателей XX-XXI вв.
Актуальность работы обусловлена возрастающим интересом к изучению художественного пространства в современном литературоведении и к антарктическому топосу в литературе.
Новизна работы состоит в том, что впервые в отечественном литературоведении рассматриваются стратегии мифологизации
антарктического образа и особенности его рецепции в русской литературе.
Цель - изучить стратегии мифологизации образа Антарктиды в художественной литературе XX-XXI вв.
Цель исследования определила постановку следующих задач:
1) рассмотреть концепции художественного пространства и явление мифологизации в литературе;
2) изучить генезис и эволюцию антарктического образа в культуре;
3) исследовать своеобразие рецепции образа Южного полюса в русской и зарубежной литературе XX-XXI вв.;
4) определить стратегии мифологизации образа Антарктиды.
Методологической базой исследования являются работы, разрабатывающие концепции художественного пространства [Иванов, Топоров, 1965; Топоров, 1983; 1995; Лотман, 2000] и теорию мифа [Мелетинский, 1976; Лотман, Успенский, 1992; Лотман, Минц, Мелетинский, 1994; Барт, 1994; 2000; Топоров, 1995; Неклюдов, 2000; Иванов, 2019], труды 5
по изучению антарктической литературы [Pyne, 1986; Simpson-Housley, 1992; Leane, 2004; 2012; 2013],
В исследовании применялись методы: описательно-аналитический и сравнительно-исторический.
Материал работы: «Жизнь и приключения Питера Уилкинса» Р. Пэлтока (1751), «Путешествие в землю Офирскую г-на С... шведского дворянина» М.М. Щербатова (1784), «Сказание о старом мореходе» С.Т. Кольриджа (1797), «Рукопись, найденной в бутылке» (1833) и «Повесть о приключениях Артура Гордона Пима» (1838) Э.А. По, «Двадцать тысяч лье под водой» (1870) и «Ледяной сфинкс» (1897) Ж. Верна, «Республика Южного Креста» В.Я. Брюсова (1905), «Хребты Безумия» Г.Ф. Лавкрафта (1931), «Кто ты?» Дж. Кэмпбелла (1938), «Мы - из Солнечной системы» Г.И. Гуревича (1965), «Ледокол» В.Г. Рощина (2016).
Теоретическая значимость заключается в расширении представления о поэтике Антарктиды как художественного пространства.
Практическая значимость определяется тем, что результаты работы могут использоваться при изучении природных топосов и дальнейших исследований антарктического образа.
Сформулированные методы и задачи определяют структуру дипломной работы, состоящей из Введения, двух глав, Заключения и Списка использованной литературы.
В ходе исследования антарктического топоса рассмотрены две концепции художественного пространства: семиотическая и мифопоэтическая.
Согласно семиотической теории Ю.М. Лотмана, внешний мир, подвергаясь семиотизации, становится фактором культуры и разделяется на область знаковых объектов и объектов, представляющих лишь самих себя. При этом «знаковость» отодвигает физический референт на второй план. Семиотическое пространство одновременно неравномерно и едино, его формируют культурные универсалии. Художественное пространство может быть внутренним/внешним, открытым/закрытым, динамичным/статичным и так далее. Наиболее объёмной единицей, моделирующей пространство в художественном тексте, является топос - место разворачивания смыслов.
В.Н. Топоров выделяет такой вид объектно-заполненного пространства, как мифопоэтическое. Особенностями этого пространства являются неразрывность хронотопа, неизменная заполненность, невозможность существования вне вещей. Основные элементы мифопоэтического пространства - центр, к которому обычно движется герой, и путь, зачастую труднопроходимый и малоизвестный. Мифологическое сознание наделяет пространство гетерогенным характером, антропоморфизмом, символичностью, а также осмысляет его через оппозиции центр/периферия, верх/низ, север/юг, близкое/далёкое, своё/чужое, дружественное/враждебное, живое/мёртвое, холодное/тёплое.
Мифологизация - процесс создания семантически нагруженных, вымышленных образов действительности. Она выступает в качестве инструмента авторов для упорядочивания жизненного материала, работы над известными мифами, смысловой и композиционной организации текста. Пространство мифологизируется с целью его осмысления, освоения,
сакрализации и десакрализации. В результате появляются новые культурные и социально-политические мифы.
Представления о шестом континенте сложились у людей гораздо раньше, чем он был открыт. Исследование образа Антарктиды выявляет трансформацию её восприятия в разные эпохи, многообразие стратегий мифологизации Южного полюса и особенности топоса.
Малоисследованность, труднодоступность, особенности климата и ландшафта, отсутствие коренного населения, проживание исключительно сотрудников научных исследовательских станций создают проблему освоения Южного полюса литературой. В то же время именно эти факторы влияют на своеобразие полярной литературы, отличают её от литературы о любом другом материке и способствуют активному процессу мифологизации Антарктиды.
