Введение 4
1 Теоретические аспекты использования игровых технологии на уроках
литературного чтения 7
1.1 Классификация игровых технологий как вида педагогической
работы 7
1.2 Функции и сущность игры. Игровые технологии в начальной
школе 10
1.3 Игровые технологии на уроках литературного чтения в
начальных классах 16
2 Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности
использования игровых технологий на уроках литературного чтения в начальных классах 20
2.1 Методика организации дидактических игр на уроках
литературного чтения 20
2.2 Формирующий эксперимент 26
2.3 Результаты контрольного эксперимента 38
Заключение 42
Список использованных источников 44
Приложение А Анкетирование «Узнай свой читательский интерес» 49
Приложение Б Уровень сформированное™ техники чтения 1 «А» класса по методике Ясюковой Л. А 51
Приложение В Уровень восприятия литературного текста (произведения) 1 «А» класса по методике М.П. Воюшиной 52
Приложение Г Уровень сформированное™ техники чтения младших школьников по методике Ясюковой Л.А. после проведения работы с детьми, направленной на развитие читательских умений посредством игровых технологий 53
Приложение Д Уровень восприятия литературного произведения младших школьников по методике М.П. Воюшиной после проведения работы с детьми 54
Игра является одним из первых средств обучения и воспитания человека. Дополняя привычные традиционные формы, она способствует активизации обучения. Л. С. Выготский [11], С. Л. Рубинштейн, А. С. Макаренко, Д. Б. Эльконин, В. А. Сухомлинский, С. А. Шмаков [45], П. И. Пидкасистый и другие наблюдали действенность применения игр в процессе обучения [34].
ФГОС повествует о том, что задача педагога заключается в мотивации учеников [42]. Младшеклассники утомляются очень быстро, поэтому требуется частая смена деятельности. Так как раньше у детей ведущий вид деятельности был игровой, то теперь он сменился на учебную, поэтому возникает вопрос: как сделать, чтобы ребенку было проще в процессе обучения. Следовательно, одним из спасительных средств является игра.
Игра - одна из форм обучения, представляющая собой непринужденную деятельность для обучающихся. Игровая деятельность является не только интересным досугом для ребенка, но и помогает решать поставленные задачи, а также мотивирует его и помогает вникнуть в процесс обучения [23]. Игра делает учебную деятельность нескучной. С помощью нее легче усвоить, запомнить и повторить пройденную информацию, а также применить знания в новой ситуации.
Уроки, проведенные в форме игры, вызывают интерес в учебном процессе. С помощью игры можно развить талант и способности ребенка.
В современном мире многие педагоги стараются использовать на своих уроках игровые формы обучения для того, чтобы вызвать у ребенка интерес к обучению.
Школьникам часто дается информация в готовой форме, которая не требует мыслительной деятельности: интернет, мультимедиа и другие средства СМИ. Но не стоит забывать о том, что есть игра, которая способствует применению знаний, полученных на уроках [16].
В связи с этим, тема исследования «Методика использования игровых технологий на уроках литературного чтения» не вызывает сомнений.
Педагоги в той или иной степени прибегают к использованию игровых технологий в своей деятельности. Первоклассники не способны управлять своей деятельностью: у них возникают трудности при решении каких - либо учебных задач, им сложно решить проблемы, они быстро устают. В связи с этим, педагог ищет подходящие методы для познавательной активности ребенка, для расслабления.
Проблема нашего исследования заключается в совершенствовании системы литературного чтения путем включения игровых технологий, способствующих развитию читательских умений младших школьников.
Целью исследования является теоретическое обоснование и апробация методики использования игровых технологий на уроках литературного чтения.
Достижение этой цели требует решения следующих задач:
1. Определить классификацию игровых технологий как вида педагогической работы;
2. Изучить функции и сущность игры. Игровые технологии в начальной школе;
3. Описать игровые технологии на уроках литературного чтения в начальных классах;
4. Рассмотреть методику организации дидактических игр на уроках литературного чтения;
5. Провести формирующий эксперимент;
6. Проанализировать результаты контрольного эксперимента;
Объектом исследования выступает применение игровых технологий в образовательном процессе начальной школы.
Предметом исследования является процесс использования игровых технологий на уроках литературного чтения младших школьников.
Гипотеза исследования: использование игровых технологий на уроках литературного чтения в начальной школе позволяет получить более высокие результаты обучения в сравнении с репродуктивной методикой, так как анализ произведения становится личностно значимым для ребенка, повышается интерес к предмету.
Методы исследования: анализ, синтез, описание, обобщение психолого-педагогической литературы, анкетирование, педагогическое моделирование.
База практического исследования: МБОУ СОШ № 4 г. Лесосибирска, 1 «А» класс.
Научная значимость исследования: научное обоснование применения игрового подхода на уроках литературного чтения.
