Автомобильный транспорт широко используется во всех отраслях народного хозяйства. Перед автомобильным транспортом поставлены следующие задачи: повысить эффективность использования автотранспортных средств, и в первую очередь за счёт широкого применения прицепов и полуприцепов, сокращение непроизводительных простоев, улучшить структуру автомобильного парка.
С развитием автомобильного транспорта возникли стабильные грузопотоки однородных грузов, в результате чего во многих случаях оказалось экономически целесообразно специально приспосабливать грузовые автомобили для систематической перевозки определённых грузов, появились так называемые специализированные автомобили.
Применением специализированных автомобилей и автопоездов повышает сохранность перевозимых грузов, позволяет облегчить или полностью механизировать погрузочно-разгрузочные работы и этим существенно повысить производительность труда и снизить себестоимость автотранспортных перевозок.
Самым распространенным типом специализированных грузовых автомобилей являются автомобили-самосвалы. Их выпуск в настоящее время составляет около 20% от общего выпуска грузовых автомобилей. По своей конструкции автомобили-, прицепы- и полуприцепы-самосвалы, специально приспособлены для перевозки и механизированной разгрузки навалочных и сыпучих грузов. Использование самосвалов в комплексе с экскаваторами, транспортёрами, с погрузкой при помощи бункеров позволяет полностью механизировать погрузочно-разгрузочные работы, что при массовых перевозках навалочных и насыпных грузов на сравнительно короткие расстояния (до 15..20 км) даёт большой экономический эффект.
Навалочные и насыпные грузы составляют значительную часть грузов, перевозимых автомобильным транспортом. Это строительные материалы и продукты сельского хозяйства, которые допускают перевозку их в кузовах грузовых автомобилей без тары, и выгрузку сбрасыванием.
В настоящее время проявляется всё больший интерес к самосвалам повышенной грузоподъёмности, способным перевозить 15 ... 25 тонн грузов и позволяющим передвигаться в условиях затруднённой проходимости. Кроме того, помимо грузоподъёмности и тягово-динамических качеств, немаловажное значение в настоящее время приобретают экологичность и комфортабельность автомобилей.
На основании анализа существующих конструкций и классификации самосвальных устройств разгрузки предложена новая конструктивно- технологическая схема разгрузки кузова транспортного средства, которая позволяет повысить производительность и снизить время цикла при перевозке материалов, способных слеживаться и слипаться.
В данном проекте проведён анализ существующих систем гидрооборудования самосвальных установок и их деталей, применяемых на полуприцепах с задней разгрузкой. Кроме того предложена система гидрооборудования, позволяющая увеличить угол подъёма платформы с 450 до 500 , что позволяет более эффективно освобождать платформу от груза.
1. Аринин, И. Н. Техническая эксплуатация автомобилей : учеб. пособие ; рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ / И. Н. Аринин, С. И. Коновалов, Ю. В. Баженов. - Ростов н/Д : Феникс, 2004. - 320 с.
2. Булгаков, Н. Ф. Управление качеством профилактики автотранспортных средств. Моделирование и оптимизация : учеб. пособие / Н. Ф. Булгаков. - Красноярск : ИПЦ КГТУ, 2002. - 184 с.
3. Васильев В.А. Положение о техническом обслуживании, диагностировании и ремонте карьерных самосвалов БелАЗ: методические указания по выполнению лабораторных работ, курсового и дипломного проектирования для студентов спец. 190601.65 «Автомобили и автомобильное хозяйство» очной и заочной форм обучения / Сост. А.Н. Борисенко, К.В. Скоробогатый. Красноярск: КЕТУ, 2006. 49 с.
4. Зобнин, В.А. Расчет и оптимизация стоимости владения автомобилем в некоммерческой эксплуатации / В.А.Зобнин. - М.: 2012. - 74 с.
5. Карьерные самосвалы - руководство по эксплуатации: РУПП «Белорусский автомобильный завод» - Республика Беларусь, 2003. - 192 с.
6. Кузнецов, Е. С Управление техническими системами : учебное пособие / Е. С. Кузнецов. М. : Изд-во МАДИ (ЕТУ), 2003. - 247 с.
7. Кузнецов, Е.С. Техническая эксплуатация автомобилей: учебник / Е.С. Кузнецов.- М.: Наука, 2000. - 512 с.
8. Положение о техническом обслуживании, диагностировании и ремонте карьерных самосвалов БелАЗ: РУПП «Белорусский автомобильный завод» - Жодино 2004 . - 44 с.
9. ПОТ Р. М - 027 - 2003.: Отраслевые нормативы /- СПб.: Деан, 2004. - 208 с.
10. Сигачева, Н.Л. Экономика автотранспортных предприятий:
методические указания к экономической части дипломного проекта для студентов специальности 150200 «Автомобили и автомобильное хозяйство» / сост. Н. Л. Сигачева, К.В. Батенин.- Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2003 г. - 18 с.
11. Фадеев, Д.С., Горнаков, И.А. Анализ основных параметров целевых затрат и их влияние на стоимость владения транспортным средством // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2016. Т. 20. № 12. С. 223-232. DOI: 10.21285/1814-3520-2016-12-215-224
12. Хмельницкий, А.Д. Экономика и управление на грузовом автомобильном транспорте [Текст]: учебное пособие высших учебных заведений / А.Д. Хмельницкий.-М.: Издательский центр «Академия», 2006.-256с.