На протяжении XVIII-XXI веков восприятие Антарктиды в культуре и обществе трансформируется. Первые литературные отклики отражают утопические взгляды на материк, которые постепенно сменяются на дистопические, это пространство изображается враждебным, смертельно опасным для человека. Отход от утопического изображения происходит в том числе в результате экспедиций в эпоху героического освоения открытого материка. Положительные оценки Антарктики и его обитателей ещё появляются в литературе XIX-XX веков, но основная часть произведений наделяет Южный полюс негативными коннотациями. В последние десятилетия мифологизация региона получает разнонаправленные стратегии в связи с новыми утопическим идеями по использованию континента.
К образу Антарктиды обращаются Р. Пэлток, М.М. Щербатов, С.Т. Кольридж, Э.А. По, Ж. Верн, В.Я. Брюсов, Г.Ф. Лавкрафт, Дж. Кэмпбелл, Г.И. Гуревич, В.Г. Рощин и так далее. Вопреки существовавшему в обществе и научной среде восприятию Антарктиды как пустого, непроизводительного пространства, неинтересного высокой культуре, они развивают антарктическую литературную школу.
Авторы зачастую изображают «сгущённый пейзаж», наполняя пространство Антарктиды описанием фауны, природного ландшафта, климатических явлений. Городской пейзаж является целиком вымышленным.
Среди распространённых приёмов мифологизации Антарктики - дихотомия, одушевление, гиперболизация, использования колоративов и имён собственных, символизм, сакрализация, демонизация, введение фантастических, мифических фигур, «сгущение» пространства. Частыми атрибутами её мифологизации становятся псевдонаучность, чудеса и суеверия. Авторы апеллируют к античным и христианским мифам, опираются на теории полой Земли и дрейфа материков, гипотезы о существовании на Южном полюсе инопланетян, нацистских секретных баз, атлантов, спящих во льдах вирусов. Литература отражает восприятие региона в индивидуальном и общественном сознании.
Крайний Юг отправляются покорять учёные, моряки, полярники, лётчики и просто авантюристы. Именно представители героических профессий помещаются в экстремальные ситуации, которые раскрывают их сущность. Одни персонажи оказываются бессильными перед ужасами Южного полюса, других трудности вдохновляют на подвиги. Антарктическое пространство проявляет как худшие, так и лучшие качества людей.
В иерархических отношениях топос Антарктиды является закрытым, чужим, отрицательным, фантастическим, связанным с низом, дьявольским. Мотивный комплекс Южного полюса включает мотивы тайны, одиночества, страха, ужаса, безумия, отчаяния, навсегда потерянного покоя. Авторы поднимают темы добра и зла, непознаваемого, борьбы человека и природы, героизма и товарищества.
Антарктический нарратив имеет общую сюжетную канву, которая зачастую включает отправление экспедиции в путешествие, пересечение судном полярного пояса, изоляцию, кораблекрушение, бунт, смерть, борьбу с враждебно настроенной природой, её экстремальными условиями и обитателями, поломку техники, преодоление трудностей, в том числе межличностных конфликтов, проникновение вглубь континента, появление тайны, её разгадку, побег из Антарктиды.
Обитателями материка становятся как реальные представители флоры и фауны, так и вымышленные персонажи: мстительные духи, обречённые призраки моряков, спящие вирусы, пришельцы из далёких звёзд, атланты и другие необычные расы. Таким образом, включение фантастических существ в конструируемый образ Антарктики - главная стратегия мифологизации южного континента.
Перспективы дальнейшей работы заключаются в углублении исследования антарктического топоса на материале других писателей и выявлении новых мотивов и стратегий мифологизации при создании образа Антарктиды.
Согласно семиотической теории Ю.М. Лотмана, внешний мир, подвергаясь семиотизации, становится фактором культуры и разделяется на область знаковых объектов и объектов, представляющих лишь самих себя. При этом «знаковость» отодвигает физический референт на второй план. Семиотическое пространство одновременно неравномерно и едино, его формируют культурные универсалии. Художественное пространство может быть внутренним/внешним, открытым/закрытым, динамичным/статичным и так далее. Наиболее объёмной единицей, моделирующей пространство в художественном тексте, является топос - место разворачивания смыслов.
В.Н. Топоров выделяет такой вид объектно-заполненного пространства, как мифопоэтическое. Особенностями этого пространства являются неразрывность хронотопа, неизменная заполненность, невозможность существования вне вещей. Основные элементы мифопоэтического пространства - центр, к которому обычно движется герой, и путь, зачастую труднопроходимый и малоизвестный. Мифологическое сознание наделяет пространство гетерогенным характером, антропоморфизмом, символичностью, а также осмысляет его через оппозиции центр/периферия, верх/низ, север/юг, близкое/далёкое, своё/чужое, дружественное/враждебное, живое/мёртвое, холодное/тёплое.