Практическая значимость нашего исследования: полученные в результате исследования выводы могут быть использованы в работе по развитию читательских умений младших школьников.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Изучая научную литературу по теме исследования, а так же поведение младших школьников можно подвести некоторые выводы.
Таким образом, выяснили, что игра является образцом поведения, помогает приспособиться ребенку в социуме. Все функции игры взаимозависимы. Главная, объединяющая их цель - развлечение плюс развитие способностей, заложенных в личности.
В педагогике существует множество разнообразных классификаций игровых технологий. Классифицируют их по разным признакам: по характеру педагогических задач, по организационному характеру, по характеру деятельности учащихся и т.д.
Результаты анализа показали, что основная часть обучающихся имеет не сильно развитые читательские способности, а именно: у таких детей плохо развит уровень усвоения и понимания текста, который они читают, а если этот текст еще и внушительных размеров, то у них начинается паника.
У младших школьников плохо развиты и навыки чтения им сложно читать текст, проговаривать его, ставить ударения, читать на скорость, а так же у детей отсутствует интерес к чтению. Группа, в которой проводился эксперимент, в основном проглатывали окончания, путали слова и не понимали смысла прочитанного. Пытались формировать предложения, в процессе чтения визуально, угадывая слова и окончания, а так же соединяя некоторые фразы. С легким текстом, в основном, справлялись все, но стоило дать на чтение большой по объему и содержанию текст, то с ним были большие трудности.
Прежде всего, мы провели опрос учащихся начальных классов, который выявил уровень интереса к общему чтению, следовательно, также выявил уровень интереса к курсам литературного чтения. Можно сделать вывод, что необходимо использовать игровые технологии для повышения интереса к курсу. Были использованы игровые технологии в учебной программе, чтобы помочь детям сформировать целенаправленное и глубокое понимание смысловой нагрузки текстов и сказок.
Был подобран ряд игр, основанных на сказках, чтобы повысить уровень познавательного интереса и тем самым поднять уровень чтения и усвоения материала.
Далее было проведено заключительное исследование.
После заключительного этапа исследования мы можем делать вывод, что после эксперимента наблюдалась положительная динамика, поэтому его можно считать успешным.
1. Агапова, И. А. Литературные игры для детей / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - Москва : Издательство Лада, 2017. - 192 с.
2. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой / Н. П. Аникеева. - Москва : Издательство Просвещение, 2005. - 144 с.
3. Аристова, Л. П. Активность учения школьника / Л. П. Аристова. - Москва : Издательство Просвещение, 2019. - 139с.
4. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной
общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский. - Москва : Издательство Просвещение, 2017. - 208 с.
5. Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения.
Общедидактический аспект / Ю. К. Бабанский. - Москва :
Издательство Педагогика, 2017. - 256 с.
6. Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология / Н. В. Басова. - Ростов н/Д: Издательство Феникс, 2018. - 413 с.
7. Белкин, А. С. Возрастная педагогика / А. С. Белкин. - Екатеринбург : Издательство Эксмо, 2020. - 270 с.
8. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. - Москва : Издательство Педагогика, 2003. - 236 с.
9. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. - Москва : Большая рос. энцикл., 2002. - 820 с.
10. Воюшина, М. П. Программа по литературе: для начальных классов общеобразовательной средней школы / М. П. Воюшина. - Санкт - Петербург : Специальная литература , 2006. - С. 37-45.
11. Выготский, Л. С. Собрание сочинений / Л. С. Выготский. - Москва : Издательство Академия, 2012. - 310 с.
12. Гамезо, М. В. Младший школьник. Психодиагностика и коррекция развития / М. В. Гомезо. - Москва : ACT, 2015. - 116 с.
13. Гончарик, Л. В. Влияние групповой формы работы на формирование и развитие учебной мотивации / Л.. В. Гончарик // Начальная школа. - 2014. - №11. - С. 45-48.
14. Громакова, К. Е. Игровые технологии на уроке литературного чтения / К. Е. Громакова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 39. - С. 221-225. - URL :http://e-koncept.ru/2017/970911.htm.(дата обращения: 20.01.2022).
15. Джежелей О. В. Литературные игры на уроках чтения 1-4 классы / О. В. Джежелей. - Москва : Издательство Просвещение, 2019. - 240 с.
16. Друзина, И. В. Использование игровых технологий на
уроках литературного чтения как один из способов приобщения к чтению младших школьников / И. В. Друзина. - URL :
https://multiurok.ru/files/ispol-zovaniie-ighrovykh-tiekhnologhii-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia-kak-odin-iz-sposobov-priobshchieniia-k-chtieniiu-mladshikh-shkol-nikov.html?login=ok (дата обращения:
20.01.2022).
17. Евтюшкин, С. В. Изучение учебного предмета «Чтение» как фактор социализации младших школьников / С. В. Евтушкин. - Пенза, 2012. - 134 с.