Мифологизация - процесс создания семантически нагруженных, вымышленных образов действительности. Она выступает в качестве инструмента авторов для упорядочивания жизненного материала, работы над известными мифами, смысловой и композиционной организации текста. Пространство мифологизируется с целью его осмысления, освоения,
сакрализации и десакрализации. В результате появляются новые культурные и социально-политические мифы.
Представления о шестом континенте сложились у людей гораздо раньше, чем он был открыт. Исследование образа Антарктиды выявляет трансформацию её восприятия в разные эпохи, многообразие стратегий мифологизации Южного полюса и особенности топоса.
Малоисследованность, труднодоступность, особенности климата и ландшафта, отсутствие коренного населения, проживание исключительно сотрудников научных исследовательских станций создают проблему освоения Южного полюса литературой. В то же время именно эти факторы влияют на своеобразие полярной литературы, отличают её от литературы о любом другом материке и способствуют активному процессу мифологизации Антарктиды.
На протяжении XVIII-XXI веков восприятие Антарктиды в культуре и обществе трансформируется. Первые литературные отклики отражают утопические взгляды на материк, которые постепенно сменяются на дистопические, это пространство изображается враждебным, смертельно опасным для человека. Отход от утопического изображения происходит в том числе в результате экспедиций в эпоху героического освоения открытого материка. Положительные оценки Антарктики и его обитателей ещё появляются в литературе XIX-XX веков, но основная часть произведений наделяет Южный полюс негативными коннотациями. В последние десятилетия мифологизация региона получает разнонаправленные стратегии в связи с новыми утопическим идеями по использованию континента.
К образу Антарктиды обращаются Р. Пэлток, М.М. Щербатов, С.Т. Кольридж, Э.А. По, Ж. Верн, В.Я. Брюсов, Г.Ф. Лавкрафт, Дж. Кэмпбелл, Г.И. Гуревич, В.Г. Рощин и так далее. Вопреки существовавшему в обществе и научной среде восприятию Антарктиды как пустого, непроизводительного пространства, неинтересного высокой культуре, они развивают антарктическую литературную школу.
Авторы зачастую изображают «сгущённый пейзаж», наполняя пространство Антарктиды описанием фауны, природного ландшафта, климатических явлений. Городской пейзаж является целиком вымышленным.
Среди распространённых приёмов мифологизации Антарктики - дихотомия, одушевление, гиперболизация, использования колоративов и имён собственных, символизм, сакрализация, демонизация, введение фантастических, мифических фигур, «сгущение» пространства. Частыми атрибутами её мифологизации становятся псевдонаучность, чудеса и суеверия. Авторы апеллируют к античным и христианским мифам, опираются на теории полой Земли и дрейфа материков, гипотезы о существовании на Южном полюсе инопланетян, нацистских секретных баз, атлантов, спящих во льдах вирусов. Литература отражает восприятие региона в индивидуальном и общественном сознании.
Крайний Юг отправляются покорять учёные, моряки, полярники, лётчики и просто авантюристы. Именно представители героических профессий помещаются в экстремальные ситуации, которые раскрывают их сущность. Одни персонажи оказываются бессильными перед ужасами Южного полюса, других трудности вдохновляют на подвиги. Антарктическое пространство проявляет как худшие, так и лучшие качества людей.
В иерархических отношениях топос Антарктиды является закрытым, чужим, отрицательным, фантастическим, связанным с низом, дьявольским. Мотивный комплекс Южного полюса включает мотивы тайны, одиночества, страха, ужаса, безумия, отчаяния, навсегда потерянного покоя. Авторы поднимают темы добра и зла, непознаваемого, борьбы человека и природы, героизма и товарищества.
Антарктический нарратив имеет общую сюжетную канву, которая зачастую включает отправление экспедиции в путешествие, пересечение судном полярного пояса, изоляцию, кораблекрушение, бунт, смерть, борьбу с враждебно настроенной природой, её экстремальными условиями и обитателями, поломку техники, преодоление трудностей, в том числе межличностных конфликтов, проникновение вглубь континента, появление тайны, её разгадку, побег из Антарктиды.
Обитателями материка становятся как реальные представители флоры и фауны, так и вымышленные персонажи: мстительные духи, обречённые призраки моряков, спящие вирусы, пришельцы из далёких звёзд, атланты и другие необычные расы. Таким образом, включение фантастических существ в конструируемый образ Антарктики - главная стратегия мифологизации южного континента.
Перспективы дальнейшей работы заключаются в углублении исследования антарктического топоса на материале других писателей и выявлении новых мотивов и стратегий мифологизации при создании образа Антарктиды.