18. Занков, Л. В. Развитие школьников в процессе обучения / Л. В. Зайков. - Москва : Издательство Просвещение, 2017. - 152 с.
19. Ибрагимова, Е. О. Игровые технологии на уроке литературного
чтения в начальной школе / Е. О. Ибрагимова. - URL :
https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/421256-igrovye-tehnologii-na-uroke-literaturnogo-cht (дата обращения: 20.01.2022).
20. Икрамова, С. А. Выразительное чтение и его роль в развитии речи школьников начальных классов / С. А. Икрамова. - Москва : Академия, 2012. - 156 с.
21. Казанская, К. О. Детская и возрастная психология / К. О. Казанская. - Москва : А - Приор, 2019. - 160 с.
22. Каирова, И. А. Читательская деятельность младших школьников / И. А. Каирова. - Москва : ACT, 2018. - 280 с.
23. Калинкина, Е. В. Использование игровых технологий, как средство
повышения познавательного интереса на уроках литературного чтения в начальных классах/ Е. В. Калинкина. - URL :
https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/156834-ispolzovanie-igrovyh-tehnologij-kak-sredstvo-(дата обращения: 20.01.2022).
24. Каменская, Е .Н. Психология развития и возрастная психология / Е. Н. Каменская. - Ростов-на-Дону: Издательство Феникс, 2018. - 256 с.
25. Климанова, Л. Ф. Литературное чтение в 1 классе / Л. Ф. Климанова. - Москва : Просвещение, 2015. - 80 с.
26. Климанова, Л. Ф. Особенности уроков чтения в начальной школе. Уроки литературного чтения / Л. Ф. Климанова. - Москва : Академия,
2017. -145 с.
27. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений / Г. М. Коджаспирова. - Москва : Академия, 2000, 176 с.
28. Милютина, Е. Г. Формирование читательского опыта младших школьников на материале сказочной прозы писателей Серебряного века// Детская литература и воспитание: сб. науч. тр. / Е. Г. Милютина. - Тверь, 2013. - С. 94 - 104.
29. Милютина, Е. Г. Введение в культуру родного края. Формирование культуроведческих компетенций младших школьников на материале регионального фольклора / Е. Г. Милютина. - Тверь, 2015. - С. 141¬164.
30. Милютина, Е. Г. Детское литературное творчество: принципы и приемы развития / Е. Г. Милютина. - Тверь, 2014. - С. 182-187.
31. Мисаренко, Г. Г. Дидактические материалы для развития техники чтения в начальной школе / Г. Г. Мисаренко. - Москва: ИНФО, 2016. - 128 с.
32. Мухина, В. М. Возрастная психология / В. М. Мухина. - Москва: ACT, 2012. - С. 352.
33. Оморокова, М. И. Чтение в начальных классах: Методическое пособие / М.И. Оморокова. - Тула: Издательство Родничок, 2010. - 124 с.
34. Пидкасистый, П. И. Технология игры в обучении и развитии / П. И. Пидкасистый. - Москва, 2016. - 238 с.
35. Подласый, И. П. Педагогика начальной школы: учебник для студентов пед. учщ. и колледжей / И. П. Подласый. - Москва : ВЛАДОС, 2018. - С. 229.
36. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. - Москва : Просвещение, 2017. - С. 53¬55.
37. Салахутдинова, Е. С. Педагогическая поддержка младших школьников в процессе обучения чтению / Е. С. Салахутдинова. - Ростов н/Д., 2012. - 146 с.
38. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий / Г. К. Селевко. - Москва: НИИ школьных технологий, 2016. - С.127.
39. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологи / Г. К. Селевко. - Москва, 2011. - 358 с.
40. Сергеева, И. С. Теория игры и игровые технологии в учебно-воспитательном процессе / И. С. Сергеев. - Москва : Перспектива,
2018. - 116 с.
41. Смирнова, М. Ю. Игровые технологии образовательного процесса на уроках русского языка и литературы / М. Ю. Смирнова. - URL : https://www.art-talant.org/publikacii/36437-metodicheskoe-posobie-igrovye-tehnologii-obrazovatelynogo-processa-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury (дата обращения: 20.01.2022).
42. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : приказ Министерства образования и науки РФ от 6 декабря 2009 г. № 373 : редакция от11 декабря 2020 г.
43. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273- ФЗ., 2017. - 53 с.
44. Шайхетдинова, Л. Р. Игровые технологии как фактор познавательной деятельности учащихся / Л.Р. Шайхетдинова // Первое сентября. - URL : http://festival.1september.ru/articles/522077(дата обращения: 20.01.2022).
45. Шмаков, С. А. Игры учащихся - феномен культуры / С. А. Шмаков. - Москва : Новая школа, 2017. . - С. 15.
46. Ясюкова, Л. А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников / Л. А. Ясюкова. . - Санкт - Петербург : Речь, 2016. . - 204 с.